Возрастная структура населения и пенсионное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:59, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - исследовать особенности возрастно-половой структуры населения, произвести анализ, отразить наиболее серьезные проблемы, существующие в современной России и предложить пути и направления их оптимизации.
Объект исследования – особенности развития возрастной структуры населения и пенсионного дела, как система объективно складывающихся экономических отношений (политико-экономический подход) и как конкретно-историческая система, сложившаяся в РФ (институциональный подход). В эмпирическом плане в работе представлен обширный материал, характеризующий результаты деятельности как пенсионного фонда РФ, так и регионального пенсионного фонда Ивановской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Возрастная структура населения……………………………………..……5
1.1. Структура населения по полу……………………………………………...…5
1.2. Анализ возрастной структуры населения России………………………….10
1.3. Возрастно-половая структура……………………………………………….13
Глава 2. Экономическое отношение по поводу пенсионного дела……………....18
2.1. Пенсионный фонд…………………………………………………………....18
2.2. Пенсионная система РФ……………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………..25
Список используемой литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая демография.docx

— 140.63 Кб (Скачать файл)

2. Изменение отношений  между различными поколениями как в рамках семьи, так и в масштабах всего общества.

3. Отсутствие какой-либо  значимой собственности, на доходы  от которой человек наемного  труда мог бы себя содержать  в периоды нетрудоспособности. Невозможность  для абсолютного числа трудоспособных  в течение периода трудоспособности  заработать такой объем сбережений, на который можно было бы  жить период утраты трудоспособности.

4. Рост масштабов производства, а значит, и рост масштабов  наемного труда. Имеющаяся сеть  благотворительных учреждений уже  не может предоставить средства  для обеспечения всех нуждающихся  нетрудоспособных.

 

 

2.2. Пенсионная  система РФ

Объективные условия распределения пенсионного фонда приводят к необходимости разделить его на часть, которая идет на текущее потребление, и часть, которая сохраняется для потребления в будущем, а в настоящем – инвестируется в различные проекты. Одна из частей выступает как финансовая база для выплаты текущих пенсий, другая – это так называемый пенсионный капитал. 

По нашему мнению, пенсионный капитал – это часть стоимости рабочей силы, созданная в прошлом периоде ее функционирования и сохраненная (отложенная) с целью дальнейшего потребления в будущем, в период нетрудоспособности застрахованного работника.

Основной целью, которую мы ставим перед собой, вводя такую теоретическую категорию, как пенсионный капитал, является то, что по своему происхождению он является частью стоимости рабочей силы, находит свое выражение в конкретных инвестиционных проектах. За счет этого капитала создана часть национального богатства страны. Одна из основополагающих идей накопительной пенсионной системы как раз и состоит в том, чтобы работник, став пенсионером, продолжал бы жить как раз за счет той части стоимости своей рабочей силы, которая в свое время была не потрачена для текущего потребления, а отложена в виде пенсионного капитала не только с целью его сохранения, но и с целью преумножения. Это дает полное право пенсионеру не считаться иждивенцем общества, как это поверхностно может быть воспринято, не вдаваясь глубоко в механизм формирования стоимости рабочей силы и той части этой стоимости, которую мы определяем как пенсионный капитал.

Рассуждая о потребляемой части пенсии необходимо определить, какой именно уровень пенсии можно назвать оптимальным с точки зрения образа жизни пенсионера. Его можно назвать общественно-необходимым уровнем и все расчеты по оптимизации пенсионного фонда можно вести, учитывая выведенный общественно-необходимый уровень пенсии в стране на данный момент времени.

Общественно-необходимый уровень пенсии – это такой ее размер, который позволит удовлетворять общественно-необходимые потребности пенсионера в общественно-нормальных условиях его жизнедеятельности (т.е. при усредненном уровне удовлетворения этих потребностей для большинства пенсионеров).

Нами была апробирована методика расчета общественно-необходимого уровня пенсии (без учета лекарств и товаров длительного пользования). На ее основе мы получили такой уровень на конкретный период времени (апрель 2008 г.), сравнили с уровнем средней пенсии в Ивановской области на тот момент и выяснили, что для доведения ее размера до общественно-необходимого Ивановской области потребуется дополнительно 118 млн. рублей. Между тем, как региональный бюджет, так и региональный пенсионный фонд Ивановской области являются дотационными (доходы пенсионного фонда области только на треть собраны из собственных источников).

В общей социально-экономической системе общества можно выделить следующие факторы, оказывающие непосредственное, а зачастую и решающее влияние на формирование пенсионного фонда.

  1. Демографические факторы. Демографическая структура российского общества такова, что нагрузка, возложенная на работающее население в связи с обеспечением пенсионеров, уже крайне велика, и она постоянно увеличивается. В 1920-1930 гг. люди в возрасте более 60 лет составляли около 6% всего населения. К 1960 г их число выросло до 9%, а к началу 90-х годов доля лиц в указанном возрасте составляла уже около 16% всего населения, причем демографические прогнозы показывают резкий рост этого показателя в ближайшем будущем - до 20% к 2015 году.

  1. Факторы занятости населения. От количества занятых, и что особенно важно, от доли официально трудоустроенных напрямую будет зависеть состояние и устойчивость пенсионного фонда страны. Уже сейчас потребности экономики значительно превышают предложение со стороны экономически активного населения, численность которого в августе 2009 г. составила, по оценке Росстата, 75,75 миллиона человек, или около 54% от общей численности населения страны. Занятые составляют 70,97 млн. чел., т.е. еще меньше .

start="3"

 Факторы сферы доходов. Необходимо сформировать мотивированность к уплате страховых взносов у застрахованных. А здесь немалую роль будут играть трудовые доходы застрахованных, получаемые официальным путем. В 2009 г., по оценкам некоторых специалистов (Е. Ясин), скрытая заработная плата составляла до 35% общих доходов.

start="4"

 Финансово-кредитные факторы. Введенный в 2005 г. и действовавший до 2010 г. Единый социальный налог совершенно подменял истинную сущность и назначение платежей. Вместо того, чтобы служить средством страхования социальных рисков наемной рабочей силы, ЕСН превратился в очередную налоговую обузу для работодателей.  Что касается инвестирования средств пенсионного фонда, следует отметить, что порядка 93% застрахованных оставляют свою накопительную часть государственной управляющей компании (в отличие, например, от Швеции, где за 5 лет аналогичной пенсионной реформы к  частным компаниям перешли 65% застрахованных). За последние годы работа государственных инвесторов с пенсионными средствами не отличается высокой доходностью.

Влияние внешних факторов может серьезно разрушить устойчивость пенсионного фонда как системы. К сожалению, еще раз приходится констатировать, что все многообразие внешних факторов и тем более степень их влияния на пенсионный фонд в свое время учтено не было. В определенной степени именно поэтому сегодня пенсионный фонд находится в крайне неустойчивом состоянии, и поверхностными косметическими мерами уже не обойтись.8

Системная устойчивость пенсионной системы – это способность элементов системы через ее институты достигать наиболее значимых своих целей, сохраняя при этом состояние, близкое к  равновесию, эффективно выполняя свои функции как в условиях постоянных внутренних бифуркаций системы, так и при возмущающем воздействии внешней среды.

Определяя системную устойчивость пенсионной системы через качество выполнения системой ее функций и состояние равновесности, анализируя полученные результаты, мы тем самым определяем, насколько система справляется с поставленным перед ней комплексом целей и задач. Если же пенсионная система выполняет свои функции неэффективно, в ее работе проявляются системные недостатки.

Системный недостаток – это серьезное нарушение в деятельности и системных связях пенсионной системы, приводящее к отрицательным результатам, проявившимся в ходе выполнения пенсионной системой своих функций, к нарушению равновесности и устойчивости, а то и целостности всей системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Структура населения по полу – распределение населения на мужчин и женщин, может характеризоваться равной численностью полов, мужским или женскимперевесом и степенью этого перевеса.

Возрастная структура населения – распределение населения по возрастным

группам и возрастным контингентам.           Структура населения по возрасту

может быть представлена однолетними данными и группами возрастов, а так же

тенденцией изменения возрастного состава, например постарения или омоложения.

В возрастной структуре населения рассматривают чаще всего состав населения поодногодичным, пятилетним или десятилетним возрастным группам (интервалам), атакже по целевым укрупненным возрастным группам (контингентам). В возрастнойструктуре населения постоянно наблюдаются изменения, из которых наиболеехарактерным является следующее. При снижении рождаемости и росте среднейпродолжительности жизни происходит увеличение доли населения старшихвозрастов, которое называется демографическим старением. Возрастная структуранаселения влияет на социальные процессы на отдельных территориях. Онаоказывает закономерное влияние на естественное движение населения, котороевыражается показателями рождаемости, смертности, брачности.Соотношение полов в населении – важный фактор брачности и формированиясемейной структуры населения.

       Так же в  своей курсовой работе я рассмотрела  систему пенсионного дела Российской Федерации. Различные формы заботы общества о нетрудоспособных появились еще в Древнем мире, но сначала они носили характер отдельных мер. В настоящее время материальное обеспечение детей, инвалидов и престарелых является главным направлением социальной политики государства. В Российской Федерации право на получение пенсии устанавливается конституционно. В соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ» назначаются трудовые пенсии по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца и за выслугу лет. Граждане РФ, не имеющие права на трудовую пенсию, получают социальную пенсию.

Широкое распространение в нашей стране получили льготные пенсии за работу на предприятиях с вредными условиями труда, что приводит к непозволительной расточительности нынешней пенсионной системы. Преобразование льготного пенсионного обеспечения должно стать одним из основных направлений пенсионной реформы, так как, если ничего не менять,  из-за сложившейся масштабной системы льгот, даже при нормальной экономике, вряд ли возможно поддержание выплачиваемых пенсий на хорошем уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Андреев Е., Вишневский  А. и др. Еженедельник "ДемоскопWeekly" // Российская половозрастная пирамида. № 215 – 216 от 26 сентября - 9 октября 2005.

2. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов.- М.: Нота Бене, 2003. – 272 с.

3. Бутов В.И.Демография / Под  ред. В.Г. Игнатова. Учебное пособие  для студентов вузов, получающих  образование в области демографии, экономики и социологии. Изд-во  МарТ, 2003. - 592 с.

4. Демографический ежегодник  России. Статистический сборник./ Госкомстат  России. Москва, 1999. 386с.

5. Демография. Учеб. пособие / Под ред. В. Г. Глушковой, М.: КноРус, 2004.

6. История статистики в  СССР. Реферативно-библиографический  справочник. Госкомстат СССР, НИИ  статистики, Музей статистики. М, 1988.

7. Медков В.М. Демография. Учебник для вузов: доп. м-вом образов. РФ.- М.: ИНФРА-М, 2005.

8. Медков В.М. Основы демографии: Учебное пособие для вузов.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.- 448 с.

9. Народонаселение. Энциклопедический  словарь. Главный редактор Г.Г. Меликьян. М.- Большая Российская Энциклопедия, 1994.

10. Население России за 100 лет (1897-1997). Статистический сборник. / Госкомстат России. М, 1998. 222с.

11. Тихомирова Н.П. Демография. Методы анализа и прогнозирования. Учеб.пособие для вузов.- М.: Экзамен, 2205.- 256 с.

12. Российский статистический  ежегодник. 1999: Статистич. сб. / Росстат.

13. www.gks.ru

14. Гурьева О.Ю. Пенсионное дело: взаимосвязь политико-экономического и институционального подходов: Монография. М.: Дашков и К, 2009. 272 с. (17,0 п.л.)

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Классификация возраста [8, с.119]

 

Календарный возраст

Период жизни человека

1-7 дней

Новорожденные

7 дней – 1 год

Младенцы

1-3 года

Раннее детство

4-7 лет

Первое детство

8-12 лет (мальчики)

Второе детство

8-11 лет (девочки)

13-16 лет (мальчики)

Подростки

12-15 лет (девочки)

17-21 год

Юноши

16-20 лет

Девушки

22-35 лет (мужчины)

Первый период зрелости

21-35 лет (женщины)

36-60 лет (мужчины)

Второй период зрелости

36-55 лет (женщины)

61-74 года (мужчины)

Пожилые люди

56-74 года (женщины)

75-90 лет

Старые люди

Старше 90 лет

Долгожители


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Возрастная структура населения и пенсионное дело