Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:36, реферат
Швеция разделяется на 21 округ — лэн, во главе каждого из них находится правление лэна , которое назначается правительством. Каждый лэн, в свою очередь, делится на коммуны (kommun), общее количество которых составляет 290. В каждом лэне существуют также органы местного самоуправления — ландстинги, которые избираются местным населением.
Введение. 3
1.Историко-географический очерк. 4
1.1история формирования Швеции. 4
1.2Именения в административно-территориальном делении. 6
1.3.Исторические и этнокультурные традиции 7
1.4.Историко-культурное наследие. 10
1.5Государственные праздники 12
2.Природные условия. 14
3.Территориальное сочетание природных ресурсов и их хозяйственная оценка. 174.Этно-демографический потенциал страны. 19
5.Особенности расселения населения. 23
6.Общая характеристика экономики. 25
7.Структура и территориальная организация хозяйства 27
8.Внешняя торговля и внешнеэкономические связи 30
9.Внутренние различия и хозяйственная специализация районов. 32
10.Туристский потенциал. 35
11.Рекреационный потенциал 46
Заключение. 50
Список использованной литературы: 51
Центры качественной металлургии (Сандвикен, Хуфорс, Фагерста, Авеста, Дегерфос, Хагфорс и другие.) сосредоточенные в Средней Швеции, в старом горнопромышленном районе Беррслаген, на долю которого приходиться 2:3 выплавки стали, в том числе 9:10 качественной.
Крупные заводы полного металлургического цикла сооружены в Бурленге и в рудо - экспортных портах Лулео и Окселесунд. Свыше 40% стали, выплавляется в электропечах.
Главный центр цветной металлургии - Шелефтеро (медь и свинец), Сундсвалль (алюминий), Вестерос и Финспонг (прокат цветных металлов).
Главный центр судостроения расположен
на западном и юго-западном побережье
Швеции: Гетеборг (концерны «Гатаверкен»
и "Эриксберг»), Мальм («Коккумс»), Уддевалла,
Ландскруна. В электротехнике выделяются
производство мощных генераторов, трансформаторов,
двигателей, сосредоточенное на заводах
концерна «Асена» (Вестерос, Лудвика),
а также выпуск телефонной аппаратуры
и других средств связи, осуществляемой
в основном на предприятиях концерна «Эриксон»
(Стокгольм). Крупнейший центр текстильного
и швейного производства - Бурос.
До середины 1970-х годов экономика Швеции
развивалась исключительно высокими темпами,
и по ним ее опережала лишь Япония. Можно
считать, что эти высокие темпы роста были
в значительной мере достигнуты благодаря
развитию шведских промышленных предприятий.
Уже на раннем этапе шведские компании
поняли важность присутствия на внешних
рынках. Присутствие на местном рынке
позволяло легче увеличивать долю рынка,
в то время как издержки и риски могли
быть распределены на больший объем продаж.
В 1990-2000-х годах в Швеции стали развиваться сектор информационных технологий и телекоммуникационный сектор. Именно эти две отрасли - связь и информационные технологии - стали двигателем экономического роста Швеции в конце 1990-х годов, когда Швеция стала задавать тон в практическом использовании новейших технологий. В 2000 и 2001 годах Швеции присуждалось звание ведущей мировой державы в области информационных технологий. Широко известна шведская компания Ericsson, поставляющая системы мобильной телефонной связи и цифрового обмена информацией на все рынки мира. Компания занимает второе место в мире в области телекоммуникаций.
Швеция является относительно крупной
страной по размерам территории, однако
к сельскохозяйственной обработке
пригодна лишь небольшая часть земли.
Часть территории занята лесами, водоемами,
горами или относится к приполярным
территориям. Почти 51% страны покрыт лесами.
Самые сельскохозяйственные провинции
Швеции, это: Вестра, Гёталанд и Сконе.
Сельское хозяйство специализировано
по районам: в средней части страны выращивают
крупный рогатый скот, культивируют картофель,
на юге производство более разнообразно,
выращивают также пшеницу, подсолнечник,
ячмень, разводят свиней и домашнюю птицу.
На Крайнем Севере развито оленеводство.
Менее 1/3 части аграрных предприятий получают
основной доход именно от сельскохозяйственной
деятельности, остальные сочетают ее с
другими видами занятий (рыболовство,
лесное хозяйство, организация досуга
и отдыха для городских жителей и т.д.).
Шведские фермеры
активно участвуют в кооперативном движении.
Национальный союз шведских фермеров
объединяет 16 отраслевых ассоциаций, созданных
по производственному принципу. Производители
молока объединены в ассоциацию «Шведское
молоко», а производители мяса — в ассоциацию
«Шведское мясо».
Из отраслей сферы услуг важное значение имеют транспорт и связь. Протяженность автомобильных дорог — 210,7 тыс.км, железнодорожных путей — 12,8 тыс.км (в том числе 7900 км электрифицированных), внутренних водных путей — более 2000 км. Морской торговый флот — 167 судов (свыше 2,2 млн бр.-рег. т). Основные порты — Гётеборг, Хальмстад и Стокгольм. В стране действуют 225 аэропортов.
Во внутреннем грузообороте преобладали железнодорожные перевозки. Сегодня с ними все больше конкурируют автомобильные. Закрыты многие местные линии, особенно в южных и средних районах страны, в результате чего общая длина железных дорог сократилась с 16 тыс. км до 12 тыс. Тем не менее по протяженности железных дорог и особенно по объему перевозок по ним Швеция опережает вес остальные страны Северной Европы вместе взятые. Все основные магистрали — всего 7,5 тыс. км — переведены на электро тягу. Основной костяк железнодорожной сети составляют линии, соединяющие треугольником главные экономические центры — Стокгольм, Гётеборг и Мальме, а также магистраль, идущая от Стокгольма на север до Будена, и самая грузонапряженная в стране рудовозная линия Лулео — Кируна — Нарвик (Норвегия). Морские железнодорожные паромы связывают железные дороги Швеции через пролив Эресунн и южную часть Балтийского моря с железнодорожной сетью Дании и ГДР.
Водный транспорт также значим для Швеции. Море и судоходство всегда играли важную роль в экономической жизни страны. Морским путем идет 9/10 ее внешней торговли. Перевозки грузов шведскими судами между иностранными портами служат также важным источником валютных поступлений. Торговый флот контролируется мощными монополистическими группами. Более половины прибываемых в Швецию морем грузов составляют нефть и нефтепродукты, а среди отправляемых преобладают железная руда и лесопромышленные товары. Крупнейший порт Швеции и всей Скандинавии — Гётеборг, через который проходит до 1/3 всего морского грузооборота страны.
8.Внешняя
торговля и
Швеция занимает одно из первых мест в мире по внешнеторговому обороту, приходящемуся на каждого жителя. Это относится как к экспорту, так и к импорту. Из страны ежегодно вывозится около 52 млн. т различных грузов и одновременно ввозится около 47 млн. т.
Для структуры импорта характерно преобладание в нем различных машин и оборудования, которые составляют примерно % общей его стоимости, а также большой удельный вес минерального топлива. Обращает на себя внимание такая специфическая статья шведского импорта, как кофе, которого ежегодно ввозится 80 — 100 тыс. т. Стоимость импорта кофе значительно превышает стоимость импорта фруктов.
Внешнеторговые связи
Швеции свидетельствуют о сильной
экономической и торгово-
В последние годы сильно
возрос интерес к продукции шведского
машиностроения, особенно к легковым
автомобилям и
На социалистические страны — члены СЭВ приходится примерно 5—6% внешнеторгового оборота. Наибольшее развитие получила торговля с морскими соседями — Польшей и Германией. Налажена производственная кооперация между шведскими фирмами и предприятиями развитых стран.
Всеми́рная торго́вая организа́ция— международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Швеция является членом ВТО с 1.01.1995 года.
Экономические районы. Равнины вокруг оз. Меларен вместе с городом Стокгольм представляют собой наиболее развитый промышленный район, где расположены предприятия полиграфической, швейной и пищевой промышленности. Однако самое существенное место в районе Стокгольма занимает электротехническая промышленность, особенно производство бытовых электроприборов, телефонов, радио- и телеаппаратуры. К западу от Стокгольма находится цепочка важных промышленных центров. На севере выделяются Евле и Сандвикен с металлургическими заводами и крупнейшими в стране лесопильными предприятиями. Непосредственно к западу от Стокгольма на берегах оз. Меларен расположен ряд небольших городов. Наиболее значительные из них - Эскильстуна, лидирующая в области точного станкостроения, и Вестерос, центр электротехнической промышленности, выпускающий оборудование для линий электропередач и гидроэлектростанций. Эту цепочку промышленных городов завершают Эребру и Норчепинг. Последний в прошлом был ведущим центром текстильной промышленности страны.
Следующий экономический район Швеции стал формироваться в 19 в. в долине р.Гета-Эльв, на которой был построен ряд гидроэлектростанций, которые снабжали энергией целлюлозно-бумажные предприятия. Главный центр этого района - Гетеборг, где налажены сборка автомобилей и производство шарикоподшипников. На северном берегу оз. Венерн расположены целлюлозно-бумажные комбинаты, использующие богатые местные лесные ресурсы. Готовая продукция вывозится через незамерзающий порт Гетеборг.
В Южной Швеции выделяется ряд промышленных центров на побережье пролива Каттегат, включая самый главный Мальме, а также Хельсингборг и Треллеборг, имеющие паромное сообщение с материковой Европой. На крупной верфи в Мальме строят подводные лодки, кроме того, в этом городе развито производство сахара, пива, мыла и маргарина на базе использования местных сельскохозяйственных ресурсов и благодаря близости портов, удобных для сбыта продукции.
На равнинах южной и центральной Швеции расположены не только города и промышленные предприятия. Здесь имеются благоприятные условия для развития земледелия, и эти территории называют житницами страны. Однако немалые площади там заняты хвойными лесами, торфяными болотами и вересковыми пустошами. У южной оконечности оз. Веттерн сложились два небольших промышленных очага вокруг городов Йенчепинг и Хускварна.
На северо-западной окраине Смоланда еще в 18 в. возникло предприятие по производству стекла, которое процветает и поныне. В основных центрах этой отрасли - Косте и Оррефорсе - производится большая часть стекла, выпускаемого в стране, а также изящные художественные стеклянные изделия, завоевавшие признание на мировом рынке.
К северу от больших озер Средней Швеции, между реками Дальэльвен и Кларэльвен находится промышленный район Бергслаген, где разрабатываются месторождения железа и меди. Малонаселенные лесные и тундровые территории занимают большую часть Северной Швеции. Здесь эксплуатируются богатые природные ресурсы - руды, лес, гидроэнергия. На побережье Ботнического залива, чаще всего в устьях рек, встречаются небольшие очаги промышленности, например, Сундсвалль в устье р.Индальсэльвен, Хернесанд и Крамфорс в устье р.Онгерманэльвен являются важными центрами деревоперерабатывающей промышленности. В этих городах налажено производство пиломатериалов, целлюлозы, бумаги и картона. В самых северных ленах Вестерботтен и Норрботтен основная отрасль хозяйства - горнодобывающая промышленность.
В районе Шеллефтео разрабатываются богатые месторождения меди, свинца и цинка. Мировой известностью пользуются железорудные месторождения Лапландии, главным образом в районах Елливаре и Кируна. Добытая руда вывозится по железной дороге на экспорт в норвежский порт Нарвик и в порт Лулео на берегу Ботнического залива, где находится крупный металлургический комбинат.
Сравнительно небольшая по площади Швеция может, однако, похвастаться мощной историческим наследием. Здесь сохранились старинные крепости, соборы и дворцы.
Статус Всемирного наследия предоставляется местам и зданиям, которые считаются важными в плане их культурной или природной ценности и их надо сохранить ради интересов всего человечества и будущих поколений . К таким местам относятся отдельные объекты, места и целые районы, которые являются уникальным подтверждением истории Земли или человечества.
Органом, отвечающим за перечень этих богатств, является ЮНЕСКО (Учебная, научная и культурная организация Организации Объединенных Наций). С тех пор, как объект появляется в престижном Списоке всемирного наследия, ему гарантируется защита.
Среди архитектурных памятников и музеев Швеции наиболее значительными и интересными являются 11 мест , которые занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО:
1) Королевский особняк в Дротнингголми;
2) Бирка и Ховгарден;
3) Енгельсберзький металлургический завод;
4) Наскальные виризьблення в Танума;
5) Парк Скогскиркогарден;
6) Ханситик (город в Висби);
7) Лапоничний район;
8) Церковное поселок Гаммелстад, люлей;
9) Морской порт Карлскруна;
10) Высокое морское побережье;
11) Сельскохозяйственный ландшафт Южной Эландии.
Достопримечательности Швеции.
1)В Швеции есть свой Стоунхендж, который называет Алес Стенар. Монументальное каменное образование, колоссальный относящийся к периоду мегалита памятник, который состоит из 59 больших валунов, помещенных в форме судна. Алес Стенар расположен недалеко от деревни Касеберга, что в южной Швеции. Согласно некоторым басням и фольклору, легендарный Олав Триггвасон, вождь Викингов, был похоронен тут с его судном. Это один из самых ярких следов мистического периода скандинавского Железного века, хранящий тайны героических подвигов Викингов.
2) Висби, остров Готланд
Ценная смесь древнего духа и очаровательной
красоты природы, Визби действительно
замечателен и является возможно лучше
всего сохраненным средневековым городом
в Скандинавии. Это — единственная земля
с историческим городским статусом в доме
древних готов, острове Готланд. Посещая
город Висби, Вы будете очарованы удобными
улицами из булыжника, захватывающими
ботаническими садами, очаровательными
странными домами и
примечательными древними
церквями. Среди всех этих достоинств
города самая выдающаяся достопримечательность
— свои 16 красиво восстановленных древних
церквей.
3) Старый город Стокгольма, Гамла Стан.
Знатоки средневековой и относящейся
к эпохе Возрождения