Расходы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование расходов государства и их распределения, разработка предложений по повышению эффективности использования бюджетных расходов в процессе финансирования расходов, обеспечивающих стабильное социально - экономическое развитие и устойчивый экономический рост.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие расходов государства.
2. Рассмотреть классификацию расходов государства.
3. Провести сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009, 2010 и 2011 годов.
4. Уяснить пути повышения эффективности расходов государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, классификация расходов государства 6
1.1. Понятие расходов государства 6
1.2. Классификация расходов государства 10
Глава 2. Сравнительный анализ расходов государства и пути повышения их эффективности 15
2.1. Сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009, 2010 и 2011 годов 15
2.2. Пути повышения эффективности расходов государства 28
Заключение 31
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовач Расходы государства.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

 

 В современной  экономической системе государство  выполняет ряд общественно-значимых  функций. Успешная их реализация  предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, в демократических странах они привлекает к себе широкое общественное внимание, и являются предметом активной дискуссии. Предприятия, организации, граждане являются налогоплательщиками, они участвуют в финансировании доходной части бюджета и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяется развитию общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов.

Актуальность темы курсовой работы: одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Степень разработанности темы. Понятие бюджета и проблемы его функционирования исследованы в работе на основании трудов российских ученых. Среди них можно отметить Л. Абалкина, М. Романовского и других. Роль и значение бюджета исследованы в рамках классической и кейнсианской политэкономии на основе работ: А. Смита и Дж. М. Кейнса.

Вместе с тем в экономической  науке недостаточно разработаны  тео-ретические и практические аспекты  использования бюджетных расходов для решения задач, связанных  с социально - экономическим развитием государства, многие из которых связаны с выработкой способов повышения эффективности использования бюджетных средств и являются дискуссионными и недостаточно проработанными.

 Объектом исследования выступают финансовые отношения государства с экономическими субъектами.

Предметом исследования являются бюджетные отношения, связанные с распределением финансовых ресурсов в процессе осуществления бюджетных расходов.

Теоретико-методологической основой настоящего исследования послужили  концепции и гипотезы отечественных и зарубежных ученых в области финансов, а также монографии и статьи современных авторов, посвященные проблемам социально-экономического развития Российской Федерации и функционирования бюджетной системы.

            Целью настоящей работы является исследование  расходов государства и их распределения, разработка предложений по повышению эффективности использования бюджетных расходов в процессе финансирования расходов, обеспечивающих стабильное социально - экономическое развитие и устойчивый экономический рост.

       Для  достижения поставленной цели  необходимо решить следующие  задачи:

  1. Раскрыть понятие   расходов государства.
  2. Рассмотреть классификацию расходов государства.
  3. Провести сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009, 2010 и 2011 годов.
  4. Уяснить пути повышения эффективности  расходов  государства.

Нормативно-правовой базой настоящей  стали Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы и  нормативно-правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, регулирующие проведение бюджетных расходов.

          Структура курсовой работы. Цели и задачи исследования определили структуру работы. Курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, классификация  расходов государства

1.1. Понятие расходов государства

 

В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, в демократических странах они привлекает к себе широкое общественное внимание, и являются предметом активной дискуссии. Предприятия, организации, граждане являются налогоплательщиками, они участвуют в финансировании доходной части бюджета и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяется развитию общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов1.

Бюджетные расходы можно определить как “процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год”2. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6). Приведенные определения отражают различные подходы к пониманию государственных расходов. В первом случае акцент делается на управленческие, процедурные моменты. Действительно, в современных условиях бюджетные расходы - основа сложной системы взаимоотношений, охватывающей не только органы государственной власти (законодательные, исполнительные, контрольные и др.), но и гражданское общество. Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом бюджетного процесса. Определение, принятое в бюджетном кодексе, подчеркивает функциональную сторону расходов, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти.

Для количественной оценки расходов могут использоваться такие показатели, как общий их объем, темпы роста (прироста), динамика по отношению к ВВП, структура расходов и ее изменение, а также объем отдельных видов расходов в расчете на душу населения3. Для изучения структуры могут использоваться экономическая, функциональная и ведомственная классификация расходов бюджета.

Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов4. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования.

Расходы государственного бюджета - это  экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Для выяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в  воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета  подразделяются на две части: одна связана  с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы5. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства ,стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

Экономическая группировка бюджетных  расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление. Структура бюджетных расходов названных групп в течение многих лет была у нас относительно стабильной, демонстрируя давно сложившиеся приоритеты в распределении бюджетных средств. Основные ресурсы-примерно половина-направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около трети на социально-культурные мероприятия.

Динамика бюджетных показателей  свидетельствует, что бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической  функцией государства, тогда как его социальная функция, ориентированная непосредственно на человека, не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации, с переходом на рыночные основы хозяйствования акценты в распределении бюджетных средств непременно сместятся, отразив, во-первых, усиление социальной функции государства, во-вторых, изменения в содержании и направленности экономической функции6.

Основу отраслевой группировки  расходов государственного бюджета  составляет общепринятое деление экономики  на отрасли и виды деятельности7. Исходя из него, расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности : на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т. д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Расходы государственного бюджета  тесно взаимосвязаны с его  доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами, а также в их влиянии  друг на друга8. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т. д.

1.2. Классификация расходов государства

 

Наиболее крупными до недавних пор  были расходы бюджета на финансирование народного хозяйства9. В их состав включались расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Основная масса бюджетных ресурсов направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи низкорентабельным и убыточным хозяйствам и т. д. ). В последние годы из-за неоправданно возросших масштабов бюджетного финансирования затрат, обеспечивающих простое воспроизводство (на дотации уходила примерно пятая часть валового национального продукта), резко снизилась роль бюджетных расходов в решении структурных проблем народного хозяйства.

Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения . Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное ,но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т. д., эти расходы одновременно опосредованно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

Часть бюджетных средств государство  направляет на оборону. Военные расходы  довольно дорого обходятся налогоплательщику - еще недавно на них использовалось от 25 до 30% валового национального продукта.

Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии  и флота, финансированию НИОКР; остальное  приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы10.

Информация о работе Расходы государства