Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:04, контрольная работа
Решение современных проблем государственного переустройства Беларуси, ставшей независимой республикой, предполагает учет исторического опыта пройденного пути. Знание логики развития государственно-правовых форм – одно из необходимых условий выработки реальной государственной политики вообще.
Все периоды в истории белорусского народа заслуживают пристального внимания исследователей. Но исключительно важно для понимания закономерностей общественного развития этапы истории, которые связаны с коренными поворотами в судьбе народа, повлекшие перемены во всех сферах общественной и государственной жизни. Таким периодом для Беларуси, как и для народов всей России, были 1917-1920 гг., увенчавшиеся образованием Союза Советских Социалистических Республик и оказавшие громадное влияние на ход мировой истории.
Заканчивалась Декларация призывом к гражданам объединиться с целью поднятия культурного уровня страны, восстановления народного хозяйства и завершения борьбы с интервентами.
Много внимания в этом нормативном акте уделено правам и свободам граждан Белоруссии. Он закреплял стремление белорусского народа к социальной и национальной свободе. В период второго провозглашения ССРБ республика воссоздавалась лишь в рамках 6 уездов Минской губернии с населением около 1,6 млн. человек.
II Всебелорусский съезд Советов, проходивший 13-17 декабря 1920 года в Минске, завершил процесс восстановления белорусской государственности, продолжил конституционное оформление ССРБ, внес существенные изменения и дополнения в Конституцию БССР, избрал делегатов на VIII Всероссийский съезд Советов; избрал ЦИК БССР; одобрил предварительные условия Рижского договора.
На съезде присутствовало 202 делегата от различных партий, но большинство делегатов (161) были представителями Компартии. Это был многонациональный по своему составу форум, так как в нем участвовали и белорусы, и русские, и евреи, и поляки, и латыши, и представители других национальностей. Но большая часть делагатов (109 человек) были белорусами.
По каждому вопросу были приняты нормативные акты, имеющие разные названия, но одинаковую высшую юридическую силу, ибо были приняты высшим законодательным органом государства. Среди многих принятых нормативных актов особое значение имели дополнения к Конституции ССРБ, в которых определялась система, структура, порядок комплектования центральных органов Советской власти и их взаимоотношения. Съезд Советов Белоруссии является верховным органом власти в республике, а в период между съездами высшей властью был ЦИК Советов Белоруссии в составе 60 человек, избираемый съездом Советов.
Для оперативной текущей работы по подготовке материалов к заседаниям сессий ЦИК и руководства всей работой как в центре, так и на местах, ЦИК создал Президиум в составе председателя и 4 членов.
И, что особенно важно,
Новое наступление польских войск, оккупация значительной части территории Белоруссии 16 августа 1920 года, вынудили возобновить переговоры о мире.
Подписание предварительных условий мира между РСФСР и Украиной, с одной стороны, и Польшей – с другой, состоялось 12 октября 1920 года в Риге. 18 марта 1920 года подписан Рижский мирный договор. К РСФСР отошли Витебская, Гомельская губернии, а также западные районы Смоленщины, к Польше – значительная часть территории Белоруссии общей площадью 108 тысяч кв. км и населением более 4 млн. человек. В составе БССР остались шесть уездов Минской губернии с населением 1,6 млн. человек.
Таким образом, в результате Рижского мирного договора Белоруссия потеряла большую часть своей территории. Согласно Рижскому мирному договору 1921 года польское правительство обязано было предоставить белорусам все права и свободы, языковую автономию и свободу вероисповедания. Реально же ничего этого не было. Православные белорусы были откровенно лишены не только избирательных прав, но и всего комплекса прав и свобод граждан. Особенно жестокими были гонения на белорусский язык. Шла целенаправленная политика на полную ликвидацию белорусского языка. Говорящим по-белорусски запрещено было обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления. Была практически полностью уничтожена белорусская пресса, были закрыты церкви, издательства, библиотеки. По причине отсутствия медицинских учреждений смертность белорусского населения была самой высокой в Польше.
Правовой
статус населения Западной Беларуси
радикально изменился только после
ее объединения с БССР. Во всех западных
областях была введена советская
система правления [2, с.46-49].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматриваемый нами период (1917-1920 гг) характеризуется началом становления белорусской национальной государственности.
Следует
отметить, что создание белорусской
национальной государственности проходило
в обстановке острейших социальных столкновений
и потрясений, вызванных российской революцией.
Поэтому события, связанные с рождением
белорусской государственности, сегодня
никак не вписываются в однобокие надуманные
схемы. Они развивались так, а не иначе,
в силу многих объективных и субъективных
обстоятельств, среди которых особую роль
играли внутренние и внешние факторы,
специфика национального движения в Беларуси,
действия классовых и социальных сил,
логика политической борьбы. Именно это
и предопределило поражение тех политических
сил, которые пытались реализовать идею
Белорусской Народной Республики. В этом
противостоянии и рождалась белорусская
государственность на советской основе.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ