Индия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:23, реферат

Краткое описание

Индия размещена в Южной Азии на полуострове Индостан. На севере она граничит с Бутаном (протяженность границы – 700 км), Китаем (4056 км) и Непалом (1751 км), на востоке – с Бангладеш (4351 км) и Мьянмой (Бирма, 1143 км), на северо-западе – с Пакистаном (3244 км) и Афганистаном (106 км). На востоке омывается Бенгальским заливом (Bay of Bengal), на юге – Полкским заливом и проливом (Palk Bay и Palk Strait) и Индийским океаном (Indian Ocean), на западе – Аравийским морем (Arabian Sea). Узенький Полкский пролив и Манарский залив отделяют Индию от Шри-Ланки.

Вложенные файлы: 1 файл

Территория2.doc

— 840.50 Кб (Скачать файл)

Вступление Индии на путь индустриализации резко повысило значение её топливных и сырьевых ресурсов.

Для промышленного использования  особенно удобны те районы, где полезные ископаемые образуют территориальные  сочетания; они находятся главным  образом на Деканском плоскогорье. Поэтому здесь и возникли главные промышленные постройки тяжёлой индустрии. Они стали своеобразными, как говорят, «полюсами роста».

    В химической промышленности  выделяется производство минеральных  удобрений. Растет значение нефтехимии. Производятся смолы, пластмассы, химическое волокно, синтетический каучук. Развита фармацевтика. Химическая промышленность представлена во многих городах страны.

    Легкая промышленность - традиционная отрасль экономики  Индии. Особенно выделяются хлопчатобумажная  и джутовая отрасли. По выпуску хлопчатобумажных тканей Индия является одной из ведущих стран мира, а по производству изделий из джута (технических, упаковочных, мебельных тканей, ковров) занимает первое место. Крупнейшими центрами хлопчатобумажной промышленности являются Бомбей и Ахмадабад, джутовой - Калькутта, Текстильные фабрики имеются во всех крупных городах страны. В экспорте Индии изделия текстильной и швейной промышленности составляют 25%.

Пищевая промышленность производит товары и для внутреннего потребления, и на экспорт. Наиболее широкую известность в мире получил индийский чай. Его производство сконцентрировано в Калькутте и на юге страны. По экспорту чая Индия занимает первое место в мире.

                   

7)Сельское хозяйство.

В целом  Индия  имеет  вполне  благоприятные природные предпо­сылки для развития сельского хозяйства. Для ее земельного фонда характерен чрезвычайно высокий (более 1/2 всей территории) уро­вень распаханности.  По общим размерам обрабатываемых земель она уступает только США. Агроклиматические условия на большей ее части благоприятные и позволяют заниматься земледелием круглый год.  Для большинства районов характерно  обилие  тепла  (сумма  активных температур 4000° - 8000° в год).  Лимитирует лишь недостаток влаги. Вот почему в стране орошается 2/5  всех  посевных площадей,  и по общей площади орошаемых земель она лишь немного уступает Китаю.

 

    Индия - страна  древней   земле­дельческой культуры,  и   ее сельское хозяйство имеет  ярко выра­женную растениеводческую  направленность.  Растениеводство - преимущественно трудоинтенсивное - дает более 4/5 всей стоимо­сти сельскохозяйственной продукции, причем примерно такая же часть всей посевной площади занята продовольственными культу­рами. Животноводство, несмотря на наличие самого 6ольшого в мире поголовья скота,  развито гораздо слабее.  Товарное ското­водство встречается довольно редко, а крупный рогатый скот ис­пользуется главным образом в качестве тягловой силы на полевых работах.  Что  же касается  размеров  поголовья,  то  оно  в значи­тельной мере объясняется воззрениями индуизма,  запрещающими убивать <священных> коров. В результате  поголовье совершенно непродуктивного и неработоспособного беспородного скота исчис­ляется десятками миллионов голов.

 

    После завоевания  независимо­сти  в стране произошли большие аграрные преобразования. Была начата аграрная реформа,  направленная на ликвидацию крупного помещичьего землевладения и наделение землей крестьян. Но проводилась она недостаточно последовательно и привела к укре­плению кулацкой верхушки, которая в первую очередь и восполь­зовалась плодами начавшейся в 60-е годы «зеленой революции»,  увеличив тем самым социальное расслоение общества. Об успехах «зеленой революции» в Индии написано очень много. Действи­тельно, она привела к тому, что валовой сбор зерновых в стране увеличился до 185 млн. т. (3 место после Китая, США) и позволил отказаться от дорогостоящего импортного зерна. Но нельзя забы­вать и о том,  что такое самообеспечение было достигнуто при предельно низком уровне потребления зерна (230 - 240 на душу населения в год).  То же относится и к душевому потреблению дру­гих продуктов питания: мяса - 1,6 кг,  животного масла - 1 кг, рыбы - 1 кг, молока -55 л, яиц -  24 штуки.  Причем это средние показа­тели,  которые не должны скрывать того обстоятельства, что 60 %  населения Индии по-прежнему живет за официальной чертой бедности,  в условиях постоянного недоедания и даже голода.

 

    На этом общем фоне  отдельные районы Индии сильно  отличаются друг от друга, как  по природным условиям, так и по уровню товарности и характеру специализации, сельского хозяйства.

 

    Наиболее благоприятна  для земледелия Индо-Гангская  низмен­ность,  относительно благоприятны  равнины и низменности на вос­токе  и северо-востоке страны и менее  благоприятны районы,  рас­положенные в центральной и южной частях Индостана. Исходя из основной специализации земледелия,  в самом общем, генерализо­ванном виде в Индии можно выделить три главных района.

 

    Первый из них - район   с  преобладанием посевов пшеницы,  хотя здесь возделываются также рис, просо, хлопчатник, масличные культуры, сахарный тростник. Он расположен на территории штатов Пенджаб,  Харьяна и Уттар-Прадеш.  Хотя и меньше, чем в других, частях Ин­дии, здесь также выражены два основных сельскохозяйственных сезона: летний (хариф) и зимний (раби). В летний сезон - главным источником влаги служат муссонные  дожди,  диктующие все ос­новные сроки полевых работ,  а в зимний, сухой сезон поля нужда­ются в искусственном орошении.

 

    Роль основной житницы  страны выполняет сравнительно небольшой по территории штат Пенджаб (Панджаб), что в переводе значит «Пятиречье».  Действительно, до выделения Пакистана в 1947 году его территории охватывала бассейны пяти главных притоков Инда:  Сатледжа, Биаса, Рави, Чи­наба и Джелама. Здесь были созданы самые крупные  в  стране оросительные системы.  Но после раздела бывшей Британской Ин­дии основная их часть оказалась в пределах Пакистана. Поэтому  в  Пенджабе с самого начала большое внимание уделялось гидротех­ническому строительству.  Поэтому в 1948 - 1970 годах здесь на реке Сатледж был сооружен крупнейший в стране гидроузел Бха­кра-Нангал, включающий ГЭС мощностью в 1,1 млн. кВт и систему оросительных каналов  общей длиной  4,5  тыс. км;  с их помощью в Пенджабе и соседних штатах было орошено 1,5 млн. га земель.  Затем были построены и другие гидроузлы,  и оросительные  сис­темы.

 

    Ирригация  способствовала  тому,  что именно в Пенджабе  началась и в наибольшей мере  проявилась  (в условиях Индии)  «зеленая революция». Она охватила, прежде всего, преобладающие здесь хозяйства кулаков и зажиточных крестьян - преимущественно сикхов, широко применяющих также  сельскохозяйственную тех­нику и минеральные удобрения. В результате доля Пенджаба в об­щеиндийском сборе пшеницы, которая выращивается в сезон раби,  выросла до 40%.   Значительно увеличились также сборы риса, длинноволокнистого хлопчатника, других культур.

 

    Штат Харьяну можно  назвать своего рода уменьшенной  копией Пенджаба. Напоминает его  и самый большой по населению  штат Уттар-Прадеш - крупнейший производитель пшеницы, но также бо­бовых и масличных культур, сахарного  тростника,  картофеля  и овощей,  лежащий уже полностью в пределах Гангской низменности.

 

    Второй район - район  с преобладанием по­севов риса,  хотя наряду с ним здесь возделываются также сахар­ный тростник, джут, просяные и масличные культуры,  пшеница.  Он занимает  значительно  большую площадь,  чем  пшеничный район,  охватывая основную часть низменностей Ганга и Брахмапутры,  восточную часть Деканского плоскогорья,  а также Коромандельский и Малабарский берега Индостана.  Но ядро его находится в пределах штатов Западная  Бенгалия,  Бихар,  Орисса  и  отчасти  Уттар-Прадеш.

 

    Рис здесь возделывают  уже на протяжении тысячеле­тий. Высевают его обычно в начале сезона хариф,  когда стоит су­хая и жаркая погода  с майскими температурами до 42 - 44°С.  С на­ступлением в начале июня муссонных дождей рисовые поля покры­ваются водой,  а уборку урожая производят уже осенью.  Но при искусственном орошении, которое обеспечивается с помощью, как крупных оросительных  систем,  так  и  колодцев (скважин),  рис успешно выращивается и в сезон раби.

    Третий сельскохозяйственный  район Индии занимает  основную  часть  Деканского  плоскогорья.  Он  не  имеет такой четкой  специализации.  Из зерновых культур здесь выращивают преимущественно джовар и другие  про­сяные,  но  также рис,  пшеницу,  кукурузу, из технических - корот­коволокнистый хлопчатник.  Общий уровень сельского хозяйства,  его урожайность и товарность здесь значительно ниже,  орошается только 1/7 посевных площа­дей.  Даже хлопчатник выращивается не на поливных землях, хотя под его посевы используются преимущественно наиболее плодо­родные темноцветные глинистые почвы на базальтовых покровах - регуры. Поэтому и урожайность хлопчатника в Индии составляет 26 Ц./га,  что значительно ниже среднемировой (55 Ц./га), не говоря уже о США или Узбекистане. На Индию приходится 1/4 всех посе­вов хлопчатника в мире,  но по сбору хлопка она занимает лишь четвертое место.

    Кроме этих трех основных районов, в Индии можно выделить еще несколько более узко специализированных районов сельского хозяйства.  Это, например, низовья Ганга в За­падной Бенгалии, где фактически монокультурой служит джут. Или Ассамская долина на северо-востоке, которая еще в конце ХIХ века превратилась в один из крупнейших чаепроизводящих  районов  мира.  Или Малабарское побережье - крупнейший поставщик коко­сов,  а также черного перца и других пряностей.  В большинстве из них преобладает плантационное хозяйство.

8)Транспорт.

Индия принадлежит к числу стран  Азии с относительно развитым транспортом. Во внутренних перевозках главную роль играют железные дороги, общая протяженность  которых достигает 59 тыс. км. Однако на эффективность работы железнодорожного транс­порта отрицательно влияют неравномерность густоты его в разных частях страны, разноколейность дорог, изношенность подвижного со­става.   Последний недостаток активно ликвидируется: Индия полностью обеспечивает себя тепловозами и подвижным составом, и даже часть его экспортирует. Главные железнодорожные магистрали проходят вдоль долины Ганга и морских побережий, пересекают полуостров Индос­тан.

На втором месте во внутренних перевозках стоит автомобильный транспорт. Сеть автодорог превышает 3,3 млн. км. Скоростные национальные автострады соединяют между собой крупнейшие города. Более 90% внешнеторгового товарооборота приходится на морской транс­порт. Торговый флот имеет суда общим тон­нажем около 6,8 млн. бр.-рег. т. Индия имеет 11 международных и 140 каботажных портов, но около 3/4 внешнеторгового грузооборота проходят всего через два порта — Мумбаи и Калькутту.

Воздушные линии обслуживаются  пятью международными аэропортами (государственная компания «Индиан  Эйрлайнс») и 90 внутренними, на которых  работают одна государственная и семь частных компаний.

Автомобильные дороги

Скоростное шоссе Мумбаи - Пуна

На 2009 г. общая сеть автомобильных  дорог страны составляет 3 320 410 км, что  делает её третьей по протяженности  в мире. Сеть федеральных дорог  Индии (National Highways) связывает все главные города и столицы штатов страны. На 2005г. их длина составляла 66 590 км, из которых 200 км определялись как скоростные шоссе. Согласно NHAI (National Highways Authority of India), автомобильные дороги обеспечивают около 65% грузовых и 80% пассажирских перевозок. Федеральные дороги обеспечивают 40% дорожного движения, хотя и составляют всего 2% от общей сети дорог. Последние несколько лет средний рост количества транспортных средств составляет 10.16% в год.

В Индии широко распространены велосипеды и моторизированный транспорт: мотоциклы и мотороллеры. Эти виды транспорта доступны широким слоям населения и удобны в использовании на загруженных городских улицах.

Железные дороги

Железные дороги впервые появились  в Индии в 1853г, управляются государственной  компанией Indian Railways. Общая длина  путей составляет 64 015 км, и тем  самым занимает четвёртое место  в мире. Ежегодно железные дороги страны перевозят более 6 миллиардов пассажиров и более 350 миллионов тонн грузов.

Общественный транспорт

Автобусы

Автобусы занимают более 90% общественного транспорта в городах Индии и являются дешевым и довольно удобным средством передвижения для всех классов населения. Автобусные компании главным образом являются собственностью правительства штатов.

Авторикши

Стоянка тук-туков в Гоа

Довольно популярным транспортом  также являются авторикши (тук-тук), которые представляют собой крытый трёхколёсный мотороллер, обычно без дверей. Обычно они желтого, черного или зелёного цвета, однако их образ зависит от местности. Тук-тук – дешевый и быстрый транспорт, удобный для перемещения в крупных городах. Среди его минусов можно назвать то, что водители зачастую завышают плату за проезд или отказываются везти в определённое место, также это весьма опасный транспорт: часты аварии и отсутствуют системы безопасности. Мумбаи – единственный город, где доступ авторикш в некоторые части города запрещён законом, также за проезд здесь введена нормированная плата.

Такси

Большая часть такси в стране – автомобили индийского производства. Их расцветка зависит от штата, например в Дели и Махараштре большинство машин желто-черной расцветки, а в Западной Бенгалии – желтой. Частные операторы такси зачастую не имеют особой определённой раскраски, однако все они по закону должны быть зарегистрированы и иметь счётчик.

Железнодорожный транспорт

Пригородное железнодорожное сообщение  в Индии весьма ограничено и действует  лишь в Мумбаи, Калькутте, Ченнаи и  Дели. Пригородная железная дорога Мумбаи – старейшая система в  стране, действует с 1867г. и перевозит 6.3 миллионов пассажиров ежедневно, что делает её одной из самых загруженных в мире. Первая система метрополитена в индии была построена в Калькутте в 1984г., делийское метро появилось в 2002г. и перевезло за первые 7 лет работы более миллиарда пассажиров. На сегодняшний день трамвайная система имеется только в Калькутте, ранее существовали также системы в Мумбаи, Канпуре, Ченнаи и Нашике.


Порты

13 главных портов страны: Нави Мумбаи, Мумбаи, Калькутта, Парадип, Вишахкапатнам, Энноре, Ченнаи, Тутикорин, Кочин, Новый Мангалор, Мормугао, Кандла и Порт-Блэр. Имеется также 187 малых и средних портов.

Авиация

Аэропорт им. Индиры Ганди в Дели, самый загруженный в стране

Информация о работе Индия