Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия 5
Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
Виды бюджетного дефицита 10
Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 13
Глава 2. Методы финансирования бюджетного дефицита 16
2.1. Современные подходы к финансированию бюджетного дефицита16
2.2. Инструменты реализации финансовой политики государства 19
Глава 3. Анализ и оценка бюджетного дефицита за 2008 – 2010гг. 24
3.1. Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008 – 2010гг. 24
3.2. Дефицит бюджета Российской Федерации в 2008 – 2010гг. 29

Заключение 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 303.59 Кб (Скачать файл)

Аналогичные процедуры предстоит  провести в Португалии, Испании и  ряде других стран региона. При этом законодателям все время необходимо иметь в виду возможность социальных взрывов в ответ на новые инициативы, призванные снизить дефицит бюджетов. Волнения в Греции показали, что  это не абстрактные опасения, а  реальные угрозы. Борьба трудящихся за сохранение своих прав приводит к  дополнительным потерям экономики и может стать самостоятельным негативным макроэкономическим фактором: когда потери от забастовок и иных акций протестов начинают исчисляться сотнями миллионов, то из чисто политической проблемы они превращаются в комплексный, в том числе и макроэкономический, фактор.

Правительство Испании одобрило пакет новых антикризисных мер  в попытке сократить бюджетный  дефицит 2010 года и снять обеспокоенность  инвесторов относительно возможности  страны вернуть долги. В числе  одобренных - продажа трети в государственной  лотерее, частичная приватизация аэропортов, урезание пособий по безработице, а  также повышение налогов для  небольших компаний. Эти меры направлены на улучшение конкурентоспособности  экономики, на сокращение издержек и  увеличение потока инвестиций. Решено повысить налог на табачную продукцию. В то же время правительство страны намерено реформировать и модернизировать  структуру управления 47 аэропортами  страны посредством привлечения  частных инвестиций. Эти реформы  должны способствовать росту экономики  и развитию инноваций.

Испания является одной из стран еврозоны, испытывающей финансовые затруднения и относящейся к  группе PIGS - Португалия, Италия, Греция, Испания. Именно эти страны доставляли в 2010 году головные проблемы своим собратьям  по еврозоне, так как имеют большой  внешний долг и слабую возможность  его успешно погасить (в основном из-за недостаточного роста экономики). Так, по итогам 2009г. внешний долг Испании  составлял 560 млрд. евро, или примерно 60% ВВП этого государства. При  этом прогнозируется, что в ближайшие  несколько лет среднегодовой  экономический рост Испании не будет  превышать 1% (для сравнения, экономика  Великобритании будет расти в  среднем на 2% в год, экономика  Франции - на 1,5%, а в Германии рост составит от 1,5% до 2%).

По итогам 2009 г. бюджетный  дефицит Испании составил 11,2% ВВП. Правительство намерено довести его до отметки в 9,3% ВВП к концу 2010 г. и до уровня в 3% ВВП - к концу 2013 г. Для этого власти Испании приняли соответствующий пакет мер, подразумевающий сокращение зарплат госслужащих на 5%, а также сокращение зарплат ключевых членов правительства (в том числе премьер-министра) на 15%. Кроме того, предусмотрено прекращение индексации пенсий и замораживание ряда социальных выплат. Таким образом, за два года правительство страны намерено сэкономить 15,25 млрд. евро.

В США, как известно, бюджетное  планирование охватывает пять лет. В таблице 3.1. приведены базовые параметры бюджета в период с 2007 по 2013 год. Доля бюджета в ВВП составляет 18-20%. Расходы превышают доходы на протяжении пяти лет и только в 2012-2013 гг. ожидается профицит бюджета. При этом величина ВВП, а значит и бюджетные доходы/расходы, неуклонно возрастают.

Таблица 3.1.

Бюджет США  в период 2007-2013 гг. (млрд. долл.)

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Общий бюджет:

Доходы

2,56

2,52

2,70

2,93

3,07

3,27

3,42

Расходы

2,73

2,93

3,10

3,09

3,17

3,22

3,39

Дефицит (-) Профицит (+)

-162

-410

-407

-160

-95

-48

-29

ВВП

13,66

14,31

15,02

15,79

16,58

17,39

18,24

Бюджет в % ВВП:

Доходы 

18,8

17,6

18,0

18,6

18,6

18,8

18,8

Расходы

20,0

20,5

20,7

19,6

19,1

18,5

18,6

Дефицит(-)

Профицит (+)

-1,2

-2,9

-2,7

-1,0

-0,6

+0,3 

+0,2


 

Общая величина расходов по бюджету каждого года зависит  от того, какой доход будет создан в экономике и как при условии  неменяющихся налогов он будет собран, точнее, в каком размере. Это предопределяет возможности расходования средств  бюджета по каждой строке бюджета  (направлению, сектору экономической деятельности). Если при этом меняется ещё и налоговая система, да ещё основные налоги, дающие существенный сбор доходов, то структура бюджета тем более может претерпевать изменения.   

Американские государственные  облигации (US Treasuries) -- основной инструмент финансирования государственного долга. Стоимость US Treasuries в ходе проводимых аукционов зависит от уровня доходности, который, в свою очередь, определяется прогнозами инвесторов касательно дальнейшего развития экономики США и мира в целом.

Свыше 10 лет назад, основными  покупателями американских казначейских обязательств были иностранные инвесторы, главным образом, правительства  зарубежных стран. В настоящее время  значительную часть выпускаемых Минфином US Treasuries покупают американцы. В первом полугодии 2010 года правительства зарубежных стран снизили свои вложения в US Treasuries на $10 млрд. Такой ситуации не наблюдалось с 2000 года, когда госбюджет США был профицитным. Американские инвесторы покупали больше US Treasuries, чем иностранные, в 2009 году, такая же ситуация отмечается и в 2010 году.

Это происходит на фоне роста  объема заимствований Минфина США, необходимого для финансирования стимулирующих  экономических программ. Значительный дефицит бюджета США угрожает финансовой стабильности. Правительство  не может продолжать неограниченные заимствования по нынешним ставкам  для финансирования дефицита.

Помимо федерального долга, перед США стоит проблема необеспеченных обязательств по соцпособиям и медстрахованию, проблема долгов на уровне штатов и муниципалитетов и проблема госпенсий, которые входят во многие мультипликаторы американского ВВП.

В финансовом 2009 году, который закончился в сентябре, дефицит бюджета США составляет рекордные $1,841 трлн., то есть около 13% ВВП. Этот уровень является беспрецедентным в истории США, за исключением периода Второй мировой войны. Таким образом, дефицит в 4 раза превысит показатель 2008 года ($459 млрд.).

Это в основном обусловлено  расходами, связанными с финансовым кризисом. Произошло это по причине  того, что доходы американской казны  сильно сократились в условиях рецессии, и в то же время выросли расходы  государства на поддержку экономики.

Например, расходы бюджета  США в июле 2009 года увеличились  на 26% по сравнению с тем же периодом 2008 года - до $332,2 млрд., доходы - снизились  на 6%, до $151,5 млрд. Доходы федерального бюджета США в 2009 финансовом году составили 2,104 триллиона долларов (14,9% ВВП), расходы - 3,520 триллиона долларов (25,0% ВВП). Для покрытия такого дефицита американские власти занимали деньги всеми доступным им способами. Госдолг страны достиг рекордных размеров - в июне 2009 года он был $11,58 трлн., что сопоставимо с ВВП страны. США находились под угрозой потери высшего кредитного рейтинга "ААА". Задачу снижения дефицита для США критически важна. Дефицит федерального бюджета США в закончившемся 30 сентября 2010 финансовом году составил 1 триллион 294 миллиарда долларов, или 8,9% от ВВП страны.

Таким образом, бюджетный  дефицит США снизился по сравнению  с 2009-м финансовым годом. Денежные поступления  в американский федеральный бюджет в 2010 финансовом году составили 14,9% от ВВП, расходы бюджета - 23,8% от ВВП. Сокращение дефицита стало возможным, благодаря  поступлению большего объема доходов  и сокращению трат. В свою очередь, рост доходов после двухлетнего  их снижения стал возможным, благодаря  увеличению объемов поступлений  средств от налогообложения, а также  прибыли, получаемой Федеральной резервной  системой. Это частично возместило общее снижение средств, получаемых от налогообложения физических лиц. Однако в процентах от ВВП общий  объем доходов бюджета остался неизменным - 14,9%.

 

3.2 Дефицит бюджета Российской Федерации в 2008-2010гг.

 

 

Согласно Бюджетному кодексу  России в настоящий момент дефицит  федерального бюджета, утвержденный федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период, не может превышать  размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

Также отмечается, что кредиты  Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным  банком Российской Федерации государственных  ценных бумаг Российской Федерации  при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние  на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение  внешнеэкономических условий стало  серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к  значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере. Снижение ВВП за январь - август 2009 г. составило 10,2% по сравнению с  соответствующим периодом предыдущего  года. При этом значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего  в части валового накопления, как  за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов.

Следует также учитывать, что расходы на выполнение государственных  программ стабилизации финансового  и социального секторов, а также  инновационной поддержки промышленности обеспечивают сохранение значительного  дефицита государственного бюджета.

Для реализации данных программных  заявлений в сложившихся условиях, очевидно, требуется реформирование фискальной политики по следующим направлениям:

- поиск дополнительных  источников налоговых доходов,  способных существенно минимизировать  дефицит государственного бюджета;

- реализация эффективных  налоговых механизмов стимулирования  инвестиционной предпринимательской  активности.

Например, в 2010г. ЕСН был  заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. В первый год работы взносов общая выплачиваемая  работодателями сумма будет также  равняться 26 процентам. С 2011г. идет повышение  ставок взносов до 34 процентов. С 2015г. отменяются все льготы, все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Доля поступлений в Пенсионный фонд за счет таких структурных изменений  должна увеличиться.

Для получения дохода весь 2008 год Россия наращивала вложения в американские государственные  облигации (US Treasuries). В середине 2009 года Россия сократила долю казначейских облигаций США в золотовалютных ресурсах в пользу других инструментов, включая облигации МВФ. В то время доля US Treasuries в резервах РФ составляла около 30%.

В 2009г. на срок до 1 января 2013г. приостановлена норма Бюджетного кодекса  Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним  процентом прогнозируемого ВВП. В 2009г. большая часть средств из Резервного фонда ушла на покрытие дефицита бюджета.

Дефицит федерального бюджета  РФ в 2010 году составил 3,9% ВВП, или 1,787 трлн. руб. 2009 бюджетный год был закрыт с куда большим дефицитом – 5,9% ВВП. Ужать дефицит на 2% ВВП Минфину в завершившемся 2010 году помогла подорожавшая нефть и заранее завышенные, и поэтому в полном объеме не исполненные, расходы.

Доходы бюджета 2010 года, по предварительным данным Минфина, составили 8,299 трлн. руб. (на 5,4% выше плана). Это  почти на 1 трлн. руб. больше, чем было в 2009-м (7,336 трлн. руб.). Расходы-2010 равны 10,087 трлн. руб. (на 2,1% ниже задания). В 2009 году было потрачено на 0,4 трлн. руб. меньше – 9,662 трлн. руб. Уменьшение дефицита в сравнении с ожиданиями сложилось из следующих факторов. Рост импорта добавил к доходам 130 млрд. руб. Кроме того, цена нефти оказалась не $75 за баррель, как планировалось, а $77,5 (это еще 110 млрд. руб. доходов). Еще примерно 0,3 процентного пункта уменьшения размера дефицита дали сверхплановые поступления при администрировании налоговых и таможенных платежей.

0,5% пункта – экономия бюджетных расходов на общую сумму 213 млрд. руб. 54 млрд. руб. из них было сэкономлено на пополнении антикризисного фонда ЕврАзЭС, 26 млрд. руб. – на обслуживании долга (заимствования были меньшими, чем изначально предполагалось).

Российский внешний долг составил к 1 апреля 2010 года 473,7 млрд. долларов против 471,6 на 1 января 2010 года. Внешний  долг бывшего СССР на 1 апреля 2010 года составлял 3,2 млрд. долларов. Государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 г. составит  
6 732,1 млрд. руб., на 1 января 2013 г. – 8 431,8 млрд. руб. и на 1 января 2014 г. 10 110,6 млрд. руб.

Информация о работе Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита