2) Начальникам кафедр гуманитарных и
социально-экономических дисциплин военных вузов рекомендовать
при разработке новых учебных программ
по специальности «Педагогика и
психология» внедрение курса «Подготовка
офицеров высших военно-учебных заведений
к предупреждению наркомании» с целью
повышения уровня подготовленности офицеров
к профилактической деятельности по предупреждению
наркомании среди военнослужащих. а) внести
изменения в тематику и содержание учебных занятий,
уделив особое внимание основным направлениям
превентивной деятельности офицера по
профилактике наркомании среди военнослужащих;
б) увеличить в программе объем практических
занятий, предвосхищающих активную практику
в Окружных учебных центрах (ОУЦ), в том
числе проводимых в форме деловых игр и
тренингов, на которых курсанты могли
бы отрабатывать свои действия в типичных
психолого-педагогических ситуациях превентивной
деятельности в подразделении: прием и
последующая адаптация молодого пополнения
к условиям службы в армии; изучение личности
военнослужащего; диагностирование и
прогнозирование наркотического поведения
на ранних стадиях, не дожидаясь хронических
форм проявления; предупреждение нарушений
уставных правил взаимоотношений среди
военнослужащих; проведение индивидуальной
работы с воинами, определяемыми в группу
наблюдения и активное их подключение
к культурно-просветительской, культур-но-досуговой
деятельности; в) обучать будущих командиров основам сотрудничества
с заместителями командиров по воспитательной
работе, психологами, юристами и медицинскими
работниками частей и гарнизонов, родителями и
родственниками, учителями учебных учреждений,
где ранее обучались военнослужащие и т.д.; г) оптимизировать межпредметные связи
всего комплекса наук по специальности
«Педагогика и психология» о человеке (психология труда, психодиагностика,
социальная психология и социальная педагогика,
теория и методика воспитания, теория
и практика воспитательной работы, введение
в психолого-педагогическую деятельность,
методология и методы психолого-педагогического
исследования и др.21
II. В области содержания мероприятий
по повышению эффективности процесса
педагогической профилактики наркомании
представляется целесообразным:
1) Командирам частей и подразделений,
офицерам структур воспитательной
работы: а) перестроить содержание
превентивной деятельности на
основе подготовки курсантов по
специальности «Педагогика и психология» и курса «Подготовка офицеров высших
военно-учебных заведений к предупреждению
наркомании»; б) для повышения эффективности
выявления военнослужащих с возможной
предрасположенностью к наркомании, а
также с отклоняющимся поведением делать
упор на первоначально проявляющиеся
признаки отклоняющегося поведения и
склонности к наркомании у военнослужащих,
а также критерии, уточняющие риск употребления
наркотических средств во время службы
в частях; в) повседневное общение,
превентивные воздействия и взаимодействия
с каждым военнослужащим группы динамического
наблюдения целесообразно строить в соответствии
с разработанной в диссертации типологией
наркотического поведения воинов, психолого-педагогической
характеристикой различных типов воинов
и методикой индивидуально-личностного
превентивного взаимодействия с ними;
г) рекомендовать использовать при проведении воспитательных мероприятий,
подведении итогов боевой и общественно-государственной
подготовки, состояния воинской дисциплины систему
разработанных критериев результативности
процесса педагогической профилактики
наркомании в подразделении; д) в целях
оперативного выявления военнослужащих,
склонных к наркомании, ранее употреблявших
наркотические вещества и военнослужащих
с отклоняющимся поведением внедрить
в изучение и руководствоваться на практике
внешними признаками наркомании при оценке
данного поведения военнослужащих.22
III. В целях совершенствования
научного и методического обеспечения процесса педагогической
профилактики наркомании целесообразно:
1) Управлениям воспитательной работы:
а) включить в проводимые научно-практические
конференции, семинары, дискуссии вопросы
по проблеме наркомании; б) совместно
с кафедрами гуманитарных и
социально-экономических дисциплин дополнить
к издаваемым методические, учебные пособия
по вопросам минимизации наркомании;
2) Руководству вузов, начальникам
кафедр ГиСЭД при планировании научной работы на
учебный год предложить предусмотреть
выделение времени на спецкурс «Подготовка
офицеров высших военно-учебных заведений
к предупреждению наркомании» по специальности
«Педагогика и психология».
Исходя из актуальности проблемы профилактики
наркомании среди военнослужащих педагогические
исследования целесообразно продолжить
по следующим направлениям: педагогическая
профилактика наркомании среди военнослужащих;
улучшение и дальнейшее развитие системы
психодиагностического и психолого-педагогического
сопровождения процесса педагогической
профилактики наркомании; укрепление
и усиление педагогических основ доверительного общения между
командиром и подчиненным как одного из
главных условий эффективности индивидуализации превентивной
деятельности; дальнейшая разработка
технологии индивидуализированного превентивного
взаимодействия с военнослужащими, склонными
к наркомании, ранее употреблявшими наркотические
вещества и военнослужащими с отклоняющимся
поведением; учет условий службы и их влияние
на изменения в психике военнослужащего
и степень повышения риска применения
наркотических средств, находящееся в
непосредственной связи и зависимости
от этого фактора; необходимость рассмотрения
педагогической и социальной запущенности
вновь прибывших военнослужащих, важность
роли процесса их самоисправления при активной помощи и поддержке коллектива,
а также старших по званию; повышение основ
педагогической роли и антинаркотической
пропаганды средствами культурно-просветительской,
культурно-досуговой деятельности и др.
ИССЛЕДОВАНИЕ
ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА
И ГРАЖДАН ПРОХОДЯЩИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ
ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В РЯДАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РФ
Цель исследования.
Выявить
распространенность наркомании и злоупотребления
наркотической зависимости среди призывного
контингента и военнослужащих, демобилизованных
из Вооруженных Сил Российской Федерации.
Определение
рамок респондентов исследования.
В исследовании
принимали участие респонденты мужского
и женского пола, находящиеся в призывном
возрасте, которые подлежат призыву, проходят
действительную службу или уже демобилизовались.
Список вопросов
анкеты.
1. Употребляете
ли Вы какие-либо наркотические
вещества:
А) да Б)
нет
2. Вы
пробовали когда-либо наркотики:
А) да Б)
нет
3. Есть
ли в Вашем окружении люди
употребляющие наркотики:
А) да Б)
нет В) затрудняюсь ответить
4. Какой
процент, по вашему мнению, подростков,
употребляют/пробовали наркотики:
А) 15% и меньше
Б) 20-35% В) 40-60% Г) 65% и более
5. Кто, по
Вашему мнению, наиболее подвержен
наркотической зависимости:
А) мужчины
Б) женщины В) в равной степени
6. Влияет
ли уровень материального положения
в семье на возможную наркозависиммость?
А) да Б)
нет В) затрудняюсь ответить
7. Влияет
ли воспитание в семье и
учебных заведениях на возможность
ребенка стать наркотически зависимым?
А) да Б)
нет В) затрудняюсь ответить
8. Какие
наркотики, по Вашему мнению, наносят
самый сильный вред человеческому
организму:
А) химические
Б) нехимические В) одинаково Г) затрудняюсь
ответить
Результаты
исследования.
По окончании
проведения исследования ста опрашиваемых,
стало известно:
- Наркотические средства постоянно не
употребляет ни один из опрашиваемых.
- 83% опрашиваемых употребляли наркотические вещества когда-либо или употребляют их, но не систематично.
- 97% опрашиваемых имеют в своем кругу знакомых одного или нескольких людей, употребляющих наркотики.
- 28% опрашиваемых предположили что наркотики употребляет/пробовало 15% молодежи и менее, 57% предположили что это число равно 20 – 35%, 12% предположили что 40 – 60% и 0% что более 60% молодежи употребляют или пробовали наркотик.
- 31% опрашиваемых сказали что наркозависимости более подвержены мужчины
17% ответили что женщины и 52% предположили что это не зависит от гендерного признака.
- 93% опрашиваемых заявило что уровень материалтного состояния в семье влияет на наркозависимость, 7% ответили что не влияет.
- 100% опрашиваемых ответили, что воспитание в семье и учебных заведениях влияет на возможность подростка стать наркотически зависимым.
- 30% ответило, что любой наркотик вреден и наносит урон организму, 3% затрудняются ответить, 67% указало что наиболее вредными наркотиками являются синтетические.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы
борьбы с наркоманией выходят сегодня
на первый план не только среди гражданского
населения различных стран, но и в среде
Вооруженных Сил всего мира. Проблема
наркомании давно имеет характер эпидемии
и государства всего мира начали серьезную
борьбу с наркоманией. Огромных усилий
и колоссальных финансовых затрат требует
профилактика наркомании. Ни одна семья
уже не уверена в том, что их ребенок не
попробовал хоть раз наркотик. Теперь
наркотики можно купить везде, даже в школах.
Способы вовлечения стали более агрессивны.
Сегодня борьба с наркоманией - это наиважнейшая
и задача.23
В борьбе
с наркотизмом в армии существенную роль
призвана сыграть социальная работа.24 Эта научная
дисциплина должна, на мой взгляд, исследовать
все явления внутривойсковой жизни, условия
и закономерности их развития, служить
связывающим звеном в изучении социальных
процессов, протекающих в обществе и армии.
Составная часть социальной работы в армии
это военной социологии, а конкретно военная
криминология. В учебниках по этой отрасли
знания, к сожалению, не нашлось места
для разбора причин и обстоятельств преступлений,
совершаемых в войсках в связи с наркотиками.
Видимо, сказался все тот же порочный принцип
– делать вид, что явление не существует
и, стало быть, бороться не с чем.
Очень важна
правильная, учитывающая специфику армейской
жизни антинаркотическая пропаганда среди
военнослужащих – начиная от лекций и
кончая плакатами, учебными кино- и видеофильмами.
И здесь, как и на любом другом участке
борьбы с наркоманией, необходимы скоординированные
усилия, взаимопомощь всех заинтересованных
сторон .
Важно помнить,
что законодательству принадлежит важная,
но не самая главная роль в борьбе с наркотиками.
Наиболее эффективными будут те меры,
которые воздействуют на причины появления
проблемы непосредственно, т.е. реформируют
систему уголовной юстиции, обеспечивают
ее кадрами и финансами, совершенствуют
систему профилактики. Так же если обратить
внимание не результаты исследования
и ответы опрашиваемых можно сделать вывод
что очень часто факторами наркотизации
военнослужащих выступают социальные
проблемы, решить которые под силу социальному
работнику.
Во многих
развитых государствах сегодня существует
система правового, медицинского, социального
и прочего обеспечения реабилитации наркоманов
одновременно с мощной пропагандистской
кампанией против наркотиков.
Наркомания
в Вооруженных Силах, в независимости
от государства это потенциальная угроза
как населению этой страны, так и для населения
всей планеты. Причиной этому служит то
что в последние годы военнослужащие-наркоманы
стали проникать во все рода и виды войск.
Войска, имеющие на балансе оружие массового
поражения, не стали исключением, как в
рядовом составе, так и среди командного
состава. Данные прецеденты не единичны
по всему миру и лишь чудом это не обернулось
трагедией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Абазов З.Х. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков: Автореф. дисс., к. ю. н. / Академия МВД СССР.-М., 1988.-20с.
- Аргунова Ю.Н. Незаконный оборот наркотиков и некоторые вопросы борьбы с ним // Преступность: стратегия борьбы. -М., 1997. С. 193-199.
- Арзамаскин Ю.Н., Черных И.И. Стойкость, остановившая врагов // Ориентир. 1995.-№ 4. - С.27-33.
- Ашихмин O.A. Особенности злоупотребления подростками психоактивными веществами (по данным наркологического диспансера) // Социал. и клинич. психиатрия. 1998. - Т.8, вып. 1. - С.40-43.
- Барабанщиков A.B. Воспитание советских воинов в духе войскового товарищества и дружбы: Дисс. канд. пед. наук. М.: 1954. - 257 с.
- Барабанщиков A.B. Актуальные проблемы воспитания советских воинов .IIВ помощь лектору. -1081. № 1. -12с.
- Барабанщиков A.B., Дерюгин П.П. Педагогическая диагностика. М.: Г ABC, 1995.-116с.
- Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989. - 112с.
- Борьба с наркоманией по уголовному законодательству США, Великобритании, Франции, ФРГ.
-М.: ВНИИСЗ, 1989. 30с.
- Брандт И.Л., Михайлов В.И., Кожемякин А.И. Новый метод биорезонансной терапии эфедроновой наркомании // Рос. психиатр, журн. 1998. - №1. -С.16-18.
- Воробьев С. Дисциплина в армиях ФРГ и США: пути и методы ее укрепления // Наследник победы. 1994. - 13 января.
- Габиани A.A. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. — М.: Мысль, 1990. 557с.
- Готсдинер A.J1. Музыкальная психология. М.: МАПН МГАЛ. 1993.-С. 166-172.
- Гринченко H.A. Пути предупреждения наркотического поведения школьников подросткового возраста: Дис. канд. пед. наук. Фрунзе, 1990. -278с.
- Гришко А.Я. Международный опыт и проблемы социальной реабилитации наркоманов в России // Моск. журн. междунар. права. 1997. - № 4. -С.49-60.
- Гришко А.Я. Правовая культура и наркотизм // Преступность и культура.-М., 1999.-С.32-54.
- Девятко В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дисс. канд. пед. наук. М., 1990. - 176с.
- Дерюгин П.П. Педагогическая диагностика межличностных отношений в военно-морских коллективах: Автореф. дисс. канд. пед. наук,- М.: 1991. 12с.
- Дьяченко М.И. Формирование готовности к действиям в напряженных ситуациях//Вестник ПВО. 1977.-№ 12.-С.61-65.
- Змачинский Э.В. Влияние мер поощрения на поведение военнослужащих: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1973. -234с.
- Калюжный A.C. Педагогические основы индивидуализации воспитания курсантов военного училища: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1994. 184с.
- Камю А. Бунтующий человек. М.: Изд. полит,
литер., 1990. - 265с.
- Караяни А.Г. Как сплотить подразделение? М.: Центр социальной педагогики, 1993.-86с.
- Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Образовательно-воспитателные основы профилактики и психотерапии наркомании. МАБНН; РЦПННКМ РТ; КГМА. Казань: Издательство «ДАС», 2001.- 25с.
- Киряшов Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: Дисс. . докт. пед. наук.-М., 1981.-367с.
- Киряшов Н.И. Единство слова и дела в воспитании воинов. М.: ВПА, 1988.-76с.
- Корчемный П.А. Психологическая подготовка летчика к.полетам. -М.: Монино, 1982.-122с.
- Корытин С.А. Тигр под наркозом. М.: Знание, 1991 -98с.
- Орешина Е., Назаралиев Ж. Нужно ли наркоманов
лечить принудительно? // Известия. 1998.
- 25 февраля.
- Опиум новая религия для народа: наркомания
в России // Новое время. - 1997.-№ 40. - С.34-41.
- Организация и содержание деятельности
должностных лиц полка (бригады) по изучению
индивидуально-психологических особенностей
пополнения. М.: ГУВР МО РФ, 1997. - 98с.
- Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России шаг до национальной катастрофы // Социолог, исследования. - 1998.- № 8. - С.65-68.
- Попов B.C. Пробуждение души. М.: «Знание», 1990. - 18с.
- Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс,
1996. - 524с.
- Психические нарушения при стрессовых
расстройствах, алкоголизме и наркомании-Владивосток:
Дальневост. ГМУ, 1994. 188с.
- Психогигиена и психопрофилактика в Советской армии и на Военно-морском флоте. М.: Воениздат, 1987. - 260с.
- Пятницкая И.Н. Развитие наркотизма в прошлом и настоящем // Вопросы наркологии. М., 1995. -№ 1.-С.85-91.
- Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. Л.: Медицина, 1975. -С.22-25.
- Радченко В. Дурман над Россией: (о наркомании)
// Человек и закон. -1999. -№ 1.
- Средин Г.В. Человек в современной войне. М.: Воениздат, 1981. -231с.
- Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. – М.: Академия, 2006. – 415 с.
- Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомани / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика. – 2004. - №4.-С.19-29.
- Баландин А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики // Топ-20 согласно версии журнала «The Lancet» — Изд. «Гроссмедиа», 2008
- Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркология.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркология
- Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркомания.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркомания
- Дюндик Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости / Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. – 1999. - №2. - С.46-53.
- Каган Е. Б., Чеботарев М. Ф. Некоторые особенности привычного анашекурения // Военно-медицинский отдел Туркестанского военного округа. Сб. научных работ. Вып. 5. Ташкент, 1968. С. 153-156.
- Краткий обзор Всемирного Доклада ООН о Наркотиках.–«Антинаркотический Гражданский Альянс». http://www.antidrug.health.am/rus/lib_rus/wdr2006_ex_summary_rus.pdf
(2006)
- Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении //Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга, М., 2000.
- Люрссен Э. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т.2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем. / Общ. ред. А. М. Боковикова. — М., «Когито-Центр», МГМ, 2011.
- Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. ВОЗ, Женева, 1996
- Соломзес Д.А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. Москва ООО «Иллойн» 1998,
- Габиани А.А. Наркотизм вчера и сегодня. Тбилиси: Сабиота Сакартвело, 2010
- The role of the Mexican Army in the campaign against drug trafficking. – PGR. Mexico.
1987. P. 19.