Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:14, реферат
Актуальность работы определяется рядом психологических и социокультурных факторов.
Значительные перемены, происходящие в настоящее время в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни России, отражаются и на внутренних войсках МВД России. Особое значение имеет профессиональная подготовка офицерских кадров.
Возрастающее количество внутренних угроз, напряженная обстановка в Северо-Кавказском регионе, требует от офицера внутренних войск МВД России, высокого уровня профессионализма при решении служебно-боевых задач, постоянного совершенствования его личностного развития.
Введение
Сущность и содержание процесса личностного роста в психологии личности. Психолого-философское понимание личностного роста. Структура личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Сущность и содержание процесса личностного роста в психологии личности.
Психолого-философское понимание личностного роста.
Проблематика личностного роста и ее изучение в теории развития личности.
Сущность и характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Сущность личностного роста преподавателя военно-учебного заведения
Характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Заключение
Список источников и литературы
- способен к проявлению самоактуализации,
- имеет мотивацию
и убежденность в
- грамотно планирует
работу по всем направлениям
своей военно-профессиональной
- эффективно используя время и формы личностного роста.
Добиваясь выполнения данных условий необходимо выявлять факторы и условия, влияющие на динамику личностного роста и качественное повышение его компонентов, определить возможности построения модели личностного роста у преподавателей военно-учебных заведений в процессе повседневной служебно-боевой деятельности и в ходе выполнения служебно-боевых задач и на ее основе выявить сущность, содержательные компоненты, структуру и этапы личностного роста преподавателей военно-учебных заведений внутренних войск.
В настоящее время деятельность преподавателя военно-учебного заведения проходит в условиях наличия взаимосвязанных противоречий возможности личностного роста и отсутствия такового у преподавателей военно-учебных заведений внутренних войск.
3.2. Характеристика компонентов личностного роста преподавателя военно-учебного заведения
В соответствии с общей теория деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская и др.), теорию профессионального развития личности (А.К.Маркова и др.) можно определить такой компонент личностного роста преподавателя военно-учебного заведения как деятельностный.
Он будет включать в себя4:
- профессионально важные качества (активность, креативность, профессиональная обучаемость и др.)
- направленность (саморазвитие в профессии)
- компетенции (рефлексивная, коммуникативная, обучающая и др.)
Опираясь на теорию субъектности (С.Л.Рубинштейн, Н.Я.Большунова и др.) возможно предположить, что при изменении условий и факторов деятельности преподавателя военно-учебного заведения, должны произойти изменения мотивационно-ценностного компонента с последующими изменениями в субъектной сфере и как следствие в сфере самой деятельности преподавателя ВУЗ.
Необходимость изменений мотивационно-ценностного компонента обуславливается наличием противоречий, которые неизбежно имеют место в военно-профессиональной деятельности преподавателя военно-образовательного заведения. Противоречия возникают из имеющих место быть условий военно-профессиональной деятельности. Важно обладать умением разрешать данные жизненные противоречия, что является способностью стойкого развития личности в соответствии с выбранной жизненной стратегией. Здесь уместно вспомнить С.Л. Рубинштейна, который сам лично был в сложнейших жизненных ситуациях и данное умение понимал как способность «…убить в себе раба».
Ситуации личностного и профессионального развития, которые возникают в психологическом пространстве взаимодействия личности и профессии (табл.1).
Ситуации личностного и профессионального развития |
Профессионально обусловленные психологические проблемы |
1 |
2 |
Выбор дальнейшей формы образования
и трудоустройство после |
Профконсультирование при |
Получение профессионального образования
и подготовки. Разочарование в
выборе профессии, неудовлетворенность
профессионально- |
Усиление учебно- |
Поиск места работы, трудоустройство,
принятие квалификационных требований
и должностных обязанностей, освоение
новой социально- |
Профотбор и определение профпригодности. Принятие молодым специалистом новых социально-профессиональных санкций и ответственности |
Вхождение в профессию, приобретение профессионального опыта. Новый режим жизнедеятельности. Новая социально-экономическая ситуация |
Трудности социально-профессиональной адаптации, скрытая профессиональная непригодность, сложности в освоении профессионального поведения и нового образа жизни |
Неудовлетворенность профессиональным трудом, перспективами роста, зарплатой, взаимоотношениями с коллегами и руководителями. Кризисы и конфликты профессионального развития |
Нахождение личностного смысла
в профессиональном труде, поиск
новых сценариев |
Вынужденное увольнение, поиск места работы, переквалификация и смена профессии |
Утрата профессиональной идентификации, профессиональная реориентация, выбор новой траектории профессиональной жизни |
Деструктивное профессиональное развитие специалиста: профессиональные деформации, профессиональная усталость, потеря смысла профессиональной жизни |
Определение и диагностика профессиональных деформаций личности, выявление причин их образования, коррекция профессионального профиля, преодоление профессиональной дезадаптации |
Уход из профессиональной жизни (выход на пенсию) |
Снятие психологической |
Перечисленные выше проблемы лежат в плоскости взаимодействия личности и профессии. Реализуется этот сложный и подчас драматический процесс на фоне социально-экономической жизни общества. Важное значение в согласовании личности с профессией, в разрешении возникающих на протяжении всей профессиональной биографии ненормативных ситуаций, кризисов, противоречий имеет психология. Именно она призвана ответить на поставленные вопросы, должна помочь установить оптимальные взаимоотношения человека и профессии, «согласовать» человека с миром профессий. Многоаспектные психологические феномены согласования личности и профессии традиционно исследовались психологией труда. [7, с.8]. Важно обращение психологии к новым, мотивационно-ценностным характеристикам личностного роста, что обусловлено иным пониманием человека - человек-цель, вместо пресловутого человек-средство. Возвращение к таким детерминантам развития личности как: духовность, смысл, ценность, ответственность способствует развитию индивидуальной ментальности личности.
Характеристика субъектного компонента позволяет представить преподавателя военно-профессионального заведения в психологическом плане не как бесстрастного деятеля-исполнителя, а как пристрастного сценариста своих действий на высших уровнях развития, которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя. Выраженность субъектности хорошо, обнаруживается при определении степени соответствия активности, развиваемой человеком в данный момент, и тем видом активности (чаще - деятельности), в которую он вовлечен обстоятельствами своей жизни. Определяются волеизъявления благодаря накопленному опыту субъектного поведения, богатству личностно значимых целей, ценностей и сконструированной картины мира, в котором он живет.
Таким образом наличие и развитие вышеназванных компонентов позволяет определить взаимную зависимость результатов деятельности от мотивов, повышать субъектность деятельности в зависимости от ценностно-смыслового наполнения жизненной стратегии преподавателя военно-образовательного заведения. Важно также выявить противоречия и найти наиболее обоснованные способы решения проблем, возникающих в процессе личностного роста преподавателя военно-образовательного заведения.
Заключение
Подводя итог проведенной
работе, можно предположить с высокой
степенью вероятности, что основами
личностного роста для
1. Самоактуализация – восхождение на более высокий уровень своей жизни, при условии, что преподаватель как личность и человек решает противоречия обстоятельств (факторов) и условий своей военно-профессиональной деятельности, жизни общества и возможностей, способностей, которыми он потенциально обладает, и движется вверх к человеческому, этическому, социальному, психологическому совершенству.
2. Непрерывное профессиональное образование преподавателей военно-учебных заведений ВВ МВД России.
3. Социокультурное и духовно-нравственное развитие личности преподавателя военно-учебного заведения на основе мотивационно-ценностного компонента и деятельностного подхода, обретение субъектных качеств личности.
4. Успешность профессиональной деятельности преподавателя военно-учебного заведения является необходимой компонентой устойчивой положительной мотивации к личностному росту. И, наоборот - при наличии неразрешимых противоречий среды, таковые снижают мотивацию и динамику личностного роста преподавателя военно-учебного заведения.
Целесообразно в целях достижения перехода к новым образовательным стандартам, реализации требований к преподавательскому составу высшего военно-профессионального образования теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий, способствующих эффективному развитию личностного роста преподавателей военно-учебных заведений внутренних войск.
Развитие научного знания
о содержании личностного роста
и путях его развития у преподавателей
военных военно-учебных
На этапе реформирования войск и развития образования ВОУВПО необходимо решать важные задачи по адаптации высшей военной школы к новым политическим, экономическим, и социальным условиям и внедрению в образовательную практику системных инновационных изменений. От того, в каком направлении и по каким критериям будет развиваться высшая военная школа, зависит качество подготовки военного специалиста.
Список источников и литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299с.
2. Андреев В.И. «Педагогика творческого саморазвития». – Казань: Логос, 2006. – 455с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2000. – 528с.
4. Бодалев А.А. О предмете акмеологии//Психологический журнал. – 1993. - №5. – Т.14. – С.73-79.
5. Большунова Н.Я. Эмоциональный интеллект. Монография.
6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208с.
7. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - Москва-Белгород, 1993. -217 с.
7. Зеер Э.Ф. «Психология профессий»
8. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. — 36 с.
9. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
10. Новиков А.М. Основания педагогики./Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.
11. Фромм Э. Иметь или быть.
1 Приложение №1
2 Приложение №2
3 Приложение №3
4 Приложение №4