Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:06, реферат
Развитие современной цивилизации в последние годы сопровождается постоянным повышением уровня социальной и политической активности граждан и жителей отдельных регионов мира, изменения социальных структур и возникновения новых социальных групп и политических сил. В то же время в идеологической сфере наблюдается поиск объяснительных принципов, которые позволили бы уложить все происходящее в некую единую схему. Этногенетическая концепция Л.Н.Гумилева в целом и понятие пассионарности в частности привлекают современных российских идеологов своей внешней простотой, позволяющей рассматривать многие происходящие явления с позиции одного объяснительного принципа – повышения или понижения уровня пассионарности.
Введение 3
Глава I. Этногенетическая концепция Л.Н.Гумилева 5
1. Сущность этносов 5
2. Типы этнических процессов 6
3. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева 10
4. Экскурс в этнографию 11
Глава II. Концепция этногенеза на примере Сибири 15
1. География русской Сибири 15
2. Язык 15
3. Жилище 16
4. Одежда 19
5. Народная кухня 21
6. Народные праздники и обряды 22
7. Народный танец 24
Список литературы 30
Каждая большая раса подразделяется на малые расы, или антропологические типы. Внутри европеоидной расы различают атланто-балтийскую, беломорско-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы.
Внутри монголоидной расы обычно выделяют дальневосточную, южноазиатскую, североазиатскую, арктическую и американскую малые расы, причем последняя иногда рассматривается и как отдельная большая раса.
Лингвистическая классификация народов мира основана на принципе близости языков. Близкими считаются родственные языки. Языковая семья – совокупность родственных языков.
Языки считаются родственными, если они образовались от одной языковой основы. В рамках одного языка могут выделяться диалекты и говоры. Родство языков - наличие общих черт и регулярных соответствий на разных языковых уровнях у языков, происшедших от одного языка-основы.
Хозяйственно-культурная классификация основана на этнографических критериях. Хозяйственно-культурный тип - комплекс особенностей хозяйства и культуры, который сформировался у народов, находящихся на близком уровне социально-экономического развития и в сходных условиях природной среды.
Выделяется три группы хозяйственно-культурного типа:
1.
Хозяйственно-культурный тип с
преобладанием присваивающих
2.
Хозяйственно-культурный тип
3. Плужных (пашенных) земледельцев, использующих тяговую силу домашнего скота.
Историко-культурные области – территории, на которых в результате длительного взаимодействия народов образовались особенности материальной и духовной культуры.
Сибирь
- большая часть Азиатской
Климат на территории Сибири, в основном резко-континентальный, представлен низкими зимними температурами, их частыми колебаниями на протяжении сельскохозяйственного периода, неравномерным распределением осадков по сезонам и внутри сезонов, спорадическими стихийными бедствиями.
Две
трети территории России к востоку
от Урала - это Сибирь. Это километры
непроходимой тайги и заснеженной
тундры, месторождений нефти, газа,
угля, алмазов, место ссылки, каторги
и советских строек. Сегодня Сибирь
- динамично развивающийся
Особый интерес для изучения этнологов представляют еще сохранившиеся этнографические группы, под которыми принято понимать те локальные подразделения этноса, у которых имеются отдельные специфические элементы культуры. В Сибири таких групп с ярко выраженной этнической спецификой немало. К ним относятся: бухтарминские старообрядцы - "каменщики"; "поляки" Алтая; "кержаки"; "семейские" Забайкалья; "карымы" или метисы Забайкалья; русскоустьинцы, поселенные на Индигирке в 1638 г.; "марковцы" и др.
В
составе лексики русских
Вот
некоторые примеры лексики
Вадига – глубокое тихое место реки (из коми-зырянского).
Едома – небольшая гора, возвышенность (финск. “etamaa” – дальняя земля).
Лайда – стоячее озеро (ср. финск. “laito” – отмелый; “laida” – край берега).
Лыва – лужа (карел. “liiva” – тина, грязь).
Няша – ил, илистое дно, низкое сырое место (коми-зырянск. “naљa” – ил, грязь).
Тайбола – далекая, необитаемая глухомань
Хивус – сильный мороз с ветром (коми “jios” – ледяной).
В
русских говорах Сибири процесс
заимствования носил
Оказавшись
в изоляции, небольшая группа русских
людей, поселившихся в Сибири, вынуждена
была приспособиться к условиям новой
для них суровой географической
среды, располагая для этой цели тем
незначительным арсеналом орудий труда
и охоты, видами одежды, которые они
привезли с собой. Это была материальная
бытовая культура русского средневековья.
Об этом свидетельствует исконно
русская лексика старожилов, в
составе которой много
Ожиг – деревянная кочерга (ср. “ожега” с тем же значением, широко известное в материнских русских говорах).
Тул – колчан для стрел, слово известно в памятниках письменности Киевской Руси
Жилище русского населения Сибири – срубное. Дома строили из сосны, лиственницы; хозяйственные постройки - из сосны, осины, иногда березы. Особо ценились постройки из "красного леса" - смолистой, выдержанной сосны. Избы ставились самими хозяевами. Дома строились из круглых бревен, диаметром 25 - 30 см, более поздние постройки - из бревен с диаметром среза 18 - 20 см и из бруса. Способ рубки изб XIX - нач. XX вв. - "в чашу", в более поздних постройках встречаются соединения "в лапу". Дома ставили "на мху" - в пазах между бревен прокладывали мох, такие дома "на мху" были практически во всех населенных пунктах. Можно выделить несколько типов жилищ: однокамерное - четырехстенная клеть - изба. Дома этого типа служили жильем для беднейших слоев населения, вдов, солдаток, оставшихся с детьми без мужской поддержки, или являлись временной первоначальной постройкой при переселении семей. В дальнейшем, при сооружении более большого и удобного дома, соответствующего потребностям семьи, клети могли приспосабливаться под постройки хозяйственного назначения.
Двухкамерные жилища - избы пятистенки. В настоящее время пятистенки преобладают во всех обследованных селах. Сохранился ряд пятистенных домов, построенных в начале XX века, планировка которых сохранилась до сих пор в неизменном состоянии. Это двухкамерное помещение, разделенное капитальной стеной. Одна из комнат с русской печью называлась избой, другая - горницей.
Трехкамерные - избы со связью. По словам информаторов, в конце прошлого века избы со связью были широко распространены. В настоящее время в обследованных поселках их остались считанные единицы. Встречаются два вида изб со связью - "изба - сени - изба" и "изба - сени - горница". Зафиксированные избы со связью длинной стороной обращены к улице, в стене сеней, разделяющих постройку, прорублено 1 - 2 окна.
Многокамерное жилище - крестовик. Крестовик разделялся двумя пересекающимися капитальными стенами на четыре помещения, одно из которых было холодным и служило сенями или все помещения были теплые - в этом случае всегда пристраивали сени.
Выделяются два типа вертикального развития дома: одноэтажные на подклете и одноэтажные с жильем в подклете. В настоящее время высокий подклет встречается крайне редко, в основном, высота подклета - 3 - 4 венца. Обычно подклет использовался в хозяйственных целях для устройства подполья с ямой для хранения картофеля.
При постройке избы ставились на специально подготовленные основания - по периметру будущего здания выкапывались траншеи шириной 50 - 70 см, глубиной 1,0 - 1,5 м (в зависимости от грунтов); траншеи забивались бутовым камнем с глиной, позднее - щебнем с глиной или бетоном. На это основание устанавливались под углы здания валуны или деревянные фундаментные стойки - "стулья". На валуны укладывалась береста, а затем устанавливался сруб. Крыши изб возводились двух- и четырехскатные. Крепили крыши на самцах или на стропилах. Самцовая конструкция была характерна для ранних построек; дома, как правило, принадлежали беднякам, крестьяне побогаче стремились поставить себе так называемый "круглый дом" - крестовик с четырехскатной крышей. Основным кровельным материалом было дерево - тес и дрань. Тес укреплялся на каждом скате. В верхней, князевой, слеге делался паз, куда вставляли концы тесин. Тес мог прибиваться к обрешетке кровли гвоздями, нижнюю поверхность свеса крыши иногда обводили карнизом. В домах было много окон - в избе-клети их было - 3 - 4, в пятистенках, крестовиках - от 5 до 12. Большое количество окон выходило на улицу или на южную сторону, на северной стороне окон было мало или не было совсем. Окна оформлялись наличниками без ставней или с одно-двухстворчатыми ставнями. Наличники весьма лаконичны, часто без резьбы, только с выделением цветом некоторых деталей. Мотив резьбы - растительный орнамент. Для покраски наличников применяются следующие сочетания цветов - голубой с белым, зеленый с белым.
Входные двери домов были одностворчатые из 3 - 4 широких плах, внутренние двери также одностворчатые, а в пятистенках часто совсем отсутствуют, оставляя между комнатами широкий проем. Сени делались срубные или пристроенные из теса, по длине занимающие часть стены или всю стену целиком. Внутренняя планировка избы может быть классифицирована как северно-среднерусская. Печь стоит в углу, чаще - справа от входа, иногда - слева; устьем, по-местному, "целом", она повернута к стене, противоположной входу. В домах печи устраивались с дымоходом, "по-белому". В XIX веке печи делались техникой битья. Печь ставили почти вплотную к стене, оставляя 20 - 30 см для разной кухонной утвари - ухватов, сковородников, кочерег. В избе возле печи был вход в подполье. К печи со стороны входной двери примыкала небольшая лавочка- "голбчик". Над входной дверью от печи до противоположной стены устанавливались полати, задергиваемые ситцевой занавеской. Пространство перед печью было традиционно "бабьим местом", где женщины готовили пищу, шили, выполняли другие работы. "Цело" печи освещалось боковым окном. Напротив печи на стене висел шкафчик с посудой. Под окном располагалась "лавочка", часто покрытая самотканым покрывалом. По диагонали от печи стоял стол, в углу над ним - иконы. На полу лежали домотканые коврики-"дорожки". Сундук, покрытый домотканым покрывалом, занимал в горнице почетное место в простенке между окнами или под окном. Сундуки были предметом особой гордости, девушки складывали в них приданое, их брали с собой, выходя замуж. Напротив входа располагалось зеркало, украшенное холстяным полотенцем с вышивкой или кружевами. Жилище крестьян содержалось в большой чистоте - деревянные полы не только мыли, но и скребли ножами-косарями. Внутри избы бревна стен раньше обтесывались, позднее стены стали обмазывать глиной, а потом белить, или штукатурить и белить, или же красить масляной краской.
Бани ставились в усадьбе, отдельно от остальных хозпостроек или с примыканием к какой-либо из них. Во многих банях размещаются печи "по-черному", кирпичные или "битые" из глины. Перед входом в баню устраивается тесовый предбанник, с вертикально расположенными тесинами. Перед входом в баню и предбанник на землю или на выпуски укладываются доски, образуя чистую площадку.
Ворота в усадьбах двупольные, рядом с ними, ближе к дому, располагают калитку. Орнамент на воротах отсутствует, декоративные элементы скупы. Часто в усадьбах располагают колодцы.