Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 10:40, реферат
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
Введение…………………………………………………………………………………………..3
1 Понятие и сущность бюджета…………………………………………………………………...4
2 Бюджетное устройство. Принципы бюджетного устройства………………………………...7
3 Межбюджетные отношения……………………………………………………………………..9
4 Бюджетная система Российской Федерации………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………………...............18
Список использованных источников………………………………………………………….19
Региональные бюджеты.
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Региональные бюджеты
— центральное звено
14
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры и искусства.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение бюджетов субъектов РФ неуклонно возрастают. Бюджеты становятся финансовой базой социально-экономического развития территорий.
Местные бюджеты.
Местный бюджет (или бюджет муниципального
образования) представляет собой форму
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных
органов власти являются их бюджеты.
Бюджетные и имущественные
Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются меж-
15
ду отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающие городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределения
Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы, доходы от приватизации, средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.
Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.
Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.
В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления: от налога на добавочную стоимость, от акцизов, от налога на прибыль предприятий.
16
По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их
заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.
Главным направлением использования
средств местных бюджетов являются
расходы, связанные с жизнеобеспечением
человека. Это расходы на социально-культурные
мероприятия, составляющие более половины
всех расходов, и на жилищно-коммунальное
хозяйство — примерно треть всех расходов.
Структура расходов отдельных видов местных
бюджетов не одинакова и зависит от объема
хозяйства и подведомственности его территориальным
органам различного уровня. В последнее
время местные бюджеты все больше вовлекаются
в социальное, культурное и экономическое
развитие административно-
Государственные внебюджетные фонды.
Государственные внебюджетные фонды организационно могут состоять из федеральных и территориальных. В условиях современной экономической социальной и экономической нестабильности назначение внебюджетных фондов трактуется довольно широко. Фонды часто используются в качестве финансовых резервов при экономических затруднения, для повышения маневренности государственной финансовой системы.
В государственные внебюджетные фонды входят: федеральный Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и другие. Их задачами является финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий: страхования, пенсионного обеспечения, муниципального страхования.
В отличие от бюджетов фонды меньше контролируются законодательной властью, что облегчает их использование исполнительными органами власти по собственному усмотрению
Консолидированный бюджет.
Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет Российской Федерации и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) орга
17
нами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.
Показатели консолидированных
бюджетов используются в
Важна роль показателей
консолидированных бюджетов и
при анализе формирования и
использования
Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь средне бюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.
18
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государственную и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранным государством стиль осуществления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая
размеры необходимых
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе
В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства далека от идеальной. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходима реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, но реформа не революционная, а эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных проблем.
Пути развития и решения проблем бюджетной политики находят выражение в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ. Вся сложность заключается в их последовательной реализации.
19
Список использованных источников