Сущность и организация бюджетного планирования и прогнозирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и организации бюджетного планирования и прогнозирования.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
рассмотрение сущности бюджетного планирования и прогнозирования;
изучение научных основ финансового планирования и прогнозирования;
изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Экономическая сущность и содержание бюджетного планирования и прогнозирования
1.1 Сущность бюджетного планирования и прогнозирования……………..
1.2 Научные основы финансового планирования и прогнозирования …….
1.3 Методы бюджетного планирования и прогнозирования………………..
Глава 2. Организация бюджетного планирования и прогнозирования
2.1 Анализ бюджетного планирования и прогнозирования…………………
2.2 Органы осуществляющие бюджетное планирование и прогнозирование…
2.3 Сорвершенствование бюджетного планирования и прогнозирования в РФ……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.02 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По курсу «Государственные муниципальные финансы»

 

 

На тему «Сущность и организация бюджетного планирования и прогнозирования в РФ»

Выполнила студент: Группа: 505

Руководитель работы: Работа защищена «___»_________________2012

Оценка __________________________

Члены комиссии                                                  ______________

                                                                              _______________

                                                                             ________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Экономическая сущность и содержание бюджетного планирования и прогнозирования

1.1 Сущность бюджетного  планирования и прогнозирования……………..

1.2 Научные основы финансового  планирования и прогнозирования  …….

1.3 Методы бюджетного планирования  и прогнозирования………………..

Глава 2. Организация бюджетного планирования и прогнозирования

2.1 Анализ бюджетного планирования  и прогнозирования…………………

2.2 Органы осуществляющие  бюджетное планирование и прогнозирование…

2.3 Сорвершенствование бюджетного  планирования и прогнозирования  в РФ……………………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджетное планирование  и прогнозирование по сути своей  является активным способом государственного регулирования экономики: с его  помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственного  развития, но и оказывает на них  активное влияние.

Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов. Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею. В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что эффективность процессов и методов бюджетного планирования и прогнозирования непосредственно влияет на экономику Российской Федерации в части формирования федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований

Прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения  величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные  методы регулирования социально-экономических  процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования  и планирования отраслевых экономик.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и организации  бюджетного планирования и прогнозирования.

К задачам данной курсовой работы можно отнести:

  • рассмотрение сущности бюджетного планирования и прогнозирования;
  • изучение научных основ финансового планирования и прогнозирования;
  • изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования;
  • изучение анализа бюджетного планирования и прогнозирования;
  • рассмотрение органов осуществляющих бюджетное планирование и прогнозирование;
  • рассмотрение совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования в РФ.

Степень научной разработанности: данная проблема исследуется в трудах российских и зарубежных ученых: Л.И. Абалкина, Д.А. Аллахвердяна, М. Алле, A.M. Александрова, И.В. Бестужева-Лады, Р. Буайе, Э.А. Вознесенского, Л.А. Дробозиной, Д.Л. Дьяченко, А.Г. Зверева, А.Г. Игудина, В.В. Ильина, Дж. М. Кейнса, A.M. Лаврова, Ю.И. Любимцева, К. Д. Льюиса, B.C. Павлова, В.Г. Панскова, В. Петти, Г.Б. Поляка, И.В. Подпориной, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти, Дж. Ю. Стиглица, С.Г. Струмилина, Н.Г. Сычева, К.И. Таксира, Г. Тейла, Р. Харрода, Фридриха А. Хайека, Д.Н. Хаймана, Г.К. Шеховцова и Эриха Янча.

Предметом исследования данной курсовой работы является специфика  организации процесса бюджетного планирования и прогнозирования

Объектом данной курсовой работы содержание и организация  бюджетного планирования и прогнозирования.

Курсовая работа строго структурирована  состоит из двух глав и 6 параграфов, введения, заключения. В каждой главе  подробно описана сущность и теоретическая  часть, проделан анализ бюджетного планирования и прогнозирования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая  сущность и содержание бюджетного планирования и прогнозирования

1.1 Сущность бюджетного планирования и прогнозирования

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений  о возможных состояниях объекта  в будущем, об альтернативных путях  его развития. Прогноз выражает предвидение  на уровне конкретно-прикладной теории, в то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный  характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Планирование представляет собой процесс научного обоснования  целей, приоритетов, определения путей  и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.

План - это документ, который  содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

Прогнозирование предполагает описание возможных или желательных  аспектов, состояний, решений, проблем  будущего. Планирование основано на принятии решений о проблемах, выявленных на стадии прогнозирования, на учете  всех критических аспектов будущего.[4]

В качестве основных отличий  прогнозирования от планирования можно  назвать следующие:

- прогнозирование осуществляется  в условиях с высокой долей  неопределенности или случайности;

- объектом прогнозирования  чаще всего являются совокупность  хозяйственной системы и внешней среды;

- прогнозирование в большей  степени ориентировано на исследование развития внешней среды хозяйственной системы, носит системный характер;

- прогнозирование носит  информационный, консультативный характер, принятие решения необязательно, в то время когда планирование носит директивный характер;

- при прогнозировании  в связи с большим периодом  упреждения и неопределенностью  используются более общие расчетные  или экспертные нормы.[15]

Таким образом, прогнозирование  по своему составу шире планирования, так как включает не только показатели деятельности хозяйствующего субъекта, но и в большей степени учитывает изменяющиеся параметры внешней среды.

Прогнозирование соотносится  с более широким понятием - предвидением. Предвидение опережает отражение  действительности и основано на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.

Гипотеза характеризует  научное предвидение, исходя из общей  теории, т.е. исходную базу построения гипотезы составляют теория и открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи функционирования и развития исследуемых объектов. На уровне гипотезы дается их качественная характеристика, выражающая общие закономерности поведения.

Формы предвидения тесно  связаны в своих проявлениях  друг с другом, представляя собой  последовательные, конкретные ступени  познания поведения объекта в  будущем. Исходное начало этого процесса - общенаучное предвидение состояний  объекта; завершающий этап - разработка методов перевода объекта в новое  заданное для него состояние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.

Прогноз и план взаимно  дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.

Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования - прежде всего создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой - способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Прогнозирование экономических  процессов осуществляется в тесном единстве с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, развитием базы естественных ресурсов и др.

При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований, важнейшими из которых являются:

1. Оптимальность, предполагающая  такой вариант плана, когда  потребности в ресурсах наименьшие, а конечный результат по финансовым и другим критериям лучший и, как правило, сроки осуществления события минимальные;

2. Определенность, при которой  установленные показатели и другие  условия должны быть конкретизированы  по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми.[12]

В плане должны быть четко  определены цели и задачи. План оформляется  в виде специального документа. После  его принятия соответствующим органом  управления начинается организационная  работа по практической реализации плана.

Наряду с категориями "прогноз" и "план" широкое  распространение имеют и ряд других: мероприятие, программа, концепция. Имея общую экономическую природу, каждая из них часто выступает составной частью прогноза или плана, в то же время сохраняя и свою самостоятельность.

Мероприятие - намеченная к  реализации конкретная мера воздействия  для решения поставленной задачи. Как правило, носит локальный  характер и выступает в качестве составной части прогноза, плана  или аналогичных им экономических  категорий. В то же время иногда употребляется и в более широком самостоятельном смысле (внедрение в масштабах предприятия, отрасли и нового хозяйственного механизма и др.).

Программа - документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических и других заданий и мероприятий, направленных на решение определенной проблемы. Чаще всего программы являются составной  частью прогноза или плана и призваны выделить приоритетные проблемы развития народного хозяйства (обеспечение населения важнейшими видами продуктов, развитие отдельных видов транспорта, промышленного производства и др.). Иногда программы имеют и самостоятельное значение. Например, когда требуется разрешение каких-либо особо важных общенациональных задач (обеспечение энергосбережения, совершенствование структуры экономики, повышение уровня конкурентоспособности продукции и др.). Такие программы по сути выступают как аналоги прогнозов или планов.

Концепция - руководящая  идея, общий замысел, т.е. основной путь следования для достижения поставленной цели в прогнозе, плане или программе.

Мероприятия, программы, концепции, прогнозы, планы действуют на всех иерархических уровнях управления, т.е. применительно к отдельным субъектам хозяйствования (малым и большим предприятиям, организациям), отраслям, регионам, государствам и группам государств. С учетом наличия существенных различий между ними в объемах и характере деятельности производится их деление на микро- и макроуровни. Как правило, индивидуальные субъекты хозяйствования, предприятия, организации, объединения относят к микроуровню, отрасли и регионы - к мезоуровню, экономику в целом - к макроуровню.[21]

Информация о работе Сущность и организация бюджетного планирования и прогнозирования в РФ