Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация
В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о несовершенстве правового регулирования статуса военнослужащих–женщин, что приводит к возникновению проблем при его реализации. Налицо противоречие между служебной и семейно–бытовой функциями военнослужащих–женщин, вызванное простым распространением норм трудового права на военно–служебные отношения без учета специфики последних. В частности, предусмотренный военным правом Российской Федерации порядок предоставления отпусков по уходу за ребенком может отрицательно сказываться на выполнении служебных задач. Особенно остро данная проблема стоит для органов пограничного контроля, учитывая, что военнослужащие–женщины составляют большую часть личного состава данных органов. В связи с этим предлагаем распространить с некоторыми изменениями институт приостановления военной службы на случаи нахождения военнослужащих в отпуске по уходу за ребенком. Помимо изменения порядка предоставления отпусков по уходу за ребенком необходим комплекс мер, направленных на устранение вышеуказанного противоречия: развитие сети бытовой инфраструктуры, оказание материальной поддержки военнослужащим, имеющим малолетних детей и т.д.
Нами также выявлены трудности реализации права военнослужащих–женщин на охрану здоровья и безопасные условия службы. Полагаем необходимым разработать нормативные правовые акты, закрепляющие требования к условиям несения службы военнослужащих–женщин, а также пересмотреть порядок пользования услугами учреждений здравоохранения.
Подводя итог, хотим отметить, что из всего многообразия правовых гарантий реализации статуса военнослужащих–женщин особое внимание следует уделить развитию таких гарантий реализации их прав, как повышение эффективности правовых норм, осуществление профилактики правонарушений, совершаемых в отношении данной категории военнослужащих, усиление контроля за соблюдением законодательства об охране семьи, материнства и детства, а также повышению уровня правовой культуры военнослужащих–женщин, прежде всего – знания своих прав и способов их защиты, а также обязанностей.
Нами были рассмотрены
элементы правового статуса военнослужащ
В ходе проведенного исследования нами не выявлено каких–либо существенных противоречий законодательству об охране семьи, материнства и детства. При этом установлено, что по сравнению с трудовым правом нормами военного права необоснованно сужен круг лиц, на которых распространяется действие законодательства об охране семьи, материнства и детства. Полагаем необходимым внести изменения в нормы военного права и указать в п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», что социальные гарантии и компенсации, предусмотренные нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства, распространяются на военнослужащих–женщин, а также иных лиц с семейными обязанностями. То есть речь идет об имплементации в военное законодательство понятия «лицо с семейными обязанностями».
В ходе исследования нами
также был выявлен ряд трудност
Из всего многообразия правовых гарантий реализации статуса военнослужащих–женщин наибольшее значение имеют такие гарантии, как повышение эффективности правовых норм, осуществление профилактики правонарушений, совершаемых в отношении данной категории военнослужащих, усиление контроля за соблюдением законодательства об охране семьи, материнства и детства, а также повышение уровня правовой культуры военнослужащих-женщин.
Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд теоретических выводов:
1. Правовой статус военнослужащих–женщин основан на общем правовом статусе военнослужащих. Мы предлагаем следующее определение правового статуса военнослужащих–женщин: под правовым статусом военнослужащих–женщин следует понимать систему прав и свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответственности военнослужащих, специфика которой (системы) обусловлена учетом требований законодательства об охране семьи, материнства и детства.
2. Проведенный историко–правовой
анализ эволюции правового поло
3. Изучение
зарубежного опыта правового
регулирования положения
4. Изучение научной литературы, норм международного и российского права позволяет нам сделать вывод о наличии в структуре правового статуса военнослужащих–женщин права на защиту семьи, материнства и детства. Так как правовой статус является не простой совокупностью элементов, а системой, данное право влияет на все элементы правового статуса военнослужащих–женщин. Особенностью правового регулирования прав военнослужащих–женщин является наличие у них особых (дополнительных) прав, предусмотренных законодательством об охране семьи, материнства и детства, гарантий при увольнении с военной службы, а также ограничений при назначении на воинские должности. Предоставление военнослужащим–женщинам дополнительных прав влечет за собой ограничение круга обязанностей, к которым можно привлечь данную категорию военнослужащих. Это ограничения по привлечению к работам с вредными и опасными условиями труда, работам, связанным с перемещением тяжестей, по направлению в служебные командировки и привлечению к сверхурочным работам и работам в ночное время, к несению караульной и гарнизонной служб. Специфика юридической ответственности данной категории военнослужащих выражается в ограничениях по привлечению к дисциплинарной и уголовной ответственности.
5. В ходе исследования было установлено, что военным правом необоснованно сужен круг лиц, на которых распространяется действие нормативных правовых актов об охране семьи, материнства и детства. Полагаем необходимым имплементировать из трудового права в военное право понятие «лицо с семейными обязанностями» и, как следствие этого, распространить часть особых прав, закрепленных в нормативных правовых актах об охране семьи, материнства и детства, на всех военнослужащих с семейными обязанностями независимо от их пола.
6. Анализ российского
законодательства, регламентирующего
правовое положение
В качестве мер по совершенствованию правового регулирования правового статуса военнослужащих–женщин предлагаем:
1. Распространить социальные
гарантии и компенсации,
2. Внести изменения
в порядок предоставления
3. Изменить редакцию абз. 2 п. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепив первоочередной порядок предоставления мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях детям военнослужащих.
4. Предусмотреть меры
материального стимулирования
5. Внести изменения
в порядок реализации права
военнослужащих на охрану
6. Дополнить Устав
внутренней службы Вооруженных
Сил Российской Федерации,
7. Внести изменения в ч. 3 ст. 54 УК РФ, изложив его в следующей редакции: «Военнослужащие мужского пола отбывают арест с содержанием на гауптвахте».
8. Установить, что предельный
возраст пребывания на военной
службе для военнослужащих–