Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:59, курсовая работа
Объект исследования – совокупность способов и методов бюджетного планирования на федеральном уровне.
Предмет исследования – совокупность финансовых отношений.
Цель курсовой работы - на основе исследования теоретических и практических аспектов бюджетного планирования федерального бюджета выработать направления его совершенствования.
Введение
5
1 Теоретические основы бюджетного планирования
7
1.1 Бюджетное планирование: необходимость, сущность и методы
7
1.2 Состояние бюджетного планирования в России и Экономически развитых странах
2 Исследование действующей практики бюджетного планирования в Российской Федерации
2.1 Оценка планирования доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2008 – 2010гг.
2.2 Анализ прогноза социально – экономического развития России на 2011 – 2013гг.
3 Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях
3.1 Совершенствование процесса бюджетирования, ориентированного на результат
3.2 Пути повышения качества информационного обеспечения бюджетного планирования
Заключение
Список использованных источников
Необходимость
макроэкономического
Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом, явилась «Великая депрессия» - экономический кризис в США 1929-1933 гг., который заставил государственные власти искать пути выхода из него.
В 30-е гг. XX века впервые за рубежом возникает планирование на макроэкономическом уровне. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования национальной экономики. Прогнозы составлялись с помощью модели «затраты - выпуск», линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок. Первые планы на макроэкономическом уровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.
До 70-х гг. XX века западные страны осуществляли
прогноз посредством
Каждая страна, с учетом специфики
национальной экономики, использует определенные
подходы в прогнозировании и
планировании экономических и социально
значимых процессов, постоянно совершенствуя
эти модели, применительно к изменяющимся
условиям как внутри страны, так
и на мировой экономической
В последние годы страны ЕС перешли
к разработке собственного ежегодного
бюджетного процесса на основе стратегического
многолетнего подхода. Общим для
всех подходов в долгосрочном бюджетировании,
является включение прогнозных оценок
доходов и расходов на несколько
лет вперед после текущего года,
при этом практика, связанная с
долгосрочным бюджетом, существенно
различается от страны к стране.
Поскольку подходы к
В Германии бюджетный процесс
В Федеративной Республике Германии
добилась высокого уровня налоговой
и бюджетной прозрачности. Бюджетное
управление осуществляется в соответствии
с всеобъемлющей, точной и тщательно
выполняемой совокупностью
Во Франции Министерство финансов обычно объединяется в одну группу с Министерством экономики. Государственный бюджет составляется Бюджетным директоратом под руководством Министерства финансов. Национальная экономическая комиссия является механизмом обеспечения участия представителей научной и деловой общественности в диагностике и прогнозировании. В Комиссии 22 члена, назначаемых министром финансов. Члены комиссии работают в течение четырех сессий в год:
Весенняя сессия - обзор предварительных национальных счетов текущего года и «экономических бюджетов» следующего;
Осенняя сессия - обзор доклада Министерства финансов по подготовке бюджета на следующий год.
Две другие сессии определяются в
рамках согласованной программы. Комиссия
может заказывать внешним институтам
исследования, кроме того, создана
постоянно действующая
Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. В современное время прогнозирование ассимилировало и широко использует последние достижения экономической теории, экономико-математические методы и электронно-вычислительную технику.
Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы - на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться.
Особенность общегосударственного прогнозирования
и планирования в Японии заключается
в использовании системы
2 Исследование действующей
практики бюджетного
2.1 Оценка планирования
доходов и расходов
Формирование основных характеристик
федерального бюджета на 2008-2010 годы
основывалось на изложенных в Бюджетном
послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
«О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах»
положениях бюджетной стратегии
на среднесрочную перспективу, ориентированной
на содействие социальному и экономическому
развитию Российской Федерации при
безусловном учете критериев
эффективности и
Важный фактор, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, составляет предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:
1. В ближайшие
несколько десятилетий
2. Продолжение в среднесрочной перспективе повышения курса рубля (хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы).
3. Прогнозируемое снижение цен на нефть с 61 долл.США в 2006 году и 55 долл.США в 2007 г. до 50 долл.США в 2010 году.
Формирование доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, учитывало преобразование Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.
Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составят: в 2008 году – 2 465,7 млрд. рублей, в 2009 году и 2010 году 2385,8 млрд. рублей и 2378,2 млрд. рублей.
Таблица 2.1 – Анализ планируемых доходов федерального бюджета на 2008-2010гг.
Вид дохода |
2008 |
2009 |
Отклонение 2009г. к 2008г. |
2010 |
Отклонение 2010г. к 2009г. | ||||||
Сумма мирд.р |
Удел. вес, % |
Сумма мирд.р |
Удел. вес, % |
По сумма мирд.р |
По удел. вес, % |
Сумма мирд.р |
Удел. вес, % |
По сумма мирд.р |
По удел. вес, % | ||
Нефтегазовые доходы, млрд. рублей |
2465,7 |
36.6 |
2385,8 |
26, |
-79,9 |
-3.2 |
2378,2 |
25,3 |
-7,6 |
-0,3 | |
Налоговые, в тои числе: |
4259,4 |
¾ |
6464.4 |
¾ |
¾ |
¾ |
6988.9 |
¾ |
¾ |
¾ | |
Налог на прибыль организаций, млрд. рублей |
523,7 |
7,7 |
573,7 |
6,4 |
50,0 |
9.5 |
626,2 |
6,6 |
52,5 |
9,1 | |
Налог на добавленную стоимость, млрд. рублей |
1284,5 |
19,1 |
1776,5 |
20,0 |
492,0 |
38.3 |
2047,2 |
21,8 |
270,7 |
15,2 | |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, млрд. рублей |
860,4 |
12,7 |
997,0 |
11,2 |
136,6 |
15.8 |
1145,0 |
12,2 |
148 |
14,8 | |
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, млрд. рублей |
28,6 |
0,4 |
32,8 |
0,3 |
4,2 |
14.6 |
37,5 |
0,4 |
4,7 |
14,3 | |
Налог на добычу полезных ископаемых, млрд. рублей |
876,9 |
13,03 |
853,3 |
9,6 |
-23,6 |
-2.7 |
854,4 |
9,1 |
1.1 |
0.1 | |
Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, млрд. рублей |
6,7 |
0,99 |
4,7 |
0,05 |
-2,0 |
-29.8 |
4,7 |
0,05 |
¾ |
¾ | |
Водный налог, млрд. рублей |
13 |
0,19 |
12,5 |
0,1 |
-0,5 |
-3.8 |
12,2 |
0,1 |
-0.3 |
-2.4 | |
Государственная пошлина, млрд. рублей |
32,2 |
0,48 |
34,5 |
0,3 |
2,3 |
7.1 |
36,6 |
0,3 |
2.1 |
6 | |
Таможенные пошлины, млрд. рублей |
494,7 |
7,3 |
2123,8 |
23,9 |
1629,1 |
429.3 |
2166,9 |
23,1 |
43.1 |
2 | |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, млрд. рублей |
89,8 |
1,33 |
¾ |
¾ |
¾ |
¾ |
¾ |
¾ |
¾ |
¾ | |
Платежи при пользовании природными ресурсами, млрд. рублей |
42,0 |
0,62 |
48,6 |
0,5 |
6,6 |
15.7 |
50,9 |
0,5 |
2.3 |
4.7 | |
Административные платежи и сборы, млрд. рублей |
4,2 |
0,06 |
4,3 |
0,04 |
0,1 |
2.3 |
4,5 |
0,04 |
0.2 |
4.6 | |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба, млрд. рублей |
2,7 |
0,04 |
2,7 |
0,03 |
0 |
100 |
2,8 |
0,02 |
0.1 |
3.7 | |
Всего доходов |
6725,1 |
100 |
8850,2 |
100 |
2125,1 |
31.5 |
9367,1 |
100 |
516.9 |
5.8 |
График 2.1 – Плановые доходы федерального бюджета на 2008-2010г.
Поступления по налогам на прибыль организаций, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в 2008 г., прогнозируется в сумме 523,7 млрд. рублей или 7,78% к доходам всего, в 2009г. и в 2010 г. прогнозируется в сумме 573,7 и 626,2 млрд. рублей или 6,4% и 6,68% к доходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. налог увеличится на 9,5%, в 2010г. по сравнению с 2009г. налог увеличилась на 9,1%.
Сумма налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, планируется в 2008г. в размере 1284,5 млрд. рублей или 19,1% к доходам всего, на 2009 г. и 2010 г. в сумме 1776,5 и 2047,2 млрд. рублей или 20,07% и 21,8% к доходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. налог увеличился на 38,3%, в 2010г. по отношению к 2009г. на 15,2%.
Поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008г. прогнозируются в размере 860,4 млрд. рублей или 12,7% к доходам всего, на 2009г. и 2010г. в сумме 997,0 и 1145,0 млрд. рублей или 11,26% и 12,2% к всего доходам. В 2009г. по сравнению с 2008г. налог увеличился на 15,8%, а 2010г. по сравнению с 2009г. на 14,8%.
Прогнозируемая сумма акцизов на товары, ввозимые на территорию РФ в 2008г. должна составить 28,6 млрд. рублей или 0,42% к доходам всего, в 2009г. и 2010г. составит 32,8 и 37,05 млрд. рублей или 0,37% и 0,4% к доходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. сумма акцизов увеличится на 14,6%, в 2010г. по отношению к 2009г. увеличится на 14,3%.
Поступления налога на добычу полезных ископаемых на 2008г. прогнозируются в сумме 876,9 млрд. рублей или 13,03% к доходам всего, на 2009г. и 2010г. в сумме 853,3 и 854,4 млрд. рублей или 9,64% и 9.12% к дохода всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. налог уменьшится на 2,7%, в 2010г. по отношению к 2009г. увеличился на 0,1%.
Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов на 2008 г. прогнозируются в сумме 6,7 млрд. рублей или 0,99% к доходам всего, на 2009г. и 2010г. должен составить 4,7 млрд. рублей или 0,05% к доходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008 налог снизился на 29,8%, в 2010г. по сравнению с 2009г. удельный вес не изменился.
Поступления водного налога в 2008 г. прогнозируются в сумме 13 млрд. рублей или 0,19% к доходам всего, на 2009 г. и 2010 г. в сумме 12,5 и 12,2 млрд. рублей или 0,14% и 0,13% к доходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. налог снизился на 3,8%, в 2010г. по сравнению с 2009г. на 2,4%.
Объем поступлений государственной пошлины в федеральный бюджет в 2008г. прогнозируется в сумме 32,2 млрд. рублей или 32,2% к доходам всего, в 2009г. и 2010г. прогнозируются в сумме 34,5 и 36,6 млрд. рублей или 34,5% и 36,6% к доходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. поступления увеличились на 7,1%, в 2010г. по отношению к 2009г.увеличился на 6%.
Информация о работе Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях