Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:21, курсовая работа
Задачи курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета, проанализировать функции и принципы построения государственного бюджета, определить его значение и место в социально ориентированной экономике, охарактеризовать сущность бюджетного устройства, проанализировать бюджетное устройство Республики Беларусь, выявить сущность бюджетной системы, подробно охарактеризовать структуру бюджета в социально ориентированной экономике, его доходную и расходную части, а также проанализировать особенности структуры государственного бюджета Республики Беларусь и обозначить роль государственного бюджета в стабилизации и развитии экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО МЕСТО В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………….6
2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО……………..11
2.1 Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства………………11
2.2 Бюджетная система Республики Беларусь………………………………17
3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………...21
3.1 Понятие структуры государственного бюджета. Бюджетная классификация………………………………………………………………...21
3.2 Структура государственного бюджета Республики Беларусь………….29
4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...46
Республиканский бюджет нашей страны обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.
Через
республиканский бюджет осуществляется
перераспределение части
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и города Минска утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
В доходы республиканского бюджета включаются:
* регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска;
* доходы от внешнеэкономической деятельности;
* поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;
* доходы государственных целевых бюджетных фондов;
* трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами;
* другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Из республиканского бюджета финансируются:
- капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
- природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
- мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- общегосударственные программы по социальной защите населения;
- другие общегосударственные целевые программы;
- затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
- государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
- затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;
- расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
- национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
- погашение кредитов банка, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов по ним;
- погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
- образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
- выдача заемных средств (ссуд), дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;
- другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.
Доходная часть бюджета Республики Беларусь почти на 80 % формируется за счет налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. Согласно экономической теории доходная часть бюджета должна покрывать расходные статьи бюджета. Однако в условиях переходного периода, когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная разница образует бюджетный дефицит. Один из источников покрытия бюджетного дефицита — эмиссия денег. В некоторых государствах СНГ и других странах для покрытия бюджетного дефицита широко используются внутренние и внешние займы, сокращение бюджетных расходов [6, с. 174].
Республиканский бюджет и расчетные показатели по бюджетам областей и города Минска на 2007 г. сформированы на основе итогов первого полугодия и оценки исполнения бюджета в 2006 г., прогноза важнейших показателей социально-экономического развития и параметров денежно-кредитной политики на 2007 г., а также изменений налогового законодательства, предусмотренных проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по налоговым и бюджетным вопросам».
Бюджетно-налоговая политика в 2007 г. в Республике Беларусь направлена на:
- обеспечение роста экономики и укрепление финансово-кредитной системы;
- поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;
- повышение уровня жизни посредством роста заработной платы, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;
- обеспечение государственной поддержки приоритетных отраслей реального сектора экономики.
В законе о бюджете на 2007 г. и Пояснительной записке доходы и расходы (по функциональной классификации) представлены по новой классификации, разработанной с учетом международных стандартов в соответствии с договоренностями в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины. Аналогичный переход к международной классификации был осуществлен Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Украиной с 2006 г. [4, с. 6].
Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь 2007 года определены по доходам в сумме 33939,7 млрд. руб. (46,1 % ВВП), по расходам – 35069,7 млрд. руб. (47,6% ВВП), дефициту – 1130 млрд. руб. (1,5 % ВВП).
В законе о бюджете Республики Беларусь на 2007 г. доходы представлены по новой классификации, которая позволяет:
- четко разграничить налоговые и неналоговые поступления в бюджет;
- отражать источники формирования целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН) по разделам классификации доходов бюджетов исходя из экономического содержания соответствующих платежей;
- проводить качественный анализ доходов бюджета, в частности достоверно определять уровень налоговой нагрузки;
- обеспечивать международную сопоставимость показателей бюджета Республики Беларусь.
Общая
сумма доходов
Налоговые доходы консолидированного бюджета по сравнению с ожидаемым исполнением 2006 г. сократятся на 0,7 процентных пункта и составят 33,2% к ВВП. Доходы ФСЗН возрастут на 0,2 процентных пункта и составят 11,1% к ВВП.
Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: налог на добавленную стоимость – 6,7 трлн. руб. (26% в доходах без учета средств ФСЗН), налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, - 3,2 трлн. руб. (12,5%), акцизы – 2418,7 млрд. руб. (9,4%), подоходный налог – 2.3 трлн. руб. (8,9%), доходы от внешнеэкономической деятельности – 1,9 трлн. руб. (7,6%).
Доходы республиканского бюджета в 2007 г. предусматриваются в сумме 25,5трлн. руб. (34,6% к ВВП), в том числе без учета средств ФСЗН – в сумме 17,3 трлн. руб. (23,5% к ВВП). В составе доходов республиканского бюджета без учета средств ФСЗН налоговые доходы составляют 16,3 трлн. руб. (22,2% к ВВП), неналоговые доходы – 997,6 млрд. руб. (1,3% к ВВП).
Налоговые доходы республиканского бюджета в основном формируются за счет: налога на добавленную стоимость – 7 трлн. руб. (27,1 % в доходах без учета средств ФСЗН), акцизов – 2,3 трлн. руб. (13,3%), налогов на доходы и прибыль, уплачиваемых организациями, - 1,8 трлн. руб. (10,3%), доходов от внешнеэкономической деятельности – 1,9 трлн. руб. (11,3%).
Расходы по бюджету на 2007 г. сформированы по новой функциональной классификации расходов бюджетов Республики Беларусь, особенностями которой являются:
- сокращение количества разделов и подразделов функциональной классификации расходов с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства. В структуре функциональной классификации расходов бюджетов выделяется 10 разделов: общегосударственные расходы; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; национальная экономика; охрана окружающей среды; жилищные и коммунальные услуги; здравоохранение; физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации; образование; социальная политика, включая расходы фонда социальной защиты населения;
- отражение расходов на управление и прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты предполагается осуществлять в соответствующих сферах деятельности в составе разделов и подразделов функциональной классификации. С учетом особенностей перехода к новой классификации в показателях республиканского бюджета расходы на научные исследования в полном объеме отражаются в составе общегосударственных расходов и подлежат распределению по направлениям и государственным заказчикам Правительством Республики Беларусь;
- отражение целевых бюджетных фондов, включая инновационные фонды, в составе разделов и подразделов функциональной классификации по соответствующим отраслям.
Указанные изменения направлены на приближение бюджетной классификации к международным стандартам учета и статистики государственных финансов, более точное отражение бюджетных расходов по основным функциям и сферам деятельности государства, повышение прозрачности операций с бюджетными средствами.
Расходы консолидированного бюджета на 2007 г. прогнозируются в объеме 35 трлн. руб., что составляет 47,6% к ВВП. Указанные расходы без учета средств ФСЗН составят 26,9 трлн., руб., или 36,5% к ВВП.
В
экономической структуре
Расходы республиканского бюджета на 2007 г. (без учета средств ФСЗН) сформированы в сумме 18,5 трлн. руб., или с ростом на 26,4% к ожидаемому исполнению 2006 г. Расходы ФСЗН возрастут на 19,6% и составят 8,2 трлн. руб.
В республиканском бюджете на 2007 г. расходы на содержание республиканских органов государственного управления запланированы в сумме 586,8 млрд. руб. (без учета средств инновационных фондов) и отражены по соответствующим разделам новой функциональной классификации исходя из выполняемых ими функций: общегосударственные расходы – 404,3 млрд. руб., национальная оборона – 21,8 млрд. руб., правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности – 109,4 млрд. руб., национальная экономика – 33,8 млрд. руб., охрана окружающей среды – 2,7 млрд. руб., жилищные и коммунальные услуги – 1,5 млрд. руб., здравоохранение – 2,7 млрд. руб., физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации – 7,1 млрд. руб., образование – 3,5 млрд. руб.
Дефицит республиканского бюджета на 2007 г. сформирован в размере 1,1 трлн. руб., или 1,5% к ВВП. Финансирование дефицита бюджета предусматривается за счет внутренних источников финансирования (404,2 млрд. руб.) и внешних источников финансирования (725,8 млрд. руб.).
В 2007 г., как и в 2006 г., не предусматривается привлечение кредитов Национального банка для финансирования дефицита бюджета.
Внутренние источники финансирования дефицита бюджета составляют 404,2 млрд. руб., в их числе: источники от размещения государственных ценных бумаг, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц, составляют 500 млрд. руб., источники от операций с принадлежащим государству имуществом минус 99,5 млрд. руб. (то есть направление средств на увеличение доли государства в уставных фондах).
Информация о работе Структура бюджета в социально ориентированной экономике