Ветеринариялық гигиена пәні, оның орны мен міндеттері

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:07, реферат

Краткое описание

Жануарлар гигиенасы, ветеринариялық гигиена немесе зоогигена – малды дұрыс бағу, азықтандыру және күтіп-бағудың тиімді тәсілдерін пайдалана отырып, олардың тұқымына байланысты өнімділігін қамтамасыз ететін деңгейде денсаулығын сақтау және күшейту жөніндегі ғылым.
Зоогигиенаның негізгі міндеттері:
- қоршаған ортаның мал организміне және денсаулығына тигізетін әсерінің заңдылықтарын зерттеу;
- қоршаған ортаның мал организміне қолайлы параметрлерін ғылыми-практикалық тұрғыдан негіздеу, зоогигиеналық және ветеринариялық-санитариялық
нормативтер, нормалар және ережелерді жасау және ұйымдастыру;

Содержание

1. Кіріспе
1.1. Ветеринариялық гигиена пәні, оның орны мен міндеттері
1.2. Пәннің зерттеу әдістері
1.3. Сыртқы орта факторлары және олардың мал организіміне әсері
1.4. Жылу реттеудің типтері және организмнің жылу шығару жолдары
1.5 Адаптация және оның мал организміне әсері
1.6 Акклиматизация және оның мал организміне әсері
1.7 Мал организмі резистенттілігінің маңызы
1.8 Сыртқы орта факторларын гигиеналық тұрғыдан шектеу
1.9 Зоогигиеналық нормативтер, ветеринариялық-санитариялық нормалар және ветеринариялық-санитариялық ережелер туралы түсінік
Ұсынылатын әдебиет: 1. Мырзабеков Ж.Б., Ибрагимов П.Ш., «Ветеринариялық гигиена», Алматы, 2005.
2. М.С. Найденский, А.Ф., В.В. Храмцов, П.И. Виноградов, «Зоогигена с основами проектирования животноводческих объектов», Москва, 2007.
3. Соколов Г.А. Ветеринарная гигиена, Мн., 1996.
4. Меерсон Ф.З. Адаптация, стерсс и профилактика. – М.: наука, 1981. – 332 с.

Вложенные файлы: 1 файл

лек № 4 Зоогиг 2013 каз..doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

До приезда в Багдад аль-Фараби владел только своим родным персидским языком, и арабским. В Багдаде же он стал полиглотом, человеком, изучившим в совершенстве более двадцати иностранных языков. В это же время аль-Фараби начал также усердно занимался различными науками, с особенным усердием он изучал логику у одного из известнейших ученых. И вскоре аль-Фараби достиг заметных успехов.

В Багдаде, политическом и культурном центре Халифата, Абу-Наср аль-Фараби провел значительную часть своей жизни.

Но жажда знаний и предписание  Пророка Мухаммада (мир ему!), который говорил: «Ищите знание, даже если за ним вам придется отправиться в Китай», заставила аль-Фараби отправиться в город Харран (город на севере Ирака), где он продолжил занятия логикой, диалектикой, риторикой, поэтикой.

С 941 года аль-Фараби, будучи к этому времени уже известным ученым, жил в Дамаске. Стоик по этическим убеждениям и аскет по образу жизни, аль-Фараби, как сообщают некоторые источники, днем работал садовым сторожем, а ночью писал научные труды. В Дамаске он закончил писать начатое в 940 году фундаментальное сочинение «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».

Вернувшись в Багдад аль-Фараби вновь погрузился в изучение философии. Досконально изучив фундаментальные  науки, ученый вошел в контакт  с видными, маститыми деятелями науки и культуры, и довольно быстро стал самым авторитетным среди них. В общей сложности аль-Фараби прожил в Багдаде 25 лет.

Аль-Фараби слыл философом, ученым-рационалистом, носителем традиций просвещения. Поэтому, опасаясь обвинения в ереси и  клевете, он решил эмигрировать в Египет. Однако, последовало приглашение от Сейф уд-Доуле Хамдан, храброго военачальника и щедрого покровителя искусств, правившего Северной Сирией в 944 — 967 годах.

Аль-Фараби принял приглашение и  отправился в Алеппо (Халаб), один из городов Сирии. В 944 году Халаб был резиденцией независимого эмирата хамданидского князя Сейф уд-Доуле. Процветающий город стал домом великого поэта аль-Мутанабби и философа аль-Фараби.

Дворец Сейф уд-Доуле в то время  был местом сбора ученых, языковедов, мудрецов и поэтов, которые приезжали из разных мест.

Аль-Фараби в Алеппо пользовался  большим уважением, ему была предоставлена  возможность в нормальной обстановке продолжить свою научную деятельность.

Хотя аль-Фараби и был известным  ученым, но, зная лицемерие придворных, он мало участвовал в дворцовых собраниях и большую часть своего времени проводил на природе, занимаясь наукой и собственными научными сочинениями. Из всех льгот и привилегий ученый довольствовался только получением маленькой зарплаты из дворца, всего четыре дирхема в день. Но такая спокойная жизнь продлилась недолго. Спустя несколько лет она завершилась смертью ученого. Творческое наследие аль-Фараби насчитывает до 160 научных трудов. Книги его пользовались большой популярностью в городах Востока.

В 12–13 вв. многие трактаты аль-Фараби были переведены на древнееврейский  и латинский языки. Аль-Фараби считают  одним их великих философов.

Аль-Фараби в течение долгих лет  в Багдаде и Харране полностью  изучил греческую логику, систематизированную  известным ученым и мудрецом Аристотелем, и преподавал ее в исламских научных кружках. В связи с отрицательным отношением некоторых мусульман к этой науке, Аль-Фараби написал трактат, собрал в нем хадисы о Величайшем Пророке ислама, в которых были заметки о задачах и объектах логики. Кроме того, оученый добавил в логику новые темы.

Аль-Фараби и Абу Али Сина считаются  двумя великими философами в истории  ислама. Фараби был продолжателем  философского пути известного философа Абу Исхака Кинди и находился  под сильным влиянием греческой философии.

Тематика трудов аль-Фараби весьма обширна. Прежде всего его интересовали теоретические основания различных  наук, их философский смысл. Комментарии  аль-Фараби охватывают почти все  логические сочинения Аристотеля, его  Этику, Риторику, Поэтику, Метафизику, а также труды древнегреческого астронома, астролога, математика, оптика, теоретика музыки и географа Птолемея, философа Александра Афродизийского, древнегреческого математика Евклида, древнегреческого философа, теоретика музыки, астролога, математика Порфирия. Аль-Фараби дополнил философские трактаты Аристотеля и написал комментарии к ним. Таким образом, он облегчил для мусульман понимание предмета и сути греческой философии. Рассказывают, что известный философ Абу Али Сина однажды сказал: «Некоторые философские трактаты Аристотеля о метафизике я читал несколько раз, но ничего не понял, пока не прочитал книгу-комментарий аль-Фараби и только с ее помощью понял взгляды Аристотеля».

Несомненно, одной из причин удивительного  влияния логических и философских взглядов на исламский мир были старания ученого. Он так хорошо знал греческую философию, что решил соединить противоречивые взгляды Аристотеля и Платона, и написал об этом книгу «Ал-джам байиа рай-ил-хакимайн» (”О единстве взглядов двух мудрецов”).

Аль-Фараби ввел новшества в философию. Он старался согласовывать взгляды  греческой философии с исламскими идеями и принципами. Аль-Фараби достиг успехов в этом направлении, поэтому  некоторые считают его основоположником исламской философии, так как ученый смог создать систематизированную и гармоничную философию. За такие достижения аль-Фараби называют «Муаллим сани» (”Второй учитель”) и его работу считают продолжением идей Аристотеля, которого называют «первым учителем».

Систематизация наук

Одной из заслуг аль-Фараби является систематизация и характеристика распространенных наук того времени. В исламском мире он был первым человеком, приступившим к такой фундаментальной работе. Аль-Фараби свой многолетний труд подытожил  в книге под названием «Ихса ул-улум» (”Подсчет наук”). В этой книге ученый описал разные отрасли знания и науки, вкратце объяснил их объект. Книга «Ихса ул-улум» состоит из пяти глав. Первая глава – филология, вторая глава – логика, третья глава – математика, четвертая глава – естественные науки и теология, пятая глава – гражданская наука, фикх, калам.

Большую же часть трудов аль-Фараби составляют его оригинальные сочинения, посвященные проблемам метафизики, анализу законов и категорий  бытия, познавательной деятельности человека, логике, пониманию сущности разума, свойств физического мира, определению философского содержания практических наук.

Фараби можно считать первым великим исламским философом, который  высказал взгляды о политике согласно условиям исламского мира. Самой известной его книгой в этой области является «Ара ахл ул-мадинат ул-фазыла» (”Воззрения жителей идеального града’”).

В этой книге он описал прослойки  общества и их пути к счастью и  несчастью. Он убежден, что «Мадина  фазыла» (”идеальное общество”) –  это город и общество в нем, основанное на взаимопомощи и сотрудничестве в делах, которые ведут народ к счастью. В этой книге он раскрыл сущность человеческого характера, рассказывал о народном образовании, о путях достижения счастья, об особенностях предводителя общества и др. Управление обществом, государством должен осуществлять правитель-философ. Тогда государство становится «добродетельным городом», население которого, в отличие от обитателей «порочных городов», живет по закону справедливости, когда каждый выполняет свою отведенную ему в системе иерархии функцию.

Значительное место в наследии аль-Фараби занимают труды, посвященные  социально-политическим вопросам, таким, как государственное устройство и управление, этика, педагогика, изложенные в работах: «Гражданская политика», «Трактат о достижении счастья», «Афоризмы государственного человека».

Набожный мудрец

Аль-Фараби был мыслителем верующим и набожным. Он, для того, чтобы  доказать неверующим философам и  безбожникам существование Всевышнего, привел философские доказательства, которыми и в настоящее время пользуются философы и мыслители.

В IX-X вв. появилась группа людей, которая  отрицала пророческую миссию пророков. Самым известным из них был  Ибн Раванди. Аль- Фараби, который  был набожным мудрецом, убежденным в Единстве Бога и пророческой мысли, выступал в защиту этих верований и доказал истинность пророческой миссии с помощью фактов и аргументов. Его взгляды в этом вопросе были настолько обоснованными, что через некоторое время Абу Али Сина также стал их последователем. В последние столетия даже такие ученые, как Сейид Джамал уд-Дин Асадабаде и шейх Мухаммед Абдух также приняли эти взгляды.

Характер аль-Фараби

Аль-Фараби придавал большое значение морали. Он считал, что счастье и  величие положения философа заключается в уединении и отшельничестве, а также был убежден в том, что результат науки и истоки счастья кроются в морали. По его мнению, ученый, который не придерживается моральных принципов, не станет счастливым и совершенным. Аль-Фараби был убежден еще и в том, что если человека не украшает нравственность, то он несчастен. Сам он следовал моральным принципам. Например, несмотря на то, что он был энциклопедически образованным ученным, он не был высокомерным, жил очень скромно, одевался просто, не интересовался богатством. Большую часть своего времени и в Багдаде, и в Сирии, он проводил в одиночестве, в раздумье, занимался исследованием и сочинением трактатов. В Алеппо (Халаб), несмотря на то, что его уважал даже сам Сейф уд-Доуле, и была возможность накопить большое богатство и деньги, он не стремился к этому и довольствовался лишь получением четырех дирхемов в день на пропитание.

Труды

Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, автором множества книг число  которых превосходит боле сто  названий: почти все эти книги писал на своём родном персидском и на арабском языках . Половина этих произведений относится к логике, а другая половина относится к таким наукам, как философия, математика, природоведение, музыка и другим. Самыми важными из них считаются следующие книги: «Фосус ул-хекам» (”Гамма мудрости”), «Ара ахл ул-мадинат ул-фазыла», «Ихса ул-улум», «Ал-мусики ул-кабир» и другие. Аль-Фараби большинство своих трактатов сочинил в Багдаде, а некоторые в Сирии. Следует отметить, что он многие свои книги написал в последние тридцать лет своей жизни, то есть когда он уже был с точки зрения научной подготовки зрелым ученым.

Стиль аль-Фараби – особый. Он писал  кратко и точно. Вместе с тем он предпочитал сочинение маленьких  трактатов большим произведениям. Конечно, эти маленькие трактаты имеют глубокий смысл и подтверждают глубину его знаний. Аль-Фараби свою восьмидесятилетнюю жизнь провел в раздумьях, в исследованиях и сочинении. Он держался вдали от политических и общественных событий и все свое время посвящал науке.

Аль-Фараби умер в Шам (Сирии) в 339/950-51 году, и согласно завещанию, Сайф уд-Доуле с несколькими людьми совершил намаз у его тела, и после этого его похоронили.

Его произведения и идеи в X-XIвеках  распространились на западе и востоке  исламского мира. Его философия была встречена с большим интересом, а некоторые его произведения были переведены на арабский, турецкий, английский и латинский языки. Эти произведения в XIX веке были переведены на живые языки Европы, и это повлияло на мировоззрение европейцев, особенно французов.

Чествование имении памяти великого ученого-энциклопедиста в международном  масштабе является свидетельством необходимости  освоения культурного наследия прошлого как важнейшего звена борьбы за социальный прогресс, за гуманизм.

Более десяти веков отделяет от нас эпоху аль-Фараби. За это время человечество добилось огромных успехов во всех областях знания, но всегда следует помнить о тех, кто прокладывал путь к истине. Пусть высказанное ими не отвечает запросам сегодняшнего дня, но они положили кирпичи в фундамент, на котором построена современная культура.

Ахмет Байтурсынов –  поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В  свое время он стал жертвой несправедливости сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбергенов и Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Миржакып Дулатов и Ахмет Байтурсынов.

А. Байтурсынов родился 18 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского  уезда, в семье крестьянина. Получил  первоначальное образование в родном ауле, затем учился в Тургайском русско-казахском училище (1886–1891), в Оренбургской учительской семинарии (1891–1895). Педагогическую деятельность начал в 1895 году учителем аульной затем волостной школ. В 1909 году, будучи заведующим двухклассным русско-казахским училищем, в г. Каркаралинске примкнул к оппозиции существующему строю, за что был арестован и сослан в г. Оренбург.

К этому периоду относятся его  научные поиски в области казахского языкознания и методики преподавания родного языка. В последующие  годы он приступает к разработке принципов  реформы казахской письменности, разрабатывает научную терминологию для определения категорий казахской грамматики.

А. Байтурсынов – автор первого  казахского букваря. Новый казахский  алфавит, названный в честь ученого  байтурсыновским, в свое время служил хорошим образцом для всех тюркоязычных народов при проведении реформы письменности. Автором написаны также «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грамматики», «Развитие речи», различные хрестоматии. Эти методические труды до сих пор пользуются авторитетом у ученых в области казахского языкознания и методики преподавания казахского языка.

Творческую деятельность А. Байтурсынов  начал как баснописец. В своих  стихотворениях он выражал нужды  и чаяния казахского народа, его  мечту о светлом будущем, обличал лицемерие чиновничьего аппарата, призывал к свету знаний, культуре. В произведениях «Сорок басен» (1909), «Маса» (1911), «Комар» (1911) высмеиваются такие людские пороки и недостатки, как праздность, лень, тщеславие, невежество.

Информация о работе Ветеринариялық гигиена пәні, оның орны мен міндеттері