Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:55, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.
Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..…….3
1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации…………………..4
1.1 Понятие бюджетной системы, ее структура и принципы………………………………………4
1.2 Состав и структура бюджетной системы…………………………………………………….….. 6
2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации………………………..……….16
2.1 Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования……………………………..….16
2.2 Ключевые проблемы и итоги реформирования бюджетного процесса……………………..19
2.3 Реформа бюджетного процесса на субфедеральном уровне: узкие места и проблемы…….20
Заключение………………………………………………………………………………………...….22
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути реформирования бюджетной системы.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 1332,7 млрд. руб. (15,2% к ВВП) или 18,3% к  уточненной бюджетной росписи.

Профицит федерального бюджета  за I квартал 2011 г. составил 600,0 млрд. руб. (6,8% к ВВП).

Кассовые непроцентные расходы  федерального бюджета за I квартал 2011 г. составили 1279,5 млрд. руб. или 18,0% к  уточненной бюджетной росписи.

Кассовые процентные расходы федерального бюджета за отчетный период составили 53,2 млрд. руб. или 28,3% к уточненной бюджетной росписи на 2011 г. При этом расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 25,9 млрд. руб., а расходы на обслуживание государственного внешнего долга - 27,3 млрд. руб.

В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 1332,7 млрд. руб. (18,3% к уточненной бюджетной росписи на 2011 г.).

Общая сумма бюджетных ассигнований на 2011 год на реализацию приоритетных национальных проектов, с учетом остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2011 г. (37,4 млрд. руб.) предусмотрена в объеме 238,4 млрд. руб., в том числе: "Развитие агропромышленного комплекса" - 2,6 млрд. руб., "Здоровье" - 109,9 млрд. руб., "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - 80,4 млрд. руб., "Образование" - 45,5 млрд. руб. Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде составили 23,1 млрд. руб. (9,7% к уточненной росписи), в том числе "Здоровье" - 11,9 млрд. руб., "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - 3,1 млрд. руб., "Образование" - 8,1 млрд. руб.

Кассовое исполнение расходов на реализацию федеральных целевых программ в I квартале 2011 года составило 44,3 млрд. руб. или 6,3% от уточненной бюджетной годовой  росписи.

Кассовое исполнение расходов на государственные капитальные вложения в рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы на 2011 год за отчетный период составило 6,5 млрд. руб. или 2,9% от уточненной годовой росписи.

В отчетном периоде объем государственного долга на 1 апреля 2011 г. составил 2392,0 млрд. руб. и уменьшился с 1 января 2011 г. на 10,8 млрд. руб.

При общем уменьшении объема государственного долга в отчетном периоде происходило  увеличение размера государственного внутреннего долга и уменьшение размера государственного внешнего долга. На 1 апреля т. г. доля внешнего долга в структуре обязательств составляла 43,4%, внутреннего - 56,6%.

В I квартал 2011 года произошло увеличение доли рыночного долга в общем  объеме государственного внешнего долга Российской Федерации (государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте) с 73,7% до 74,0% Там же. .

Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.

Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований - республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В БК РФ бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджетный фонд субъекта Федерации является государственной собственностью.

В последние годы роль региональных и местных бюджетов возрастает, расширяется  сфера их применения в связи с  расширением прав региональных и  местных органов власти в соответствии с законодательством РФ.

Роль региональных бюджетов субъектов  Российской Федерации в экономическом  и социальном развитии заключается  в следующем.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в чем и заключается главная роль региональных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации.

Во-вторых, формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, организаций культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.

В-шестых, региональные бюджеты через  финансовые ресурсы оказывают воздействие  на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования  материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать дополнительные рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

Характеризуя роль региональных бюджетов, нельзя не учитывать, что  кризисные явления в экономике  страны - инфляция и расстроенность финансовой системы - не позволяют им выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит.

Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона может еще больше возрастать при определенных условиях. Такими условиями являются, прежде всего, наделение соответствующими полномочиями органов власти субъектов Российской Федерации по формированию и исполнению их бюджетов.

Доходы бюджетов субъектов  Российской Федерации формируются за счет:

- налоговых доходов от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами Бюджетный кодекс Российской Федерации: 6;

- неналоговых доходов;

- иных поступлений (безвозмездных и безвозвратных перечислений).

К неналоговым доходам  бюджетов субъектов РФ относятся:

а) часть прибыли унитарных  предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов  и иных платежей в бюджет, в размерах, установленных законами субъектов  РФ;

б) доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  субъектов РФ (аренда и т.п.);

в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении субъекта РФ;

г) средства, полученные в  возмещение вреда, причиненного РФ;

д) платежи за пользование  лесным фондом в части, превышающей  минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню;

е) сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом и производством  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами власти субъектов РФ;

ж) иные неналоговые доходы (штрафы и т.п.).

К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций; субвенций из регионального фонда компенсаций; перечислений из бюджетов государственных внебюджетных фондов; от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

В настоящее время к  региональным налогам относятся  только три: транспортный налог; налог  на имущество предприятий и организаций; налог на игорный бизнес.

В доходах бюджетов субъектов  Федерации наибольшую долю (более 85%) имеют налоговые доходы. Неналоговые доходы составляют около 10-15% в общей сумме доходов, включая безвозмездные и безвозвратные перечисления средств в основном из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций (трансфертов).

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации - это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания подразделяются на: текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.

Капитальные расходы, бюджетов - часть  бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный  ремонт основных фондов).

Как текущие, так и капитальные расходы определяются в бюджете органами власти субъектов Российской Федерации исходя из задач, стоящих перед ними.

Главное направление использования  региональных финансов - финансирование социальной и производственной инфраструктуры.

В соответствии с выполняемыми функциями субъектами Российской Федерации исключительно из их бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

- на содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

- проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;

- реализация региональных целевых программ;

- формирование государственной собственности субъектов Федерации;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации и т.д.

В расходной части бюджетов регионов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти, размер которых устанавливается  органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации при утверждении их бюджетов на очередной финансовый год. Бюджет субъектов Российской Федерации обсуждается и утверждается представительным (законодательным) органом субъекта РФ в форме закона, после чего исполнительные органы субъектов РФ получают право на использование бюджетных средств.

Местными бюджетами являются бюджеты  муниципальных образований - административно-территориальных  образований (муниципальных районов, городских округов, городских и  сельских поселений).

Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений).

Роль местных бюджетов в социально-экономическом  развитии районов характеризуется  следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано: "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" Конституция Российской Федерации.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных  образований, сосредоточение в них  денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

Информация о работе Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации