Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:04, контрольная работа
Решение современных проблем государственного переустройства Беларуси, ставшей независимой республикой, предполагает учет исторического опыта пройденного пути. Знание логики развития государственно-правовых форм – одно из необходимых условий выработки реальной государственной политики вообще.
Все периоды в истории белорусского народа заслуживают пристального внимания исследователей. Но исключительно важно для понимания закономерностей общественного развития этапы истории, которые связаны с коренными поворотами в судьбе народа, повлекшие перемены во всех сферах общественной и государственной жизни. Таким периодом для Беларуси, как и для народов всей России, были 1917-1920 гг., увенчавшиеся образованием Союза Советских Социалистических Республик и оказавшие громадное влияние на ход мировой истории.
Однако съезд не выработал единой позиции по аграрным преобразованиям. Основная борьба на нем шла вокруг проблемы о формах самоопределения Беларуси и ее взаимоотношениях с Россией. Ни одно из этих предложений принято не было. Но съезд принял компромиссное решение об установлении власти Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов временно, поручив Совету в ближайшее время созвать Учредительное собрание. Оно и должно было решить вопрос о белорусской государственности. Однако эти решения остались невыполненными. Создан был только Совет съезда (43 человека).
Руководители Северо-Западного ОК РСДРП (б) не посчитали нужным активно включиться в работу съезда. СНК Западной области и фронта 18 декабря 1917 года распустил съезд, а его президиуму предложил покинуть пределы области и фронта. 18 декабря на подпольном заседании члены президиума создали Исполком Совета съезда, который стал политическим центром организации борьбы против советской власти.
Поскольку руководство Западной области практически никаких мер по национально-государственному строительству в Беларуси не предпринимало, а требования о самоопределении Беларуси считало антисоветскими и контрреволюционными, Исполком Совета Всебелорусского съезда попытался взять создание белорусского государства в свои руки. 21 февраля 1918 года он обратился к народу с 1-й Уставной грамотой, в которой объявил себя властью в Беларуси. Из представителей только социалистических партий был создан временный исполнительно-распорядительный орган – Народный секретариат во главе с И. Воронкой. 24 февраля 1918 г. делегация Народного Секретариата посетила представителя германского командования и высказала свою лояльность к власти интервентов [4, с. 110-112].
3
марта 1918 между Советской Россией
и Германией был заключен Брест
9
марта 1918 г. на торжественном
заседании Исполкома Совета
25
марта 1918 г. Рада приняла 3-ю
Уставную грамоту, в которой
декларировалось отделение БНР
от Советской России. БНР объявлялась
«независимым и свободным
Попытки создания БНР не нашли поддержки у народных масс Беларуси. Одной из причин этого была лояльная позиция Рады по отношению к немецким оккупационным властям. Землю крестьяне также не получили, более того, ее возвращали помещикам. Сомнительной была и легитимность этого государственного образования: решение о его создании принял никем не избранный орган – созданный Советом съезда исполком. Власть Рады БНР заключалась только в национальном представительстве при немецкой оккупационной администрации и в других второстепенных функциях. Германия продолжала рассматривать Беларусь как часть Советской России.
Принятие 3-й Уставной грамоты и посылка телеграммы германскому императору с просьбой о помощи в создании ее государственной независимости вызвали политический кризис в руководстве БНР. Из состава Рады вышли представители ряда партий, БСГ раскололась [5, с. 154-155].
Подъем
освободительной борьбы против немецких
оккупантов, консолидация большинства
населения вокруг большевиков заставили
активизироваться и деятелей белорусского
национального движения. Они начали
новую реорганизацию своих
Мелкобуржуазные партии с недоверием встретили эту программу и потребовали более гибкой политики правительства. Не располагая властью, деятели БНР продолжали попытки создания белорусского государства. Однако добиться политического влияния Раде не удалось.
Переехав
в Вильно в связи с приближением
Красной Армии к Минску, Рада и
правительство БНР приняли 5-ю
Уставную грамоту, в которой призывали
белорусский народ к
Таким
образом, попытка ряда белорусских
деятелей осуществить национальное
самоопределение Беларуси на буржуазно-демократической
основе успехом не увенчалась. Понадобились
еще годы, чтобы руководители БНР
приняли постановление о ликвидации правительства,
которое они представляли. Часть деятелей
БНР возвратилась в БССР, некоторые, находясь
в западной части Беларуси, активно боролись
за воссоединение ее с БССР, третьи – остались
на старых позициях.
ГЛАВА
3 СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОГО
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО
ГОСУДАРСТВА (1918-1921 ГГ.)
После освобождения территории Беларуси от немецких оккупантов в 1918 году советская власть также активизировала работу по созданию белоруской национальной государственности. Она исходила из того, что большинство белорусов поддерживает укрепление союза с братским русским народом в составе единого государства. В конце декабря 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение об образовании БССР.
27
декабря при участии
30 декабря 1918 г. в Смоленске состоялась VI Северо-Западная конференция РКП(б), которая объявила себя I съездом коммунистической партии (большевиков) Белоруссии и подтвердила неразрывную связь с РКП(б). I съезд РКП(б) принял постановление о границах Беларуси. В соответствии с ним в ее состав входили Минская, Могилевская, Смоленская, Витебская, Гродненская губернии с частями прилегающих к ним местностей, населенных по преимуществу белорусами.
В
декабре 1918 – январе 1919 гг. в Беларуси
была создана единая система государственной
власти: комбеды слились с Советами,
ликвидированы военно-
2-3 февраля 1919 г. в Минске состоялся I Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, на котором было оглашено постановление ВЦИКа «О признании независимости БССР. Одновременно съезд принял «Декларацию об установлении федеральной связи БССР и РСФСР», в которой признавалась необходимость установления тесных экономических и политических связей между БССР и РСФСР. Съезд определил территорию БССР в составе Минской и Гродненской губерний.
Кроме того, на I Всебелорусском съезде Советов в Минске было принято решение об объединении Беларуси и Литвы в Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (ЛитБел). Она была образована как буферное государство, территория которого использовалась для отмежевания Советской России от Польши с целью предотвращения открытой войны с ней.
I Всебелорусский съезд принял Конституцию БССР, образцом для которой была взята Конституция РСФСР.
В соответствии с принятой Конституцией Белоруссии, высшей государственной властью в республике объявлялся Всебелорусский Съезд Советов, а в период между съездами, вся полнота власти закреплялась за ЦИК Белоруссии как высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики, всецело ответственным перед Съездом Советов [4, с. 87-88].
Структура Конституции. Раздел первый содержал общие положения Конституции.
По конституции власть принадлежала народу, церковь отделялась от государства, уничтожалась зависимость печати от капитала и предоставляет «в руки рабочего класса и крестьянской бедноты», декларировалась свобода собраний, митингов, шествий, объявлялась свобода союзов.
В
целях обеспечения за трудящимися
действительного доступа к
Вводилась всеобщая воинская обязанность. Предоставлялось право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.
Признавались равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности, «объявлялось противоречащим основному закону Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».
Раздел второй именовался «Конституция советской власти» и содержал информацию о съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Белоруссии, о Центральном Исполнительном Комитете.
Раздел третий был посвящен государственной символике.
Первая Конституция юридически закрепила образование республики и ее классовую сущность – диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства; подтвердила основные принципы социалистического строя и советской формы власти.
В
Конституции не регламентировалась
структура и компетенция
Конституция
декларировала права
Итак, значение I Всебелорусского съезда Советов в том, что он одобрил создание ССРБ, принял Конституцию ССРБ и решение об объединении Белоруссии с Литвой, сформировал на многопартийной основе ЦИК в составе 50 человек, 45 из которых были большевиками.
Успешные боевые действия Красной Армии в ходе летнего наступления 1920 года привели к освобождению Минска 11 июля 1920 г. Подписание мирного договора между РСФСР и буржуазной Литвой 12 июля 1920 года включило в состав Литвы земли с городами Гродно, Щучин, Ошмяны, Сморгонь, Браслав, а также Виленского края с г. Вильно, и как следствие этого – прекратило существование Литовско-Белорусской ССР. Проблемность вопроса о юридической силе данного договора для Беларуси.
Декларация о провозглашении независимости ССРБ была принята 31 июля 1920 года в Минске на торжественно заседании Военно-революционного комитета, Минского губернского комитета Компартии Литвы и Белоруссии с участием представителей профсоюзов и других общественных организаций Минска и Минской губернии.
В ней указывалось, что ССРБ – независимое советское государство. В общем плане определялись границы республики и подчеркивалось, что ССРБ строится на принципах «беспощадной диктатуры пролетариата и использовании всего опыта Советской России». Закрепляя незыблемость Советской власти, Декларация восстанавливала основные положения об организации народно-хозяйственной жизни, провозглашенные Манифестом Временного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии в полной мере, а все законы польской оккупационной власти о восстановлении частной собственности отменяла.
В
Декларации объявлялось, что «впредь
до созыва свободно избранного съезда
Советов рабочих и