Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:08, курсовая работа
Основной целью при написании курсовой работы являлось определение влияния неналоговых доходов на формирования доходов бюджетов всех уровней, и, в частности, дохода бюджета Нижегородской области, поэтому были определены следующие задачи:
-определение места неналоговых доходов в структуре доходов бюджетов РФ;
-определение основных составляющих неналоговых доходов бюджетов РФ;
-анализ роли неналоговых доходов в структуре бюджета Нижегородской области;
-анализ динамики составляющих дохода бюджета Нижегородской области;
-выявление проблем, касающихся неналоговых доходов бюджета региона;
-определение перспективных путей развития и решения проблем неналого-вых доходов бюджета Нижегородской области.
При написании работы были использованы статистические методы анализа.
Введение…………………………………………………………………………. 2
1. Характеристика неналоговых доходов
1.1.Основные принципы формирования доходов бюджетов РФ……………3
1.2.Формирование федерального бюджета за счет неналоговых источников дохода…………………………………………………………………………….6
1.3.Формирование неналоговых доходов бюджета субъекта РФ…………..17
1.4.Формирование неналоговых доходов местных бюджетов……………..19
2.Оценка влияния неналоговых доходов на доходы бюджета субъекта РФ
2.1.Анализ роли неналоговых доходов в доходах бюджета Нижегородской области…………………………………………………………………………..22
2.2. Анализ изменения отдельных показателей неналоговых доходов бюджета Нижегородской области……………………………………………………….28
3. 3.Анализ перспектив развития неналоговых доходов бюджетов на современном этапе
3.1.Проблемы неналоговых доходов на современном этапе……………….36
3.2.Пути повышения роли неналоговых доходов в доходах бюджетов…..41
Заключение…………………………………………………………………….45
Список литературы…………………………………………………………..48
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика неналоговых доходов
1.1.Основные принципы
1.2.Формирование федерального
бюджета за счет неналоговых
источников дохода…………………………………
1.3.Формирование неналоговых
доходов бюджета субъекта РФ………
1.4.Формирование неналоговых
доходов местных бюджетов…………….
2.Оценка влияния неналоговых доходов на доходы бюджета субъекта РФ
2.1.Анализ роли неналоговых
доходов в доходах бюджета
Нижегородской области………………………
2.2. Анализ изменения отдельных
показателей неналоговых
3. 3.Анализ перспектив развития неналоговых доходов бюджетов на современном этапе
3.1.Проблемы неналоговых
доходов на современном этапе……
3.2.Пути повышения роли неналоговых доходов в доходах бюджетов…..41
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Тема данной курсовой работы актуальна, поскольку неналоговые доходы, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях являются потенциально большим источником поступлений в бюджет.
Основной целью при написании курсовой работы являлось определение влияния неналоговых доходов на формирования доходов бюджетов всех уровней, и, в частности, дохода бюджета Нижегородской области, поэтому были определены следующие задачи:
-определение места неналоговых доходов в структуре доходов бюджетов РФ;
-определение основных составляющих неналоговых доходов бюджетов РФ;
-анализ роли неналоговых доходов в структуре бюджета Нижегородской области;
-анализ динамики составляющих дохода бюджета Нижегородской области;
-выявление проблем, касающихся неналоговых доходов бюджета региона;
-определение перспективных
путей развития и решения
При написании работы были использованы статистические методы анализа.
1. Характеристика неналоговых доходов
1.1.Основные принципы формирования доходов бюджетов РФ
Для выполнения государством
своих функций и задач перед
обществом формируется
Кроме федерального бюджета, представляющего собой, по- сути, «основной финансовый план государства»[3], на региональном уровне формируются бюджеты субъектов Российской Федерации, а на муниципальном-местные бюджеты.
В соответствии со статьей 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации «доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах»[1].
К доходам бюджетов Российской Федерации (Рис.1.1.) относятся:
-налоговые доходы;
-неналоговые доходы;
-безвозмездные поступления.
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к налоговым источникам поступлений относятся доходы от налогов и сборов («в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов»), а также пеней и штрафов по ним.
Рис.1.1. Виды доходов бюджетов РФ.
К неналоговым доходам бюджетов РФ относятся:
-«доходы от использования
имущества, находящегося в
-доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
-доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
-средства, полученные в
результате применения мер
-средства самообложения граждан;
-иные неналоговые доходы» [1].
Безвозмездные поступления бюджетов включают:
-«дотации из других
бюджетов бюджетной системы
-субсидии из других
бюджетов бюджетной системы
-субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
-иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
-безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования» [1].
Таким образом, доходы бюджетов Российской Федерации формируются за счет трех источников, каждый из которых имеет свои отличительные черты, проявляющиеся в особенностях формирования, управления, развития, распоряжения и т.д.
Одной из важнейших задач в развитии экономики государства является эффективное управление всеми источниками доходов бюджета, и, в частности, неналоговыми, обладающими в условиях современной рыночной экономики наибольшим потенциалом роста.
1.2.Формирование федерального бюджета за счет неналоговых источников дохода
К неналоговым источникам дохода федерального бюджета относятся:
-«средства государственной собственности;
-средства, полученные от деятельности государства;
-средства, полученные государством от заимствований (внутренних и внешних)» [2,c.110].
В свою очередь, к средствам государственной собственности относятся:
-«имущество, принадлежащее
на праве собственности РФ
и составляющее федеральную
-земля и природные
ресурсы, находящиеся в
-имущество, приватизация
которого запрещена законом (
-имущество, которое
-имущество, которое
-имущество, которое
-имущество, которое
Государство в качестве собственника имущества определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием имущества по назначению, его сохранностью, получением выгоды от его использования или реализации.
Имущество, земля, природные ресурсы могут использоваться государством c целью извлечения прибыли в собственных интересах, переданы в аренду или проданы на основе соответствующих законодательных актов. В соответствии с законодательством Российской Федерации госимущество в порядке реализации программы приватизации может быть передано государством другим лицам.
Денежные средства, которые получены государством от федеральной собственности до момента приватизации и полученные от приватизации имущества, «поступают в федеральный бюджет или распределяются между бюджетами всех уровней в соответствии с нормативами, установленными программами приватизации РФ» [2,c.112].
Рассмотрим далее, как именно исчисляются суммы неналоговых доходов федерального бюджета по отдельным его составляющим:
1. «Доходы от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, подразделяются на следующие виды доходов:
1) поступления от приватизации
организаций (предприятий).
(1)
«где i = 1..K1 - количество приватизированных организаций (предприятий), доход от приватизации которых поступил в федеральный бюджет; Sпо - общая сумма выручки от приватизации i-й организации;
2) поступления от продажи
государством принадлежащих
(2)
где i = 1..K2- количество i-x организаций, акции по которым принадлежат государству и оно реализует их на рынке; Пai- количество акций, принадлежащих государству по i-й организации; Sai- цена одной акции, реализуемой государством по i-й организации;
3) доходы от продажи
квартир. Рассчитываются по
(3)
где i = 1...K3 - количество квартир, реализуемых государством на рынке;Ski-стоимость одной квартиры, реализуемой государством на рынке.
4) доходы от продажи
государственных
(4)
(5)
(6)
(7)
где i=1…K4,i=1…K5,i=1…K6,i=1…K7- количество i-x производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств и другого оборудования, проданного государством, соответственно; Sk1, Sk2, Sk3, Sk4- стоимость i-гo производственного или непроизводственного фонда, транспортного средства и другого оборудования соответственно.
5) доходы от реализации
государственных запасов.
(8)
где i = 1,..,K8 - количество видов материалов, сырья, средств и других ценностей, реализуемых государством на рынке; Sk5 - стоимость единицы i-гo материала, сырья и других реализуемых ценностей;nk5 - количество материальных ценностей i-гo вида, реализуемых государством.
6) доходы от продаж земли и
нематериальных активов. Рассчитываются
по формуле (9), (10):
(9)
(10)
где i = 1...K9, i = 1...К10 - количество видов земель (согласно кадастру) или нематериальных активов, реализуемых государством;SK6, SK7 - стоимость единицы земли (согласно кадастру) или нематериальных активов соответственно;nк6, nк7 - количество i-x единиц земли (согласно кадастру) или нематериальных активов, реализуемых государством.
7) поступления от капитальных
трансфертов (передаточных
(11)
где i = 1...Kn -количество сделок, совершенных государством во внешнеэкономической сфере с получением средств и перечислением их в бюджет; Sk8 -сумма средств, полученная государством от одной сделки.
8)доходы, полученные государством
от внешнеэкономической