Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 06:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение культуры повседневной жизни древних греков.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть литературу, театр Древней Греции;
- раскрыть основы скульптуры, музыки, живописи Древней Греции;
- исследовать жилище, одежду, еду в Древней Греции;
- показать основы семьи и брака, образования детей Древней Греции.
Введение 3
1 Мифология и религия, литература, театр Древней Греции 5
2 Скульптура, музыка, живопись Древней Греции 12
3 Жилище, одежда, еда в Древней Греции 20
4 Семья и брак, дети и образование в Древней Греции 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Всемирную славу искусству греческого театра принесли Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан. Их влияние на последующую мировую литературу огромно. Поэты, драматурги, музыканты, художники всех эпох обращались к их бессмертным произведениям. Их творчество сыграло огромную роль в воспитании многих поколений.
ЭСХИЛ (525 – 456 гг. до н.э.) родился в Элнвсине, близ Афин в аристократической семье. 13 раз он был победителем драматических состязаний. Его пьесы получили право на повторные постановки. Эсхил ввел в трагедию второго актера и перевел внимание с хора на диалог актеров, увеличив число диалогов и действующих лиц. Он ввел роскошные костюмы, маски, контуры и сценические приспособления. Из восьмидесяти написанных им пьес до нас дошли только семь трагедий: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», и «Эвмениды».
СОФОКЛ (496 – 406 гг. до н.э.) – современник и друг Перикла, родился в предместье Афин в богатой семье. Расцвет его творчества приходится на время наивысшего культурного и экономического подъема Афин. В 468 г. до н.э. в состязаниях трагических поэтов он смел, победить великого Эсхила. Он ввел третьего актера и сократил объем партий хора. Софокл написал около123 драм. Самые известные его трагедии – «Царь Эпид» и «Антигона».
ЕВРИПИД (ок. 484 – 405 гг. до н.э.) – третий мастер древнегреческой трагедии, родился в состоятельной и знатной семье на острове Саламине. На состязании трагиков он одержал четыре победы, а пятую ему присудили посмертно. Им было написано 92 произведения. Лучшая из дошедших трагедий – «Медея».
АРИСТОФАН (445 – 385 гг. до н.э.) – «отец комедии», жил в Афинах и прославился замечательными комедиями, которые высмеивали уродливые стороны жизни человека. Из 40 написанных комедий до нас дошли 11: «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании» и «Богатство». Остроумные комедии Аристофана, затрагивая важнейшие вопросы о войне и мире, о нечестных политиках, о неравенстве, очищали и воспитывали смехом афинское общество [6, c. 71-74].
Особое место в
Любимым материалом древнегреческих скульпторов были камень и бронза, иногда использовалась смешанная техника, Готовые каменные статуи раскрашивались. Одежду красили в яркие цвета, а волосы – в золотистый цвет. Глаза для статуй изготовляли из цветного камня, стекла или слоновой кости. К сожалению греческая скульптура почти не сохранилась. До нас дошли либо обломки и фрагменты, либо римские копии [5, c. 29].
Первые образцы греческой
Это архаические статуи обнаженных стройных юношей и задрапированные статуи девушек. Еще не освободившись от власти камня, они сдержаны в движениях: плотно прижаты к телу руки, сделан упор на две ноги. В этих статуях создается обобщенный образ «архаического» человека, всегда молодого и спокойного, с так называемой «архаической» улыбкой чуть приподнятых уголков губ.
В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V–IV вв. до н.э.) в скульптуре ценится классическая красота идеальных героев. В это время в скульптуре применять прием контрпоста – изгиб вертикальной оси тела.
Высшие достижения греческой скульптуры V–IV вв. до н.э. связаны с именами Мирона, Поликлета и Фидия.
МИРОН (500 – 440 гг. до н.э.). Его статуи атлетов отличались композиционной продуманностью, динамикой и свободным движением. В римской копии бронзовой статуи Мирона «Дискобол» показано стремительное движение. Эти же задачи ставились скульптором в бронзовой группе «Афина и Марсий», стоявшей на афинском Акрополе.
ПОЛИКЛЕТ (около 480 г. – конец V в. до н.э.) – агросский скульптор, младший современник Фидия, был «творцом чисто формальных пластических ценностей». Поликлет определял пропорции человеческой фигуры, исходя из ее высоты. Например, голова равнялась одной восьмой высоты, ступня – одной шестой, лицо и кисть руки – одной десятой. Эти идеи были практически реализованы в скульптурах «Дорифор», «Диадумен», «Раненная амазонка».
ФИДИЙ (начало V в. до н.э. – около 432 – 431 гг. до н.э.) – снискал славу величайшего мастера. Он был мастером рельефа и круглой скульптуры. Его наиболее известные работы – это рельефы Парфенона в Афинах и храма Зевса в Олимпии, скульптуры Афины Парфенос из золота и слоновой кости на деревянной основе и Афины Промахос из бронзы. Но самым известным произведением Фидия была колоссальная статуя Зевса в Олимпии. Его произведения привлекают подлинно эпической силой и жизнеутверждающим гуманизмом. В них с необычайной выразительностью звучит характерная для его эпохи мысль о величии человека – гражданина, в котором ограниченно сочетаются физическая красота тела и нравственная чистота и доблесть.
ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (IV–I вв. до н.э.) связана с именем великого полководца Александра Македонского, девизом которого были слова: «Эллину должен уподобиться каждый из варваров».
Эллинистическая культура продолжила греческие традиции. Новые города строились по планировке, разработанной еще в V в. до н.э. Гипподамом Милетским с широкими прямыми улицами, пересекающимися под прямым углом. Город разделялся на четыре квартала двумя магистралями.
Архитектура и скульптура этого периода отличалась грандиозными размерами. В архитектурный ансамбль острова Родос входило около 100 статуй коллосальных размеров. Самая знаменитая из них – позолоченная бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, сделанная учеником Лисиппа Харесом. «Колосса Родосского» также причисляли к чудесам Древнего мира.
К грандиозности тяготел и алтарь Зевса, построенный на акрополе Пергама – столицы небольшого эллинистического государства в Малой Азии.
В скульптуре эллинистического периода отразились и новые веяния эпохи: интерес к острым, драматическим сюжетам, любопытство к житейским подробностям и разнообразию повседневности. Если скульпторы классической эпохи изображали человека в период его расцвета, то в эпоху эллинизма стали появляться темы старости и детства, скорби и даже смерти. Это можно увидеть в скульптурах «Лаокоон» Агесандра, Полидора Афинодора, «Кулачный боец», «Умирающий галл» [4, c. 92].
К шедеврам эллинизма относится одно из самых выдающихся памятников скульптуры античности, выполненные во I. до н.э. Это «Венера Милосская» мраморная статуя богини любви Афродиты, которую отличают человечность, душевная теплота, совершенство и которой посвящено множество произведений. Ее автором считается Агесандр из Антиохии.
Такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была живопись древней Эллады, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы начиная с XI–X вв. до н.э.
Если в ранних произведениях гончарного ремесла чувствуется преемственность традиций микенской керамики, то уже в IX–VIII вв. до н.э. в вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно – геометрический орнамент из узоров – знаков в виде квадратов, треугольников и концентрических окружностей на простых, строгих, монументальных сосудах: амфорах, кратерах. Появляется излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Геометрический орнамент располагался горизонтальными полосками и, видимо, имел скрытый магический смысл. Позже, в VII в. до н.э., в абстрактный узор включают условные, плоские, стилизованные изображения фигурок животных и людей, которые становятся персонажами различных сцен со строгой, продуманной композицией.
В конце VII в. – начале VI в. до н.э. древнегреческие вазы стали украшать узором, ориентированным на искусство Древнего Востока. Этот стиль получил название «ориентализирующий», или «ковровый», когда все поле сосуда покрывается орнаментом. Появляются изображения сюжетно – повествовательных сцен и фантастических животных. Центрами ковровой росписи ваз в восточном стиле были Родос и Коринф.
К началу VI в. до н.э. монументальные вазы, служившие надгробиями, сменяются более мелкой керамикой. К этому времени складываются определенные типы сосудов, форма и размер которых определялись единством красоты и практической целесообразности.
Так, узкогорлая вытянутая амфора с двумя удобными для переноса ручками предназначались для хранения оливкового масла или вина. Пелика также служила для хранения вина и масла.
Гидрия, имеющая устойчивое основание и три ручки, предназначались для переноса и разлива воды.
Иногда смесь вина и воды переливались из кратера в кувшин, который назывался ойнохоя, или ольпа, а из него потом разливали в бокалы.
Пили вино из килика, который имел тонкую, удобную для обхвата рукой ножку и две ручки. Для питья использовали также скифос. Он имел большие ручки, чтобы те, кто возлежал на ложах, могли легко удерживать их.
Черпали вино из кратера киафом, который имел изящную высокую ручку.
Одну ручку имел и маленький лекиф, в котором хранили благовония и украшения, а коробочка для женских туалетных принадлежностей называлась пиксидой.
Гончарное искусство, создающее художественные изделия из глины, или керамика, высоко ценилось в Древней Греции, а гончары и вазописцы пользовались уважением и почетом. Об этом свидетельствуют авторские подписи на вазах. А название одного из кварталов Афин – Керамик – превратилось в название изделий из обожженной глины.
Во второй половине VI в. до н.э. центр вазописи переместился в Афины, где особой популярностью пользовались сосуды чернофигурного стиля. Многофигурные композиции этого стиля представляли собой сцены из жизни богов, героев и простых смертных. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью. Сначала художник процарапывал контуры фигур, затем заливал их черным лаком. Черный, как бы «негативный» рисунок прекрасно выделялся на глиняном желтым, оранжевом и розоватом фоне. В Афинах существовали целые мастеркие с талантливыми мастерами. Один из них Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахила и Аякса, играющих в кости; килика из Вульчи с изображением Диониса в ладье и других. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза «Франсуа», на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахила, охота на вепря [7, c. 28].
Около 530 г. до н.э. афинские
мастера создали более
К сожалению, мы не знаем, как звучала древнегреческая музыка. Но благодаря изобразительному искусству, а именно: скульптуре и рисункам на вазах, мы представляем, как выглядели музыкальные инструменты в Древней Греции.
ЛИРА, пожалуй, была самым любимым инструментом древних греков. Сегодня ее изображение принято считать эмблемой музыки. По легенде, лира была изобретена богом Гермесом. Он сделал этот щипковый инструмент из панциря черепахи и рогов, семи жил и шкур похищенных коров. Аполлон уступил Гермесу за лиру пятьдесят коров, хитростью похищенных им же у Аполлона.
КИФАРА – этот щипковый инструмент является более сложным вариантом лиры. На кифаре обычно играли виртуозы на музыкальных конкурсах и праздниках. Первоначально кифара имела четыре струны, затем число струн достигло семи, а позже их стало восемнадцать.
АРФА также относится к щипковым инструментам, известным в древности.
АВЛОС, или ДВОЙНАЯ
ДУДКА – древний духовой
СВИРИНГА, или СВИРЕЛЬ – это духовой инструмент типа одноствольных или двуствольных флейт. В литературе свирелью часто называют многоствольную флейту Пана. Она состоит из набора закрытых с одного торца и различных по длине трубочек, сделанных из ствола камыша, тростника или бамбука. Каждая трубочка издает только один звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра.
ТИМПАН – ударный инструмент.
Древнегреческая музыка была тесно связана с литературой, особенно с лирической поэзией.
Лирическая поэзия, пришедшая на смену величественному эпосу, выражала индивидуальный мир отдельной личности. Поэзия, как и музыка, была важным воспитательным средством.
В Древней Греции стихи читали на распев под музыкальный аккомпанемент лиры или флейты. Слово «лирика» произошло от названия любимого музыкального инструмента греков – лиры.