Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:23, реферат
Индия размещена в Южной Азии на полуострове Индостан. На севере она граничит с Бутаном (протяженность границы – 700 км), Китаем (4056 км) и Непалом (1751 км), на востоке – с Бангладеш (4351 км) и Мьянмой (Бирма, 1143 км), на северо-западе – с Пакистаном (3244 км) и Афганистаном (106 км). На востоке омывается Бенгальским заливом (Bay of Bengal), на юге – Полкским заливом и проливом (Palk Bay и Palk Strait) и Индийским океаном (Indian Ocean), на западе – Аравийским морем (Arabian Sea). Узенький Полкский пролив и Манарский залив отделяют Индию от Шри-Ланки.
Вступление Индии на путь индустриализации резко повысило значение её топливных и сырьевых ресурсов.
Для промышленного использования особенно удобны те районы, где полезные ископаемые образуют территориальные сочетания; они находятся главным образом на Деканском плоскогорье. Поэтому здесь и возникли главные промышленные постройки тяжёлой индустрии. Они стали своеобразными, как говорят, «полюсами роста».
В химической промышленности
выделяется производство
Легкая промышленность
- традиционная отрасль
Пищевая промышленность производит товары и для внутреннего потребления, и на экспорт. Наиболее широкую известность в мире получил индийский чай. Его производство сконцентрировано в Калькутте и на юге страны. По экспорту чая Индия занимает первое место в мире.
В целом Индия имеет вполне благоприятные природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Для ее земельного фонда характерен чрезвычайно высокий (более 1/2 всей территории) уровень распаханности. По общим размерам обрабатываемых земель она уступает только США. Агроклиматические условия на большей ее части благоприятные и позволяют заниматься земледелием круглый год. Для большинства районов характерно обилие тепла (сумма активных температур 4000° - 8000° в год). Лимитирует лишь недостаток влаги. Вот почему в стране орошается 2/5 всех посевных площадей, и по общей площади орошаемых земель она лишь немного уступает Китаю.
Индия - страна древней
земледельческой культуры, и
ее сельское хозяйство имеет
ярко выраженную
После завоевания независимости в стране произошли большие аграрные преобразования. Была начата аграрная реформа, направленная на ликвидацию крупного помещичьего землевладения и наделение землей крестьян. Но проводилась она недостаточно последовательно и привела к укреплению кулацкой верхушки, которая в первую очередь и воспользовалась плодами начавшейся в 60-е годы «зеленой революции», увеличив тем самым социальное расслоение общества. Об успехах «зеленой революции» в Индии написано очень много. Действительно, она привела к тому, что валовой сбор зерновых в стране увеличился до 185 млн. т. (3 место после Китая, США) и позволил отказаться от дорогостоящего импортного зерна. Но нельзя забывать и о том, что такое самообеспечение было достигнуто при предельно низком уровне потребления зерна (230 - 240 на душу населения в год). То же относится и к душевому потреблению других продуктов питания: мяса - 1,6 кг, животного масла - 1 кг, рыбы - 1 кг, молока -55 л, яиц - 24 штуки. Причем это средние показатели, которые не должны скрывать того обстоятельства, что 60 % населения Индии по-прежнему живет за официальной чертой бедности, в условиях постоянного недоедания и даже голода.
На этом общем фоне отдельные районы Индии сильно отличаются друг от друга, как по природным условиям, так и по уровню товарности и характеру специализации, сельского хозяйства.
Наиболее благоприятна
для земледелия Индо-Гангская
низменность, относительно благоприятны
равнины и низменности на вос
Первый из них - район
с преобладанием посевов
Роль основной житницы страны выполняет сравнительно небольшой по территории штат Пенджаб (Панджаб), что в переводе значит «Пятиречье». Действительно, до выделения Пакистана в 1947 году его территории охватывала бассейны пяти главных притоков Инда: Сатледжа, Биаса, Рави, Чинаба и Джелама. Здесь были созданы самые крупные в стране оросительные системы. Но после раздела бывшей Британской Индии основная их часть оказалась в пределах Пакистана. Поэтому в Пенджабе с самого начала большое внимание уделялось гидротехническому строительству. Поэтому в 1948 - 1970 годах здесь на реке Сатледж был сооружен крупнейший в стране гидроузел Бхакра-Нангал, включающий ГЭС мощностью в 1,1 млн. кВт и систему оросительных каналов общей длиной 4,5 тыс. км; с их помощью в Пенджабе и соседних штатах было орошено 1,5 млн. га земель. Затем были построены и другие гидроузлы, и оросительные системы.
Ирригация способствовала тому, что именно в Пенджабе началась и в наибольшей мере проявилась (в условиях Индии) «зеленая революция». Она охватила, прежде всего, преобладающие здесь хозяйства кулаков и зажиточных крестьян - преимущественно сикхов, широко применяющих также сельскохозяйственную технику и минеральные удобрения. В результате доля Пенджаба в общеиндийском сборе пшеницы, которая выращивается в сезон раби, выросла до 40%. Значительно увеличились также сборы риса, длинноволокнистого хлопчатника, других культур.
Штат Харьяну можно
назвать своего рода
Второй район - район
с преобладанием посевов риса,
Рис здесь возделывают
уже на протяжении тысячеле
Третий сельскохозяйственный район Индии занимает основную часть Деканского плоскогорья. Он не имеет такой четкой специализации. Из зерновых культур здесь выращивают преимущественно джовар и другие просяные, но также рис, пшеницу, кукурузу, из технических - коротковолокнистый хлопчатник. Общий уровень сельского хозяйства, его урожайность и товарность здесь значительно ниже, орошается только 1/7 посевных площадей. Даже хлопчатник выращивается не на поливных землях, хотя под его посевы используются преимущественно наиболее плодородные темноцветные глинистые почвы на базальтовых покровах - регуры. Поэтому и урожайность хлопчатника в Индии составляет 26 Ц./га, что значительно ниже среднемировой (55 Ц./га), не говоря уже о США или Узбекистане. На Индию приходится 1/4 всех посевов хлопчатника в мире, но по сбору хлопка она занимает лишь четвертое место.
Кроме этих трех основных районов, в Индии можно выделить еще несколько более узко специализированных районов сельского хозяйства. Это, например, низовья Ганга в Западной Бенгалии, где фактически монокультурой служит джут. Или Ассамская долина на северо-востоке, которая еще в конце ХIХ века превратилась в один из крупнейших чаепроизводящих районов мира. Или Малабарское побережье - крупнейший поставщик кокосов, а также черного перца и других пряностей. В большинстве из них преобладает плантационное хозяйство.
Индия принадлежит к числу стран Азии с относительно развитым транспортом. Во внутренних перевозках главную роль играют железные дороги, общая протяженность которых достигает 59 тыс. км. Однако на эффективность работы железнодорожного транспорта отрицательно влияют неравномерность густоты его в разных частях страны, разноколейность дорог, изношенность подвижного состава. Последний недостаток активно ликвидируется: Индия полностью обеспечивает себя тепловозами и подвижным составом, и даже часть его экспортирует. Главные железнодорожные магистрали проходят вдоль долины Ганга и морских побережий, пересекают полуостров Индостан.
На втором месте во внутренних перевозках стоит автомобильный транспорт. Сеть автодорог превышает 3,3 млн. км. Скоростные национальные автострады соединяют между собой крупнейшие города. Более 90% внешнеторгового товарооборота приходится на морской транспорт. Торговый флот имеет суда общим тоннажем около 6,8 млн. бр.-рег. т. Индия имеет 11 международных и 140 каботажных портов, но около 3/4 внешнеторгового грузооборота проходят всего через два порта — Мумбаи и Калькутту.
Воздушные линии обслуживаются пятью международными аэропортами (государственная компания «Индиан Эйрлайнс») и 90 внутренними, на которых работают одна государственная и семь частных компаний.
Скоростное шоссе Мумбаи - Пуна
На 2009 г. общая сеть автомобильных дорог страны составляет 3 320 410 км, что делает её третьей по протяженности в мире. Сеть федеральных дорог Индии (National Highways) связывает все главные города и столицы штатов страны. На 2005г. их длина составляла 66 590 км, из которых 200 км определялись как скоростные шоссе. Согласно NHAI (National Highways Authority of India), автомобильные дороги обеспечивают около 65% грузовых и 80% пассажирских перевозок. Федеральные дороги обеспечивают 40% дорожного движения, хотя и составляют всего 2% от общей сети дорог. Последние несколько лет средний рост количества транспортных средств составляет 10.16% в год.
В Индии широко распространены велосипеды и моторизированный транспорт: мотоциклы и мотороллеры. Эти виды транспорта доступны широким слоям населения и удобны в использовании на загруженных городских улицах.
Железные дороги впервые появились в Индии в 1853г, управляются государственной компанией Indian Railways. Общая длина путей составляет 64 015 км, и тем самым занимает четвёртое место в мире. Ежегодно железные дороги страны перевозят более 6 миллиардов пассажиров и более 350 миллионов тонн грузов.
Автобусы занимают более 90% общественного транспорта в городах Индии и являются дешевым и довольно удобным средством передвижения для всех классов населения. Автобусные компании главным образом являются собственностью правительства штатов.
Стоянка тук-туков в Гоа
Довольно популярным транспортом также являются авторикши (тук-тук), которые представляют собой крытый трёхколёсный мотороллер, обычно без дверей. Обычно они желтого, черного или зелёного цвета, однако их образ зависит от местности. Тук-тук – дешевый и быстрый транспорт, удобный для перемещения в крупных городах. Среди его минусов можно назвать то, что водители зачастую завышают плату за проезд или отказываются везти в определённое место, также это весьма опасный транспорт: часты аварии и отсутствуют системы безопасности. Мумбаи – единственный город, где доступ авторикш в некоторые части города запрещён законом, также за проезд здесь введена нормированная плата.
Большая часть такси в стране – автомобили индийского производства. Их расцветка зависит от штата, например в Дели и Махараштре большинство машин желто-черной расцветки, а в Западной Бенгалии – желтой. Частные операторы такси зачастую не имеют особой определённой раскраски, однако все они по закону должны быть зарегистрированы и иметь счётчик.
Пригородное железнодорожное сообщение в Индии весьма ограничено и действует лишь в Мумбаи, Калькутте, Ченнаи и Дели. Пригородная железная дорога Мумбаи – старейшая система в стране, действует с 1867г. и перевозит 6.3 миллионов пассажиров ежедневно, что делает её одной из самых загруженных в мире. Первая система метрополитена в индии была построена в Калькутте в 1984г., делийское метро появилось в 2002г. и перевезло за первые 7 лет работы более миллиарда пассажиров. На сегодняшний день трамвайная система имеется только в Калькутте, ранее существовали также системы в Мумбаи, Канпуре, Ченнаи и Нашике.
Порты
13 главных портов страны: Нави Мумбаи, Мумбаи, Калькутта, Парадип, Вишахкапатнам, Энноре, Ченнаи, Тутикорин, Кочин, Новый Мангалор, Мормугао, Кандла и Порт-Блэр. Имеется также 187 малых и средних портов.
Аэропорт им. Индиры Ганди в Дели, самый загруженный в стране