Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов  и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита  федерального бюджета Российской  Федерации, его видов и способов  покрытия.
- анализ состояния дефицита  государственного бюджета на  настоящее время и источников  его финансирования.
-анализ дефицита бюджета на  плановый период и определение  возможных перспектив и путей  уменьшения дефицита государственного  бюджета.
Введение 3
1. Понятие  бюджетного дефицита и причины  его возникновения 5
1.1. Бюджетный  дефицит, его виды и причина  возникновения 5
1.2. Основные способы покрытия бюджетного дефицита 13
2. Состояние  бюджетного дефицита в России 18
2.1 Анализ  бюджетного дефицита в России 18
2.2. Государственный  бюджет России на 2012-2014гг. 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30
По степени постоянства объема 
дефицита бюджета можно выделить 
стабильные и меняющиеся дефициты. 
Резкие колебания дефицита за относительно 
короткий промежуток времени свидетельствуют 
о финансово-экономической 
По продолжительности 
Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюджетным дефицитом, перекладывается на будущие поколения. В большей степени это относится к хроническому дефициту. Такой дефицит называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых налогов и выпуска государственных займов, за счет других источников, например таких как: реализация государственной собственности, государственных активов, расширение налогооблагаемой базы, переложения бюджетного дефицита не происходит. Этот вид дефицита называют непереложимым. Задача бюджетной политики: находить и использовать такие источники дефицитного финансирования, которые не обременяли бы жизнь будущих поколений. По международной классификации выплата процентов по обслуживанию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия тоже перешла к международной методологии составления бюджета, но еще не до конца. [9, c.116]
При определении дефицита с учетом 
или без учета расходов по обслуживанию 
государственного долга выделяют первичный 
и вторичный дефициты бюджета. Дефицит 
бюджета, который рассчитывается как 
разница между его доходами и 
расходами без учета процентных 
выплат по долгу, называется первичным, 
а с учетом - вторичным. [4, c.301]Эти 
названия возникли не случайно. Действительно, 
дефицит - это превышение расходов бюджета 
над его доходами. В этом случае 
расходы сверх доходов 
Классификация видов дефицита, анализ 
его причин, оптимизация структуры 
источников финансирования - все это 
необходимо для того, чтобы иметь 
возможность разрабатывать 
В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы покрытия бюджетного дефицита:
- кредитно-денежная эмиссия (
- долговое финансирование (внутреннее и внешнее);
Монетизация представляет собой увеличение количества денег в обращении. Хотя этот способ используется государством достаточно редко, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не нужно исключать из методов покрытия дефицита бюджета.
При монетизации увеличивается 
количество денег в обращении, темпы 
роста денежной массы существенно 
превосходят темпы роста 
Механизм восстановления равновесия 
платежного баланса в этих условиях 
основан на «связывании» избыточного 
денежного предложения при 
Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасный для экономики способ. Он обычно используется в исключительных случаях, когда, например[6, c.215]:
- имеется значительный внешний 
долг, что исключает льготное 
финансирование дефицита 
- возможности внутреннего 
- валютные резервы Центрального 
банка истощены, в силу чего 
регулирование платежного 
- экономика способна выдержать высокую инфляцию, а граждане уже привыкли к постоянному росту цен.
Если же правительство все-таки 
избирает эмиссионный способ бюджетного 
финансирования, то Центральному банку 
необходимо в первую очередь ввести 
ограничения (лимиты) кредитования государственных 
предприятий и организаций. В 
противном случае может возникнуть 
риск полного вытеснения частного сектора 
с кредитного рынка и произойти 
падение инвестиционной активности. 
Необходимо также постоянно держать 
под контролем уровень 
Менее болезненным и более удобным способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате чего дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства.
Объективная необходимость использования 
долгового финансирования для удовлетворения 
потребностей общества обусловлена 
сегодня многими факторами, прежде 
всего увеличением расходов государства. 
Проведение активной социальной политики, 
обеспечение 
С другой стороны, практика долгового 
финансирования является политически 
более благоприятной для 
Однако здесь есть и свои минусы: 
если дефицит госбюджета финансируется 
с помощью выпуска 
 
2. Состояние бюджетного дефицита в России.
Федеральный бюджет РФ — 
это ведущее звено бюджетной 
системы Российской Федерации, в 
котором объединены основные финансовые 
категории (налоги, государственный 
кредит, государственные расходы). Федеральный 
бюджет является основным финансовым 
планом государства на финансовый год, 
имеющий силу закона после его 
утверждения Федеральным 
В проекте федерального бюджета на 2010-2012гг. обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, основными из которых являются:
1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
В рамках достижения этой цели было необходимо решение следующих задач:
- использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.
- поддержка 
реального сектора экономики 
в условиях рецессии и 
2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости и адаптации бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.
Правительству пришлось балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями был достигнут путём постепенного сокращения бюджетного дефицита - до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году.
3. Повышение эффективности расходов бюджета и обеспечение высокого качества государственных услуг и эффективного использования бюджетных средств.
Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране оставался низким. Необходимо было принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг.
Долгосрочные 
программы повышения