Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
- анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.
-анализ дефицита бюджета на плановый период и определение возможных перспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета.
Введение 3
1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.1. Бюджетный дефицит, его виды и причина возникновения 5
1.2. Основные способы покрытия бюджетного дефицита 13
2. Состояние бюджетного дефицита в России 18
2.1 Анализ бюджетного дефицита в России 18
2.2. Государственный бюджет России на 2012-2014гг. 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30
4. Повышение эффективности налоговой системы.
Государственная политика в области расходов привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле шли вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки.
Во избежание
расхождения между
5. Создание пенсионной системы,
обеспечивающей достойный
В 2010 году начался новый этап реформирования пенсионной системы. Была поставлена задача радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.
Одним из источников дополнительного финансирования пенсий стало повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых с 2011 года была повышена до 26%. Важной мерой стало введение механизма валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав.
6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы (13).
Функционирование
банковского сектора
В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему оставалось поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России уделял повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и объема дефицита федерального бюджета с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы .
С учетом изложенного, общий объем расходов федерального бюджета на 2010 год определен на уровне 9 886,9 млрд. рублей (22,9% ВВП), на 2011 год – 9 389,8 млрд. рублей (19,5% ВВП), на 2012 год – 9 681,0 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуются снижением в 2010 году на 0,4 %, в 2011 году на 5,0% и повышением в 2012 году на 3,1%, в реальном выражении снижением соответственно на 9,5 %, 12,1% и 3,6%.
В 2010-2012 годах
сохраняется тенденция
Большая
часть дефицита 2010 года финансировалась
за счет средств Резервного фонда (76,5%),
а также частично за счет средств
Фонда национального
Таблица 1
Источники покрытия дефицита федерального бюджета (млрд. рублей).
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего |
2 936,9 |
1 934,1 |
1 611,4 |
в % к ВВП |
6,8 |
4,0 |
3,0 |
в том числе: |
|||
1.за счет средств Резервного фонда |
1 860,1 |
- |
- |
в % к ВВП |
4,3 |
||
2.за счет Фонда национального благосостояния |
385,8 |
762,4 |
812,9 |
в % к ВВП |
0,9 |
1,6 |
1,5 |
3.иные источники |
691,0 |
1 171,7 |
798,5 |
в % к ВВП |
1,6 |
2,4 |
1,5 |
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 70%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут исчерпаны в 2010 году (за исключением средств, размещенных в финансовых активах)
Объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 1,1 трлн. рублей на конец 2012 года.
При этом значительная
часть средств Фонда
В 2010-2012 годах повышается доля иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Таким образом, федеральный
бюджет является основным финансовым
планом государства на финансовый год,
имеющий силу закона после его
утверждения Федеральным
Проект федерального бюджета страны на 2012-2014 годы Государственная дума РФ приняла в первом чтении 21 октября.
Прогноз по цене на нефть в 2012 году - консервативный, на уровне 100 долларов за баррель. Уровень инфляции в 2012 году по прогнозу не превысит 5-6%.
Утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2012 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 58 683,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,0 % (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года):
1) прогнозируемый общий
объем доходов федерального
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 12 656 443 993,1 тыс. рублей;
3) верхний предел
4) верхний предел
5) дефицит федерального бюджета в сумме 876 588 787,1 тыс. рублей.
Так же утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на 2014 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 64 803,0 млрд. рублей и 72 493,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года) и 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года):
1) прогнозируемый общий
объем доходов федерального
2) общий объем расходов федерального бюджета на 2013 год в сумме 13 730 605 307,4 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 343 265 132,7 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 14 582 949 963,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 833 577 459,2 тыс. рублей;
3) верхний предел
4) верхний предел
5) дефицит федерального бюджета на 2013 год в сумме 1 024 745 325,4 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 491 118 874,6 тыс. рублей.
Рисунок 1. Динамика доходов федерального бюджета.
Рисунок 2 Динамика расходов федерального бюджета.
Основными приоритетами бюджета на 2012-2014 годы являются безусловное выполнение всех обязательств перед гражданами, модернизация национальной экономики, укрепление безопасности и перевооружение армии и флота, развитие системы социальных гарантий военнослужащих и их семей.
С 1 февраля 2012 года размер трудовой пенсии вырастет на 7%, а с 1 апреля - еще на 2,4% и составит 9,3 тыс. рублей в месяц. С 1 апреля на 14,1% будет увеличена социальная пенсия, которая составит 5,7 тыс. рублей в месяц.
Всего на модернизацию здравоохранения в 2011-2012 годах будет потрачено 460 млрд. рублей. Основной поток денежных средств пойдет по нескольким направлениям: на ремонт учреждений здравоохранения, на их информатизацию, на совершенствование стандартов медицинской помощи и на повышение зарплаты.
В 2012 году бюджетные ассигнования по разделу "Образование" планируются в объеме 603,52 млрд рублей - рост на 7% по сравнению с бюджетом на 2011 год, в 2013 году в объеме 558,88 млрд рублей и в 2014 году в объеме 499,50 млрд рублей.
Для совершенствования
В 2012 году расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения превысят 323 млрд. рублей.
Предусмотрено создание специального
фонда в размере около 10 млрд.
рублей для стимулирования регионов,
достигших наилучших социально-
Дефицит бюджета России в 2012-2014 годах
будет снижаться с 1,5 до 0,7% от ВВП.
Расходы по статье "Международные
отношения и международное
Утвержден общий объем
бюджетных ассигнований на исполнение
публичных нормативных
Таким образом, основными приоритетами бюджета на 2012-2014 годы являются безусловное выполнение всех обязательств перед гражданами, модернизация национальной экономики, укрепление безопасности и перевооружение армии и флота, развитие системы социальных гарантий военнослужащих и их семей.
Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета составляет 11 779 855 206,0 тыс. рублей, общий объем расходов федерального бюджета -12 656 443 993,1 тыс. рублей.
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Итак, в настоящее время частым
явлением для государственного бюджета
стал бюджетный дефицит. С недавнего
времени дефицитным стал и федеральный
бюджет российской Федерации. Бюджетный
дефицит может быть следствием неблагоприятной
экономической конъюнктуры или
результатом целенаправленно
В данной курсовой работе было изучено такое явление, как дефицит государственного бюджета, его виды и способы покрытия. Также было проанализировано состояние дефицита государственного бюджета РФ в настоящее время и на плановый период в будущем.
Эффективное управление бюджетным
дефицитом предполагает, что увеличение
государственных расходов должно быть
направлено на содействие развитию производства
и увеличению занятости населения.
Бюджетные ассигнования и кредиты
должны выделяться под реальные программы
по мере достижения эффекта и при
достаточных гарантиях возврата
средств. Следовательно, операции финансирования
должны быть согласованы общей финансовой
и экономической политикой
Данные явления оказывают