Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 15:42, контрольная работа
Целью преподавания курса «Уголовное право» является раскрытие социально-политического смысла и юридического содержания уголовного закона, взаимосвязи составляющих его норм и институтов, а равно овладение практическими навыками квалификации преступлений.
Основныеи задачи курса:
• овладение глубокими и системными знаниями теории уголовного права, раскрытие на этой основе содержания УК РФ и его реальных возможностей в борьбе с преступностью;
• обучение студентов правильному ориентированию в действующем уголовном законодательстве, развитие способностей умело толковать и применять нормы уголовного права;
• формирование у студентов высокого уровня правосознания в области уголовного права, установки и умения эффективно бороться со всеми видами преступности в режиме строгого соблюдения действующего законодательства.
Опираясь на положения ст. 13 УК РФ, необходимо дать понятие экстрадиции, политического убежища и условий выдачи преступников другим странам.
Далее следует уделить внимание сотрудничеству государств по вопросам борьбы с преступностью. Обозначить значение ратифицированных Россией международных договоров (конвенций).
Тема 3. Понятие преступления
Понятие преступления целесообразно рассмотреть в его историческом развитии. Следует рассмотреть изменение данного понятия в истории российского уголовного права, а также сравнить его с понятиями в зарубежном праве.
В числе признаков
В структуре общественной опасности выделить ее качественную (характер) и количественную (степень) характеристики.
Характеризуя противоправность, следует учесть ее многоаспектный характер. В узком смысле противоправность понимается как запрещение деяния уголовным законом (уголовная противоправность). В широком смысле – как запрещение деяния в рамках всей системы права. Лишены противоправности деяния, хотя формально и запрещенные УК, но прямо дозволенные или предписанные иными нормами права. Например, нельзя квалифицировать как убийство действия военнослужащего-часового, причинившего смерть другому человеку при охране вверенного ему поста, при условии исполнения им всех требований Устава гарнизонной и караульной службы (даже если отсутствуют обстоятельства, исключающие преступность деяния, указанные в УК РФ).
Наказуемость нужно понимать не как неотвратимость наказания, а как возможность его применения (лицо может быть освобождено от наказания или даже вообще от ответственности).
Преступление должно быть исследовано в системе с иными правонарушениями, выявлено общее и отличия. Требует ответа вопрос о том, может ли преступление быть одновременно гражданским, дисциплинарным и административным правонарушением.
В действующем Уголовном
Вопрос об уголовной ответственности – один из самых сложных и дискуссионных вопросов теории уголовного права. Его целесообразно рассматривать, сравнивая основные концепции уголовной ответственности, предложенные в науке.
Тема 5.Состав преступления
Наличие в рамках учения о преступлении общего учения о составе преступления – специфическая особенность российского права.
Состав преступления является одним из важнейших институтов уголовного права. Без его глубокого понимания невозможно усвоить Особенную часть, дать квалификацию конкретному преступлению, рассмотреть составляющие его элементы и признаки. Необходимо четко уяснить соотношение понятий преступления и состава преступления, знать, что элементами состава преступления являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Каждому элементу присущи свои характеризующие его признаки. Все признаки разделяются на обязательные, которые необходимы для наличия состава преступления, и факультативные, влияющие на наличие или степень общественной опасности. Они могут указываться в диспозиции уголовно-правовой нормы либо не указываться вовсе.
Кроме
того, признаки состава можно подразделить
на объективные и субъективные, позитивные
и негативные, постоянные и переменные
(бланкетные и оценочные). Необходимо
уяснить понятие названных
Рассматривая виды составов
Тема 6.Объект преступления
Вопрос о понятии объекта преступления в науке уголовного права является дискуссионным (общественные отношения, правовое благо, охраняемые законом интересы). Существуют и иные подходы, так некоторые ученые считают объектом любого преступления человека (людей) как необходимых участников общественных отношений.
Теория уголовного права, классифицируя объекты по «вертикали», различает общий, родовой, видовой и непосредственный объекты преступлений. По «горизонтали» (на уровне непосредственного) выделяют основной и дополнительный объекты. Дополнительный объект по значимости бывает обязательным или факультативным.
Рассматривая виды объектов, нужно обратить внимание на то, что основной объект отличается от дополнительного не своей особой значимостью, а отношением к видовому объекту и основной направленностью поведения виновного.
Предмет и потерпевший являются факультативными признаками объекта, они имеются только в некоторых составах преступлений.
При изучении предмета преступления необходимо уяснить его связь с объектом. К предмету преступления относятся материальные предметы объективного мира, доступные восприятию извне, измерению и фиксации. Однако следует отметить тенденцию в науке к распространению понятия предмета на информацию (вопрос о «материальности» которой остается дискуссионным), символы и т.п.
От предмета преступления следует отличать орудия и средства совершения преступления, которые используются для достижения преступной цели, а, следовательно, не являются предметом посягательства.
Характеризуя потерпевшего, следует отметить отличие в понимании потерпевшего в материальном и процессуальном праве. Например, в процессуальном плане потерпевшим может быть признан родственник убитого.
Объективная сторона преступления есть совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону преступления.
Однако, рассматривая объективную сторону преступления, следует обратить внимание на то, что не все факты объективного мира познаваемы с помощью органов чувств, имеются и умопостигаемые факты (например, неприличная форма при оскорблении).
Объективная сторона, являясь фундаментом всей конструкции состава преступления, представляет собой основное содержание диспозиций статей Особенной части УК РФ.
Наиболее распространенной формой общественно опасного деяния является активное поведение лица, именуемое действием, в основе которого лежит телодвижение человека. Телодвижение может выражаться в жестах, речи и мимике. Активные действия чаще всего представляют собой совокупность взаимосвязанных телодвижений и речи, контролируемых сознанием и волей человека. Для обозначения сложных действий, состоящих иногда из множества однотипных поступков, законодатель употребляет термины «деятельность», «систематичность».
Вторая форма деяния – преступное бездействие – воздержание лица от определенных действий. Уголовная ответственность за бездействие наступает при наличии двух условий: обязанности и реальной возможности совершить действие. При характеристике такой обязанности следует рассмотреть вопрос о том, может ли она быть основана не на законе, а на элементарных и общепризнанных нормах морали.
Не может идти речь о преступном деянии, если лицо подверглось воздействию непреодолимой силы, психическому или физическому воздействию, исключающим возможность лица реализовать свою волю.
С другой стороны, инстинктивные, рефлекторные телодвижения также не образуют действия в уголовно-правовом смысле, так как они не контролируются сознанием и не направляются волей человека.
Раскрывая вопрос о преступных последствиях, следует отметить, что преступное последствие должно обладать двумя обязательными признаками:
Преступные
последствия принято
В рамках этого же вопроса следует отдельно проанализировать уголовно-правовое значение рассматриваемого признака объективной стороны. При этом особое внимание следует обратить на зависимость момента окончания преступления от конструкции объективной стороны.
Непременным условием уголовной ответственности в материальных составах преступлений является установление причинной связи между преступным деянием и наступившими вредными последствиями.
Для установления уголовно-правовой причинной связи необходимы следующие критерии:
Заключительный вопрос предполагает анализ таких признаков объективной стороны преступления как место, время, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления. Необходимо сформулировать понятие каждого из них, раскрыть их уголовно-правовое значение, иллюстрируя свой ответ конкретными примерами из уголовного законодательства.
Тема 8. Субъект преступления
По действующему законодательству уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК.
При рассмотрении вопроса о возрасте (14, 16, 18 лет) обязательно уделить внимание значению правильного установления возраста виновного.
При
определении возраста уголовной
ответственности за основу берется
уровень социально-
Характеризуя «возрастную невменяемость», необходимо сопоставить ее с «уменьшенной» (ограниченной) вменяемостью и невменяемостью.
Вменяемость – это способность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими.
Невменяемость – это неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Рассматривая критерии невменяемости, следует разъяснить, почему один из критериев невменяемости называют медицинским (биологическим), а другой – юридическим (психологическим). Необходимо правильно понимать роль суда и эксперта в установлении невменяемости.
Под
медицинским критерием
Юридический критерий свидетельствует о том, что болезнь находится в такой степени, что больной не способен отдавать отчета в своих действиях либо руководить ими. Он складывается из двух признаков - интеллектуального и волевого. В первом случае – это неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), во втором случае – неспособность лица руководить своим поведением.