Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
- анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.
-анализ дефицита бюджета на плановый период и определение возможных перспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета.
Введение 3
1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.1. Бюджетный дефицит, его виды и причина возникновения 5
1.2. Основные способы покрытия бюджетного дефицита 13
2. Состояние бюджетного дефицита в России 18
2.1 Анализ бюджетного дефицита в России 18
2.2. Государственный бюджет России на 2012-2014гг. 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30
По степени постоянства объема
дефицита бюджета можно выделить
стабильные и меняющиеся дефициты.
Резкие колебания дефицита за относительно
короткий промежуток времени свидетельствуют
о финансово-экономической
По продолжительности
Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюджетным дефицитом, перекладывается на будущие поколения. В большей степени это относится к хроническому дефициту. Такой дефицит называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых налогов и выпуска государственных займов, за счет других источников, например таких как: реализация государственной собственности, государственных активов, расширение налогооблагаемой базы, переложения бюджетного дефицита не происходит. Этот вид дефицита называют непереложимым. Задача бюджетной политики: находить и использовать такие источники дефицитного финансирования, которые не обременяли бы жизнь будущих поколений. По международной классификации выплата процентов по обслуживанию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия тоже перешла к международной методологии составления бюджета, но еще не до конца. [9, c.116]
При определении дефицита с учетом
или без учета расходов по обслуживанию
государственного долга выделяют первичный
и вторичный дефициты бюджета. Дефицит
бюджета, который рассчитывается как
разница между его доходами и
расходами без учета процентных
выплат по долгу, называется первичным,
а с учетом - вторичным. [4, c.301]Эти
названия возникли не случайно. Действительно,
дефицит - это превышение расходов бюджета
над его доходами. В этом случае
расходы сверх доходов
Классификация видов дефицита, анализ
его причин, оптимизация структуры
источников финансирования - все это
необходимо для того, чтобы иметь
возможность разрабатывать
В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы покрытия бюджетного дефицита:
- кредитно-денежная эмиссия (
- долговое финансирование (внутреннее и внешнее);
Монетизация представляет собой увеличение количества денег в обращении. Хотя этот способ используется государством достаточно редко, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не нужно исключать из методов покрытия дефицита бюджета.
При монетизации увеличивается
количество денег в обращении, темпы
роста денежной массы существенно
превосходят темпы роста
Механизм восстановления равновесия
платежного баланса в этих условиях
основан на «связывании» избыточного
денежного предложения при
Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасный для экономики способ. Он обычно используется в исключительных случаях, когда, например[6, c.215]:
- имеется значительный внешний
долг, что исключает льготное
финансирование дефицита
- возможности внутреннего
- валютные резервы Центрального
банка истощены, в силу чего
регулирование платежного
- экономика способна выдержать высокую инфляцию, а граждане уже привыкли к постоянному росту цен.
Если же правительство все-таки
избирает эмиссионный способ бюджетного
финансирования, то Центральному банку
необходимо в первую очередь ввести
ограничения (лимиты) кредитования государственных
предприятий и организаций. В
противном случае может возникнуть
риск полного вытеснения частного сектора
с кредитного рынка и произойти
падение инвестиционной активности.
Необходимо также постоянно держать
под контролем уровень
Менее болезненным и более удобным способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате чего дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства.
Объективная необходимость использования
долгового финансирования для удовлетворения
потребностей общества обусловлена
сегодня многими факторами, прежде
всего увеличением расходов государства.
Проведение активной социальной политики,
обеспечение
С другой стороны, практика долгового
финансирования является политически
более благоприятной для
Однако здесь есть и свои минусы:
если дефицит госбюджета финансируется
с помощью выпуска
2. Состояние бюджетного дефицита в России.
Федеральный бюджет РФ —
это ведущее звено бюджетной
системы Российской Федерации, в
котором объединены основные финансовые
категории (налоги, государственный
кредит, государственные расходы). Федеральный
бюджет является основным финансовым
планом государства на финансовый год,
имеющий силу закона после его
утверждения Федеральным
В проекте федерального бюджета на 2010-2012гг. обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, основными из которых являются:
1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
В рамках достижения этой цели было необходимо решение следующих задач:
- использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.
- поддержка
реального сектора экономики
в условиях рецессии и
2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости и адаптации бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.
Правительству пришлось балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями был достигнут путём постепенного сокращения бюджетного дефицита - до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году.
3. Повышение эффективности расходов бюджета и обеспечение высокого качества государственных услуг и эффективного использования бюджетных средств.
Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране оставался низким. Необходимо было принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг.
Долгосрочные
программы повышения