Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование расходов государства и их распределения, разработка предложений по повышению эффективности использования бюджетных расходов в процессе финансирования расходов, обеспечивающих стабильное социально - экономическое развитие и устойчивый экономический рост.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие расходов государства.
2. Рассмотреть классификацию расходов государства.
3. Провести сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009, 2010 и 2011 годов.
4. Уяснить пути повышения эффективности расходов государства.
Введение 3
Глава 1. Понятие, классификация расходов государства 6
1.1. Понятие расходов государства 6
1.2. Классификация расходов государства 10
Глава 2. Сравнительный анализ расходов государства и пути повышения их эффективности 15
2.1. Сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009, 2010 и 2011 годов 15
2.2. Пути повышения эффективности расходов государства 28
Заключение 31
Список источников
Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения; при благоприятной международной обстановки они сокращаются11. На величину бюджетных расходов на оборону может влиять уровень развития экономики, ее финансовые возможности. Сегодня размер военных расходов отражает происходящие в мире прогрессивные процессы, связанные с разрядкой международной напряженности и сокращением вооружений. Реализуя международные договоренности, Россия последовательно проводит практические меры по сокращению военных расходов. Наиболее крупные сокращения коснулись закупок вооружений и военной техники, военного строительства, НИОКР.
Образование Содружества Независимых Государств внесло изменения в состав расходов каждого члена Содружества, их структуру и динамику. В настоящее время в государственном бюджете РФ предусматриваются средства на содержание, во-первых, стратегических сил, во-вторых, объединенных сил общего назначения и, в-третьих, республиканских сил. Первые два вида военных расходов (исходя из предварительного соглашения между членами Содружества) предполагается финансировать по квотам, предусмотренным для каждого государства. Например, на долю России, являющейся правопреемницей бывшего Советского Союза, приходится 61,3% общих расходов на содержание Вооруженных Сил Содружества.
Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности.
Расходы на управление, являясь материально-финансовой базой деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять руководство экономикой.
Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг ) предприятий и организаций12.
Разбалансированность
Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности для неэффективного использования бюджетных ассигнований. Положение усугубляется тем, что система бюджетного финансирования, под которой понимается предоставление бюджетных средств юридическим и физическим лицам на определенных условиях и в соответствии с установленными принципами сложилась еще в 30-е годы и в течение всего последующего времени не претерпела радикальных изменений. Между тем условия хозяйствования в 30-е и 90-е годы коренным образом различаются, порождая неадекватность действующей сегодня системы бюджетного финансирования экономическим ориентирам рыночного хозяйства.
О необходимости отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления с их субъективно-волевыми решениями говорилось уже давно13. Но пока что делаются лишь первые радикальные шаги по пути наиболее эффективного и рационального инвестирования бюджетных средств.
Так, принято решение о прекращении с 19992 г. бюджетного дотирования малорентабельных и убыточных предприятий; скорректирован механизм дотирования других расходов - вместо предоставления бюджетных дотаций на покрытие общей суммы убытков (затрат), бюджетные средства выделяются под конкретные виды продукции на строго определенное время; внесены изменения и в порядок финансирования затрат по народному хозяйству - вместо финансирования деятельности отдельных предприятий бюджетные средства предоставляются на осуществление целевых комплексных программ; ассигнования из бюджета выделяются в основном на затраты по совершенствованию отраслевой и территориальной структуры общественного производства.
И все же задача обеспечения высокой эффективности используемых государством средств налогоплательщиков пока не решена. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений и прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует быстрее заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов.
Замена бюджетного финансирования субсидиями, субвенциями и инвестиционными займами позволит реально перейти к использованию в практике бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача14. Их практическое применение означало бы, что разговор о приоритетах при определении направлений использования бюджетных средств переместился из области простого декларирования в сферу принятия практических решений.
Итак, расходы бюджета подразделяются на две группы:
1.бюджет текущих расходов
2.бюджет развития, куда включаются расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Сокращение может производится только по защищенным статьям.
Расходная часть бюджета на 2011 год утверждена в сумме 2 345 641,4 млн. рублей, доходная – в сумме 2 417 791,8 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 13 050,0 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10-12 процентов (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года). Превышение доходов над расходами в сумме 72 150,4 млн. рублей направляется в 2011 году в сумме 51 415,2 млн. рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 735,2 млн. рублей на пополнение финансового резерва.
Объем расходов федерального бюджета на 2011 год сформирован в сумме 2345,6 млрд. рублей, из которых 365,64 млрд. рублей – средства передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату базовой части трудовой пенсии, 277,5 млрд. рублей - процентные расходы и 1702,5 млрд. рублей - непроцентные расходы федерального бюджета. В числе приоритетов непроцентных расходов федерального бюджета на 2011 год: судебная реформа, оборона и безопасность государства, наука и образование.
Расходы на государственное управление и местное самоуправление. Объем бюджетного финансирования в 2010 году предусматривался в размере 56670,6 млн. рублей. В 2011 году произошло увеличение финансирования этой статьи расходов и составило 66506,9 млн. рублей.
Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009 2010 и 2011 годов. Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году доля расходования этих средств составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2010) он снижается на 0,8%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2011 году до 3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1 007,31 млрд. руб. больше по отношению к 2009 году. В диаграмме 1 и 2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.
Таблица 1.1.
Расходы федерального бюджета на 2009, 2010 , 2011 г.г.15
Расходы федерального бюджета |
2009г |
2010г |
2011г | |||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
1 143,28 |
11,24 |
1 172,35 |
9,26 |
1 135,45 |
8,21 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
712,57 |
7,01 |
734,95 |
5,81 |
806,93 |
5,84 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
756,84 |
7,44 |
833,60 |
6,59 |
888,74 |
6,43 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
1 063,31 |
10,46 |
1 165,78 |
9,21 |
1 371,49 |
9,92 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
81,02 |
0,80 |
82,25 |
0,65 |
79,38 |
0,57 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
13,80 |
0,14 |
14,67 |
0,12 |
15,05 |
0,11 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
410,44 |
4,04 |
448,50 |
3,54 |
465,42 |
3,37 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
114,06 |
1,12 |
114,13 |
0,90 |
114,32 |
0,83 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ |
349,87 |
3,44 |
365,85 |
2,89 |
367,54 |
2,66 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
310,26 |
3,05 |
338,62 |
2,68 |
307,88 |
2,23 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
2 987,11 |
29,38 |
3 617,57 |
28,58 |
3 994,42 |
28,89 |
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ |
- |
0,00 |
258,00 |
2,04 |
565,90 |
4,09 |
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ |
2 225,37 |
21,89 |
3 512,17 |
27,75 |
3 712,10 |
26,85 |
ВСЕГО |
9 024,65 |
100,00 |
10 320,31 |
100,00 |
11 317,68 |
100,00 |
Динамика межбюджетных трансфертов в абсолютном выражении16
Рис.1.2.
Динамика межбюджетных трансфертов в относительном выражении
Это свидетельствует о
Вторым разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2011 году сумма расходов составит 1 135,45 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2009 году на 7,83 млрд. руб. . К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы.
Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.
Национальная экономика
К этому разделу относятся
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2011 он займет второе место.
На 4 месте в списке расходов бюджета стоит национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 5 месте национальная оборона.
Оба эти раздела наращивают финансирование. Рассмотрим диаграммы 3, 4 и 5. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2009 года по 2011 год прогнозируется увеличение в сумме 94,36 млрд. руб. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 131,19 млрд. руб. В процентном соотношении данный показатель падает. Показатель "национальная оборона" сначала значительно падает (на 1,2%), а затем незначительно возрастает (на 0,3%).
Рис. 1.3.
Доля расходов Федерального Бюджета на 2009 год17
Рис.1.4.
Доля расходов Федерального Бюджета на 2010 год18
Рис.1.5.
Доля расходов Федерального Бюджета на 2011 год19
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,04%. В динамике этот показатель падает, к 2011 году он снизится на 0,67%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.
Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
В 2009 году объем расходов по данному разделу составлял 349,87 млрд. руб., в 2010 году произошло увеличение на 4,55%, а в 2011 году на 5,05%.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом уменьшается. Спрогнозировано, что в 2009 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 310,26 млрд. руб., к 2011 году эта сумма уменьшится на 2,38 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел "Межбюджетные трансферты").