Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:47, курсовая работа
Аланское и болгарское население, занимавшее территорию распространения салтовской культуры, вместе с хазарским населением, стали ее создателями. Она ярко отличалась среди остальных культур того времени, как и империя, государственной культурой которой она была. Хазарский каганат во время своего расцвета входил в четверку самых сильных государств Азии и Европы, вместе с Византией, Китаем и Арабским халифатом. При этом Хазарский каганат не был типичной «кочевой империей» и играл важную роль в связи с его географическим расположением на периферии путей Европы и Азии. Таким образом, культура каганата представляет особенный интерес, тем более, если рассматривать ее через призму взаимовлияния разных этнических общностей, населявших Хазарию.
Введение С. 3.
Глава 1. Духовная культура С. 10.
Глава 2. Материальная культура С. 23.
Выводы С. 34.
Список использованных источников и литературы С. 36.
Список сокращений
(по С.А. Плетневой)
Рис. VI. Поясные воинские наборы из катакомб Дмитриевского могильника, IX век не.э.
Рис. VII. Ямные погребения, характерны для болгар.
Рис. VIII. Ямные захоронения болгар из Дмитриевского могильника.
(по С.А. Плетневой)
Рис. IX. «Классические» катакомбы, характерны для алан. Дмитриевский могильник.
1
3
Рис. X. Тандыры в салтовских жилищах. 1. – Наземные тандыры тип 2 (подтип А); 2.- Ямный тандыр тип 1 (подтип Б); 3.- Наземные тандыры тип 2 (подтип Б); 4.- Тандыр с жаровней тип 2 (подтип Б). (по К.И. Красильникову)
1 Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. – Ереван, 1984. – С. 130-131.
2 Геродот. Історія. – К., 1993. – С.77.
3 Ковалевський А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана и его путешествия на Волгу в 921-922 гг. - Харьков, 1956 . – С. 124.
4 Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. – М., 2003. – С. 328-355, 434-435 .
5 Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка
Х в. - [Електронний ресурс]// - Режим доступу:
www.gumilevica.kulichki.net/
6 Плетнева С. А. Салтово-маяцкая культура// Археология СССР: в 20 т. – Т. 18. – М., 1981. – С. 72; Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. – М.: Наука, 1967. – С. 106.
7 Плетнева С. А. Салтово-маяцкая культура. – С. 65, 76.
8 Плетнева С. А. Аланы. Комплекс вооружения
воинов хазарского каганата. - [Електронный
ресурс]// - Режим доступа: www.alanica.ru/index.php/
9 Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии.- М., 1999. –С. 35, 43.
10 Плетнева С. А. Салтово-маяцкая культура. – С. 74.
11 Плетнева С. А. От кочевий к городам. – С. 95.
12
Плетнева С. А. Кочевники южнорусских степей
в эпоху средневековья ІV- XIII вв. [Електронный
ресурс]// - Режим доступа: www.historylib.org/
13 Плетнева С. А. От кочевий к городам. – С. 92.
14 Флерова В. Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. – М., 2001. – С. 86.
15 Там же. – С. 88.
16 Там же – С. 71.
17 Там же. – С. 60; Флерова В. Е. Граффити Хазарии. – М., 1997. – С. 38.
18 Абаев В. И. Дохристианская религия алан.
- [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.alanica.ru/articles/28-
19 Кузнецов. В. А. Очерки истории алан. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.iratta.com/alans/. - 02. 02. 2013.
20 Аксенов В. С. Салтовские кремационные комплексы с конскими начельниками из бассейна Северского Донца// Хазарский альманах. – Харьков, 2005. – Т. 4. – С. 183.
21 Аксенов В. С. Новые раннесредневековые захоронения Нетайловского могильника: раскопки 2002-2004 гг.// Хазарский альманах. – Харьков, 2005. – Т. 4. – С. 208.
22 Аксенов В. С. К вопросу о семантике некоторых женских наборов украшений салтовского времени из бассейна Северского Донца// Хазарский альманах. – Харьков, 2004. – Т. 3. – С. 209.
23 Аксенов В. С. Деревянные конструкции могильника салтовской культуры Красная Горка// Хазарский альманах. – Харьков, 2002. – Т. 1. – С. 10-11.
24
Аксенов В. С. Новые материалы к постпогребальной
обрядности аланского населения Подонцовья:
по материалам Верхнесалтовского IV катакомбного
могильника// Салтово-маяцька культура:
110 років від початку вивчення на Харківщині.
– Харків, 2011. – С. 9; Аксенов В. С. Рубежанский
катакомбный могильник салтово-маяцкой
культуры на Северском Донце. [Електронный
ресурс]// - Режим доступа:
www.vantit.ru/component/k2/
25 Аксенов В. С. Крестовидные подвески и проблема распространения християнства среди населения салтовской культуры Северского Донца// Хазарский альманах. – Харьков, 2004. – Т. 2. – С. 138-140.
26
Крыганов А. В. Кистени Салтово-Маяцкой
культуры Подонья. - [Електронный ресурс]//
- Режим доступа: www.south-rus.narod.ru/kisten.
27
Крыганов А. В. Крупнейший пункт Хазарии.
[Електронный ресурс]// - Режим доступа:
www.archaeology.kiev.ua/
28 Новосельцев А. П. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в Средние века// ВИ. – 1989. – № 9. – С. 22.
29 Талашов М. В. Наследие древних тюрков в Хазарии: миф или реальность// Ярославский педагогический вестник. – 2004. - № 1-2. – С. 38.
30 Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. – Л., 1979. – С. 147.
31 Талашов М. В. Наследие древних тюрков... – С. 40.
32 Геродот. Історія. – К., 1993. – С.77.
33
Ковалевская В. Б. Антропоморфные амулеты
VI—IX вв. на Северном Кавказе. - [Електронный
ресурс]// - Режим доступа: www.annales.info/kavkaz/small/
34 Дудко Д. М. Словяне и сармато-аланы: взаимовлияние в религиозно-мифологической сфере// Хазарский альманах. – Харьков, 2004. – Т. 2. – С. 44.
35 Дудко Д. М. Раннеславянское изображение божества с надписью из Фессалии и славяно-аланский образ пляшущего солнечного бога// Хазарский альманах. – Харьков, 2009. – Т. 8. – С. 179.
36 Субботин Л. В. Бронзовые амулеты салтово-маяцкой
культуры из левобережья Нижнего Дуная.
- [Електронный ресурс]// - Режим доступа:
www.annales.info/hazar/small/
37 Кузнецов. В. А. Очерки истории алан. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.iratta.com/alans/. - 02. 02. 2013.
38 Кузнецова Т. М. Зеркала в погребальном обряде сарматов// СА. - № 4. – 1988. – С. 58-60.
39 Абаев В. И. Дохристианская религия алан.
- [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.alanica.ru/articles/28-
40 Плетнева С. А. Салтово-маяцкая культура// Археология СССР: в 20 т. – М., 1981 – Т. 18. – С. 70.
41 Кузнецов. В. А. Ук. соч. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.iratta.com/alans/. - 02. 02. 2013.
42 Кузнецов. В. А. Очерки истории алан. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.iratta.com/alans/. - 02. 02. 2013.
43 Дудко Д. М. Словяне и сармато-аланы: взаимовлияние в религиозно-мифологической сфере. – С. 35.
44 Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. – Ереван, 1984. – С. 131.
45
Имам Б. Джагфар тарихы: летописи Джагфара.
- [Електронный ресурс]// - Режим доступа:
www.s155239215.onlinehome.us/
46 Кузнецов. В. А. Ук. соч. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.iratta.com/alans/. - 02. 02. 2013.
47 Артамонов М. И. Надписи на Баклажках Новочеркасского музея и на камнях Маяцкого городища// СА. --1954. - № 19 – С. 266.
48 Артамонов М. И. Саркел и некоторые другие укрепления Северно-западной Хазарии// СА.– 1940. – Т. 6. – С. 154.
49 Флерова В. Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. – М., 2001. – С. 86.
50 Там же.– C. 71.
51 Кузнецов В. А. Погребения аланского дружинника IX в.// СА. – 1974. - № 3 – С. 201.
52 Флерова В. Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. – С. 60.
53 Флерова В. Е. Граффити Хазарии. – М., 1997. – С. 38.
54 Аксенов В. С. К вопросу о семантике некоторых женских наборов украшений салтовского времени из бассейна Северского Донца// Хазарский альманах. – Харьков, 2004. – Т. 3. – С. 208.
55 Аксенов В. С. Деревянные конструкции могильника салтовской культуры Красная Горка// Хазарский альманах. – Харьков, 2002. – Т. 1. – С. 10-11.
56 Плетнева С. А. От кочевий к городам. – М.: Наука, 1967. – С. 92.
57 Аксенов В. С. Форпост Верхний Салтов.
[Електронный ресурс]// - Режим доступа:
www. sarkel.ru/istoriya/forpost_
58 Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. – М.: Наука, 1966. – 150-151.
59 Аксенов В. С. Новые материалы к постпогребальной обрядности аланского населения Подонцовья: по материалам Верхнесалтовского IV катакомбного могильника// Салтово-маяцька культура: 110 років від початку вивчення на Харківщині. – Харків, 2011. – С. 9.
60 Аксенов В. С. Рубежанский катакомбный
могильник салтово-маяцкой культуры на
Северском Донце. [Електронный ресурс]//
- Режим доступа: www.vantit.ru/component/k2/
61 Аксенов В. С. Старосалтовский катакомбный
могильник. – [Електронный ресурс]// - Режим
доступа: www.archaeology.kiev.ua/pub/
62 Татаринов С. И. Два праболгарских могильника на Северском Донце// СА. - № 1. – 1986. – С. 215.
63 Афанасьев Г. Е. Спорные вопросы в методике интерпретации разрушенных скелетов в памятниках салтово-маяцкой культуры//РА. – 2012. -№ 2. – С. 113-126.
64 Аксенов В. С. Повторное проникновение в захоронение Нетайловского грунтового могильника салтовской культуры – миф или реальность// Дриновский сборник. – Т. 5. – Харьков, 2012. – С. 49.
65 Плетнева С. А. От кочевий к городам. – С. 95.
66 Аксенов В. С. Повторное проникновение в захоронение Нетайловского грунтового могильника ... – С. 52.
67 Аксенов В. С. Новые раннесредневековые захоронения Нетайловского могильника: раскопки 2002-2004 гг.// Хазарский альманах. – Харьков, 2005. – Т. 4. – С. 213.
68 Плетнева С. А. Кочевники южнорусских
степей в эпоху средневековья ІV- XIII вв.
[Електронный ресурс]// - Режим доступа:
www.historylib.org/
69
Колода В. В. Исследования в Верхнем Салтове
в 1996 г. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www. archaeology.kiev.ua/journal/
70 Лаптев А. А. Тризны в культурном слое салтовских катакомбных могильников// Салтово-маяцька культура: 110 років від початку вивчення на Харківщині. – Харків, 2011. – С. 48.
71 Ковалевський А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана и его путешествия на Волгу в 921-922 гг. - Харьков, 1956 . – С. 124.
72 Рудницкий Р. Р. О зороастризме у алан в VII-IX вв.// Историко-археологический альманах.– 2001. - № 7. – С. 78.
73 Плетнева С. А. Салтово-маяцкая культура. – С. 74.
74 Флерова В. Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. – С. 88.
75 Станчев С. Р. Новый памятник ранней болгарской культуры: к вопросу о праболгарах// СА.– 1957. – Т. 27. – С. 130.
77
Колода В. В. Новые исследования катакомбных
погребений близ села Верхний Салтов.
- [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www. archaeology.kiev.ua/journal/
78 Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. – М., 2003. – С. 328-355, 434-435 .
79 Коковцов П. К. Еврейско-хазарская
переписка Х в./ П. К. Коковцов. - [Електронний
ресурс]// - Режим доступу: www.gumilevica.kulichki.net/
80 Кулаковский Ю. Христіанство у Аланъ// Византийский временник. – 1898. - Т. 5. - Вып. 1-2. – С. 2-3.
81 Бубенок О. Б. К вопросу о веротерпимости у хазар// Хазарский альманах. – Харьков, 2004. – Т. 3. – С. 28.
82 Аксенов В. С. Крестовидные подвески и проблема распространения християнства среди населения салтовской культуры Северского Донца// Хазарский альманах. – Харьков, 2004. – Т. 2. – С. 138-140.
83 Кравченко Э. Е. Городища среднего течения Северского Донца// Хазарский альманах. – Харьков, 2004. – Т. 3. – С. 256.
84 Флеров В. С. Постпогребальные обряды Центрального Предкавказья в І в. до н. э. – IV в. н. э. и Восточной Европы в IV в. до н. э. – XIV в. н. э. – М., 2007. – С. 183
85 Круглов Е. В. Подкурганное ямное погребение Салтово-маяцкой культуры из могильника Ольховка І// Салтово-маяцька культура: 110 років від початку вивчення на Харківщині. – Харків: Харківський науково-методичний центр охорони культурної спадщини, 2011. – С. 40.
86 Плетнева С. А. Салтово-маяцкая культура// Археология СССР: в 20 т. – М., 1981. Т. 18. – С. 72.