Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 13:10, курсовая работа
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.
Введение
Формирование зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
1.1 Значение зрительного восприятия в формировании других психических функций у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Вывод по главе I
Глава II. Методы диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
2.1 Теоретические аспекты методов диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
2.2 Результаты изучения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Вывод по главе II
Глава III. Педагогическая коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
3.1 Комплекс занятий по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
3.2 Изучение эффективности коррекционно-развивающего обучения
Вывод по главе III
Заключение
Список литературы
Приложения
Содержание
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.
Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиям, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всего последующего развития ребёнка и для подготовки его к будущей творческой, общественно полезной деятельности .
нарушение интеллект зрительное восприятие
Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым, В.П. Зинченко, А.А. Катаевой, выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место.
В
отличие от проблемы сенсорного развития
детей с нормальным интеллектом, которая
была изучена всесторонне, проблеме сенсорного
развития детей с нарушением интеллекта
было уделено меньше внимания. А между
тем известно, что у этой категории детей
недоразвитие именно зрительного восприятия
менее выражено по сравнению с другими,
более высокими сферами психики. Следовательно,
относительная сохранность зрительного
восприятия позволяет принять в качестве
исходной базы работу по совершенствованию
этой сферы, что в свою очередь позволит
успешно решать задачи по воспитанию их
социально-бытовой приспособленности,
а, следовательно, и наметить подступы
к формированию таких личностных черт,
как самостоятельность, независимость.
Содержание
коррекционных занятий
В результате проведенного анализа литературных источников было выяснено, что у детей с нарушением интеллекта имеются особенности сенсорного развития, проявляющиеся в несформированности сенсорных эталонов цвета, формы и величины.
Дети с нарушением интеллекта отличаются несформированными представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности. Это происходит из-за недостатков зрительного восприятия, которые очень ярко проявляются в дошкольном возрасте. У большинства детей с нарушениями интеллектуального развития отмечаются трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, в построении целостного образа из отдельных предъявленных частей. Дети затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов: когда изображение представлено в виде контура или неполным, недорисованным, контурные изображения предметов наложены друг на друга, перечеркнуты прямыми линиями, перевернутые изображения, схематичные рисунки.
Зрительное восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с нарушением интеллекта, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов.
Можно сделать следующие выводы:
1). Дети с нарушением интеллекта воспринимают сходные качества предметов как одинаковые предметы;
2).
У детей наблюдается низкий
уровень анализирующего
3).
Усвоение сенсорных эталонов
происходит медленнее, чем у
нормально развивающихся
4).
Особо затруднено усвоение
5).
При оказании коррекционной
Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому так важно оценить различные его стороны. Были рассмотрены различные методики диагностики.
Для подтверждения особенностей зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта был проведён констатирующий эксперимент, задачами которого являлись: изучение особенностей усвоения эталонов цвета; изучение особенностей усвоения эталонов формы; изучение особенностей усвоения эталонов величины дошкольниками с нарушением интеллекта.
В итоге получили следующие результаты:
представления об основных цветах спектра у детей с нарушением интеллекта легкой степени сформированы на высоком уровне и приближены к возрастной норме, в то время как узнавание и называние дополнительных цветов дошкольниками с проблемами в развитии вызывают наибольшие трудности;
представления о геометрических фигурах у детей с нарушением интеллекта легкой степени недостаточно сформированы. Дошкольники допускают ошибки и при показе фигуры по названию, и при назывании её;
дети с нарушением интеллектуального развития затрудняются распределить предметы от большего по величине к меньшему или наоборот;
наиболее
сложными для понимания детей
с нарушениями
Выявленные
трудности зрительного