Сущность и основы бюджетирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсового проекта является ознакомление с порядком составления операционных и финансовых бюджетов; изучение взаимосвязи экономических показателей, отражаемых в бюджетах, для выработки управленческих решений.

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Введение

    Решение о постановке бюджетирования на предприятии  способно принести пользу вне зависимости  от того, в каком состоянии сейчас находится система управления предприятием, вне зависимости от того используется Управленческая Информационная Система  или обычная бухгалтерская учетная система. Осознание необходимости постановки бюджетирования на предприятии, обычно является первым шагом к внедрению современных концепций управления предприятием.        Это связано с тем, что по мере реализации процесса постановки бюджетирования, по мере выделения центров затрат и центров прибыльности происходит осознание того, какая информация и в каких разрезах необходима для принятия эффективных управленческих решений; осознание того, что бюджетирование это не только способ простого отслеживания соответствия плановых и фактических показателей, но и мощный аналитический инструмент, который можно использовать практически во всех процессах управления предприятием, от маркетинга до сервисного обслуживания потребителей.  Конечно, во первых речь идет о полномасштабном внедрении бюджетирования, а не "ограниченных" процедур подготовки платежного календаря и контроля соблюдения дисциплины платежей, во вторых, в процессе постановки бюджетирования происходит структурирование управленческой информации, необходимой для планирования и принятия управленческих решений, по сути, постановка управленческого учета.

     Целью написания курсового проекта  является ознакомление с порядком составления  операционных и финансовых бюджетов; изучение взаимосвязи экономических показателей, отражаемых в бюджетах, для выработки управленческих решений. 
 
 
 

  1. Сущность  и основы бюджетирования на предприятии

     Детализация стратегического плана осуществляется на предприятии с помощью бюджетирования, которое определяет краткосрочные задачи в пределах общей стратегии. Результатом бюджетирования является бюджет.

     Бюджет - это план будущих операций, выраженный в количественных (преимущественно  в денежных) измерителях. Период, для  которого подготовлен и используется бюджет, называется бюджетным периодом. Бюджетным периодом обычно является год, внутри которого могут быть выделены более короткие периоды (квартал, месяц).

     Соответственно, бюджетирование - это процесс планирования будущих операций предприятия и  оформления его результатов в виде системы бюджетов.

     Подготовка  бюджетов начинается с разработки функциональных бюджетов, т.е. бюджетов подразделений  предприятия. На основе бюджетов подразделений  готовится сводный бюджет предприятий.

     Сводный бюджет - это совокупность бюджетов, обобщающих будущие операции всех подразделов предприятия. Он включает две группы бюджетов: операционные и финансовые.

     Операционные  бюджеты - это совокупность бюджетов расходов и доходов, обеспечивающих составление бюджетного отчета о  прибыли. К операционным принадлежат бюджеты продаж, производства, себестоимости реализованной продукции и др., а обобщающим является бюджетный отчет о прибыли.

      Финансовые  бюджеты - это совокупность бюджетов, отображающих запланированные денежные потоки и финансовое состояние предприятия. Примерами финансовых бюджетов являются: бюджет денежных средств и бюджетный баланс.

    Процесс бюджетирования включает такие основные стадии:

    1. Доведение основных направлений политики компании до ведома лиц, отвечающих за подготовку бюджетов.
  1. Определение ограничительных факторов.
  1. Подготовка бюджета продаж.
  2. Предварительное составление бюджетов.
  3. Обсуждение бюджетов с высшим руководством.
  4. Анализ и корректировка обсужденных бюджетов.
  5. Утверждение бюджетов.

     Первым  этапом бюджетирования является доведение  высшим руководством политики компании до ведома руководителей подразделений и других лиц, которые непосредственно принимают участие в подготовке бюджетов.

     Эта информация обычно касается объема и  ассортимента продукции, ценовой политики, рынков сбыта и др.

     Учитывая, что возможности предприятия и реализации продукции чаще всего ограничены спросом, мощностью или другими факторами, к началу разработки бюджетов необходимо определить и учесть эти ограничения.

    Ведущим этапом бюджетирования является разработка бюджета продаж.

     Бюджет  продаж - это операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции (товаров, услуг).

     Этот  документ соответственно определяет и  объем производства продукции и  затраты различных видов ресурсов.

     Предварительное составление всех операционных и  финансовых бюджетов осуществляется после  разработки проекта бюджета продаж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Исходные  данные для выполнения проекта

     Предприятие производит запасные части. При подготовке к разработке основного бюджета на плановый 2012 г. досконально изучаются все существенные факторы, ожидаемые расходы. Нормативные расходы на основные материалы, их цена и оплата затрат труда следующие:

материал 111 1.2 грн. за кг

материал 112 2.6 грн. за кг

основная  заработная плата 2.05 грн. за час

                                                       Таблица 2.1 Затраты на единицу готовой продукции:

Показатели
    Виды продукции
  Продукт А Продукт В
материал 111, кг. 15 16
материал 112, кг. 9 10
затраты труда, ч. 17 23

Таблица 2.2

          Данные  по готовой продукции
   
Показатели
    Виды продукции
Сумма
A

    А

В
Предполагаемый  объем продаж, шт. 5500,00  1500,00   
Цена  единицы, грн. 112,70  17320   
Запасы  на конец периода, шт. 1100,00  50,00   
Запасы  на начало периода, шт. 50,00  50,00   
Запасы  на начало периода, грн. 8670,00  5810,00 14480,00

Таблица 2.3

          Данные  по основным материалам
 
Показатели
    Марки материалов
 
    111
112
Запасы  на начало периода, кг.
    5 000,00
5 000,00
Запасы  на конец периода, кг.
    6 000,00

    ,0

1000,00

 

                                             Таблица 2.4 
            Косвенные расходы за год

Виды  расходов Сумма, грн
Общепроизводственные  расходы:  
вспомогательные материалы 30 000
заработная  плата вспомогательных рабочих 70 000
энергия (переменная часть) 8 000
обслуживание (переменная часть) 20 000
амортизация 25 000
заработная  плата управленческого персонала 20 000
страхование 4 500
энергия( постоянная часть) 1000
обслуживание (постоянная часть) 4 500
прочие  расходы 25 000
ВСЕГО 208 000
Коммерческие  и административные расходы:  
комиссионные 20 000
реклама 3 000
заработная  плата торговым работникам 10 000
транспортные  расходы 5 000
заработная  плата служащим 10 000
вспомогательные материалы 1 000
заработная  плата административного персонала 21000
прочие 5 000
ВСЕГО 75 000

Таблица 2.5

        Данные  по дебиторской и  кредиторской задолженностям.
 
          Показатели
Величина, % Величина, %
1. Дебиторская задолженность в  % к стоимости реализованной продукции 50 - N/2 38,50
2.Кредиторская  задолженность по:    
    приобретаемым основным материалам в % к общей стоимости
50 - N/3 42,33
      выплата заработной платы в % к начисленной
50-N/3,5 43,43
      остальным расходам (без амортизации) в % от их общей  величины
50-N/2,5 40,8

N=23 

  1. Расчет  операционных бюджетов предприятия

Перечень  операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет производственных запасов;
  • бюджет прямых затрат на материалы;
  • бюджет производственных накладных расходов;
  • бюджет прямых затрат на оплату труда;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет управленческих расходов;
  • бюджетный отчет о прибыли.

Шаг 1. Бюджет продаж

     Этот  бюджет представляет собой основу всех других бюджетов,  поскольку все  расходы непосредственно зависят от объема продаж. Бюджет продаж представлен в табл. 3.1

Таблица 3.1

Бюджет  продаж на 2012 год

Продукт
    Количество
    Цена, грн
Сумма, грн
Продукт А 5500,00 112,70 619850,00
Продукт В 1500,00 173,20 259800,00
ВСЕГО     879650,00

Информация о работе Сущность и основы бюджетирования на предприятии