Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:36, курсовая работа
В своей работе я проводила исследование АПК РФ с целью изучения состояния отрасли, проблем, с которыми сталкиваются компании, и перспектив развития в будущем.
Я обратилась к проблемам данной отрасли неслучайно. Российский агро-
промышленный комплекс является одной из наиболее перспективных отраслей российской экономики. Возросшая активность на рынке слияний и поглощений, новые инвестиционные проекты, существенная государственная поддержка, а также крупные заимствования на рынке капитала подтверждают инвестиционную привлекательность отрасли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АПК……………………...5
Сущность АПК………………………….…………………………………5
История развития АПК в России…………………………………………5
Роль АПК в экономике, его структура, отраслевые и хозяйственные особенности………………………………………………………………………7
ГЛАВА II ОБЗОР АПК РФ……………………………………………………12
2.1 Краткий экономический обзор. Структура рынка………………………...12
2.2 Государственная политика и налоговое законодательство
РФ в аграрном секторе………………………………………………………….20
2.3 Участники обзора и их стратегические задачи……………………………26
2.4 Характеристика АПК по федеральным округам…………………………..36
ГЛАВА III ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АПК………..38
3.1Основные выводы по проведённым исследованиям……………………….38
3.2 Тенденции развития АПК…………………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
оказывают существенное влияние на оценку респондентами ситуации на рынке.
По результатам опроса степень зависимости компаний-респондентов от крупных покупателей можно условно оценить как среднюю. Выручка 53% участников опроса поступает как от мелких, так и от крупных покупателей. Однако 27% респондентов констатировали зависимость от крупных покупателей. При этом зависимость от крупных покупателей наблюдается во всех сегментах отрасли: в растениеводстве, животноводствеи переработке.
Зерновые компании
Выводы о фрагментации рынка в целом соответствуют и ситуации на рынке зерна. Для нее характерна высокая степень раздробленности производства, когда 10 крупнейших зерновых холдингов контролируют не более 10-15% производства зерна и элеваторных мощностей в стране.
2.2 Государственная политика и налоговое законодательство
РФ в аграрном секторе
Государственная программа развития АПК
Государственная программа развития сельского хозяйств и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы призвана стимулировать национальный агропромышленный комплекс и поддерживать производителей сельскохозяйственной продукции.
В таблице приведены плановые значения ресурсного обеспечения государственной программы на 2008-2012 годы по ключевым направлениям.
Несмотря на достаточно узкую направленность государственной программы, более двух третей респондентов положительно оценили ее результаты. Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на частую критику реализуемых мер, стратегия поддержки отечественных сельхозпроизводителей встречает
одобрение со стороны участников рынка.
Действительно, ряду средних и малых предприятий такая поддержка позволяет не только сократить расходы, но и в буквальном смысле выжить в условиях нестабильности, связанной с погодными явлениями и эпизоотической ситуацией. 72% респондентов отметили невозможность достижения/сохранения адекватного уровня доходности в случае отмены
мер государственной поддержки, в том числе всех форм субсидирования, в ближайшей перспективе (в течение одного
года — трех лет).
По оценке участников опроса, наиболее доступным видом субсидирования в рамках государственной программы поддержки является компенсация части процентных расходов по банковским кредитам. Результаты нашего исследования показывают, что практически все респонденты применяют инструментарий субсидирования процентных ставок, а также пользуются рядом других субсидий. Однако даже использующие субсидии сельхозпроизводители отрицательно оценивают нынешний формат применения государством подобной формы стимулирования, в частности субсидирования приобретения удобрений и горюче-смазочных материалов.
Как отметили респонденты, государственное субсидирование является важным стимулом для предприятий сельскохозяйственной отрасли. Тем не менее, с точки зрения механизма реализации, то есть прозрачности и оперативности рассмотрения заявок, а также принятия решений на местах, оно оказывается недостаточно эффективным.
Например, субсидирование часто осуществляется постфактум, поэтому за оборотными средствами предприятия вынуждены обращаться в банк и нести дополнительные издержки. Очевидно, что отказ от данного механизма крайне негативно скажется на развитии всей отрасли. Однако при этом процесс субсидирования нуждается в доработке.
Практически все участники опроса «Эрнст энд Янг» используют субсидии и иные меры господдержки, подчеркивая невозможностьуспешного ведения бизнеса в случае их отмены уже в краткосрочном периоде (в течение одного года — трех лет). Однако при этом респонденты отрицательно оценили порядок применения некоторых видов стимулирования, в частности субсидирования приобретения удобрений и горюче-смазочных материалов4.
Зерновые интервенции
Начиная с 2001 года Правительство РФ применяет механизм зерновых интервенций. Так, в периоды резкого падения цен уполномоченные органы проводят масштабные закупки зерна. Они приобретают у производителей зерно нового урожая, пополняя интервенционный фонд и тем самым стабилизируя внутренние цены. Когда же цены на зерно резко повышаются,
осуществляются обратные товарные интервенции: продавая перерабатывающим предприятиям зерно из интервенционного фонда, государство сдерживает рост цен на него.
Налоговое законодательство
Налог на прибыль для производителей сельхозпродукции
В результате продления льготного периода производители сельхозпродукции, не перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, могут по-прежнему применять льготную ставку по налогу на прибыль в размере 0%. Повышение ставки до 18% ожидается не ранее 2013 года. Однако с 1 января 2011 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, лишающие агропроизводителей возможности в будущем уменьшать базу по налогу на прибыль на сумму убытков, полученных налогоплательщиками в период использования льготы (т. е. перенос на будущие периоды убытков, понесенных компаниями за время применения ставки 0%, запрещен).
С одной стороны, повышение ставки налога на прибыль с 0 до 18% в определенной степени может подстегнуть крупных игроков к переходу на единый налог для сельхозпроизводителей, но с другой стороны, я не думаю, что отмена этой льготы окажет позитивное влияние на сельхозпроизводителей.
Квалификация субсидий
В последнее время
разрешился вопрос о квалификации субсидий,
полученных из бюджета коммерческими
организациями: эти суммы включаются в состав
налогооблагаемых доходов. Налогоплательщики
часто (и ошибочно) считают, что субсидии
являются средствами целевого финансирования
и поэтому не подлежат налогообложению.
Однако перечень средств, которые признаются
целевым финансированием, строго ограничен
(пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового Кодекса (НК)
РФ). Субсидии, выдаваемые коммерческим
организациям, в данном списке отсутствуют.
Однако в случае получения субсидий именно
на сельскохозяйственные нужды Министерство
финансов РФ считает соответствующие
суммы связаннымис
Увеличен и перечень затрат, которые могут быть учтены в расходах для целей ЕСХН. Начиная с 2010 года организации и предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, могут учитывать в расходах большее количество затрат. Так, например, плательщики ЕСХН вправе списывать потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с их предотвращением и ликвидацией последствий
(пп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Восстановление НДС, уплаченного за счет субсидий
Начиная с четвертого квартала 2011 года в случае получения налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных
товаров (работ, услуг), с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету. Далее восстановленные суммы подлежат учету в составе вычитаемых расходов для целей налога на прибыль (пп. 6 ст. 170 НК РФ).
Закон о трансфертном ценообразовании
18 июля 2011 года Президентом РФ был подписан закон о трансфертном ценообразовании5, вступающий в силу с 1 января 2012 года. Этот документ предусматривает принципиально новые подходы к контролю за применением цен со стороны налоговых органов, а также дополнительные требования
к компаниям по документированию ряда сделок между взаимозависимыми лицами. Анализ положений нового закона позволяет предположить, что в ближайшее время контроль со стороны налоговых органов за уровнем цен, применяемых налогоплательщиками, значительно усилится.
Электронные счета-фактуры
Начиная со 2 сентября 2010 года в РФ введена возможность обмена электронными счетами-фактурами. Для этого необходимо взаимное согласие сторон сделки, а также наличие совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки таких счетов-фактур.
Следует отметить, что широкое применение нового
формата станет возможным лишь после утверждения пакета дополнительных нормативно-правовых актов. На сегодняшний момент соответствующие
документы еще не утверждены. Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что введение электронных счетов-фактур положительно восприни-мается представителями отрасли в связи с очевидным уменьшением административной нагрузки на бизнес.
Лимиты вычета процентов по кредитам и займам
С 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года в РФ пересмотрены лимиты по долговым обязательствам в иностранной валюте: 80% текущей ставки рефинансирования. С учетом действующих ставок рефинансирования такое изменение было воспринято представителями бизнеса негативно, поскольку
текущая рыночная стоимость валютных долговых обязательств, как правило, превышает установленные лимиты.
Замена ЕСН страховыми взносами
В 2011 году общий размер страховых взносов, введенных вместо ЕСН, составляет 34%. Повышение тарифов страховых взносов нанесло серьезный удар по компаниям малого и среднего бизнеса, в том числе по сельхозпроизводителям. Несмотря на то что для некоторых категорий плательщиков (в том числе предприятий, использующих ЕСХН) на период с 2010 по 2014 год предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов, многие участники рынка, как следует из результатов проведенного опроса, негативно восприняли повышение тарифов страховых взносов.
2.3 Участники обзора и их стратегические задачи
Стратегические задачи участников обзора на 2012 год
Наиболее популярными ответами на вопрос о стратегических целях компаний стали повышение эффективности операционной деятельности и развитие собственного бренда.
На наш взгляд, вопрос о повышении эффективности операционной деятельности предприятий АПК возник не только в связи с преодолением последствий мирового финансового кризиса, который заставил задуматься об операционной эффективности руководителей компаний различных отраслей. Эксперты отмечают сравнительно низкую рентабельность сельскохозяйственных предприятий, которую руководители 53,8% опрошенных компаний считают одним из препятствий для расширения
бизнеса.
Региональная экспансия
Не менее значимой целью для участников отрасли является экспансия в другие регионы (46,7% респондентов), что свидетельствует о позитивных ожиданиях многих компаний.
Вертикальная интеграция
Вертикальная интеграция является стратегической задачей
на 2012 год для 46,7% опрошенных руководителей предприятий, что говорит о стремлении достигнуть полного контроля над технологическими стадиями производства и дистрибьюции.
Первоочередные задачи на 2012 год
Несмотря на стоящие перед компаниями задачи по повышению операционной эффективности и развитию собственного бренда, 46,2% участников опроса считают расширение деятельности (в различной форме) приоритетом на 2012 год.
Несмотря на то что необходимость развития собственного бренда отметили 73,3% участников опроса, ни один из респондентов не указал эту задачу в качестве приоритета на ближайшую перспективу (2012 год).
Увеличение объема производства/реализации
85,7% респондентов планируют в 2012 году увеличить объемы производства/реализации продукции. В качестве основных способов расширения присутствия на рынке подавляющее большинство респондентов указали повышение эффективности использования имеющихся активов, а также инвестиции в основные производственные фонды.
«Экономические предпосылки для того, чтобы наращивать объем инвестиций (как частных, так и бюджетных) в рынок продовольствия, очевидны. Как минимум Россия обладает для этого всеми необходимыми ресурсами. У нас огромные территории, полученные от предков. И территории эти необходимо осваивать. Наша страна должна быть великой аграрной державой. Это специфика нашей местности, объективная данность, от которой никуда не деться. К тому же здесь нет никакого конфликта с инновационным развитием. Ведь инновации —не прерогатива какой-то одной отрасли. Сельское хозяйство точно так же должно развиваться по инновационному пути».А. Корбут, Вице-президент Российского Зернового Союза
Ресурсы для развития
Основными источниками финансирования развития и расширения своей деятельности 100% респондентов считают банковские кредиты. Опираться в ходе инвестиционных программ в том числе и на собственные средства готовы 77% участников опроса, а 46% рассматривают в качестве эффективного инструмента
лизинг оборудования.
Во многом такое распределение
обусловлено действием
Географическая экспансия
Центральный федеральный округ (ЦФО) не только занимает первое место по количеству предприятий АПК (50% респондентов ведут бизнес в этом регионе), но одновременно является и наиболее приоритетным направлением экспансии для 80% участников опроса, планирующих расширять географию своей деятельности. Вторым по популярности стал Сибирский федеральный округ (СФО)(40% респондентов). Такие результаты
неудивительны. Ведь ЦФО характеризуется рядом факторов, благоприятствующих развитию сельского хозяйства. К ним относятся высокая населенность региона, достаточно развитая инфраструктура и наличие перерабатывающих предприятий. Что касается СФО, то в указанном регионе (особенно в Алтайском крае) отмечен высокий уровень развития растениеводства. По данным руководства края, по объемам производства зерна, в частности пшеницы, край входит в первую пятерку российских регионов, а зерновое поле Алтая является самым большим в России5. Несмотря на то что регион достаточно удален от рынков сбыта зерна, Алтайский край связан транспортной сетью со странами, являющимися крупными импортерами продуктов перемола.
Выход в другие сегменты сельского хозяйства
Помимо географической экспансии, участники опроса также планируют выход в другие сегменты отрасли с целью диверсификации или вертикальной интеграции производства.Проведенный опрос показал, что для 44,3% респондентов, рассматривающих выход в другие сегменты, переработка сельскохозяйственной продукции является наиболее приоритетным направлением для расширения деятельности. Птицеводство, выращивание крупного рогатого скота и молочное животноводство интересны 22% опрошенных.