Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:21, курсовая работа
Задачи курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета, проанализировать функции и принципы построения государственного бюджета, определить его значение и место в социально ориентированной экономике, охарактеризовать сущность бюджетного устройства, проанализировать бюджетное устройство Республики Беларусь, выявить сущность бюджетной системы, подробно охарактеризовать структуру бюджета в социально ориентированной экономике, его доходную и расходную части, а также проанализировать особенности структуры государственного бюджета Республики Беларусь и обозначить роль государственного бюджета в стабилизации и развитии экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО МЕСТО В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………….6
2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО……………..11
2.1 Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства………………11
2.2 Бюджетная система Республики Беларусь………………………………17
3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………...21
3.1 Понятие структуры государственного бюджета. Бюджетная классификация………………………………………………………………...21
3.2 Структура государственного бюджета Республики Беларусь………….29
4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...46
Доходы государственного бюджета традиционно классифицируются по источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.). На практике еще используются юридическая и финансовая классификации. Первая исходит из признака образования доходов: она распределяет их в зависимости от того, используется сила государственной власти при формировании доходов или нет. Соответственно выделяют налоги и штрафы, а также плату за услуги и добровольные взносы. Вторая — делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы) [13, с. 202-203].
Наиболее
часто применяется
Источником доходов могут быть неналоговые поступления: доходы от государственной торговли, от продажи государственной собственности, золотовалютных резервов страны, штрафы, отчисления прибыли центрального банка страны и т.д. [13, с. 203].
Расходы государственного бюджета представляют собой денежные затраты, возникающие при исполнении центральным правительством своих функций.
Многообразие функций государства порождает многообразие государственных расходов. Масштабы государственных расходов зависят от сложившихся традиций и национального менталитета, а также от уровня социально-экономического развития страны.
Еще в XIX веке немецкий экономист А. Вагнер попытался одним из первых объяснить увеличение государственных расходов на основе закона «возрастания государственной активности» (закон Вагнера).
В современных условиях наблюдается постоянный рост государственных расходов в абсолютном исчислении и относительно ВВП.
Осуществление расходов за счет средств бюджета получило название бюджетного финансирования. В качестве основных его принципов выделяются: а) достижение оптимальности государственных, расходов (получение максимума эффекта, при минимуме затрат); б) целевой характер использования бюджетных ассигнований; в) безвозмездность и бесплатность бюджетных ассигнований.
Среди основных направлений бюджетного финансирования различаются:
1) финансирование отраслей национальной экономики;
2)
социальное и культурное
3) содержание органов государственного управления;
4) военные расходы;
5) обслуживание государственного долга;
6) дотации местным бюджетам; финансирование приоритетных государственных программ;
7)оплата расходов по внешнеэкономической деятельности [9, с. 312-313].
Выше по сути дела приведена достаточно развернутая классификация расходов государственного бюджета по сферам деятельности государства. Однако возможны и другие варианты такой классификации:
а) по степени влияния государственных расходов на процессы национального воспроизводства.
Тогда различаются: текущие расходы, связанные с содержанием социальной и экономической инфраструктуры, с расходами государственных учреждений и выплатой процентов по государственному долгу; расходы капитального характера, связанные с вложениями в основной капитал и приростом запасов товарно-материальных ценностей;
б) по целевому признаку, когда определяется своеобразная структура издержек производства «правительственного продукта» (административные расходы, связанные с оплатой товаров и услуг; инвестиции, ремонт, резервы, оплата труда, а также денежные расходы: пенсии, проценты, социальные пособия, дотации предприятиям);
в) по ведомству — получателю денежных средств (т.е. в разрезе министерств, комитетов и т.п.) [9, с. 313-314].
Таким образом, по своей структуре расходная часть государственного бюджета подразделяется на расходы по государственному управлению; на военные расходы; расходы на социально-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности. Важное место в бюджетных расходах стран с развитой рыночной экономикой занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, присущую рыночному хозяйству. В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Что касается расходов на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно-управленческих расходов, они воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги. Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и открывают для экономики страны новые зарубежные рынки [17, с. 327-328].
Возрастание роли государства в регулировании макроэкономики выразилось в появлении во второй половине XX в. новых тенденций, в развитии функций государственного бюджета, характерных для социально ориентированной экономики. Одна из них — обеспечение устойчивого экономического роста. В высокоразвитых странах через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению технической базы производства способствуют возросшие государственные затраты на фундаментальные научные работы, прикладные исследования и разработки. Значительные суммы расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении государственных программ экономического развития. Существенно увеличились объемы инвестиций в «человеческий капитал» (образование, повышение квалификации и переквалификацию рабочей силы) [3, с. 350].
В среднем половина всех расходов центральных бюджетов в странах с социально ориентированной экономикой идет на социально-экономические цели. Эти расходы подразделяются на две большие группы. Первая из них касается собственно социальных нужд (затраты на выплату пенсий, пособий, на здравоохранение, образование и подготовку кадров). Вторая группа предусматривает непосредственно экономические расходы (на энергетику, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, региональное развитие, природные ресурсы и охрану окружающей среды, добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт и т.п.).
Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика [3, с. 351].
Во многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен. В развитых странах, например в США, государство выплачивает премии фермерам на сокращение производства зерна и некоторых других видов сельхозпродукции.
Определенное место в расходных статьях бюджета приходится на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.
Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты. Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.
Динамика
структуры госрасходов в
В странах с относительно молодым населением увеличиваются прежде всего затраты на образование, создание новых рабочих мест. Эти расходы оказываются особенно существенными, если значительная часть основных фондов физически изношена или морально устарела, что характерно для многих переходных экономик. Лишь в небольшой мере этот рост госрасходов может быть компенсирован за счет сокращения затрат на оборону, средств, полученных от приватизации госсобственности. Поэтому для стран с переходной экономикой важной проблемой является реформирование систем социальной защиты, более эффективное использование средств, идущих на социальные нужды [13, с. 201-202].
Выделяют так называемые трансформационные и трансфертные расходы. К трансформационным (государственные закупки) относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. При трансфертных расходах затраты государства выступают как прямая передача средств. Среди трансфертных расходов – субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение (за счет бюджета финансируются в основном начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, противоэпидемические мероприятия, культурные и др.).
Таким образом, за последние три десятилетия наблюдаются существенные структурные сдвиги в расходной части центральных бюджетов стран с социально ориентированной экономикой. Во-первых, замедлились темпы роста и соответственно снизился удельный вес расходов, связанных с обороной и управлением. Во-вторых, увеличился удельный вес затрат, касающихся благосостояния людей (на здравоохранение, образование, подготовку и переподготовку кадров, пенсионное обеспечение).
Между тем многие экономисты предполагают, что в будущем могут возникнуть трудности с обеспечением расходов на социальные нужды. Сейчас пособия, выплачиваемые пенсионерам, финансируются из налогов, взимаемых с фонда заработной платы работающих. Однако в странах Запада сложилась неблагоприятная тенденция: абсолютно и относительно возрастает численность пожилых людей. Поэтому растущее число пенсионеров будет финансироваться уменьшающимся числом работников. В итоге государству придется решать задачу: либо повысить налоги на фонд оплаты труда работающих, либо снизить размеры пенсий, или же сделать и то и другое [3, с. 351].
Безусловно, каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется балансом дохода.
Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо увеличить ставки налога, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Проблема заключается в том, что эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них еще больше сокращает, а вовсе не стимулирует совокупный спрос. Ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции. Как только в процессе инфляции повышаются денежные доходы, автоматически возрастают налоговые поступления. Для того чтобы ликвидировать грядущие бюджетные излишки, правительство в этой ситуации должно либо снизить ставки налога, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Ясно, что использование любого из этих трех подходов усилит инфляционное давление в экономике.
Учитывая
указанные отрицательные
3.2 СТРУКТУРА
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Структура государственного бюджета Республики Беларусь имеет свои особенности. Его расходная часть, как и во всех странах мира, характеризует направление и цели бюджетных ассигнований на развитие и государственное регулирование экономики. Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило, невозвратны. Так, предоставление бюджетных средств называется бюджетным финансированием, поскольку данное расходование средств отличается от банковского предоставления кредитных ресурсов. Одна из особенностей нашего бюджета — бюджетные субсидии аграрному сектору республики. Они имеют социальную, политическую и экономическую направленность, поскольку государство весьма заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики. К другим расходным статьям бюджета относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, кредитование экспорта и т.д. [6, с. 173-174].
Информация о работе Структура бюджета в социально ориентированной экономике