Состояние бюджетного дефицита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
- анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.
-анализ дефицита бюджета на плановый период и определение возможных перспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета.

Содержание

Введение 3
1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.1. Бюджетный дефицит, его виды и причина возникновения 5
1.2. Основные способы покрытия бюджетного дефицита 13
2. Состояние бюджетного дефицита в России 18
2.1 Анализ бюджетного дефицита в России 18
2.2. Государственный бюджет России на 2012-2014гг. 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетный дифицит.docx

— 206.90 Кб (Скачать файл)

По степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют  о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной политике в  стране. [9, c.117]

По продолжительности бюджетный  дефицит подразделяется на хронический (систематический) и временный. Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и является наиболее «трудноизлечимым». Основные его причины: длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости. В отличие от хронического, временный дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления. В его основе лежат, как правило, не кризисные явления в экономике, а ряд объективных и субъективных причин. Органы власти в данной ситуации должны не допустить перехода временного дефицита в хронический. Для этого необходимо принять ряд оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств. [10, c.199]

Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюджетным  дефицитом, перекладывается на будущие  поколения. В большей степени  это относится к хроническому дефициту. Такой дефицит называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых налогов и выпуска государственных займов, за счет других источников, например таких как: реализация государственной собственности, государственных активов, расширение налогооблагаемой базы, переложения бюджетного дефицита не происходит. Этот вид дефицита называют непереложимым. Задача бюджетной политики: находить и использовать такие источники дефицитного финансирования, которые не обременяли бы жизнь будущих поколений. По международной классификации выплата процентов по обслуживанию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия тоже перешла к международной методологии составления бюджета, но еще не до конца. [9, c.116]

При определении дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга выделяют первичный  и вторичный дефициты бюджета. Дефицит  бюджета, который рассчитывается как  разница между его доходами и  расходами без учета процентных выплат по долгу, называется первичным, а с учетом - вторичным. [4, c.301]Эти  названия возникли не случайно. Действительно, дефицит - это превышение расходов бюджета  над его доходами. В этом случае расходы сверх доходов производятся впервые. Но если для их финансирования привлекаются заемные средства на платной  основе, то процентные выплаты из бюджета  за эти средства имеют производный, вторичный характер, поскольку обусловлены  первичным дефицитом.

Классификация видов дефицита, анализ его причин, оптимизация структуры  источников финансирования - все это  необходимо для того, чтобы иметь  возможность разрабатывать систему  мер по прогнозированию и сокращению дефицита, по преобразованию бюджетной  и налоговой систем, межбюджетных отношений, направленных на устойчивый экономический рост и повышение  уровня благосостояния населения. [9, c. 118]

1.2. Основные способы покрытия бюджетного дефицита

В большинстве стран, в том числе  и в России, используются следующие  основные способы покрытия бюджетного дефицита:

- кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

- долговое финансирование (внутреннее  и внешнее);

Монетизация представляет собой увеличение количества денег в обращении. Хотя этот способ используется государством достаточно редко, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не нужно исключать из методов покрытия дефицита бюджета.

При монетизации увеличивается  количество денег в обращении, темпы  роста денежной массы существенно  превосходят темпы роста реального  ВВП, что приводит к повышению  среднего уровня цен. При этом все  экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. [6, с.213] При монетизации государство получает сеньораж, т.е. новый доход от печатания денег. Он равен разности между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами на их выпуск. [4, с.301] Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В последнем случае Правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то они нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным. [7, c.105] Монетизация оказывается достаточно рискованным способом финансирования дефицита бюджета, поскольку может оказывать отрицательное воздействие на состояние платежного баланса. Это связано с тем, что в результате монетизации происходит рост предложения денег и на руках у населения накапливается избыток наличных денег. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финансовые активы, включая зарубежные. Это, в свою очередь, приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Если платежный баланс становится отрицательным, то это не уменьшает дефицит федерального бюджета, а, наоборот, ведет к его увеличению.[2, c.129]

Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан на «связывании» избыточного  денежного предложения при помощи продажи на валютном рынке части  официальных резервов Центрального банка, что позволяет стабилизировать  денежный рынок в целом. Монетизация  дефицита государственного бюджета  вызывает тем меньшее повышение  уровня инфляции в стране, чем более  открытой является экономика. Негативные инфляционные последствия монетизации  бюджетного дефицита могут быть смягчены мерами жесткой кредитно-денежной политики. Если Центральный банк сокращает  кредитные возможности коммерческих банков одновременно с расширением  кредитов государственному сектору  на финансирование бюджетного дефицита, то внутренние рыночные ставки возрастают, сдерживая экономическую активность. В результате этого частные инвестиции и чистый экспорт сокращаются и инфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на состояние платежного баланса. В целом монетизация может быть использована как способ решения проблемы дефицита госбюджета.

Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасный для экономики  способ. Он обычно используется в исключительных случаях, когда, например[6, c.215]:

- имеется значительный внешний  долг, что исключает льготное  финансирование дефицита бюджета  из внешних источников;

- возможности внутреннего долгового  финансирования практически исчерпаны;

- валютные резервы Центрального  банка истощены, в силу чего  регулирование платежного баланса  остается первостепенной задачей;

- экономика способна выдержать  высокую инфляцию, а граждане  уже привыкли к постоянному  росту цен.

Если же правительство все-таки избирает эмиссионный способ бюджетного финансирования, то Центральному банку  необходимо в первую очередь ввести ограничения (лимиты) кредитования государственных  предприятий и организаций. В  противном случае может возникнуть риск полного вытеснения частного сектора  с кредитного рынка и произойти  падение инвестиционной активности. Необходимо также постоянно держать  под контролем уровень инфляции, следить за состоянием платежного баланса. [2, с.129]

Менее болезненным и более удобным  способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате чего дефицит бюджета покрывается  за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется  внешний и внутренний долг государства.

Объективная необходимость использования  долгового финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена  сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная  деятельность и т.п. требуют от государства  постоянного увеличения бюджетных  расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями  налогообложения. В этом смысле государственный  кредит помогает ослабить противоречие между увеличивающимися потребностями  общества и ограниченными средствами государства. Применение государственных  займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными  последствиями для экономики  по сравнению с дополнительной эмиссией. [6, c.216]

С другой стороны, практика долгового  финансирования является политически  более благоприятной для правительства, чем повышение налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены  и финансирование через эмиссионный  банк также недопустимо, доходная часть  государственного бюджета может  финансироваться только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно  воспринимается гражданами, мнение которых  для правительства является небезразличным, особенно во время выборов. [2, c.130] Долговое финансирование может стимулировать  экономический рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство  тем самым предъявляет спрос  на инвестиционные и потребительские  товары. При этом начинает действовать  положительный эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее влияние  на другие отрасли хозяйства и  занятость. [6, c.217]

Однако здесь есть и свои минусы: если дефицит госбюджета финансируется  с помощью выпуска государственных  займов, увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к  снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. [7, c. 105], [2, c. 129] Совокупный объем государственной задолженности не может быть слишком высоким. В противном случае государственный долг становится трудно управляемым. Увеличение государственных расходов осложняет проблему контроля будущих дефицитов, а постоянно растущие процентные выплаты по государственному долгу существенно ограничивают возможность применения правительством бюджета в качестве стабилизационного рычага воздействия на экономику. При этом внешняя задолженность может стать серьезным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства. [6, c. 217]

 

 

2. Состояние бюджетного  дефицита в России.

2.1 Анализ бюджетного дефицита  в России

Федеральный бюджет РФ —  это ведущее звено бюджетной  системы Российской Федерации, в  котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы). Федеральный  бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его  утверждения Федеральным Собранием  в виде федерального закона. Право  Российской Федерации на самостоятельный  федеральный бюджет закреплено в  Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

В проекте федерального бюджета  на 2010-2012гг. обеспечена реализация установленных  стратегических целей и приоритетов  бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, основными из которых являются:

1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

В рамках достижения этой цели было необходимо решение следующих задач:

- использование  мер фискальной политики для  стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.

- поддержка  реального сектора экономики  в условиях рецессии и посткризисного периода.

2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости и адаптации бюджетных расходов к  более низкому уровню доходов.

Правительству пришлось балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями был достигнут путём постепенного сокращения бюджетного дефицита - до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году.

3. Повышение эффективности расходов бюджета и обеспечение высокого качества государственных услуг и эффективного использования бюджетных средств.

Уровень эффективности многих государственных  расходов в нашей стране оставался  низким. Необходимо было принять целенаправленные меры по повышению эффективности  государственных расходов, чтобы  сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг.

Долгосрочные  программы повышения эффективности  государственных расходов должны были интегрироваться в рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования. Что позволило бы учитывать при  распределении бюджетных ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения важнейших задач с использованием меньшего объема государственных средств и поддержания тем самым бюджетной сбалансированности.

Информация о работе Состояние бюджетного дефицита в России