Проблема наркомании в вооружённых силах России и стран Запада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 17:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические основы проблемы профилактики наркомании в Вооруженных силах России и стран Запада.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выявить распространенность наркомании и злоупотребления наркотической зависимости среди призывного контингента и военнослужащих, демобилизованных из Вооруженных Сил.
2. Определить признаки, свойственные призывникам и военнослужащим с различной степенью наркотизации.
3. Изучить частоту и характер наркопреступлений, в том числе среди военнослужащих наркоманов.
4. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
5. Изучить причины, факторы и тенденции роста наркомании.
6. Изучить направления социальной работы по профилактике наркомании.
7. Обобщить опыт решения наркомании в Вооруженных Силах всего мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРКОМАНИИ В СРЕДЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ И СТРАН НАТО 4
1.1 Наркомания: сущность и основные понятия. 4
1.2 Распространение наркомании среди военнослужащих. 4
1.3 Причины появления наркомании в вооруженных силах стран НАТО. 4
1.4 Проблемы наркомании в вооруженных силах США. 4
1.5 Проблемы наркомании в вооруженных силах Франции. 4
2 СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ НАРКОТИКОВ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 4
2.1 Факторы вовлечения военнослужащих в незаконное потребление и распространение наркотиков. 4
2.2 Практические рекомендации в работе с военнослужащими. 4
3 ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА И ГРАЖДАН ПРОХОДЯЩИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В РЯДАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ 4
3.1 Цель исследования. 4
3.2 Определение рамок респондентов исследования. 4
3.3 Список вопросов анкеты. 4
3.4 Результаты исследования. 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 94.78 Кб (Скачать файл)

2) Начальникам кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин военных вузов рекомендовать при разработке новых учебных программ по специальности «Педагогика и психология» внедрение курса «Подготовка офицеров высших военно-учебных заведений к предупреждению наркомании» с целью повышения уровня подготовленности офицеров к профилактической деятельности по предупреждению наркомании среди военнослужащих. а) внести изменения в тематику и содержание учебных занятий, уделив особое внимание основным направлениям превентивной деятельности офицера по профилактике наркомании среди военнослужащих; б) увеличить в программе объем практических занятий, предвосхищающих активную практику в Окружных учебных центрах (ОУЦ), в том числе проводимых в форме деловых игр и тренингов, на которых курсанты могли бы отрабатывать свои действия в типичных психолого-педагогических ситуациях превентивной деятельности в подразделении: прием и последующая адаптация молодого пополнения к условиям службы в армии; изучение личности военнослужащего; диагностирование и прогнозирование наркотического поведения на ранних стадиях, не дожидаясь хронических форм проявления; предупреждение нарушений уставных правил взаимоотношений среди военнослужащих; проведение индивидуальной работы с воинами, определяемыми в группу наблюдения и активное их подключение к культурно-просветительской, культур-но-досуговой деятельности; в) обучать будущих командиров основам сотрудничества с заместителями командиров по воспитательной работе, психологами, юристами и медицинскими работниками частей и гарнизонов, родителями и родственниками, учителями учебных учреждений, где ранее обучались военнослужащие и т.д.; г) оптимизировать межпредметные связи всего комплекса наук по специальности «Педагогика и психология» о человеке (психология труда, психодиагностика, социальная психология и социальная педагогика, теория и методика воспитания, теория и практика воспитательной работы, введение в психолого-педагогическую деятельность, методология и методы психолого-педагогического исследования и др.21

II. В области содержания мероприятий  по повышению эффективности процесса  педагогической профилактики наркомании  представляется целесообразным:

1) Командирам частей и подразделений, офицерам структур воспитательной  работы: а) перестроить содержание  превентивной деятельности на  основе подготовки курсантов по специальности «Педагогика и психология» и курса «Подготовка офицеров высших военно-учебных заведений к предупреждению наркомании»; б) для повышения эффективности выявления военнослужащих с возможной предрасположенностью к наркомании, а также с отклоняющимся поведением делать упор на первоначально проявляющиеся признаки отклоняющегося поведения и склонности к наркомании у военнослужащих, а также критерии, уточняющие риск употребления наркотических средств во время службы в частях; в) повседневное общение, превентивные воздействия и взаимодействия с каждым военнослужащим группы динамического наблюдения целесообразно строить в соответствии с разработанной в диссертации типологией наркотического поведения воинов, психолого-педагогической характеристикой различных типов воинов и методикой индивидуально-личностного превентивного взаимодействия с ними; г) рекомендовать использовать при проведении воспитательных мероприятий, подведении итогов боевой и общественно-государственной подготовки, состояния воинской дисциплины систему разработанных критериев результативности процесса педагогической профилактики наркомании в подразделении; д) в целях оперативного выявления военнослужащих, склонных к наркомании, ранее употреблявших наркотические вещества и военнослужащих с отклоняющимся поведением внедрить в изучение и руководствоваться на практике внешними признаками наркомании при оценке данного поведения военнослужащих.22

III. В целях совершенствования  научного и методического обеспечения процесса педагогической профилактики наркомании целесообразно:

1) Управлениям воспитательной работы: а) включить в проводимые научно-практические  конференции, семинары, дискуссии вопросы  по проблеме наркомании; б) совместно  с кафедрами гуманитарных и  социально-экономических дисциплин дополнить к издаваемым методические, учебные пособия по вопросам минимизации наркомании;

2) Руководству вузов, начальникам  кафедр ГиСЭД при планировании научной работы на учебный год предложить предусмотреть выделение времени на спецкурс «Подготовка офицеров высших военно-учебных заведений к предупреждению наркомании» по специальности «Педагогика и психология».

Исходя из актуальности проблемы профилактики наркомании среди военнослужащих педагогические исследования целесообразно продолжить по следующим направлениям: педагогическая профилактика наркомании среди военнослужащих; улучшение и дальнейшее развитие системы психодиагностического и психолого-педагогического сопровождения процесса педагогической профилактики наркомании; укрепление и усиление педагогических основ доверительного общения между командиром и подчиненным как одного из главных условий эффективности индивидуализации превентивной деятельности; дальнейшая разработка технологии индивидуализированного превентивного взаимодействия с военнослужащими, склонными к наркомании, ранее употреблявшими наркотические вещества и военнослужащими с отклоняющимся поведением; учет условий службы и их влияние на изменения в психике военнослужащего и степень повышения риска применения наркотических средств, находящееся в непосредственной связи и зависимости от этого фактора; необходимость рассмотрения педагогической и социальной запущенности вновь прибывших военнослужащих, важность роли процесса их самоисправления при активной помощи и поддержке коллектива, а также старших по званию; повышение основ педагогической роли и антинаркотической пропаганды средствами культурно-просветительской, культурно-досуговой деятельности и др.

 

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА И ГРАЖДАН ПРОХОДЯЩИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В РЯДАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

    1. Цель исследования.

Выявить распространенность наркомании и злоупотребления наркотической зависимости среди призывного контингента и военнослужащих, демобилизованных из Вооруженных Сил Российской Федерации.

    1. Определение рамок респондентов исследования.

В исследовании принимали участие респонденты мужского и женского пола, находящиеся в призывном возрасте, которые подлежат призыву, проходят действительную службу или уже демобилизовались.

    1. Список вопросов анкеты.

1. Употребляете  ли Вы какие-либо наркотические  вещества:

А) да Б) нет

2. Вы  пробовали когда-либо наркотики:

А) да Б) нет

3. Есть  ли в Вашем окружении люди  употребляющие наркотики:

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

4. Какой  процент, по вашему мнению, подростков, употребляют/пробовали наркотики:

А) 15% и меньше Б) 20-35% В) 40-60% Г) 65% и более

5. Кто, по  Вашему мнению, наиболее подвержен  наркотической зависимости:

А) мужчины Б) женщины В) в равной степени

6. Влияет  ли уровень материального положения  в семье на возможную наркозависиммость?

А) да Б) нет  В) затрудняюсь ответить

7. Влияет  ли воспитание в семье и  учебных заведениях на возможность  ребенка стать наркотически зависимым?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

8. Какие  наркотики, по Вашему мнению, наносят  самый сильный вред человеческому  организму:

А) химические Б) нехимические В) одинаково Г) затрудняюсь ответить

    1. Результаты исследования.

По окончании проведения исследования ста опрашиваемых, стало известно:

  1. Наркотические средства постоянно не употребляет ни один из опрашиваемых.
  2. 83% опрашиваемых употребляли наркотические вещества когда-либо или употребляют их, но не систематично.
  3. 97% опрашиваемых имеют в своем кругу знакомых одного или нескольких людей, употребляющих наркотики.
  4. 28% опрашиваемых предположили что наркотики употребляет/пробовало 15% молодежи и менее, 57% предположили что это число равно 20 – 35%, 12% предположили что 40 – 60% и 0% что более 60% молодежи употребляют или пробовали наркотик.
  5. 31% опрашиваемых сказали что наркозависимости более подвержены мужчины 
    17% ответили что женщины и 52% предположили что это не зависит от гендерного признака.
  6. 93% опрашиваемых заявило что уровень материалтного состояния в семье влияет на наркозависимость, 7% ответили что не влияет.
  7. 100% опрашиваемых ответили, что воспитание в семье и учебных заведениях влияет на возможность подростка стать наркотически зависимым.
  8. 30% ответило, что любой наркотик вреден и наносит урон организму, 3% затрудняются ответить, 67% указало что наиболее вредными наркотиками являются синтетические.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы борьбы с наркоманией выходят сегодня на первый план не только среди гражданского населения различных стран, но и в среде Вооруженных Сил всего мира. Проблема наркомании давно имеет характер эпидемии и государства всего мира начали серьезную борьбу с наркоманией. Огромных усилий и колоссальных финансовых затрат требует профилактика наркомании. Ни одна семья уже не уверена в том, что их ребенок не попробовал хоть раз наркотик. Теперь наркотики можно купить везде, даже в школах. Способы вовлечения стали более агрессивны. Сегодня борьба с наркоманией - это наиважнейшая и задача.23

В борьбе с наркотизмом в армии существенную роль призвана сыграть социальная работа.24 Эта научная дисциплина должна, на мой взгляд, исследовать все явления внутривойсковой жизни, условия и закономерности их развития, служить связывающим звеном в изучении социальных процессов, протекающих в обществе и армии. Составная часть социальной работы в армии это военной социологии, а конкретно военная криминология. В учебниках по этой отрасли знания, к сожалению, не нашлось места для разбора причин и обстоятельств преступлений, совершаемых в войсках в связи с наркотиками. Видимо, сказался все тот же порочный принцип – делать вид, что явление не существует и, стало быть, бороться не с чем.

Очень важна правильная, учитывающая специфику армейской жизни антинаркотическая пропаганда среди военнослужащих – начиная от лекций и кончая плакатами, учебными кино- и видеофильмами. И здесь, как и на любом другом участке борьбы с наркоманией, необходимы скоординированные усилия, взаимопомощь всех заинтересованных сторон .

Важно помнить, что законодательству принадлежит важная, но не самая главная роль в борьбе с наркотиками. Наиболее эффективными будут те меры, которые воздействуют на причины появления проблемы непосредственно, т.е. реформируют систему уголовной юстиции, обеспечивают ее кадрами и финансами, совершенствуют систему профилактики. Так же если обратить внимание не результаты исследования и ответы опрашиваемых можно сделать вывод что очень часто факторами наркотизации военнослужащих выступают социальные проблемы, решить которые под силу социальному работнику.

Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с мощной пропагандистской кампанией против наркотиков.

Наркомания в Вооруженных Силах, в независимости от государства это потенциальная угроза как населению этой страны, так и для населения всей планеты. Причиной этому служит то что в последние годы военнослужащие-наркоманы стали проникать во все рода и виды войск. Войска, имеющие на балансе оружие массового поражения, не стали исключением, как в рядовом составе, так и среди командного состава. Данные прецеденты не единичны по всему миру и лишь чудом это не обернулось трагедией.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абазов З.Х. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков: Автореф. дисс., к. ю. н. / Академия МВД СССР.-М., 1988.-20с.
  2. Аргунова Ю.Н. Незаконный оборот наркотиков и некоторые вопросы борьбы с ним // Преступность: стратегия борьбы. -М., 1997. С. 193-199.
  3. Арзамаскин Ю.Н., Черных И.И. Стойкость, остановившая врагов // Ориентир. 1995.-№ 4. - С.27-33.
  4. Ашихмин O.A. Особенности злоупотребления подростками психоактивными веществами (по данным наркологического диспансера) // Социал. и клинич. психиатрия. 1998. - Т.8, вып. 1. - С.40-43.
  5. Барабанщиков A.B. Воспитание советских воинов в духе войскового товарищества и дружбы: Дисс. канд. пед. наук. М.: 1954. - 257 с.
  6. Барабанщиков A.B. Актуальные проблемы воспитания советских воинов .IIВ помощь лектору. -1081. № 1. -12с.
  7. Барабанщиков A.B., Дерюгин П.П. Педагогическая диагностика. М.: Г ABC, 1995.-116с.
  8. Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989. - 112с.
  9. Борьба с наркоманией по уголовному законодательству США, Великобритании, Франции, ФРГ. -М.: ВНИИСЗ, 1989. 30с.
  10. Брандт И.Л., Михайлов В.И., Кожемякин А.И. Новый метод биорезонансной терапии эфедроновой наркомании // Рос. психиатр, журн. 1998. - №1. -С.16-18.
  11. Воробьев С. Дисциплина в армиях ФРГ и США: пути и методы ее укрепления // Наследник победы. 1994. - 13 января.
  12. Габиани A.A. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. — М.: Мысль, 1990. 557с.
  13. Готсдинер A.J1. Музыкальная психология. М.: МАПН МГАЛ. 1993.-С. 166-172.
  14. Гринченко H.A. Пути предупреждения наркотического поведения школьников подросткового возраста: Дис. канд. пед. наук. Фрунзе, 1990. -278с.
  15. Гришко А.Я. Международный опыт и проблемы социальной реабилитации наркоманов в России // Моск. журн. междунар. права. 1997. - № 4. -С.49-60.
  16. Гришко А.Я. Правовая культура и наркотизм // Преступность и культура.-М., 1999.-С.32-54.
  17. Девятко В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дисс. канд. пед. наук. М., 1990. - 176с.
  18. Дерюгин П.П. Педагогическая диагностика межличностных отношений в военно-морских коллективах: Автореф. дисс. канд. пед. наук,- М.: 1991. 12с.
  19. Дьяченко М.И. Формирование готовности к действиям в напряженных ситуациях//Вестник ПВО. 1977.-№ 12.-С.61-65.
  20. Змачинский Э.В. Влияние мер поощрения на поведение военнослужащих: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1973. -234с.
  21. Калюжный A.C. Педагогические основы индивидуализации воспитания курсантов военного училища: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1994. 184с.
  22. Камю А. Бунтующий человек. М.: Изд. полит, литер., 1990. - 265с.
  23. Караяни А.Г. Как сплотить подразделение? М.: Центр социальной педагогики, 1993.-86с.
  24. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Образовательно-воспитателные основы профилактики и психотерапии наркомании. МАБНН; РЦПННКМ РТ; КГМА. Казань: Издательство «ДАС», 2001.- 25с.
  25. Киряшов Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: Дисс. . докт. пед. наук.-М., 1981.-367с.
  26. Киряшов Н.И. Единство слова и дела в воспитании воинов. М.: ВПА, 1988.-76с.
  27. Корчемный П.А. Психологическая подготовка летчика к.полетам. -М.: Монино, 1982.-122с.
  28. Корытин С.А. Тигр под наркозом. М.: Знание, 1991 -98с.
  29. Орешина Е., Назаралиев Ж. Нужно ли наркоманов лечить принудительно? // Известия. 1998. - 25 февраля.
  30. Опиум новая религия для народа: наркомания в России // Новое время. - 1997.-№ 40. - С.34-41.
  31. Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения. М.: ГУВР МО РФ, 1997. - 98с.
  32. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России шаг до национальной катастрофы // Социолог, исследования. - 1998.- № 8. - С.65-68.
  33. Попов B.C. Пробуждение души. М.: «Знание», 1990. - 18с.
  34. Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, 1996. - 524с.
  35. Психические нарушения при стрессовых расстройствах, алкоголизме и наркомании-Владивосток: Дальневост. ГМУ, 1994. 188с.
  36. Психогигиена и психопрофилактика в Советской армии и на Военно-морском флоте. М.: Воениздат, 1987. - 260с.
  37. Пятницкая И.Н. Развитие наркотизма в прошлом и настоящем // Вопросы наркологии. М., 1995. -№ 1.-С.85-91.
  38. Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. Л.: Медицина, 1975. -С.22-25.
  39. Радченко В. Дурман над Россией: (о наркомании) // Человек и закон. -1999. -№ 1.
  40. Средин Г.В. Человек в современной войне. М.: Воениздат, 1981. -231с.
  41. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. – М.: Академия, 2006. – 415 с.
  42. Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомани / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика. – 2004. - №4.-С.19-29.
  43. Баландин А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики // Топ-20 согласно версии журнала «The Lancet» — Изд. «Гроссмедиа», 2008
  44. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркология.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркология
  45. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркомания.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркомания
  46. Дюндик Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости / Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. – 1999. - №2. - С.46-53.
  47. Каган Е. Б., Чеботарев М. Ф. Некоторые особенности привычного анашекурения // Военно-медицинский отдел Туркестанского военного округа. Сб. научных работ. Вып. 5. Ташкент, 1968. С. 153-156.
  48. Краткий обзор Всемирного Доклада ООН о Наркотиках.–«Антинаркотический Гражданский Альянс». http://www.antidrug.health.am/rus/lib_rus/wdr2006_ex_summary_rus.pdf (2006)
  49. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении //Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга, М., 2000.
  50. Люрссен Э. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т.2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем. / Общ. ред. А. М. Боковикова. — М., «Когито-Центр», МГМ, 2011.
  51. Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. ВОЗ, Женева, 1996
  52. Соломзес Д.А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. Москва ООО «Иллойн» 1998,
  53. Габиани А.А. Наркотизм вчера и сегодня. Тбилиси: Сабиота Сакартвело, 2010
  54. The role of the Mexican Army in the campaign against drug trafficking. – PGR. Mexico. 1987. P. 19.

Информация о работе Проблема наркомании в вооружённых силах России и стран Запада