Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 22:31, реферат
Целью работы является изучение современного состояния гражданской обороны в нашей стране.
Цель реализуется в решении ряда задач:
проанализировать структуру и функционал ГО РФ;
изучить законодательно-нормативные основы ГО;
на основе полученных данных оценить современное состояние ГО РФ.
Введение
Гражданская оборона, её основные принципы и задачи. Законодательно-нормативные основы ГО
Система гражданской обороны. Управление ГО
Силы гражданской обороны.
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Самарской области
ГБОУ СПО Поволжский государственный колледж
Реферат
На тему «Войска гражданской обороны»
Подготовилa:
Студентка группы ПД-116, Надворная Анастасия.
Преподаватель: Коршун Т.Д
Самара, 2013
Оглавление:
Введение
Гражданская оборона создавалась как
составная часть системы общегосударственных
оборонных предприятий, осуществляемых
в мирное и военное время в целях защиты
населения и народного хозяйства страны
от оружия массового поражения и других
средств нападения противника, а также
для проведения спасательных работ в очагах
поражения и зонах катастрофического
затопления.
Прошли десятилетия, но опыт, добытый старшими
поколениями сотрудников Гражданской
обороны, не растрачен, он находит свое
продолжение и отражение в делах обновленной
гражданской обороны.
В последнее десятилетие система гражданской
обороны (ГО) России существенно изменилась:
иными стали решаемые задачи, возросли
ее роль и значение. Несмотря на объективные
трудности, в стране сохранилась достаточно
эффективная система защиты населения
и территорий от угроз мирного и военного
времени. В настоящее время гражданская
оборона является одной из важнейших функций
государства, составной частью оборонного
строительства и обеспечения безопасности
страны, от состояния которой во многом
зависят безопасность людей и устойчивое
функционирование объектов экономики.
Понимая важность этих задач, государство
уделяет сегодня особое внимание решению
вопросов гражданской обороны, разработке
и внедрению новых технологий и техники
в области ГО, воспитанию гражданской
ответственности за обеспечение безопасности
каждого человека. Изменилось также отношение
к гражданской обороне, ее мероприятиям
и обучению населения со стороны органов
исполнительной власти на местах.
Однако неинформированность и незнание
основ ГО среди населения до сих пор являются
проблемой современного общества. Оказавшись
в чрезвычайной ситуации, не каждый находит
правильное решение. Конечно, на помощь
всегда придут специалисты, но зачастую
события развиваются настолько стремительно,
что необходима быстрая и своевременная
реакция. Для этого и необходимо изучать
основы гражданской обороны – наша безопасность
в наших руках.
Предметом выступает
Гражданская оборона как система мероприятий
по обеспечению безопасности жизнедеятельности
РФ.
Субъектами являются
общество в целом, предприятия и организации,
граждане РФ.
^ Актуальность проблемы обуславливает объективная
необходимость формирования социальной
ответственности каждого члена социума
в области ГО, проявляющейся в готовности
к ЧС и умению правильно действовать в
условиях ЧС.
^ Целью работы является изучение современного
состояния гражданской обороны в нашей
стране.
Цель реализуется в решении ряда задач:
1. Гражданская
оборона, её основные принципы
и задачи. Законодательно-нормативные
основы гражданской обороны
Сегодня Гражданская
оборона представляет собой систему
мероприятий по подготовке и защите населения,
материальных и культурных ценностей
на территории Российской Федерации от
опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий,
а также при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
Организация и ведение Гражданской обороны
являются одними из важнейших функций
государства, составными частями оборонного
строительства, обеспечения безопасности
государства.
Аналогичные службы существуют в большинстве
стран мира. Гражданская оборона Российской
Федерации объективно является одной
из лучших. Специализированные подразделения
гражданской обороны Российской Федерации
принимали участие более чем в 150 тыс. спасательных
операциях в России и 48-ми странах мира.
^ Мероприятия по гражданской
обороне - организационные и специальные
действия, осуществляемые в области гражданской
обороны в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
^ Территория, отнесенная
к группе по ГО - территория, на которой расположен
город или иной населенный пункт, имеющий
важное оборонное и экономическое значение,
с находящимися в нем объектами, представляющий
высокую степень опасности возникновения
ЧС.
Гражданская оборона развивается сегодня
на прочной законодательной базе и решает
важные задачи по обеспечению защиты населения
и территорий от последствий аварий, стихийных
бедствий, обеспечивает противопожарную
защиту, координацию деятельности различных
органов управления по прогнозированию,
предупреждению и ликвидации последствий
экологических и стихийных бедствий, аварий
и катастроф. На Гражданскую оборону возложена
специальная подготовка руководящих кадров
и сил, обучение всех категорий населения
способам защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях и другие задачи.
^ Основными задачами гражданской обороны в соответствии
с Федеральным законом № 28-ФЗ «О гражданской
обороне» (с учётом изменений, внесённых
Федеральным законом от 19.06.2007 N 103-ФЗ) являются:
- обучение населения в области гражданской
обороны;
- оповещение населения об опасностях,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий, а также
при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
- эвакуация населения, материальных и
культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств
индивидуальной защиты;
- проведение аварийно-спасательных работ
в случае возникновения опасностей для
населения при ведении военных действий
или вследствие этих действий, а также
вследствие чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;
- первоочередное обеспечение населения,
пострадавшего при ведении военных действий
или вследствие этих действий, в том числе
медицинское обслуживание, включая оказание
первой медицинской помощи, срочное предоставление
жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении
военных действий или вследствие этих
действий;
- санитарная обработка населения, обеззараживание
зданий и сооружений, специальная обработка
техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка
в районах, пострадавших при ведении военных
действий или вследствие этих действий,
а также вследствие чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
- обеспечение постоянной готовности сил
и средств гражданской обороны и т.д.
К основным принципам защиты населения
относятся:
Задачи в области гражданской
обороны и правовые основы их осуществления,
полномочия органов государственной власти
РФ, исполнительной власти ее субъектов,
местного самоуправления, организаций
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, а также силы
и средства ГО определяет Федеральный
закон «О гражданской обороне». Всего
в законе шесть глав.
В первой главе определены задачи, правовое
регулирование, принципы и ведение ГО
на территории Российской Федерации. Во
второй - полномочия Президента Российской
Федерации, Правительства РФ, федеральных
органов исполнительной власти в области
ГО. В третьей - полномочия органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
местного самоуправления и организаций,
а также права и обязанности граждан в
области ГО. В четвертой - порядок управления
и организации служб ГО, а также структура
ее системы. Определен и федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
решать задачи ГО. В пятой - состав сил
ГО, основы деятельности ее войск, а также
порядок создания и деятельности гражданских
организаций гражданской обороны. В шестой
- порядок финансирования мероприятий
ГО и ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в этой области.
За последние 10 лет в Российской Федерации
проведена большая работа по созданию
законодательно - нормативных основ для
функционирования гражданской обороны
в новых условиях.
В настоящее время Федеральный закон «О
гражданской обороне» претерпел существенные
изменения в результате принятия Федерального
закона от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации
в связи с принятием федеральных законов
«О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»
и «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
Президентом Российской Федерации утверждены
«Основы единой государственной политики
в области гражданской обороны на период
до 2010 года».
Разработан и принят ряд подзаконных актов,
постановлений Правительства Российской
Федерации.
Активизировалась работа по разработке
местных нормативных документов в субъектах
Российской Федерации.
Принципиальное значение для организации
гражданской обороны имеет Федеральный
закон от 22 августа 2004 года № 122, который
внес существенные изменения в Федеральный
закон «О гражданской обороне».
Гражданская оборона стала системой мероприятий
по защите населения, материальных и культурных
ценностей не только от опасностей военного
времени, а также при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и террористического
характера. В связи с этим несколько расширился
смысл основных задач.
Упразднен территориально-
Исключено понятие начальник гражданской
обороны и положение, определяющее права
начальника гражданской обороны. Это продиктовано
сложившейся практикой в реализации своих
полномочий в соответствии с занимаемой
должностью руководителями федеральных
органов исполнительной власти, главами
органов исполнительной власти субъектов
федерации, руководителями органов местного
самоуправления, которые несут персональную
ответственность за организацию и проведение
мероприятий гражданской обороны.
Качественное изменение опасностей, возникающих
в случае даже ограниченного применения
оружия массового поражения, высокоточного
обычного оружия, оружия на новых физических
принципах, нарастание угрозы терроризма,
техногенные аварии и катастрофы, усиление
тяжести последствий стихийных бедствий,
проблемы экологии, угрозы эпидемий –
все это потребовало пересмотра роли гражданской
обороны и ее места в системе национальной
безопасности Российской Федерации.
Уточнена структура плана гражданской
обороны: теперь он включает не только
мероприятия на военное время, но и на
мирное. Новое наименование плана «План
гражданской обороны и защиты населения».
Произошло более четкое распределение
полномочий в области гражданской обороны
между органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления. Если первые,
в основном, организуют мероприятия гражданской
обороны, то вторые их проводят в жизнь.
Вместо довольно неопределенного понятия
«гражданские организации гражданской
обороны» введено понятие - «нештатные
аварийно-спасательные формирования»,
которые создаются в организациях, имеющих
потенциально опасные производственные
объекты и эксплуатирующие их, а также
имеющие важное оборонное и экономическое
значение или представляющие высокую
степень опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций в военное и мирное время. Упразднены
службы гражданской обороны, вместо них
должны быть созданы аварийно-спасательные
службы, выполняющие задачи в области
гражданской обороны.
Определено, что государственную политику
в области гражданской обороны осуществляет
федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный Президентом Российской
Федерации на решение задач в области
гражданской обороны, т.е. МЧС России.
Законодательно определен статус территориального
органа управления МЧС России - регионального
центра.
За МЧС России закреплены специальные,
разрешительные, надзорные и контрольные
функции в области гражданской обороны.
Уточнены расходные обязательства Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований по обеспечению
мероприятий по гражданской обороне и
защите населения.
Организация и ведение ГО – одна из важнейших
функций государства, составная часть
оборонного строительства, элемент безопасности
страны. Она организуется и ведется в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
и законодательством Российской Федерации,
а также международным правом.
Права
и обязанности граждан Российской Федерации
в области гражданской обороны.
Граждане Российской Федерации в соответствии
с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации:
В целом созданная в настоящее
время нормативная правовая база
в области гражданской обороны
отвечает современным требованиям
и обеспечивает функционирование гражданской
обороны в мирное и военное время.
Вместе с тем требуется дальнейшая работа
по ее совершенствованию, особенно в части
нормативной документации, определяющей
порядок выполнения отдельных задач гражданской
обороны.
2. Система гражданской обороны. Управление ГО.
Систему гражданской обороны
Общее руководство ГО Российской Федерации
осуществляет Правительство Российской
Федерации, которое:
- обеспечивает проведение единой государственной
политики в вопросах ГО;
- руководит организацией и ведением ГО;
- издает нормативные правовые акты и организует
разработку проектов федеральных законов
в области ГО;
- определяет порядок отнесения территорий
к группам по ГО в зависимости от численности
проживающего на них населения и числа
организаций, играющих существенную роль
в экономике государства или влияющих
на безопасность населения;
- устанавливает порядок создания убежищ
и иных объектов ГО, а также, порядок накопления,
хранения и использования в целях ГО запасов
материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств;
- осуществляет иные полномочия в области
ГО в соответствии с законодательством
Российской Федерации и указами Президента
России.
Гражданская оборона в Российской Федерации
организуется на территории всей страны
- на федеральном, региональном, территориальном,
местном и объектовом уровнях, в том числе
в организациях, независимо от ведомственной
принадлежности и форм собственности.
Организационную основу гражданской обороны
составляют:
В соответствии с
Руководители перечисленных органов и
организаций несут персональную ответственность
за организацию и проведение мероприятий
по гражданской обороне и защите населения.
Таким образом, несмотря на то, что упразднен
статус начальников гражданской обороны,
руководители, как и ранее, осуществляют
руководство и несут полную ответственность
за ее состояние.
Полномочия органов государственной
власти Российской Федерации, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления,
организаций и, права и обязанности граждан
Российской Федерации в области гражданской
обороны определены Федеральным законом
«О гражданской обороне» (главы II и III).
Особые обязанности федеральных органов
исполнительной власти в области гражданской
обороны определяются в соответствии
с Планом гражданской обороны и защиты
населения, согласованным с этими органами
и утвержденными Президентом Российской
Федерации.
Выписки из плана, в части их касающейся,
рассылаются соответствующим федеральным
органам исполнительной власти.
Особые обязанности структурных подразделений
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления в области гражданской
обороны определяют соответствующие главы
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и руководители
органов местного самоуправления.
^ Управление гражданской
обороной осуществляют специальные органы
управления, уполномоченные на решение
задач в области гражданской обороны.
Постоянно действующими органами управления
гражданской обороны являются: