Контрольная работа по ГМО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Решение современных проблем государственного переустройства Беларуси, ставшей независимой республикой, предполагает учет исторического опыта пройденного пути. Знание логики развития государственно-правовых форм – одно из необходимых условий выработки реальной государственной политики вообще.
Все периоды в истории белорусского народа заслуживают пристального внимания исследователей. Но исключительно важно для понимания закономерностей общественного развития этапы истории, которые связаны с коренными поворотами в судьбе народа, повлекшие перемены во всех сферах общественной и государственной жизни. Таким периодом для Беларуси, как и для народов всей России, были 1917-1920 гг., увенчавшиеся образованием Союза Советских Социалистических Республик и оказавшие громадное влияние на ход мировой истории.

Вложенные файлы: 2 файла

Контрольная работа по истории Беларуси.docx

— 41.90 Кб (Скачать файл)

     Однако  съезд не выработал единой позиции  по аграрным преобразованиям. Основная борьба на нем шла вокруг проблемы о формах самоопределения Беларуси и ее взаимоотношениях с Россией. Ни одно из этих предложений принято  не было. Но съезд принял компромиссное  решение об установлении власти Совета крестьянских, солдатских и рабочих  депутатов временно, поручив Совету в ближайшее время созвать  Учредительное собрание. Оно и  должно было решить вопрос о белорусской  государственности. Однако эти решения  остались невыполненными. Создан был  только Совет съезда (43 человека).

     Руководители  Северо-Западного ОК РСДРП (б) не посчитали нужным активно включиться в работу съезда. СНК Западной области и фронта 18 декабря 1917 года распустил съезд, а его президиуму предложил покинуть пределы области и фронта. 18 декабря на подпольном заседании члены президиума создали Исполком Совета съезда, который стал политическим центром организации борьбы против советской власти.

     Поскольку руководство Западной области практически  никаких мер по национально-государственному строительству в Беларуси не предпринимало, а требования о самоопределении  Беларуси считало антисоветскими и  контрреволюционными, Исполком Совета Всебелорусского съезда попытался взять создание белорусского государства в свои руки. 21 февраля 1918 года он обратился к народу с 1-й Уставной грамотой, в которой объявил себя властью в Беларуси. Из представителей только социалистических партий был создан временный исполнительно-распорядительный орган – Народный секретариат во главе с И. Воронкой. 24 февраля 1918 г. делегация Народного Секретариата посетила представителя германского командования и высказала свою лояльность к власти интервентов [4, с. 110-112].

     3 марта 1918 между Советской Россией  и Германией был заключен Брестский мир, по которому ранее принадлежавшие России земли, лежащие к западу от линии Двинск — Пружаны, передавались Германии и Австро-Венгрии, которые были уполномочены решать дальнейшую судьбу этих земель. Это привело к росту в белорусском национальном движении устремлений к независимости.

     9 марта 1918 г. на торжественном  заседании Исполкома Совета съезда, в котором принимали участие  представители социалистических  партий, была принята 2-я Уставная  грамота, в которой Беларусь  объявлялась Народной Республикой.  Исполком был переименован в  Раду БНР. В грамоте декларировался  ряд демократических принципов,  устанавливался 8-часовой рабочий  день, отменялось право частной  собственности на землю. 

     25 марта 1918 г. Рада приняла 3-ю  Уставную грамоту, в которой  декларировалось отделение БНР  от Советской России. БНР объявлялась  «независимым и свободным государством».  В ее состав включались Могилевская,  Минская, Витебская губернии, белорусские  части Гродненской, Виленской, Смоленской, Черниговской и других губерний.

     Попытки создания БНР не нашли поддержки  у народных масс Беларуси. Одной  из причин этого была лояльная позиция  Рады по отношению к немецким оккупационным  властям. Землю крестьяне также  не получили, более того, ее возвращали помещикам. Сомнительной была и легитимность этого государственного образования: решение о его создании принял никем не избранный орган – созданный Советом съезда исполком. Власть Рады БНР заключалась только в национальном представительстве при немецкой оккупационной администрации и в других второстепенных функциях. Германия продолжала рассматривать Беларусь как часть Советской России.

     Принятие 3-й Уставной грамоты и посылка  телеграммы германскому императору с просьбой о помощи в создании ее государственной независимости  вызвали политический кризис в руководстве  БНР. Из состава Рады вышли представители  ряда партий, БСГ раскололась [5, с. 154-155].

     Подъем  освободительной борьбы против немецких оккупантов, консолидация большинства  населения вокруг большевиков заставили  активизироваться и деятелей белорусского национального движения. Они начали новую реорганизацию своих политических центров. Вместо Народного Секретариата был образован Совет пяти, но, не просуществовал и месяца, он подал  в отставку. Совет старейшин Рады БНР поручил Р. Скирмунту сформировать новый кабинет министров. По его  инициативе 9 июля 1918 года Рада опубликовала декларацию, которая показала, что  новое правительство полностью  подчиняет свою политику интересам  оккупантов. Решение аграрного вопроса  предлагалось в интересах помещиков.

     Мелкобуржуазные партии с недоверием встретили эту  программу и потребовали более  гибкой политики правительства. Не располагая властью, деятели БНР продолжали попытки создания белорусского государства. Однако добиться политического влияния  Раде не удалось.

     Переехав  в Вильно в связи с приближением Красной Армии к Минску, Рада и  правительство БНР приняли 5-ю  Уставную грамоту, в которой призывали  белорусский народ к выступлениям против советской власти, к защите БНР. Вступив в Минск, командование Красной Армии издало ряд приказ об обязательном роспуске Белорусской Рады и аресте ее членов [2, с.43].

     Таким образом, попытка ряда белорусских  деятелей осуществить национальное самоопределение Беларуси на буржуазно-демократической  основе успехом не увенчалась. Понадобились еще годы, чтобы руководители БНР приняли постановление о ликвидации правительства, которое они представляли. Часть деятелей БНР возвратилась в БССР, некоторые, находясь в западной части Беларуси, активно боролись за воссоединение ее с БССР, третьи – остались на старых позициях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3 СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО  ГОСУДАРСТВА (1918-1921 ГГ.) 

     После освобождения территории Беларуси от немецких оккупантов в 1918 году советская  власть также активизировала работу по созданию белоруской национальной государственности. Она исходила из того, что большинство белорусов  поддерживает укрепление союза с  братским русским народом в составе  единого государства. В конце  декабря 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение об образовании БССР.

     27 декабря при участии работников  Северо-Западного областного комитета  РКП(б) были обсуждены вопросы о территории республики, структуре и составе ее правительства. Был подготовлен проект Манифеста о провозглашении БССР.

     30 декабря 1918 г. в Смоленске состоялась  VI Северо-Западная конференция РКП(б), которая объявила себя I съездом коммунистической партии (большевиков) Белоруссии и подтвердила неразрывную связь с РКП(б). I съезд РКП(б) принял постановление о границах Беларуси. В соответствии с ним в ее состав входили Минская, Могилевская, Смоленская, Витебская, Гродненская губернии с частями прилегающих к ним местностей, населенных по преимуществу белорусами.

     В декабре 1918 – январе 1919 гг. в Беларуси была создана единая система государственной  власти: комбеды слились с Советами, ликвидированы военно-революционные  комитеты.

     2-3 февраля 1919 г. в Минске состоялся  I Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, на котором было оглашено постановление ВЦИКа «О признании независимости БССР. Одновременно съезд принял «Декларацию об установлении федеральной связи БССР и РСФСР», в которой признавалась необходимость установления тесных экономических и политических связей между БССР и РСФСР. Съезд определил территорию БССР в составе Минской и Гродненской губерний.

     Кроме того, на I Всебелорусском съезде Советов в Минске было принято решение об объединении Беларуси и Литвы в Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (ЛитБел). Она была образована как буферное государство, территория которого использовалась для отмежевания Советской России от Польши с целью предотвращения открытой войны с ней.

     I Всебелорусский съезд принял Конституцию БССР, образцом для которой была взята Конституция РСФСР.

     В соответствии с принятой Конституцией Белоруссии, высшей государственной  властью в республике объявлялся Всебелорусский Съезд Советов, а  в период между съездами, вся полнота власти закреплялась за ЦИК Белоруссии как высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики, всецело ответственным перед Съездом Советов [4, с. 87-88].

     Структура Конституции. Раздел первый содержал общие положения Конституции.

     По  конституции власть принадлежала народу, церковь отделялась от государства, уничтожалась зависимость печати от капитала и предоставляет «в руки рабочего класса и крестьянской бедноты», декларировалась свобода собраний, митингов, шествий, объявлялась свобода союзов.

     В целях обеспечения за трудящимися  действительного доступа к знанию ставилась задача предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное и всестороннее бесплатное образование.

     Вводилась всеобщая воинская обязанность. Предоставлялось  право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.

     Признавались  равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности, «объявлялось противоречащим основному  закону Республики установление или  допущение каких-либо привилегий или  преимуществ на этом основании, а  равно какое бы то ни было угнетение  национальных меньшинств или ограничение  их равноправия».

     Раздел  второй именовался «Конституция советской  власти» и содержал информацию о  съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов  Белоруссии, о Центральном Исполнительном Комитете.

     Раздел  третий был посвящен государственной символике.

     Первая  Конституция юридически закрепила  образование республики и ее классовую  сущность – диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства; подтвердила основные принципы социалистического строя и советской формы власти.

     В Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных  органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете  республики.

     Конституция декларировала права трудящегося  и эксплуатируемого народа, исходя из классового принципа; определила структуру органов власти и управления: Всебелорусский съезд Советов, Центральный Исполнительный Комитет, Малый президиум, Большой президиум, которые формировались ЦИКом. На Большой президиум возлагались функции правительства (ст. 27, 29), так как Конституция не предусматривала создания СНК. В Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете республики. В 1920 г. Конституция 1919 г. была дополнена и действовала до 1927 г [5, с. 113-114].

     Итак, значение I Всебелорусского съезда Советов в том, что он одобрил создание ССРБ, принял Конституцию ССРБ и решение об объединении Белоруссии с Литвой, сформировал на многопартийной основе ЦИК в составе 50 человек, 45 из которых были большевиками.

     Успешные  боевые действия Красной Армии в  ходе летнего наступления 1920 года привели  к освобождению Минска 11 июля 1920 г. Подписание мирного договора между РСФСР  и буржуазной Литвой 12 июля 1920 года включило в состав Литвы земли  с городами Гродно, Щучин, Ошмяны, Сморгонь, Браслав, а также Виленского края с г. Вильно, и как следствие этого – прекратило существование Литовско-Белорусской ССР. Проблемность вопроса о юридической силе данного договора для Беларуси.

     Декларация  о провозглашении независимости  ССРБ была принята 31 июля 1920 года в Минске на торжественно заседании Военно-революционного комитета, Минского губернского комитета Компартии Литвы и Белоруссии с участием представителей профсоюзов и других общественных организаций Минска и Минской губернии.

     В ней указывалось, что ССРБ – независимое советское государство. В общем плане определялись границы республики и подчеркивалось, что ССРБ строится на принципах «беспощадной диктатуры пролетариата и использовании всего опыта Советской России». Закрепляя незыблемость Советской власти, Декларация восстанавливала основные положения об организации народно-хозяйственной жизни, провозглашенные Манифестом Временного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии в полной мере, а все законы польской оккупационной власти о восстановлении частной собственности отменяла.

     В Декларации объявлялось, что «впредь  до созыва свободно избранного съезда Советов рабочих и красноармейских  депутатов Белоруссии вся полнота  власти принадлежит Военно-Революционному Комитету».

титульный лист.docx

— 12.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Контрольная работа по ГМО