Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:14, реферат
Актуальность работы определяется рядом психологических и социокультурных факторов.
Значительные перемены, происходящие в настоящее время в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни России, отражаются и на внутренних войсках МВД России. Особое значение имеет профессиональная подготовка офицерских кадров.
Возрастающее количество внутренних угроз, напряженная обстановка в Северо-Кавказском регионе, требует от офицера внутренних войск МВД России, высокого уровня профессионализма при решении служебно-боевых задач, постоянного совершенствования его личностного развития.
Введение
Сущность и содержание процесса личностного роста в психологии личности. Психолого-философское понимание личностного роста. Структура личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Сущность и содержание процесса личностного роста в психологии личности.
Психолого-философское понимание личностного роста.
Проблематика личностного роста и ее изучение в теории развития личности.
Сущность и характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Сущность личностного роста преподавателя военно-учебного заведения
Характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Заключение
Список источников и литературы
Кафедра тактики внутренних войск
РЕФЕРАТ
«Психолого-философские основы формирования личностного роста преподавателя военно-учебного заведения»
Исполнил:
Старший преподаватель кафедры ТВВ
подполковник Оспенников С.В.
Новосибирск 2012
Оглавление:
Введение |
3-6 | |
1. |
Сущность и содержание процесса личностного роста в психологии личности. Психолого-философское понимание личностного роста. Структура личностного роста преподавателя военно-учебного заведения. |
7-15 |
1.1. |
Сущность и содержание процесса личностного роста в психологии личности. |
7-9 |
1.2. |
Психолого-философское понимание личностного роста. |
10-14 |
2. |
Проблематика личностного роста и ее изучение в теории развития личности. |
15-16 |
3. |
Сущность и характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения. |
17-23 |
3.1. |
Сущность личностного роста преподавателя военно-учебного заведения |
17-19 |
3.2. |
Характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения. |
20-23 |
Заключение |
24-25 | |
Список источников и литературы |
26 | |
Приложение №1. Основы исследования личностного роста |
27 | |
Приложение №2. Структура взаимодействий и жизненного пути личности |
28 | |
Приложение №3: Структура личности преподавателя |
29 | |
Приложение №4. Компоненты
оценки личностного роста |
30 |
Введение
Актуальность работы определяется рядом психологических и социокультурных факторов.
Значительные перемены, происходящие в настоящее время в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни России, отражаются и на внутренних войсках МВД России. Особое значение имеет профессиональная подготовка офицерских кадров.
Возрастающее количество внутренних угроз, напряженная обстановка в Северо-Кавказском регионе, требует от офицера внутренних войск МВД России, высокого уровня профессионализма при решении служебно-боевых задач, постоянного совершенствования его личностного развития.
Решение задачи по подготовке будущего специалиста возложено на преподавателя военно-учебного заведения внутренних войск МВД России, требования к которому в настоящее время кардинально изменились и детерминируются социальным заказом, требованиями к личности и деятельности преподавателя. Особенно важными становятся глубокая контекстная специализация, свободное ориентирование в общекультурных областях знания, серьёзная психолого-педагогическая подготовка, владение методологическим аппаратом и коммуникативной техникой, высокий креативный и нравственный потенциал, профессиональная компетентность преподавателя военно-учебного заведения внутренних войск.
Анализ педагогической практики высшей военной школы свидетельствует о том, что преподаватель не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к нему в рамках требований стандарта профессионального образования нового поколения.
Существующая практика подготовки преподавателей военно-учебных заведений внутренних войск МВД России характеризуется рядом особенностей, сложившихся в рамках административно-догматической образовательной парадигмы, которые негативно влияют на эффективное решение задач повышения уровня профессионализма у преподавателей.
К наиболее сущностным особенностям исследователи (Сластенин В.А. и другие) обычно относят:
1. Относительную закрытость
системы военного
2. Отсутствие личностно ориентированного подхода к преподавателям со стороны руководства кафедр и управления военно-учебных заведений.
Интеграция военного образования в систему общего образования, организация процесса развития личности преподавателя военно-учебного заведения на основе личностно – ориентированного подхода позволит более эффективно проводить подготовку кадровых офицеров для внутренних войск МВД России.
В соответствии с введенными в действие Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» каждый преподаватель должен пройти соответствующую профессионально-педагогическую подготовку и получить диплом, удостоверяющий право ведения преподавательской деятельности.
На современном этапе развития высшей школы, появляются новые требования к профессиональному развитию, нравственному облику, политическому и социокультурному кругозору преподавателя военно-учебного заведения, что формирует его личностную идентичность в соответствии с гуманистическими идеями развития общества и армии как его отдельного института.
Развитие научного знания о содержании личностного роста и путях его развития у преподавателей военных военно-учебных заведений внутренних войск МВД России значительно способствует коррекции основных целей реформирования военного образования. Цели реформы военного образования должны заключатся в качественном повышении педагогического потенциала, интеграции военных вузов в создаваемую многоуровневую структуру высшего образования России, осуществлении подготовки военных специалистов в соответствии с Государственными образовательными стандартами, реализации требования новой Военной доктрины Российской Федерации о повышении эффективности систем подготовки кадров и военного образования.
Актуальность проблемы личностного роста обусловливается глубоким психологическим анализом существующих проблем в субъектно-объектной сфере личностного роста, комплексе внутренних и внешних факторов, воздействующих на процесс личностного роста преподавателей и во многом обусловливающих его содержание и динамику.
Пересматривая данные требования
применительно к настоящему времени,
можно предположить, что имеет
место недостаточная разработан
Анализ научных источников показывает, что к настоящему времени не предпринималось специальных научных исследований проблемы личностного роста преподавателей военно-образовательных учреждений.
Анализируя исследования в области военной педагогики и психологии, проведенные видным ученым А.В.Барабанщиковым можно констатировать, что в рамках исследования профессиональной культуры офицера преподавателя была определена сложная структура ее компонентов, что можно интерпретировать как основу профессионального развития.
Развивая данные положения можно утверждать, что личностный рост (развитие личности) офицеров преподавателей взаимодополняет профессиональное развитие преподавателя военно-учебного заведения ВВ МВД России, так как профессионально важные качества, компетенции, направленность заложены в основу профессионального развития (Л.М.Митина), являющегося одним из компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения и должны исследоваться с позиции выявленных противоречий в существующей практике военных образовательных учреждений. Главное противоречие (личностно-профессиональное) заключается между потребностью в квалифицированных, обладающих высокой компетентностью и способных к личностному росту преподавателях и несоответствия данным требованиям настоящей военно-образовательной системы. Другое же противоречие (профессиональное) заключено в необходимости перехода к знаниевой парадигме от сложившейся административно догматической образовательной парадигмы.
1. Сущность
и содержание процесса
1.1. Сущность и содержание процесса личностного роста в психологии личности
В данной работе мы начинаем рассматривать понятие «личностный рост», как производную общего развития личности. При этом необходимо понимать, что личностный рост происходит изнутри личности на основе самоактуализации (А.Маслоу, К.А.Абульханова), формирования «Я-концепции» (У.Джеймс), а общее развитие личности происходит под воздействием общества, частью которого она является, что детерминируется положением о личности, как категории социальной. При этом человек вносит свой вклад в развитие общества достижениями роста личности. Реализация потенциала личности по А. Маслоу определена им как «...каждый человек должен быть тем, кем он может быть».
В адрес отечественной психологии личности представляется справедливым замечание высказанное Л.И.Анциферовой: "В нашей психологии я не видела реальную личность, живого человека. Я видела некоторые разрозненные функции человека, отдельные процессы, но не было целостной личности - как она реально живет, строит свой жизненный путь, как ей трудно, какими способами она преодолевает трудности, как ей можно помочь в этом, каков вообще ее внутренней мир". С точки зрения Анцифировой Л.И., фундаментальные теоретико-эмперические исследования должны строиться "на изучении всей полноты реальной жизни личности…".
Личностный рост возможен в двух проекциях, одна из которых – пассивный личностный рост, представляющий собой процесс, заданный биологическими программами и влиянием среды. Об этом процессе важно сказать, что по его протеканию он является пассивным и будет происходить опосредованной от воли субъекта деятельностью психических функций сознания, он лишен духовности, и как следствие влечет утрату самости или невозможность интеграции личности без наличия мотивационно-ценностного компонента. Это обуславливает оторванность такого процесса от развития личности на основе самоактуализации, инициирующей активный рост личности – вторая проекция личностного роста. Преобладание одного из вариантов личностного роста предопределяет выбор жизненной стратегии личности: осознанный – активный личностный рост, и не сознаваемый – пассивный личностный рост.
В случае выбора активного роста личности, данная социальная производная будет обуславливать развитие личности для развития общества в целом на основе гуманистических принципов, мотивационно-ценностного компонента и деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн). И наоборот, один только пассивный рост личности превращает ее в борьбу против всех за собственную исключительность, способен привести к развитию индивидуализма и способствовать регрессивному развитию общества: бездуховного, потребительского, разрозненного.
Для развития общества на основе гуманистических принципов важен выбор каждым субъектом своей жизненной стратегии1. На протяжении всей жизни человека, исходя из его потребностей, их мотивационно-ценностного компонента, рода деятельности и личностного потенциала, он должен стремиться к активному личностному росту.
Компонентами исследования личностного роста могут являться:
1. мотивационно-ценностный;
2. деятельностный;
3. субъектный.
Субъектный подход к изучению личности ставит своей задачей изучение личности "изнутри", со стороны субъекта2. Личность здесь выступает "не как набор объективных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов" (В.Ф.Петренко). Реализация субъектного подхода в изучении личности выдвигается в качестве одной из актуальных и насущных задач развития психологической теории (В.Э.Чудновский). "При субъектном подходе, пишет В.Э.Чудновский, - в характеристике личности, в поведении человека подчеркивается роль активного, творческого начала. Это означает, что человек не просто подчиняется внешним обстоятельствам, его поведение внутренне детерминировано, и это позволяет ему стать хозяином судьбы". Ориентация на парадигму субъективного подхода представлена в работах таких психологов как Абульханова -Славская К.А., Ананьев Б.Г., Анциферова Л.И., Божович Л.И., Брушлинский А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С, Петренко В.Ф. ,Петровский В.А. и др.
Рисунок 1. Структура личностного роста в инвариантном развитии социума.
1.2. Психолого-филосовское понимание личностного роста.
Свойства личности во многом определяются обществом, в котором она живет и развивается. Однако личность, как и общество, имеет некую «самость», свою особую ментальность. Определений личности много - и психологическое, и педагогическое, и социологическое. Общего же определения философией пока не выработано. Но, несмотря на многообразие подходов, философы и ученые единодушны в том, что личность наряду с уникальными, неповторимыми чертами обязательно несет в себе общественное начало. «В качестве собственно личностных свойств, - отмечал философствующий психолог С.Л. Рубинштейн (1889-1960), - из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обуславливают общественно значимое поведение или деятельность человека». Личность, таким образом, предстает в виде некоего индивидуального выражения человеком социально значимых свойств. Это определенный срез бытия общественных отношений. Атрибутными, то есть неотъемлемыми, свойствами и проявлениями, без которых человек не может стать личностью, прежде всего являются разум, воля, любовь, творческо-созидательная деятельность, ответственность, свобода.