Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 05:25, реферат
Краткое описание
Целью настоящей работы является определение современного состояния и перспектив развития российской судебной системы. Для достижения указанной цели в работе рассматриваются нормативные основы и принципы организации судебной системы в целом, а также компетенция и место каждого суда в структуре органов, осуществляющих судебную власть. Также раскрываются основные понятия, без уяснения которых понимание сути рассматриваемой проблемы невозможно. Кратко освещаются направления, в которых идет реформирование судебной системы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ 11 2.1 Районные суды общей юрисдикции 11 2.2 Суды общей юрисдикции среднего звена 12 2.3 Военные суды 13 2.4 Верховный Суд РФ 14 2.5 Арбитражные суды основного звена 15 2.6 Федеральные арбитражные суды округов и арбитражные апелляционные суды 15 2.7 Высший Арбитражный Суд РФ 16 2.8 Конституционный суд Российской Федерации 17 2.9 Конституционные (уставные) суды субъектов федерации 18 2.10 Мировые судьи 19 3 РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
В подсистеме гражданских судов
общей юрисдикции районный суд является
основным звеном. Это обусловлено прежде
всего его широкой компетенцией по осуществлению
правосудия, а также тем объемом работы,
который фактически им выполняется.
Районные суды рассматривают
все уголовных, гражданские, административные
дела, кроме тех, которые в соответствии
с законом относятся к ведению других
судов.
Организация районного суда
определяется Конституцией РФ, Законом
о судебной системе, Законом о судоустройстве,
Законом о статусе судей и другим законодательством.
Суд этого уровня действует
в каждом районе или городе, не имеющем
районного деления, в Москве – в административных
округах. Возможно создание одного суда
на район и город или на район и города,
расположенные на территории данного
района. Возможна организация межрайонных
судов с учетом объема работы и других
факторов. Порядок создания и упразднения
судов этого уровня определен Законом
о судебной системе.
Главным полномочием районного
суда является разбирательство дел по
существу, то есть по первой инстанции.
Также он пересматривает свои собственные
решения по гражданским делам по вновь
открывшимся обстоятельствам, осуществляет
проверку приговоров и иных решений мировых
судей. К компетенции районного суда также
отнесено разбирательство "частных"
вопросов при производстве по уголовным
делам, таких как разрешение жалоб, принятие
решений о заключении под стражу в отношении
обвиняемых и подозреваемых, санкционирование
различных следственных действий и оперативно
– розыскных мероприятий, которые могут
повлечь за собой нарушение некоторых
важных конституционных прав граждан.
2.2 Суды
общей юрисдикции среднего звена
Суды субъектов федерации (краевые,
областные, городов федерального значения,
суд автономной области, суды автономных
округов, Верховные суды республик) составляют
второе (среднее) звено судебной системы
судов общей юрисдикции, имеют одинаковые
полномочия и структуру.
Они рассматривают по первой
инстанции гражданские и уголовные дела
в пределах своей компетенции; в качестве
судов второй инстанции проверяют приговоры
и решения нижестоящих судов, не вступившие
в законную силу; в качестве надзорной
инстанции проверяют приговоры и решения
нижестоящих судов, вступившие в законную
силу. Суды среднего звена действуют в
качестве суда любой из трех инстанций.
В рамках суда субъекта РФ действуют
структурные подразделения: судебная
коллегия по гражданским делам, судебная
коллегия по уголовным делам, президиум.
Судебная коллегия по гражданским
делам и судебная коллегия по уголовным
делам рассматривают по первой инстанции
соответственно гражданские и уголовные
дела. В качестве суда кассационной инстанции
судебные коллегии проверяют решения
и приговоры нижестоящих судов, не вступившие
в законную силу.
Президиум суда субъекта РФ
является надзорной инстанцией, проверяя
решения и приговоры нижестоящих судов,
вступившие в законную силу, а также решения
судебных коллегий, действовавших в качестве
суда кассационной инстанции. Кроме того,
на президиум возлагается и организация
работы областного и другого равного ему
суда.
Если суд субъекта РФ выступает
в качестве суда первой инстанции, в нем
образуются судебные составы.
2.3 Военные
суды
Военные суды входят в судебную
систему Российской Федерации в качестве
подсистемы судов общей юрисдикции, являются
федеральными судами и осуществляют судебную
власть в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, формированиях,
в которых предусмотрена военная служба.
Данные суды создаются по месту
дислокации воинских частей и подразделений
Вооруженных Сил РФ. Количество военных
судов, численность судей военных судов
устанавливаются Верховным Судом РФ.
Подведомственность военных
судов определяется преимущественно персональными
признаками субъектов, в отношении которых
могут выноситься решения. Таким признаком
является принадлежность лица к военнослужащим
или приравненным к ним лицам, либо к тем,
кто связан с военнослужащими или воинскими
структурами (члены семей военнослужащих,
вольнонаемные сотрудники воинских частей
или учреждений).
Система военных судов состоит
из трех звеньев. Низшее звено составляют
гарнизонные военные суды, среднее звено
– окружные (флотские) военные суды, а
высшим звеном для военных судов является
Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Гарнизонный военный суд в первой
инстанции рассматривает уголовные, гражданские
и административные дела, за исключением
тех, которые отнесены к подсудности вышестоящих
судов.
Окружные (флотские) военные
суды рассматривают дела в качестве судов
первой, кассационной и надзорной инстанций.
Военная коллегия Верховного
Суда РФ действует в качестве суда первой,
кассационной и надзорной инстанций.
2.4 Верховный
Суд РФ
Верховный Суд РФ возглавляет
систему судов общей юрисдикции. Он выступает
в качестве суда первой, кассационной
и надзорной инстанций.
По первой инстанции Верховный
Суд рассматривает гражданские и уголовные
дела исключительной важности. Его решения
и приговоры вступают в законную силу
с момента провозглашения, не подлежат
кассационному обжалованию, а могут быть
только опротестованы в порядке надзора.
Как кассационная инстанция
Верховный Суд РФ проверяет приговоры
и решения судов субъектов РФ и других
равных им судов.
В качестве надзорной инстанции
Верховный Суд РФ проверяет обоснованность
и законность приговоров и решений нижестоящих
судов всех звеньев. Он же является надзорной
инстанцией и для судебных коллегий Верховного
Суда РФ.
Верховный Суд имеет право законодательной
инициативы.
Верховный Суд дает разъяснения
по вопросам судебной практики. Он также
осуществляет контроль за выполнением
судами руководящих разъяснений, разрешает
в пределах своей компетенции вопросы,
вытекающие из международных договоров
РФ, направляет в Конституционный Суд
запросы о проверке соответствия Конституции
РФ нормативных актов. При возбуждении
Государственной Думой РФ процесса об
отрешении Президента от должности Верховный
Суд дает заключение о наличии в действиях
Президента РФ признаков преступления.
Пленум Верховного Суда дает
разъяснения по вопросам судебной практики,
принимает решения о законодательной
инициативе, о соответствии разъяснений
Пленума Верховного Суда РФ законодательству.
Президиум Верховного Суда
рассматривает гражданские и уголовные
дела в порядке надзора и оказывает помощь
нижестоящим судам в правильном применении
законодательства.
Кассационная коллегия Верховного
Суда рассматривает дела по второй инстанции,
а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебные коллегии в качестве
суда первой инстанции рассматривают
дела особой важности, а также проверяют
решения и приговоры всех нижестоящих
судов в качестве суда надзорной инстанции.
Военная коллегия, кроме того,
является кассационной инстанцией для
окружных (флотских) судов.
2.5 Арбитражные
суды основного звена
Арбитражными судами основного
звена и считаются арбитражные суды субъектов
Федерации.
В них могут быть образованы
судебные коллегии по рассмотрению споров,
возникающих из гражданских и иных правоотношений,
и по рассмотрению споров, возникающих
из административных отношений. В каждом
арбитражном суде субъекта Федерации
действует президиум.
К полномочиям арбитражного
суда субъекта Российской Федерации относится
рассмотрение в первой инстанции всех
дел, подведомственных арбитражным судам
в пределах своей компетенции.
К полномочиям президиума суда
относится рассмотрение вопросов организации
работы данного суда, а также вопросов
судебной практики.
2.6 Федеральные
арбитражные суды округов и
арбитражные апелляционные суды
Арбитражные апелляционные
суды являются судами по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных
судов субъектов РФ, принятых ими в первой
инстанции. Всего в Российской Федерации
создано 20 таких судов, по два в каждом
судебном округе.
Сущность апелляционной инстанции
состоит в том, что в ней происходит рассмотрение
дела заново по жалобе лица, участвующие
в деле.
Федеральные арбитражные суды
округов осуществляют деятельность по
проверке в кассационной инстанции законности
решений арбитражных судов субъектов
РФ, принятых ими в первой инстанции, и
решений апелляционной инстанции.
В состав федерального арбитражного
суда округа входят: судебная коллегия
по рассмотрению споров, возникающих из
гражданских и иных правоотношений, судебная
коллегия по рассмотрению споров, возникающих
из административных правоотношений,
президиум суда.
Основные процессуальные полномочия
арбитражного суда среднего звена осуществляются
в его судебных коллегиях. Подведомственность
дел конкретной коллегии ясно видна из
ее названия.
Полномочия президиума арбитражного
суда среднего звена аналогичны полномочиям
президиума суда общей юрисдикции
2.7 Высший
Арбитражный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ является
высшим органом по разрешению экономических
споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами. Он рассматривает арбитражные
дела в первой инстанции и в порядке надзора.
По первой инстанции Высший
Арбитражный Суд РФ рассматривает дела
о признании недействительными ненормативных
актов высших органов государственной
власти РФ, не соответствующих закону
и нарушающих законные интересы организаций
и граждан, и об экономических спорах между
Российской Федерацией и субъектами РФ.
В порядке надзора Высший Арбитражный
Суд РФ проверяет вступившие в законную
силу судебные акты всех нижестоящих арбитражных
судов. Кроме того, он имеет право обращаться
в Конституционный Суд РФ с запросом о
проверке конституционности нормативных
актов, договоров, изучает и обобщает судебную
практику, разрабатывает предложения
по совершенствованию законодательства.
Высший Арбитражный Суд РФ вправе
давать разъяснения по вопросам судебной
практики. Также как Верховный суд РФ,
он обладает правом законодательной инициативы.
В составе Высшего Арбитражного
Суда РФ действуют: Судебная коллегия
по рассмотрению споров, возникающих из
гражданских и иных правоотношений, Судебная
коллегия по рассмотрению споров, возникающих
из административных правоотношений,
Президиум и Пленум.
Судебные коллегии рассматривают
дела, отнесенные к компетенции Высшего
Арбитражного Суда РФ, в первой инстанции.
Кроме того, они изучают и обобщают судебную
практику, разрабатывают предложения
по совершенствованию законодательства,
анализируют судебную статистику.
Президиум рассматривает дела
в порядке надзора. Он также рассматривает
отдельные вопросы судебной практики
и о результатах рассмотрения информирует
арбитражные суды Российской Федерации.
2.8 Конституционный
суд Российской Федерации
Конституционный Суд РФ – это
орган судебной власти, предназначенный
для правовой охраны Конституции России.
Конституционный Суд РФ не возглавляет
систему конституционных судов. Какими-либо
полномочиями по отношению к конституционным
(уголовным) судам субъектов РФ он не обладает.
Задачами, стоящими перед Конституционным
Судом РФ, являются защита основ конституционного
строя, основных прав и свобод человека,
обеспечение верховенства и прямого действия
Конституции РФ на всей территории Российской
Федерации.
Конституционный Суда РФ разрешает
дела о соответствии Конституции РФ федеральных
законов и подзаконных актов всех уровней,
договоров между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ, не вступивших в силу
международных договоров РФ. Также он
разрешает споры о компетенции между органами
государственной власти.
В компетенцию Конституционного
суда входит также проверка конституционности
закона, примененного или подлежащего
применению в конкретном случае, осуществляемая
по жалобам граждан и по запросам судов;
толкование Конституции РФ; дача заключений
о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президента РФ в
государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления.
Конституционный Суд обладает
правом законодательной инициативы.
Конституционный Суд РФ состоит
из двух палат, включающих в себя 9 и 10 судей.
Ряд наиболее важных вопросов может быть
разрешен им только на пленарном заседании.
2.9 Конституционные
(уставные) суды субъектов федерации
В ч. 2 ст. 4 Закона о судебной
системе отмечено, что составной частью
судебных систем субъектов РФ могут быть
конституционные (уставные) суды субъектов
Российской Федерации.
К их полномочиям отнесено рассмотрение
вопросов о соответствии конституции
(уставу) субъекта РФ принятых в нем нормативных
правовых актов, а также вопросов толкования
конституции (устава).
Порядок рассмотрения вопросов
такого рода определяется законами субъектов
РФ. Ими же осуществляется и финансирование
этих судов.
Решение конституционного (уставного)
суда, принятое в пределах предоставленных
ему полномочий, не может быть отменено
никаким другим судом (ч. 4 ст. 27 Закона).
Этим подчеркивается автономность таких
судов от всех других судов, в том числе
Конституционного Суда РФ.
2.10 Мировые
судьи
Вопрос об учреждении дополнительного
звена судебной системы, которое позволило
бы освободить суды основного звена судов
общей юрисдикции от рассмотрения незначительных
уголовных и гражданских дел, а также дел
об административных правонарушениях
возник давно. И окончательно он был решен
в России с принятием закона о мировых
судьях, после чего началось их активное
формирование во всех субъектах федерации.
Мировые судьи отнесены к числу
судов общей юрисдикции, входят в их систему,
но при этом не являются судами федеральными.
Они – суды субъектов Федерации, хотя
их финансирование осуществляется из
средств федерального бюджета. При отправлении
правосудия эти суды руководствуются
федеральными законами. Лишь при рассмотрении
материалов об административных правонарушениях
им разрешено при отсутствии федеральных
правил прибегать к правилам судопроизводства,
устанавливаемым субъектом Федерации.