Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:20, реферат
Страна расположенная на Британских островах у северо-западных берегов континентальной Европы ,традиционно называется Великобританией ,а по названию исторической части - Англией. Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В состав страны входят 4 исторические области: Англия(занимает центральную и восточную часть острова Великобритания);Уэльс(на западе того же острова);Северная Ирландия(остров Ирландия) и Шотландия.
1.Основные черты ЭГП
2.Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
3. Основные черты воспроизводства, структуры и размещения населения.
4. Общая характеристика хозяйства.
5.Основные черты размещения промышленности.
6. Основные черты размещения сельского хозяйства.
7. Основные черты географии транспорта.
8. Главные экономические районы.
9. Роля и география внешних экономических связей.
10. Общий вывод; перспективы развития.
Для социального состава населения современной Англии характерен также
довольно высокий процент средних слоев, в том числе служащих различных
категорий. Это те пресловутые "средние англичане", о которых так много пишет
английская пресса, часто называя их "рабочими в белых воротничках". Среди них
особенно выделяется большая армия клерков - конторских работников
промышленных, финансовых и торговых предприятий.
Повсюду много средних по размерам ферм, на которых ведется хозяйство без
применения наемного труда. Мелкое фермерство сосредоточено главным образом в
Шотландии и Уэльсе.
УРБАНИЗАЦИЯ.
Великобритания - одна из наиболее густонаселенных и высоко урбанизированных
стран в мире. В среднем на 1 кв. км. площади приходится 230 человек.
(Плотность населения – 238 чел. на кв. км.) Однако по территории
страны население распределяется очень неравномерно. Основная часть жителей
Великобритании
географическим положением, благоприятными природными условиями и играющей
ведущую экономическую роль на протяжении всей истории Британских островов.
Здесь средняя плотность увеличивается до 356 человек на 1 кв. км. В пределах
самой Англии наиболее густо заселен основной промышленный пояс страны,
вытянутых вдоль оси Лондон-Ливерпуль: в этом поясе живет половина всего
населения Великобритании. Самые же малонаселенные районы находятся в Шотландии
с ее суровыми по сравнению с другими частями страны природными условиями и
менее развитым хозяйством. На 1 кв. км. здесь в среднем проживает 86 человек,
причем население концентрируется в основном на побережьях, в долинах и
низменностях (особенно вокруг Глазго и Эдинбурга), в то время как некоторые
высокогорные районы практически безлюдны.
К концу Х1Х в. 3/4 населения Великобритании проживало в городах, и
преобладающим типом населения уже тогда были большие конурбации. С начала ХХ
в. идет интенсивное переселение сельских жителей в города, где проживает теперь
почти 4/5 населения страны. Провести границу между городскими и сельскими
поселениями в такой высоко урбанизированной стране, как Великобритания,
трудно. Многие деревни превратились в "спальни" близлежащих городов: сельские
жители ежедневно ездят в города на работу.
Всего
в Великобритании около тысячи
городов. Половина городских
страны концентрируются в семи конурбациях. Одна из них - Центральный Клайдсад
(1,7 млн. человек) - находятся в Шотландии, а остальные в Англии. Это Тайнсад,
в котором проживает 0,8 млн. человек, Западный Мидленд (2,4 млн.),
Юго-Восточный Ланкашир (2,3 млн.), Западный Йоркшир (1,7 млн.), Мерснсайд(1,3
млн.) и Большой Лондон(7 млн.). Свыше 1/10 горожан живет в городах с население
более 200 тысяч человек в каждом, из них Шеффилд и Эдинбург имеют более чем по
полмиллиона жителей. К средним в Великобритании относится 75 городов с
население от 50 до 100 тыс. человек. Пять конурбаций и половина всех больших и
средних городов страны сконцентрированы в промышленном поясе вдоль оси
Лондон-Ливерпуль, который часть называют мегалополисом.
Одно из последствий развития конурбаций и особенно их центральных городов -
непомерно высокая скученность населения. В связи с этим предпринимаются меры по
их разгрузке: часть
избыточного населения
расширяющиеся средние города.
В "иерархии" британских городов Лондон, несомненно, занимает первенствующее
положение как столица, главный политический и культурный центр страны, один из её крупнейших промышленных центров, самый большой морской порт и ведущий город наиболее важного экономического района Великобритании - Южной Англии. Кроме
Лондона многие "столичные" функции выполняют ещё 10 городов Великобритании:
Эдинбург, Кардифф
и Белфаст как столицы
Северной Ирландии; Глазго, Ньюкасл, Лидс и Брэдфорд, Бирмингем, Манчестер,
Шефилд и Ливерпуль - как центральные города конурбаций и региональные центры.
Кроме того, свыше 150 городов по численности жителей и той роли, которую они
играют в жизни близлежащих территорий, стоят выше основной массы городов.
Мало в мире таких стран, в которых бы приморские города занимали столь важное место, как в Великобритании, в которой из 100 больших городов 44 - приморские.
Лондон возник, прежде всего, как морской порт для торговли с континентальными
европейскими государствами; через Гуль (Халд) издавна велась торговля со
странами бассейна Балтийского моря; Бристоль и Ливерпуль служили «воротами» в
Новый свет. Вблизи крупных промышленных центров располагаются приморские
города-курорты: Брайтон и Маргейт - около Лондона, Блэкнул - у Ланкширского
угольного бассейна, Скарборо - на побережье Йоркшира. Вся первоначальная
застройка тяготела к морю. У побережья строились все специализированные
квартиры и уже дальше - жилье.
Намного быстрее, чем остальные города, в последние два столетия возле
угольных и железорудных месторождений росли крупнейшие промышленные центры:
Глазго, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд, Белфаст, Миддлборо и др. Развивающаяся
промышленность требовала все больше рабочих рук, и рабочие кварталы, спешно
застраивавшиеся спекулянтами, часто с самого начала были трущобами. Дома для
рабочих строились по единому стандарту. Чаще всего это однообразные "террасы"
- ряды стоящих впритык однотипных домов. Монотонность рабочих кварталов в
промышленных городах нарушается лишь огромными закопченными зданиями фабрик и
заводов, складами и газораспределительными станциями. Железная дорога здесь,
как правило, идет до самого центра города и служит как бы его "скелетом".
Старые кварталы промышленных городов обрастают новой застройкой, в которой
промышленная зона отделена от жилой.
4. Общая характеристика хозяйства.
В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны. Великобритания производит боле половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.
Природные
условия Великобритании более благоприятны
для развития животноводства, чем
земледелия. Животноводство и растениеводство
дают соответственно 65 и 23% стоимости
сельскохозяйственной продукции страны.
Преимущественно животноводческие хозяйства
располагаются в западной, более влажной
части острова Великобритания. Англия
является одним из самых крупных мировых
поставщиков овечьей шерсти.
5.Основные черты размещения промышленности.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье, и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей, к первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.
Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн.т., добыча неуклонно снижается.
Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива.
Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн.т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-западный.
Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.
Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс.т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы.
Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт -Оф-Форт проведены нефтепроводы.
По
проложенному на дне Северного
моря газопроводу газ достигает
восточного побережья острова
Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.
Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.
Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.
Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередачи («Супергрид») с большим напряжением.