Сущность и организация бюджетного планирования и прогнозирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и организации бюджетного планирования и прогнозирования.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
рассмотрение сущности бюджетного планирования и прогнозирования;
изучение научных основ финансового планирования и прогнозирования;
изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Экономическая сущность и содержание бюджетного планирования и прогнозирования
1.1 Сущность бюджетного планирования и прогнозирования……………..
1.2 Научные основы финансового планирования и прогнозирования …….
1.3 Методы бюджетного планирования и прогнозирования………………..
Глава 2. Организация бюджетного планирования и прогнозирования
2.1 Анализ бюджетного планирования и прогнозирования…………………
2.2 Органы осуществляющие бюджетное планирование и прогнозирование…
2.3 Сорвершенствование бюджетного планирования и прогнозирования в РФ……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.02 Кб (Скачать файл)

Основными проблемами в сфере  развития территории является: наличие  земельных участков, не обустроенных коммунальной инфраструктурой; превышение нормативных сроков эксплуатации инженерных коммуникаций; снижение надежности и  устойчивости инженерных систем жизнеобеспечения населения; ограниченные возможности  для наращивания объемов жилищного  строительства; наличие улиц, не обеспеченных централизованным газоснабжением. Эффект от реализации программы имеет социальную направленность. Улучшатся условия  проживания населения и внешний  облик города Калининграда. Повысится  эффективность и надежность обеспечения  территорий застроек и существующих жилых кварталов коммунальными  ресурсами, увеличится надежность функционирования систем коммунальной инфраструктуры, что снизит потери коммунальных ресурсов при производстве и транспортировке. Надежность работы коммунальной инфраструктуры позволит сэкономить средства организаций  коммунального комплекса, уменьшить  потребление ресурсов и улучшить экологическую обстановку.

Финансирование программы  в 2011 году осуществляется за счет:

  • федерального бюджета – 81,4 %;
  • областного бюджета - 2,2 %;
  • бюджета городского округа – 16,3 %.

На 2011 год и плановый период 2011-2012 гг. помимо долгосрочных целевых программ разработаны и ведомственные.[17]

Ведомственные целевые программы  направлены на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной  политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета. Они  базируются на системе целей, задач  и показателей деятельности субъектов  бюджетного планирования и отражаются в докладах о результатах и  основных направлениях деятельности субъектов  бюджетного планирования.

Итак, можно сделать вывод, что областные целевые программы  представляют собой комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение  проблем экономического, экологического, социального и культурного развития. Программы, реализуемые в настоящее  время на территории отражают приоритеты политики в конкретных сферах деятельности администрации области. В целом  программно-целевой подход к решению  социально-экономических проблем  себя оправдывает. Однако уровень структурированности  большинства из действующих программ и уровень адекватности используемых в них контрольных показателей  нуждается в серьезном улучшении.[11]

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Органы осуществляющие  бюджетное планирование и прогнозирование

 

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: Президент  РФ; Государственная Дума Федерального Собрания РФ; Совет Федерации Федерального Собрания РФ; Правительство РФ; орган, ответственный за составление и  исполнение федерального бюджета (Министерство финансов Российской Федерации); орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета (Федеральное  казначейство); органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; Банк России; Счетная палата Российской Федерации; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители  бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Министерство финансов обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет проект федерального бюджета  и представляет его в Правительство; принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов; представляет сторону  государства в договорах о  предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета; осуществляет методическое руководство  в области составления проекта  федерального бюджета и исполнения федерального бюджета; составляет сводную  бюджетную роспись федерального бюджета; разрабатывает прогноз  консолидированного бюджета; разрабатывает  Программу государственных внутренних заимствований РФ; осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает программу государственных  внешних заимствований; осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических  лиц; получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета; обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; предоставляет государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам; проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств; составляет отчет об исполнении бюджета и др.[9]

Руководитель Министерства финансов Российской Федерации (министр  финансов) имеет исключительное право  дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следующих действий: утверждение сводной бюджетной  росписи федерального бюджета; утверждение  лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств  федерального бюджета; предоставление бюджетных ссуд из средств федерального бюджета; введение режима сокращения расходов федерального бюджета; перемещение  ассигнований между главными распорядителями  средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций  расходов бюджетов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации несет ответственность  за: соответствие бюджетной росписи  утвержденному бюджету; своевременность  составления бюджетной росписи; соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных  инвестиций.

Министр финансов персонально  несет ответственность за: соответствие бюджетной росписи утвержденному  бюджету; своевременность составления  бюджетной росписи; введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

Федеральное казначейство несет  ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами; финансирование расходов, связанных  с предоставлением бюджетных  ссуд, бюджетных инвестиций, государственных  гарантий с нарушением порядка; полноту  перечисления бюджетных средств  получателям бюджетных средств; своевременность перечисления бюджетных  средств получателям бюджетных  средств; своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей  бюджетных средств; своевременность  представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением  бюджета; своевременность доведения  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  и лимитах обязательств бюджета  до получателей бюджетных средств; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов  обязательств бюджета; осуществление  контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями; исполнение предписаний Счетной  палаты и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

Органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая  кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих  бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.[23]

Существенным моментом в  финансово-бюджетной политике является определение органов и организаций, а также их функций в бюджетном  процессе.

Перечень органов, наделенных бюджетными полномочиями, включает:

- органы законодательной  (представительной) и исполнительной  власти;

- финансовые и налоговые  органы;

- органы денежно-кредитного  регулирования;

- органы государственного  финансового контроля;

- главные распорядители  кредитов;

- государственные целевые  внебюджетные фонды.[17]

Законодательные (представительные) органы – рассматривают и утверждают бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении.

Исполнительные органы осуществляют сводное финансовое планирование, составляют проекты бюджетов, вносят их на рассмотрение законодательных органов, осуществляют исполнение бюджетов, готовят проекты  отчетов об их исполнении.

Денежно-кредитное регулирование  осуществляет Центральный банк России, который совместно с Правительством Российской Федерации осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной  политики государства. Через структуры  Центрального банка на местах осуществляется обслуживание денежных счетов федерального казначейства, счетов государственных  внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы - представлены Счетной палатой РФ, аналогичными контрольными органами в  субъектах РФ, образуются представительными  органами для осуществления контроля за расходованием средств в соответствии с законом о бюджете.

Все перечисленные органы являются участниками бюджетного процесса.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено  составление перспективного финансового  плана. Данный план представляет собой  финансовый документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной  год для каждого уровня бюджетной  системы и содержащий данные о  прогнозных возможностях соответствующего бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или  муниципальных заимствований и  финансированию основных расходов.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет. Следующие  два года – плановый период, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.[11]

Исходной базой для  формирования плана является бюджет на текущий год. Перспективный план ежегодно корректируется с учетом показателей  уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Со сводным финансовым планированием  тесно связано бюджетное прогнозирование.

В отличие от сводного финансового  планирования осуществляемого, как  правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный  период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая  часть показателей сводного финансового  баланса включает ряд бюджетных  показателей, то при составлении  перспективного сводного финансового  баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

Под прогнозом развития бюджета  подразумевается комплекс вероятностных  оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования  — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических  условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

Расчет прогнозируемых бюджетных  показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей  годового бюджета. Если показатели годовых  и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических  и финансовых параметров, то при  определении прогнозных бюджетных  показателей, как правило, такой  возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.[22]

Существующая практика бюджетного прогнозирования в увязке со сводным  финансовым балансом не охватывает полный круг связей в экономике. При этом не учитываются внутренние взаимодействия всех секторов экономики и финансовые взаимоотношения с внешним миром. Результатом становится одностороннее  отображение экономического процесса, снижается возможность регулирования  и управления текущей экономической  ситуацией и прежде всего движением  государственных финансовых потоков, эффективность бюджетного планирования. Учитывая изложенное, актуальной является разработка комплексного подхода к  движению финансовых средств в экономике.

Целью прогнозирования государственных  финансовых потоков является выявление  условий формирования и оптимального движения финансовых потоков и на этой основе разработка и осуществление  системы мероприятий, обеспечивающих достижение стабильного экономического роста.

Работа по планированию доходов  включает три важнейших направления:

1) Расчет прогнозируемых  сумм мобилизации контингентов  всех видов доходов.

2) Распределение регулирующих  доходов по уровням бюджетной  системы.

Информация о работе Сущность и организация бюджетного планирования и прогнозирования в РФ