Роль бюджета в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 10:40, реферат

Краткое описание

На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3
1 Понятие и сущность бюджета…………………………………………………………………...4
2 Бюджетное устройство. Принципы бюджетного устройства………………………………...7
3 Межбюджетные отношения……………………………………………………………………..9
4 Бюджетная система Российской Федерации………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………………...............18
Список использованных источников………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

роль бюджета.docx

— 56.71 Кб (Скачать файл)

-  самостоятельность бюджетов разных уровней;

-   полнота отражения доходов и расходов бюджетов;

-  сбалансированность бюджета;

-   эффективность и экономность использования бюджетных средств;

-   гласность;

-  достоверность бюджета;

-  адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

     Рассмотрим их подробнее.

 Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

 Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает официальное закрепление бюджетных поступлений и расходов за существующими уровнями  органов власти.

 Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:

 

 

9

1) право законодательных  (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных  источников доходов бюджетов  каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

 Полнота отражения доходов и расходов бюджетов требует полного и обязательного отражения в бюджетах всех поступлений и расходов. Это необходимо для проведения финансового контроля исполнения бюджета со стороны законодательных органов.

Сбалансированность  бюджета — каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Эффективность и  экономность использования бюджетных  средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

 Гласность — это обязательное открытость процедур бюджетного процесса, обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

 Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

Адресность и целевой характер бюджетных средств — бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принципы и  механизмы бюджетного устройства находят  свое воплощение в бюджетном праве – совокупности юридических и экономических норм, определяющих бюджетное

10

устройство, образование доходных источников, разграничение поступлений и расходов, прав и обязанностей представительных и исполнительных органов  власти в сфере получения и расходования бюджетных средств, общий порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов.

  1. Межбюджетные отношения

В условиях федеративного государства  при сложном построении бюджетной  системы ее устойчивость, как и  всего государства в целом, во многом зависит от характера межбюджетных отношений. Проблема оптимального построения модели межбюджетных отношений относится к числу самых актуальных. В настоящее время идет поиск динамичного равновесия между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления применительно к бюджетной сфере.

Межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения органов  государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств между бюджетами. Эти отношения

определяются  бюджетным устройством. Они должны строиться на базе экономических  связей в рамках единой страны и заложенных в Конституции РФ принципов, на основе которых ставится задача достижения оптимального взаимодействия всех бюджетов и придания этому взаимодействию характера системности.

Межбюджетные отношения базируются на следующих принципах:

- распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов по уровням бюджетной системы;

- равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ,   муниципальных образований;

- равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм в федеральный закон о федеральном бюджете. В аналогичном порядке отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФ местным бюджетам.

Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления  отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и

11

учитываются раздельно  по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджет как доход в форме безвозмездных перечислений.

В течение финансового  года органы законодательной, представительной и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не могут принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы:

Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое

настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

 Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

 

 

12

Помимо отчислений от государственных  доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.

  1. Бюджетная система Российской Федерации

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеральном государственном устройстве.

Бюджетная система РФ согласно бюджетному кодексу РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами прав  совокупность  федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Каждый субъект РФ и  муниципальное образование самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему  исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

Федеральный бюджет Российской Федерации

Федеральный бюджет – главное  звено бюджетной системы РФ, представляющий собой денежный фонд органов федеральной власти. Федеральный бюджет связывает основные финансовые институты: государственные финансы, налоги, государственные займы и кредиты. Через федеральный бюджет  осуществляется внешнеэкономическая и политическая деятельность государства.

Федеральный  бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через  который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации на-

 

13

ходятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный

бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета  являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный  бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Спецификой федерального бюджета является финансирование общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, на правоохранительную деятельность, на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Второе место  занимают расходы на социально-культурные мероприятия: на высшее образование, профессионально-техническое и среднее специальное образование, на социальную политику, культуру и искусство.

Третье место в расходах федерального бюджета занимают все  возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга.

Так же федеральный бюджет несет затраты  на поддержку отраслей народного хозяйства, на промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.

Информация о работе Роль бюджета в управлении