Договор фрахтования судна на время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 02:07, курсовая работа

Краткое описание

Сотни лет аренда морского транспорта используется хозяйствующими субъектами, при этом, можно утверждать, что аренда морского транспорта стала, фактически, интернациональным частноправовым институтом. И это понятно, покупка или постройка морского транспорта всегда связана с большими финансовыми затратами, аренда же позволяет при гораздо меньших финансовых вложениях, использовать такие экономические объекты как морские суда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие, признаки и содержание договора фрахтования

судна на время (тайм-чартера)………………………………………………………………….5
1.Понятие и признаки договора фрахтования судна на время

(тайм-чартер).................................................................................................................................5
2.Содержание договора фрахтования судна на время (тайм-чартер)…………………………………………………………………………………….……..10

Глава 2. Судебно арбитражная практика по морским спорам………………………………14

2.1. Судебно-арбитражная практика по морским спорам…………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………………………..18

Список используемой литературы……………………………………....................................20

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 50.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ  ВПО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Факультет Морского права и  Таможенного Дела 
 
 

Кафедра «Международное и морское право» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  дисциплине «Международное морское право.» 
 

на тему   «Договор фрахтования судна на время.» 
 
 
 
 
 

Выполнил курсант  группы:  1742 Локосова К.В. 

Допущен к защите: 

Руководитель  работы _Литвин_____________________________________________ 

Нормоконтролер:______________________________________________________________ 

Защищена__________________________                 Оценка___________________________

                  (дата) 

Члены комиссии_______________________________________________________________ 

                            _______________________________________________________________ 

                            _______________________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новороссийск 2012г. 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие, признаки и содержание договора фрахтования 

судна на время (тайм-чартера)………………………………………………………………….5

    1. Понятие и признаки договора фрахтования судна на время

(тайм-чартер).................................................................................................................................5

    1. Содержание договора фрахтования судна на время (тайм-чартер)…………………………………………………………………………………….……..10

Глава 2. Судебно  арбитражная практика по морским  спорам………………………………14

2.1. Судебно-арбитражная  практика по морским спорам…………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………………………..18

Список используемой литературы……………………………………....................................20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Договор аренды – один из самых распространенных гражданско-правовых договоров. Ежедневно  совершаются многие тысячи арендных сделок не только по всей России, но и  во всем мире.

    Одним из старейших видов арендных правоотношений, является аренда морского транспорта, которая регулируется в настоящее  время как нормами международного, так и национального права.

    Сотни лет аренда морского транспорта используется хозяйствующими субъектами, при этом, можно утверждать, что аренда морского транспорта стала, фактически, интернациональным  частноправовым институтом. И это  понятно, покупка или постройка  морского транспорта всегда связана  с большими финансовыми затратами, аренда же позволяет при гораздо  меньших финансовых вложениях, использовать такие экономические объекты  как морские суда.

    Тесная  связь аренды морского транспорта с  международным частным правом обусловливает  ряд ее особенностей.

    Во-первых, аренда морского транспорта регулируется как гражданским, так и морским законодательство. Даже при поверхностном взгляде возникает вопрос: если ли конкуренция норм гражданского и морского права?

    Во-вторых, при заключении договоров стороны, в большинстве случаев используют проформы, которых в настоящее  время существует большое количество. Проблемы их применения заключаются  в том, что они строятся на национальном законодательстве определенных стран, и зачастую содержат иные правила, нежели чем морское законодательство РФ.

    В-третьих, действующим законодательством  морские суда отнесены к недвижимости, а это переопределяет распространение  на арендные правоотношения с морскими судами положений законодательства о недвижимости. В этой связи возникает  вопрос: необходима ли государственная  регистрация сделок с морским  транспортом?

    Учитывая  названные особенности аренды морского транспорта, актуальным предстает исследование вопросов правового регулирования  фрахтования морских судов.

    Итак, цель данной работы исследовать особенности  аренды морского транспорта. 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ФРАХТОВАНИЯ СУДНА  НА ВРЕМЯ

    1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ДОГОВОРА ФРАХТОВАНИЯ СУДНА НА ВРЕМЯ (ТАЙМ-ЧАРТЕРА)

   Договор аренды морского судна – является разновидностью договора имущественного найма (аренды) - аренды транспортного  средства. Поэтому отношения, возникающие  из такого договора, регулируются, прежде всего, правилами, содержащимися в  разделе 1,3 главы 34 ГК РФ.

    Применительно к аренде транспортного средства законодатель говорит о «фрахтовании на время» (п.1 ст.632 ГК РФ). Аренда же транспортного  средства определена как предоставление арендодателем арендатору транспортного средства за плату во временное владение и пользование1.

    Гражданский кодекс РФ говорит о двух разновидностях договора аренды транспортного средства:

    - аренда транспортного средства  с предоставлением услуг по  управлению и технической эксплуатации (аренда транспортного средства  с экипажем);

    - аренда транспортного средства  без предоставления услуг по  управлению и технической эксплуатации (аренда транспортного средства  без экипажа).

    Исходя  из сказанного фрахтование морского судна можно определить как предоставление арендодателем (судовладельцем) арендатору (фрахтователю) морского судна за плату во временное владение и пользование.

    Особенности аренды такого транспортного средства, как морское судно, отражены в  правилах глав X и XI Кодекса торгового  мореплавания РФ от 30 апреля 1999г. №81-ФЗ (с изм. от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г.)[1]. Таким образом, на правовое регулирование договора фрахтования судна направлены, прежде всего, положения ГК РФ и КТМ РФ.

    Употребление  законодателем в КТМ РФ таких  характерных для морского права  понятий, как «судовладелец», «фрахтователь» (ст.ст.198, 211 КТМ РФ), в отличие от общегражданских терминов «наймодатель» и «наниматель» свидетельствует о том, что договор фрахтования судна не может быть приравнен к общегражданскому договору имущественного найма. Во многом порядок его заключения, исполнения и расторжения построен на нормах международного морского права.

    Как мы уже подчеркнули, действующее  законодательство выделяет две ключевые разновидности договора аренды транспортного  средства: договора аренды транспортного  средства с экипажем и соответственно договор аренды транспортного средства без экипажа. Применительно к  аренде морского судна это:

    - договор фрахтования судна на  время (тайм-чартер);

    - договор фрахтования судна без  экипажа (бербоут-чартер).

    Можно выделить и иные основания для  классификации договора аренды морского судна. В зависимости от срока  соглашения, может быть:

    - рейсовый договор аренды морского  судна (аренда от одного до  нескольких рейсов)

    - краткосрочный договор аренды (на  срок от нескольких суток до  нескольких месяцев)

    - долгосрочный договора аренды  морского судна (10-15 лет и более).

    Остановимся и рассмотрим более подробнее договор фрахтования судна на время – тайм-чартер.

    Правовая  природа тайм-чартера понимается неодинаково. В США, Великобритании, Германии, Югославии тайм-чартер рассматривают как однотипный с рейсовым чартером договор. В РФ его признают разновидностью договора найма. В Польше он считается самостоятельным договором (не совпадающим ни с договором морской перевозки груза, ни с имущественным наймом). Во Франции тайм-чартер есть один из трех видов договора фрахтования судна. Его компонентами являются два элемента: найм судна и найм услуг экипажа. Приоритет отдается первому элементу.

    Легальное определение договора фрахтования  судна на время (тайм-чартера) дается в ст.198 КТМ РФ: это соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания2.

    Из  приведенного определения можно  выделить основные признаки договора фрахтования судна на время:

    Во-первых, данные правоотношения предполагают наличие двух сторон – судовладельца и фрахтователя. Как первая сторона, так и вторая, могут быть «множественным» субъектом, то есть, например, судно может находится в общей долевой собственности.

    Согласно  ст.8 КТМ РФ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или  использует его на ином законном основании (например, судно находится у субъекта в доверительном управлении). Судовладельцем, согласно ст.12 КТМ РФ могут быть: граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. На стороне  судовладельца могут выступать  и иностранные субъекты.

    Фрахтователем может быть любой субъект гражданских  правоотношений. На этот счет КТМ РФ никаких ограничений не содержит.

    Во-вторых, судно предоставляется фрахтователю временно, т.е. на обусловленный срок, по истечении которого фрахтователь обязан возвратить его судовладельцу, а значит, договор фрахтования носит срочный характер.

    В-третьих, договор фрахтования судна на время представляет собой возмездное соглашение: судно предоставляется за определенную плату.

    В-четвертых, рассматриваемое соглашение заключается «…для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания». Возможность заключение договора в иных целях торгового мореплавания – это одно из основных отличий договора фрахтования судна на время от договора морской перевозки. Между тем, как подчеркивают исследователи, эксплуатация зафрахтованного на время судна может осуществляться только в целях торгового мореплавания. Судно по этому договору не может использоваться как гостиница, склад, ресторан. Именно это отличает договор фрахтования судна на время от договора имущественного найма.

    В-пятых, данный договор является двухсторонне обязывающим. Это означает, что каждая из сторон рассматриваемого договора имеет правомочия и несет юридические обязанности. Кроме того, договор признается заключенным с момента достижения контрагентами соглашения по всем его существенным условиям, то есть, тайм-чартер – консенсуальный договор.

    Согласно  ст. 200 КТМ РФ, в тайм-чартере должны быть указаны:

    - наименования сторон;

    - название судна, его технические  и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие);

    - район плавания; цель фрахтования;

    - время, место передачи и возврата  судна;

    - ставка фрахта;

    - срок действия тайм-чартера.

    Рассмотрим  каждый из реквизитов подробнее.

    Наименования  сторон. Расхождение в наименовании сторон (и реальных участников правоотношений) может привести к долгосрочным судебным разбирательствам. Тем более если стороны – иностранные хозяйствующие субъекты (и примеры будут далее по тексту работы).

    Наименование  должно включать полное юридическое  имя субъекта (судовладельца и  фрахтователя), включая его юридический  адрес и другие данные.

Информация о работе Договор фрахтования судна на время