Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 09:32, курсовая работа
В условиях современного этапа развития нашего общества координация деятельности различных органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социальной политики является объективно возникшей проблемой укрепления современной государственности. Данная проблема в наше время становиться наиболее актуальной. Социальные проблемы в современной России по сравнению с советским периодом, не только видоизменились, стали более многообразными, но и приобрели новый статус. Потребность в решении социальных проблем трансформирующегося общества создала необходимые предпосылки для совершенствования социального обслуживания населения.
Введение………………………………………………………………………………3 стр.
ГЛАВА 1. Понятие "социальная политика. Структура расходов бюджета на социальную сферу……………………………………………………………………5стр.
ГЛАВА 2. Основные отрасли расходования бюджетных средств: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита……..11стр.
ГЛАВА 3 Направления развития отрасли "Социальная политика" в Нижегодской области……………………………………………………………………………….21 стр.
Заключение…………………………………………………………………………..25 стр.
Список литературы………………………………………………………………….27 стр.
Указанные граждане имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг; ежемесячную денежную выплату, размер которой зависит от категории льготника, набор социальных услуг - обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и др.
Отдельные виды расходов по предоставлению социальной помощи «федеральным льготникам» осуществляется за счет государственных внебюджетных фондов. К примеру, ежемесячные денежные выплаты осуществляются за счет Пенсионного фонда РФ; бесплатное лекарственное обеспечение — за счет средств обязательного медицинского страхования. В свою очередь, субъекты РФ за счет собственных бюджетов несут ответственность за финансовое обеспечение тех расходных обязательств, которые закреплены за ними в соответствии с установленными полномочиями. К «региональным льготникам» отнесены ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий. На субфедеральном уровне по сравнению с федеральным система социальной поддержки населения представлена более широко (табл. 2). Этот перечень не является исчерпывающим, так как субъекты РФ вправе расширять как виды, так и состав категорий граждан, имеющих право на социальную защиту, определять понятие и критерии сложной жизненной ситуации, исходя из финансовых возможностей и проводимой в регионе социальной политики. С учетом региональных особенностей строятся и схемы организации социальной защиты населения, которые отличаются большим разнообразием.
Таблица 2 - Перечень мер социальной поддержки и форм социального обслуживания населения, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ
№ П№ Пп/п |
Меры социальной поддержки и формы социального обслуживания населения |
Категории граждан |
Формы предоставления |
1 1 |
Периодические денежные выплаты |
Ветераны труда и приравненные к ним категории граждан, жертвы политических репрессий и труженики тыла |
Адресная, денежная |
2 2 |
Денежные компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг |
«Региональные льготники», специалисты, проживающие и работающие в сельской местности, многодетные семьи |
Адресная, денежная |
33 |
Изготовление и ремонт зубных протезов |
«Региональные льготники» |
Адресная, натуральная |
4 4 |
Социальная помощь в виде единовременной денежной выплаты или натуральной помощи |
Граждане, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации |
Адресная, денежная или натуральная |
5 5 |
Социальное пособие и материальная помощь на погребение |
Родственники умерших |
Адресная, денежная |
6 6 |
Ежемесячное пособие на ребенка |
Граждане, имеющие ребенка |
Адресная, денежная |
7 7 |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
Граждане, имеющие ребенка |
Адресная, денежная |
8 88 I |
Оплата проезда на железнодорожном и автомобильном транспорте |
«Региональные льготники», пенсионеры, многодетные семьи, лица, сопровождающие инвалидов по зрению |
Адресная, денежная или натуральная |
Следующим по значимости направлением расходов бюджетов субъектов РФ на социальную политику является «Социальное обслуживание» — подраздел 1002.
Социальное обслуживание осуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств бюджета), так и на платной. Его предоставление может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовой формы — государственных муниципальных, государственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной фор собственности, а также липа, осуществляющие частную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно также отнести общественные объединения, в т числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.
К категориям граждан и группам населения, имеющим право на социальное обслуживание в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания относятся:
1)дети (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные, дети-инвалиды, дети, имеющие отклонения в умственном, психическом и физическом развитии, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорные);
2) семьи (малообеспеченные, неполные, многодетные, имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов; с несовершеннолетними родителями);
3)отдельные граждане (безработные,
бездомные, оказавшиеся в экстремальной
ситуации (пострадавшие от стихийных
или приравненных к ним
4) женщины (подвергшиеся психофизическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетние матери, беременные женщины, кормящие матери);
5) граждане пожилого возраста
(женщины старше 55 лет, мужчины старше
60 лет) и инвалиды (в том числе
дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной
или временной посторонней помо
6) граждане без определенного места жительства и занятий;
7) другие категории граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Особую социальную значимость имеют вопросы опеки и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детской беспризорности, отражаемые в подразделе бюджетной классификации 1004 «Охрана семьи и детства».
Вывод:
Таким образом, в настоящее время при проведении мероприятий государственной социальной политики в Российской Федерации обеспечивается реализация принципов адресности и нуждаемости, а формы предоставления социальной помощи и социального обслуживания взаимосвязаны с экономическими, демографическими, политическими и другими необходимыми факторами.
ГЛАВА 2.Основные отрасли расходования бюджетных средств: образование,
здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита.
Расходы по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из самых высоких по темпам роста (см. таблицу14), но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность. Это наглядно иллюстрирует структура расходов по разделу «Социальная политика» и темпы их роста в 2008-2010 годах (см. таблицу 15).
Существенное увеличение ассигнований по данному разделу связано сростом денежного довольствия военнослужащих, в соответствии с которым рассчитывается пенсионное обеспечение указанных лиц, а также индексацией ежемесячного пожизненного содержания судей по уровню роста потребительских цен (см. таблицу 16). С учетом данной структуры расходов доля собственно социальных расходов бюджета составит не более11% распределенных расходов.
Таблица 14 Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика»
2007 год |
Проект федерального бюджета | |||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | ||
Общий объем ассигнований (млрд. руб.) |
215,5 |
273,0 |
362,4 |
427,5 |
Рост к уровню предыдущего года (%) |
126,6 |
132,7 |
118,0 | |
Удельный вес в общих расходах федерального бюджета (%) |
3,9 |
4,2 |
5,0 |
5,3 |
Таблица 15 Структура расходов по разделу «Социальная политика», в %
Подразделы |
Проект бюджета | ||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Пенсионное обеспечение |
67,1 |
67,6 |
68,6 |
Социальное обслуживание населения |
1,5 |
1,2 |
1,1 |
Социальное обеспечение населения |
30,0 |
30,1 |
29,3 |
Охрана семьи, материнства и детства |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
Другие вопросы в области социальной политики |
0,5 |
0.4 |
0,4 |
1 Основной объем ассигнований направляется на пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению и пожизненное содержание судей.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Расходы федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» составляют на 2008 год 56,9 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с 2007 годом на 7,4%, на 2009 год – 79,2 млрд.рублей (рост на 49,4%), на 2010 год – 71,0 млрд. рублей (рост 33,9%).Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйстве в федеральном бюджете остается практически на одном и том же уровне: 2007 г. - 1,0%; 2008 г.- 0,9%;2009 г. - 1,1%; 2010 г. - 0,9%.
Инвестиции на ЖКХ в основном проходят по федеральной целевой программе «Жилище», в рамках которой реализуется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Его реализация предусмотрена по 4 направлениям, связанным с повышением доступности жилья, увеличением объемов ипотечного жилищного кредитования, увеличением объемов жилищного строительства, модернизации коммунальной инфраструктуры и выполнением государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.
Расходы федерального бюджета в рамках проекта увеличиваются по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза в 2008 году и в 1,4 раза - к 2010году.
В результате будет обеспечено жильем более 100 тысяч семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению, граждан уволенных с военной службы, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, вынужденных переселенцев, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом период с 2008 по 2010 год предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования в размере 3,4 млрд.рублей на увеличение стоимости одного квадратного метра общей площади жилья с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы и применения более совершенного дифференцированного подхода к распределению государственной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня их бюджетной обеспеченности.
На обеспечение жильем ветеранов и инвалидов за 3 года направлено 18,9 млрд. рублей с учетом увеличения стоимости квадратного метра общей площади жилья, что позволит предоставить жилье около 45тыс. человек.
В федеральном бюджете по ФЦП «Жилище» выделяются субсидии бюджетам на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%) в 2008 году - 1,466 млрд. рублей, что превышает уровень 2007 года лишь на 9%. И два последующих года практически столько же: 2009 год – 1,52 млрд. рублей, 2010 год – 1,42млрд. рублей. Эти выделяемых средств представляются недостаточными, учитывая огромные масштабы ветхого жилья в стране.
В федеральном бюджете на 2008-2010 годы на реализацию подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище» произошло снижение объемов средств на субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в целях модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Если в 2007 году на эти цели выделено 5млрд. рублей, то на период 2008-2010 годы объём этих средств сокращается: 4,57 млрд. рублей, 4,53 млрд. рублей и 3,74 млрд. рублей, соответственно.
По расчетам Министерства регионального развития России, всего на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и ликвидацию ветхого жилья потребуется порядка 1,5 трлн. рублей на пять лет, то есть 500млрд. рублей ежегодно. При этом весомую часть этих расходов должен взять федеральный бюджет. Решение проблем отрасли ЖКХ невозможно обеспечить за счёт доходов населения, в условиях их низкого уровня, когда половина работающих получают заработную плату ниже 7 тыс. рублей в месяц, что позволят с большим трудом обеспечивать текущие потребности(меньше двух потребительских корзин), а размеры пенсий у 40% россиян меньше прожиточного минимума.
По мнению экспертов, без участия федерального бюджета с проблемой капитального ремонта жилищного фонда региональным и муниципальным органам в большинстве случаев справиться не удастся. На это было обращено внимание и в Послании Президента России Федеральному Собранию, в частности на необходимость направления с 2008 года значительных средств на ремонт жилищного фонда (150 млрд. рублей).
Информация о работе Формирование расходов бюджета по отросли «Социальная политика»