Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 18:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является исследование сущности государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы общества, анализ его состояния на сегодняшний день и выявление будущих стратегий управления внутренними и внешними заимствованиями Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
а) изучение теоретических вопросов, связанных с такими понятиями, как бюджетный дефицит, государственный внутренний и внешний долг, способы его управления, а также влияния государственных заимствований на реальный сектор экономики страны в целом;
б) исследовать механизмы законодательного регулирования государственного долга России;

Вложенные файлы: 1 файл

Весь_Диплом_010614_Вован.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

В 1812 году «для наблюдения порядка в платежах, ясности и точности в счетах и для охранения прав каждого» при комиссии «общей книги всех обеспеченных государством долгов, срочных и бессрочных» при комиссии было специальное подразделение – государственной долговой книги. Ее структура включала три основные части: 1) внешние государственные долги, 2) внутренние государственные долги срочные, 3) внутренние государственные долги бессрочные. Каждый из этих разделов имел собственные подразделы. Например, во внутренних государственных бессрочных долгах выделялись следующие подразделы: 1) долги бессрочные обыкновенные; 2) долги бессрочные на правах недвижимых имений, в долговой книге записанные; 3) долги бессрочные неприкосновенные; 4) родовые капиталы. Эта структура книги, существовала вплоть до 1918 года. Позже в долговую книгу стали заноситься также новые виды займов: гарантированные государством железнодорожные займы, городские займы и т.д. Эти облигации имели котировки на тогдашних крупнейших европейских биржах в Лондоне, Амстердаме. Государственная книга внешнего долга воссоздана в Российской Федерации в 1994 г.

В царской России организация выпуска новых займов была в непосредственном ведении государя и министерства финансов. В задачу Министерства входила обязанность по разработке положения о займе, которое далее проходило через утверждение «Высочайшим указом» государя. Далее оно заключало соглашение с иностранными и российскими финансовыми структурами, которые осуществляли размещение государственных ценных бумаг среди потенциальных инвесторов.

Очень важную роль в финансировании государственного долга играла достаточно агрессивная финансовая политика размещения российских займов за рубежами Российской империи. Так, был создан «особый фонд» министерства финансов с бюджетом в 250 тыс. франков, который занимался обеспечением благоприятной информации о финансовом положении России, для оказания влияния на общественное мнение стран-кредиторов. В течении 1895 года Российское государство содержало в Германии (Берлине) специальное пресс-бюро, снабжавшее необходимыми благоприятными материалами более двадцати газет. Также активно находили применение и не очень официальные методы реализации российских ценных бумаг на зарубежных рынках: широко использовались различные формы подкупа прессы, отдельных депутатов, важных и влиятельных политических деятелей, лидеров профсоюзов.

Для рекламной поддержки российских займов государством только за 1904 год было израсходовано более 3,3 млн. золотых франков. Также значительные расходы на соответствующую рекламу несли различные банковские консорциумы, в чью задачу входило государственных русских займов за границей. Координировал весь комплекс работ по размещению займов во Франции специальный агент министерства финансов России в Париже.

Вошли в практику деятельности по управлению государственным долгом система разработки как обычного, так и чрезвычайного бюджетов.

Основным назначение Чрезвычайного бюджета являлось финансирование строительства железных дорог и портов, различные военные потребности, выдача ссуд частным железнодорожным обществам, погашение беспроцентного долга, выполнение военных обязательств, ликвидация последствий народных бедствий.

С началом Первой мировой войны роль и значение чрезвычайного бюджета возросло. При благоприятном финансовом положении страны определенная часть этого чрезвычайного бюджета шла на досрочную оплату обязательств по государственным займам. В случае, когда сумма чрезвычайных доходов не покрывала сумму чрезвычайных расходов, весь сложившийся государственный дефицит подлежал ликвидации за счет сформированных остатков свободных средств из обыкновенного бюджета и остатков средств прошлых лет чрезвычайного бюджета.

Также к особенностям государственной долговой политики царской России следует отнести очень гибкое сочетание внешних и внутренних государственных заимствований. Неблагоприятные условия на европейских финансовых рынках в конце марта 1809 года, предопределили издание специального указа царя, в котором были определены главные условия размещения государственных внутренних займов. Они должны были осуществляться в разнообразных формах, необходимых для диверсификации возможных рисков, а, именно, путем выпуска различных облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссии процентных, кредитных, непрерывно-доходных, металлических и других банковских билетов государственными банками. Для внутренних займов были установлены, кроме номинальной стоимости в рублях и стоимостные паритеты облигаций в инвалюте. Также были сняты все ограничения на приобретение иностранных выпусков для российских граждан и государственных внутренних займов для зарубежных инвесторов.

По величине государственного долга до начала Первой мировой войны Российская империя занимала второе место после Французской республики. Внешний же ее государственный долг по своим размерам был самым большим в мире. Только императорская Япония из развитых стран могла сравниться с государственным внешний долгом Российской империей. По величине ежегодных выплат на обслуживание государственного внешнего долга (около 0,4 млрд. рублей) Россия также опережала всех.

В годы Первой мировой войны произошел значительный рост государственного внутреннего и внешнего долга. Так, за три года войны внешние займы государства увеличились в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем. Претерпела существенные изменения также и структура государственного внешнего долга. Значительные кредиты России были предоставлены Англией, Францией, США и Италией. В годы войны значительно увеличились заимствования и на внутреннем рынке. К началу 1916 года доля государственных расходов, покрываемых за счет внутренних займов, превысила 33 процента.

В практике обычно сопоставляют величину государственного долга с величиной государственного бюджета. В начале ХХ в. Российское государство имело один из самых больших бюджетов в мире, который почти на 70 процентов формировался за счет поступлений от винной монополии, государственных предприятий и использования государственного имущества. Доля расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах бюджета была сравнительно невысоко – 17 процентов по отношению к ВВП. В других европейских странах, например, Италии, Германии, этот показатель достигал величины в 30 процентов, хотя в абсолютных цифрах размер государственного долга у них был значительно меньше, чем в России. Как и в других странах, в России в то время не было официального разделения долга на внутренний долг и внешний долг, так отсутствовали необходимая экономическая и правовая основа. Как бы, формально займы выпускались с расчетом на внутренний рынок и ориентированные также на иностранцев. Однако не было существенных ограничений на приобретение иностранных бумаг гражданами России и наших внутренних долговых обязательств иностранцами.

К 1825 году государственный долг Российской империи был в размере 358 млн. рублей и был почти равен годовому бюджету государства, а уже в 1855 году он превышал государственный бюджет более чем в 2 раза.

В Российском государстве государственный кредит приобрел четко выраженную внешнюю направленность в период деятельности в должности министра финансов господина Вышнеградского (1887–1892)., также активно проводил политику внешних государственных заимствований и следующий министр финансов С. Ю.Витте (1892–1902).

На начало ХХ в. государственный долг России составлял 6 млрд. 210 млн. золотых рублей.

После Октябрьской революции советское правительство по существу объявило государственный дефолт, и отказалось платить по долгам царской России как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг (сумма взятых займов – 15 млрд. рублей по золотому курсу на начало 1917 г.).

Формы, инструменты, механизмы реализации государственного кредита претерпевали существенные изменения на протяжении всей экономической политики советского правительства. Однако на протяжении всего советского периода государство активно использовало государственные кредиты в таких формах, как:

- облигационные займы для населения;

- займы, которые размещались на  производственных предприятиях  путем принудительного включения государственных ценных бумаг в специальные запасные и резервные фонды предприятий и организаций

- гарантированные правительством займы государственных учреждений и местных органов власти;

- перевод в государственные  займы части вкладов населения  в сберкассах;

- кредиты Государственного банка СССР;

Период с 1975 года по 1986 год характеризовался стремительным возрастанием объема внутреннего государственного долга в нашей стране.

К 1990 году впервые официально была обнародована сумма внутреннего государственного долга в размере 400 млрд. рублей (в 1975 г. он составлял 62,4 млрд. рублей, в 1980 г. — 156 млрд. рублей, в 1992 г. — 940 млрд. рублей).

Распад СССР диктовал необходимость обоснованного распределения государственного долга СССР. Итогом первого этапа этой работы было определение расчетных долей бывших республик СССР по ряду параметров. Следовало распределить порядка 81 млрд. долл. Из них на Россию приходилось около 49 млрд. долл.

В окончательном же варианте было принято решение перейти на «нулевой вариант», то есть передать России ответственность по внешнему долгу и права на внешние активы СССР (долги иных стран перед СССР). Для самой Российской Федерации было невыгодно, ибо внешние активы значились за неплатежеспособными государствами.

В конце концов, Российское государство стало единственным полномочным представителем большинства правопреемников СССР в отношениях со всеми зарубежными инвесторами (Парижским и Лондонским клубами кредиторов).

Внутренний государственный долг СССР с 1970 г. по 1990 г. возрос в 13,1 раза (таблица 2.1.1)

 

Таблица 2.1.1 – Государственный внутренний долг СССР

( в млрд. руб. на конец года)

 

Виды расходов

1970г.

1980г.

1985г.

1988г.

На 1.08. 1990 г.

Заем бюджета на централизованные мероприятия, связанные с приростом кредитных ресурсов за счет вкладов населения

8,1

70,7

106,7

165,7

185,5

Использование бюджетом временно свободных кредитных ресурсов общегосударственного ссудного фонда

-

-

-

102,0*

164,4

Списанная отсроченная задолженность по ссудам банков СССР предприятий агропромышленного комплекса, а также задолженность хозяйств, перешедших на аренду

-

-

-

-

68,3

Государственный заём развития народного хозяйства, размещаемый среди предприятий, организаций и банков

-

-

-

-

30,0

Средства Госстраха СССР, помещенные в трехпроцентный государственный заем

0,8

7,7

11,9

18,4

21,6

Долг по массовым займам, размещенным по подписке среди населения до 1957г

25,8

18,4

12,0

9,9

 

Государственный внутренний выигрышный заем 1966 и 1982 гг..........................................................

2,6

7,0

11,0

16,7

20,0

Всего

37,3

103,8

141,6

312,4

489,8


*Впервые этот ресурс был вовлечен в 1987г. (35,5 млрд.)

 

Таким образом, с учетом государственного долга бывшего СССР и суверенного долга Российской Федерации как внутреннего, так и внешнего, к началу XXI века сформировался общий государственный долг достаточно больших размеров, снижение которого стало заметным лишь в последние годы.

 

2.2 Характеристика основных  направлений государственной 

долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг.

 

 

Особенностью государственной долговой политики Российской Федерации в 2013-2015 годах, является возврат в современную систему планирования государственного бюджета специального принципа планирования бюджета, так называемого «бюджетного правила», то есть специального подхода в планировании бюджета, связанного с распределением получаемых доходов от продажи нефтяных и газовых ресурсов государства, которое направлено на ограничение зависимости российского государственного бюджета от возможных колебаний мировых цен рыночной коньюнктуры на нефть и газ.

Вводимы в систему элементы планировании являются более консервативными в нынешней финансовой политике, так законодательное установление специального ограничения предельных величин расходов государства, определенная «автоматичность» при аккумулировании некоторой части финансовых доходов от продажи газовых и нефтяных ресурсов в специальных государственных фондах в ближайшей перспективе (2013-2015 годах), создают возможность для устойчивости государственной системы формирования бюджета, дают возможность сформировать и активно использовать условия для генерации умеренного дефицита государственного бюджета и получить в 2015 году сбалансированный бюджет по доходам и расходам. В данной ситуации, главным источником при финансировании дефицита государственного бюджета по традиции будут займы государства на рынках финансовых ресурсов и услуг. Величина предложений ценных бумаг, предлагаемых государством, а это, как правило, будет внутренний облигационный рынок, может по оценкам отечественных экономистов достичь величины в 1,2 триллион рублей в год [7; 9].

Политика Российской Федерации в области управления долгом будет осуществлять в направлении обеспечения финансирования дефицитности федерального бюджета через механизмы привлечения финансовых ресурсов на российском и мировых финансовых рынках на таких условиях, которые будут направлены на создание режима максимального благоприятствия при получении кредитов, обеспечению оптимальных соотношений дюрации и доходности государственных обязательств по своим долгам, поддержание устойчивого, наиболее возможно высокого уровня рейтинга страны по кредитной и инвестиционной привлекательности, формирование адекватных параметров по возможным уровням кредитного риска для российских крупных заемщиков.

Информация о работе Управление государственным долгом