Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация
В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169
Для уточнения степени
распространения
В ходе исследования также ставился вопрос о равенстве мужчин и женщин при прохождении военной службы. Примечательно, что если большинство участниц опроса высказались за равные возможности при поступлении на военную службу, при присвоении воинских званий, выборе места службы и специальности и направлении на учебу (более 80%), равенство при назначении на должность и определении объема должностных обязанностей (73,5%), то, что касается вопроса привлечения женщин к несению внутренней службы – за равенство с мужчинами высказались менее половины опрошенных. Причем, за равенство при распределении обязанностей выступили преимущественно офицеры, незамужние (особенно младшего возраста) и не имеющие детей женщины.
По мнению 29,9% опрошенных при организации службы женщин необходимо учитывать их физиологические и психологические особенности, их репродуктивную функцию. Большое значение участницы опроса придают реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Как свидетельствуют результаты данного социологического исследования, основной проблемой является противоречие между репродуктивной функцией женщины, ее семейными обязанностями, с одной стороны, и выполнением обязанностей военной службы, поддержанием боеготовности и боеспособности воинских частей – с другой стороны. На наличие данного противоречия указывают также ряд ученых309. В связи с этим приведем высказывание начальника одного из управлений Генерального штаба: «Современное законодательство об охране материнства и детства наделяет женщин–военнослужащих всеми правами по воспитанию ребенка. Вроде бы правильно, а на деле доходит и до курьеза. Даже у нас в Генштабе есть дама в погонах, которую мало кто видел. Она сначала родила одного ребенка, потом … – второго. Все это время она числится на службе, получает очередные воинские звания. Выйдет из отпуска по уходу за ребенком, а там и до пенсии недалеко. Пока такое положение будет сохраняться, женщины в армии будут на вторых ролях в силу объективных причин»310.
Репродуктивная функция является естественной для женщины. На военную службу принимаются женщины в возрасте от 18 до 40 лет311. Возраст приема на военную службу совпадает с тем периодом в жизни женщины, когда наиболее вероятно рождение детей. Поэтому вполне естественно, что большинство военнослужащих–женщин используют отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком. Безусловно, в больших подразделениях, где количество военнослужащих–женщин незначительно, это не вызывает серьезных проблем. Однако для подразделений, где женщины занимают большое количество должностей, использование этих отпусков неизбежно приведет к значительному увеличению служебной нагрузки на остальной личный состав. Особую актуальность данная проблема приобретает для органов пограничного контроля, учитывая, что основную часть личного состава в них составляют военнослужащие–женщины. Как мы уже отмечали, реализация в органах пограничного контроля предусмотренного законодательством права на перерывы для кормления ребенка затруднена в силу объективных причин. Поэтому эффективность правового регулирования порядка предоставления отпусков по уходу за ребенком приобретает особое значение.
Порядок предоставления
отпусков по беременности и родам
и по уходу за ребенком регламентируется
ст. 32 Положения о порядке
В гражданском секторе существует аналогичный порядок предоставления отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком. В соответствии со ст. 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). На данную должность может быть временно принят другой работник, заключивший срочный трудовой договор313. В принципе, для временного замещения невакантных воинских должностей могут быть приняты на работу лица из числа гражданского персонала на условиях срочного трудового договора314. Но далеко не все воинские должности могут быть замещены гражданским персоналом, а только те из них, которые включены в соответствующие перечни воинских должностей315. Учитывая, что большинство должностей в органах пограничного контроля в данные перечни не входят, то возможность привлечения на эти должности гражданского персонала практически исключена. В таком случае остается воспользоваться институтом временного исполнения обязанностей по воинской должности. Данный институт предусмотрен п. 2 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и регламентирован ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы.
Положением о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что в случае служебной необходимости на военнослужащего может быть с его согласия возложено временное исполнение обязанностей по равной или высшей невакантной воинской должности на период нахождения занимающего ее военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком. В этом случае военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается316. Возникает вполне закономерный вопрос: а кто же в таком случае будет выполнять обязанности по воинской должности этого военнослужащего? Безусловно, существует возможность временного возложения обязанностей по этой должности на третьего военнослужащего и так далее. Представляется, что это не лучший выход из сложившейся ситуации. Ведь от «перекладывания» обязанностей с одного военнослужащего на другого общее количество военнослужащих в воинской части не возрастет, а возможности восполнить нехватку личного состава нет, так как отсутствуют вакантные воинские должности. То есть получается, что формально подразделение укомплектовано полностью, вакантных должностей нет, но количество военнослужащих, которые фактически могут быть привлечены к исполнению обязанностей военной службы, меньше, чем предусмотрено штатом. Служебная нагрузка при этом меньше не становится. Конечно, решать данную проблему надо, но, как мы считаем, идти надо не по пути отмены отпусков по уходу за ребенком или установления запрета на рождение детей в период прохождения военной службы317, а по пути пересмотра порядка предоставления данных отпусков.
В первой главе нашего исследования мы отметили, что проблемы, связанные с предоставлением военнослужащим–женщинам отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, возникают во всех странах, где женщинам разрешено поступать на военную службу. Оптимальным вариантом решения данной проблемы нам видится порядок, принятый во Франции318. Институт, напоминающий предусмотренное французским военным правом «временное увольнение», существует и в российском военном праве. Речь идет о приостановлении военной службы. Военная служба приостанавливается военнослужащим, избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющим указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, осуществляющим указанные полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации319.
Глагол «приостановить» означает остановить, задержать на некоторое время320. Институт приостановления известен ряду отраслей права, например, в гражданском праве предусмотрено приостановление срока исковой давности321. Из ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы следует, что приостановление военной службы влечет для военнослужащих, которым она приостановлена, существенные изменения в служебно–правовом положении. К таким изменениям можно отнести прекращение действия контракта о прохождении военной службы322 и освобождение от занимаемой воинской должности323. О приостановлении военной службы издается приказ по личному составу324.
Приостановление военной службы отличается от увольнения с военной службы тем, что такое приостановление не влечет исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы является дата исключения военнослужащего из списков личного состава части. Следовательно, с приостановлением военной службы она не оканчивается в отличие от увольнения с нее.
Срок приостановления военной службы засчитывается военнослужащим в выслугу лет и в срок службы в присвоенном воинском звании, однако, в период приостановления военной службы очередное воинское звание военнослужащим не присваивается, поскольку они в этот период не занимают воинскую должность325.
Военнослужащие, проходившие
военную службу по контракту, при
прекращении оснований для
Таким образом, приостановление военной службы влечет за собой освобождение военнослужащего от занимаемой должности. Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным использование института приостановления военной службы при нахождении военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком, учитывая большую продолжительность этого отпуска (до трех лет). Однако правовые последствия приостановления военной службы в случае ухода военнослужащего (независимо от его пола) в отпуск по уходу за ребенком должны отличаться от предусмотренных действующим законодательством328. Речь идет о зачете в выслугу лет периода, на который военная служба приостанавливается. Как было указано выше, период приостановления воинской службы засчитывается в выслугу лет, что немаловажно для пенсионного обеспечения329 и расчета процентной надбавки за выслугу лет. Данный период также засчитывается в срок службы в воинском звании.
Полагаем, что в случаях
приостановления военной
В военном праве статус лица, у которого приостановлена военная служба, детально не регламентирован. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» нет указания на то, распространяется ли его действие на данную категорию лиц. На наш взгляд, при определении правового статуса лица, у которого военная служба приостановлена, следует исходить из того, что приостановление военной службы является временным прекращением военно–служебных отношений331. Следовательно, лицо, для которого военная служба приостановлена, не имеет статуса военнослужащего, так как последний обусловлен именно военно–служебными отношениями. Соответственно, данной категории лиц не положено материальное обеспечение и социальные гарантии, закрепленные за военнослужащими. В настоящее время приостановление военной службы предусмотрено в случаях избрания депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и т.д., данная категория лиц после избрания приобретает новый правовой статус и привилегии. Однако, если распространить институт приостановления военной службы на военнослужащих, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, то, лишившись прав, социальных гарантий, положенных военнослужащим, данная категория не приобретет новых привилегий, и положение таких лиц будет существенно ухудшено. В частности, возникнут проблемы с обеспечением служебным жильем, медицинским обслуживанием и т.п., что недопустимо. Поэтому считаем необходимым, распространив на данную категорию лиц институт приостановления военной службы, указать, что за данными лицами сохраняется статус военнослужащих по контракту. Нами разработаны проекты изменений в федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» и в Положение о порядке прохождения военной службы, связанные с распространением на военнослужащих, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, института приостановления военной службы (см. Приложения 5–7), а также проект инструкции о порядке предоставления отпусков по уходу за ребенком в органах федеральной службы безопасности (см. Приложение 8).