Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – совокупность способов и методов бюджетного планирования на федеральном уровне.
Предмет исследования – совокупность финансовых отношений.
Цель курсовой работы - на основе исследования теоретических и практических аспектов бюджетного планирования федерального бюджета выработать направления его совершенствования.

Содержание

Введение
5
1 Теоретические основы бюджетного планирования
7
1.1 Бюджетное планирование: необходимость, сущность и методы
7
1.2 Состояние бюджетного планирования в России и Экономически развитых странах

2 Исследование действующей практики бюджетного планирования в Российской Федерации

2.1 Оценка планирования доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2008 – 2010гг.

2.2 Анализ прогноза социально – экономического развития России на 2011 – 2013гг.

3 Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях

3.1 Совершенствование процесса бюджетирования, ориентированного на результат

3.2 Пути повышения качества информационного обеспечения бюджетного планирования

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 293.63 Кб (Скачать файл)

Реферат

Курсовая работа содержит 49 страниц, 6 таблиц, 2 рисунка, 24 используемых источника.

БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Объект исследования – совокупность способов и методов бюджетного планирования на федеральном уровне.

Предмет исследования – совокупность финансовых отношений.

Цель  курсовой работы - на основе исследования теоретических и практических аспектов бюджетного планирования выработать направления его совершенствования.

Методы  исследования - общенаучные методы познания; методы экономико-статистических сравнений и абстрактно-логических суждений, анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

В результате исследования изучен теоретический  материал и проанализирован состав и структура плана доходов и расходов РФ, предложены пути совершенствования механизма бюджетного планирования.

 

Содержание

 

Введение

5

1 Теоретические основы бюджетного планирования

7

1.1 Бюджетное планирование: необходимость, сущность и методы

7

1.2 Состояние бюджетного планирования в России и Экономически развитых странах

 

2 Исследование действующей практики бюджетного планирования  в Российской Федерации

 

2.1 Оценка планирования доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2008 – 2010гг.

 

2.2 Анализ прогноза социально – экономического развития России на 2011 – 2013гг.

 

3 Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях

 

3.1 Совершенствование процесса бюджетирования, ориентированного на результат

 

3.2 Пути повышения качества информационного обеспечения бюджетного планирования

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет бюджетное планирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его  нормативно-правовую базу и организационную  основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства.

В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового  регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод  и др.

Актуальность и значимость темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования бюджетного планирования в Российской Федерации. Дело в том, что бюджетное планирование представляют собой неотъемлемый элемент бюджетного процесса, при осуществлении которого принимаются необходимые политические, финансовые и социально-экономические решения. Более того, в условиях циклических проявлений финансовой нестабильности в экономике, подобных современному мировому экономическому кризису, усовершенствованный инструментарий оперативного и перспективного планирования призван решать задачи предвидения и предупреждения негативных последствий экономических потрясений, обеспечения финансовой устойчивости бюджета РФ.

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.

Его экономическая сущность заключается  в централизованном распределении  и перераспределении стоимости  общественного продукта и национального  дохода между звеньями финансовой системы  на основе государственной социально-экономической  программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Объект исследования – совокупность способов и методов бюджетного планирования на федеральном уровне.

Предмет исследования – совокупность финансовых отношений.

Цель курсовой работы  - на основе исследования  теоретических и практических аспектов бюджетного планирования федерального бюджета выработать направления его совершенствования.

 

1 Теоретические основы бюджетного  планирования

1.1 Бюджетное планирование: необходимость,  сущность и методы

Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснованного функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий. 

Бюджетное планирование на государственном  уровне базируется на существующей в  РФ методике и многолетнем опыте  сбора и распределения финансовых средств в целях выполнения государственных  функций перед обществом. Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения  и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого является фонды денежных средств [4; 301].

Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральный, регион, и муниципальных уровнях; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых  затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам.

С учетом принципов бюджетного федерализма в ходе бюджетного планирования: распределяются доходы и расходы между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений; в целях достижения баланса в каждом бюджете определяются объем федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размеры бюджетных резервов; устанавливаются величина и источники покрытия дефицита бюджета; осуществляется разносторонний бюджетный контроль за процессами, протекающими в реальном секторе экономики и на финансовых рынках. В условиях перевода экономики России на рыночные основы хозяйствования существенно изменились содержание, методология и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными); появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты; возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов; большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений. Вместе с тем бюджетное планирование сохранило своё значение как базы для составления основного финансового плана деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются, как и ранее, на федеральный и регион, уровнях в форме законов, на местном - в форме решений представительных органов местного самоуправления.

К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и др.

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами федеральных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.

 Составление проектов бюджетов финансовыми органами - важнейший этап, от которого зависят характер, качество и своевременность бюджетного планирования. Он состоит из двух стадий: подготовительной (проводятся организационно-методологические мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы и т.д.) и конкретно-адресной (планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления расходования бюджета средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению). Вся дальнейшая организация и методическая работа по составлению проектов бюджетов разных уровней также проводится соответственный финансовыми органами.

Внутри финансовых органов всех уровней организационно-методическую работу по бюджетному планирования, ведут соответствующие бюджетные подразделения: Департаменты бюджетной политики Министерства финансов РФ и министерств финансов республик в составе РФ, бюджетные комитеты, управления и отделы исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они направляют, координируют и организуют многогранную деятельность финансового аппарата по составлению проектов бюджетов [12; 25].

 Правовые основы бюджетного  планирования определяются Конституцией  страны, законами, нормативными актами, принимаемыми на федеральном,  регион, и муниципальном уровнях.  Так, в России ими выступают:  Конституция РФ, конституции республик  в составе РФ, уставы субъектов  Российской Федерации, Бюджетный  кодекс РФ и др. Конституцией  РФ установлены права органов  гос. власти и управления в  области разработки и утверждения бюджета, разграничены функции между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, четко зафиксирована правовая самостоятельность органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.

 Более детальное разграничение бюджетных прав как в части норм доходов и расходов, так и в части процессуальных норм устанавливается бюджетным законодательством: введенным в действие с 1 января 2000 Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», принимаемыми федеральными и региональными законами, касающимися отдельных сторон бюджетного процесса, а также годовых бюджетов, др. законодательными и нормативными актами. Эти законы определяют организационные основы бюджетного планирования, порядок расчета объема расходов бюджетов, порядок и условия формирования их доходной базы, формы и объемы межбюджетного перераспределения средств, взаимоотношения представительных органов власти с исполнительными на каждом уровне управления и т.п.

 Конкретизация бюджетных прав соответствующих структур (Федерального центра, субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляется путем ежегодного принятия Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий год, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, решений представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления об утверждении соответствующего бюджета, о внесении изменений в него, о порядке финансирования расходов бюджета, если последний не был утвержден в срок, и т.д.

Бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и  обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных  задач.

Таким образом, планирование как центральное звено  системы управления выполняет роль инструмента реализации политики государства, его отдельных субъектов и  в условиях рыночной экономики.

 

1.2 Состояние бюджетного планирования  в России и экономически развитых  странах

В современной России прогнозы развития национальной экономики, основных народно-хозяйственных  комплексов, уже стали основой  формирования государственной экономической  политики. Широко развиваются прогнозы ситуаций на валютном рынке, на рынке  среднесрочных и краткосрочных  ценных бумаг, но забыт опыт оптимизационного прогнозирования социальной и производственной сфер всего народного хозяйства. Поэтому изучение опыта зарубежных стран в области прогнозирования  и планирования, представляет для  Российской Федерации большую ценность.

Разработки  в области экономического планирования и прогнозирования, в зарубежных странах, возникли в последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов, на основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статистических данных.

Информация о работе Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях