Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:46, реферат
Выбранная тема всегда была актуальна, как и по сегодняшний день. Изучение менталитета очень важно для проведения политических и социально-экономических программ, так как не знание менталитета может негативно отразится на конечном итоге той или иной программы.
Цель работы: узнать специфику ментальности пермяков.
Задачи работы: найти материалы о Пермской ментальности; прочитать и проанализировать их; сделать выводы.
Введение………………………………………………………………3
Пермская ментальность……………………………………………4-11
Заключение…………………………………………………………...12
Список литературы…………………
Содержание
Введение
Выбранная тема всегда была актуальна, как и по сегодняшний день. Изучение менталитета очень важно для проведения политических и социально-экономических программ, так как не знание менталитета может негативно отразится на конечном итоге той или иной программы.
Цель работы: узнать специфику
ментальности пермяков.
Задачи работы: найти материалы о Пермской
ментальности; прочитать и проанализировать
их; сделать выводы.
Пермская ментальность
В самом широком смысле менталитет – это не только самоидентификация, т.е. отнесение человеком себя к той или иной национальности, общественному слою, профессии, полу, возрасту, но и определенные знания о своей принадлежности, а именно о культуре, языке и территории проживания, историческом прошлом и господствующих стереотипах поведения. В более узком смысле менталитет – это способ отношения человека к миру, реагирования на него, характеризуемый определенным исторически сложившимся отношением к труду, частной собственности, семье, политике, праву, проблеме жизни и смерти и т.д. [1]
Таким образом, менталитет – это устойчивый способ мировосприятия, обуславливающий форму регулирования на различные социальные раздражители.
Менталитет исторически
отрезок времени. В итоге он представляет собой совокупность детерминируемых социально-психологических качеств и черт, сумму поведенческих реакций, выступающих
как определенная целостность всех сторон жизнедеятельности данной человеческой
общности, проявляющихся во всех сторонах деятельности данной человеческой общности и составляющая важнейшую часть ее индивидов. На самом деле менталитет – некий субстрат, катализирующая среда, способная как ускорять, так и замедлять (вплоть до пол-
ной остановки в случае неприятия) ход общественных процессов.
В последнее время особенные черты русского национального характера часто (а
порой и спекулятивно) становятся отправным пунктом в объяснении своеобразия истории России, ее политического, экономического и культурного развития. Так, мэр Москвы в статье, опубликованной в журнале «Вопросы экономики», видит основную причину неудачи экономических реформ в недоучете специфики российского менталитета [2]. Несомненно, что проведение социально-экономических реформ существенно осложняется, если их реализация ведется без учета специфики стержневых ментальных
структур и ориентируется на
инокультурные образцы. Однако недопустима
и абсолютизация этого
Исследование эволюции территориальных общностей людей (социумов) пред-
полагает осознание механизма их формирования, учет факторов, определяющих на-
правление и скорость процессов деформации, целенаправленное воздействие как необходимую предпосылку итоговой оптимизации. Не вызывает сомнений положение о
влиянии параметров внешней среды на тенденции социумогенеза. Коренное отличие
социума от других общественных коллективов
заключается в его
конкретности, пространственной определенности и обусловленности. Связи и взаимоотношения членов социума детерминируются, прежде всего, территориальным единством, совместным проживанием в границах конкретной территории, что определяет
своеобразие обстановки и уникальность ситуации, складывающейся в регионе. В рамках социума замыкается цикл демографических процессов, осуществляются суточные,
сезонные, годовые и многолетние
ритмы жизни людей. Фактически пространство
социума, его поле представляют собой
результат наложения и
Можно выделить несколько уровней взаимодействия членов социума с окружающей средой. Каждый из этих уровней отличается определенным набором параметров среды, оказывающих решающее влияние на формирование региональных черт образа жизни.
Физиологический уровень отражает результаты адаптации населения к природно-климатическим и социально-экономическим условиям территории. Это касается, прежде всего, соматических характеристик (строение и пропорции тела, длина конечностей,
объем грудной клетки, поверхность тела и т. д.), физических особенностей (минерализация скелета, уровень холестерина в крови и т. д.), процессов метаболизма (структура питания, интенсивность кислородных трат, уровень теплопродукции и т. д.) [3]. Неполная адаптация проявляется в виде природно-очаговых и социально обусловленных заболеваний.
Социальный срез ментальности детерминируется, в первую очередь, совокупностью разнообразных общественных отношений, сложившихся в регионе. Прежде всего,
это отношения в производственной и бытовой сферах; а также моральные, нравственные, религиозные, этические нормы, присущие социуму; и, кроме того, общественно-
политическая деятельность, духовный мир, психологические особенности отношения к
окружающему миру, которые часто
рассматривают как
Эколого-культурный аспект ментальности приобретает особую остроту и актуальность в контексте нарастающей глобализации и регионализации экологических проблем. При этом изучение эколого-культурной составляющей менталитета позволяет не
только осуществить
Духовно-психологический уровень складывается под влиянием самых разнородных факторов, хотя в целом просматривается тенденция снижения роли природных условий и роста воздействия производственно-технических и социальных параметров среды. Психологические черты менталитета, духовные качества регионального характера (самые тонкие свойства национальной или региональной души) формируются на протяжении длительного исторического периода как результат внутренних взаимодействий, постоянных контактов с другими социумами и этническими группами, природно-климатическими условиями территории.
Вербально-лингвистический уровень. Исторический процесс освоения территории, пути расселения русских на Западном Урале, их культура, верования, промыслы и занятия, связи с соседями нашли отражение в особенностях языка жителей Прикамья: его составе, собственных именах, географических названиях. Именно этим занимается особая отрасль языкознания – лингвистическое краеведение.
Основными источниками информации для изучения истории формирования
пермского говора являются современные говоры и письменные памятники, начиная от
древнерусских летописей и кончая собственно пермскими деловыми текстами XVI XVII
вв. Они фиксируют большое количество диалектных слов, которые дают возможность сопоставлять ранние пермские говоры с непермскими и устанавливать их происхождение. На сегодня объем этих рукописных документов, находящихся в различных хранилищах, составляет многие тысячи страниц.
Учеными исследованы документы различных жанров. Часть их отражает административную переписку – например, челобитные, отписки, часть – переписи населения – писцовые, переписные книги. Ряд документов связан с организацией местного управления – расписки, подорожные, мирские приговоры. Но большая часть документов посвящена имущественным вопросам – это купчие, отводные, заемные, закладные, духовные, дарственные, таможенные записи, судебным делам – изветы, допросы, досмотры, обыски, приводы, мировые.
Изучение этих документов показывает, какую лексику писцы из центра воспринимали как местную, характерную только для живой речи, для пермских говоров, и старались заменить общерусской, принятой в деловом языке XVII в. Таким являлось, например, слово лог, которое в писцовых книгах сохранялось в названиях деревень, возникших на основе лексики говоров – деревня Дикий Лог, но как слово нарицательное заменялось писцами из центра принятым в деловой лексике синонимом враг (овраг). Точно так же писцы поступали с обычным в северных пермских говорах словом родник, которое они заменяли привычным для них синонимом ключ. Такое редактирование дает возможность выявлять лексику живой речи, то есть характерную для складывающихся говоров.
Лингвистические исследования современных пермских говоров позволяют со-
поставить их с непермскими и выявить наиболее близкие к ним. В частности, можно
ставить вопрос о генетической связи с говорами Поморья, Вологды, Вятки.
Важен для лингвистов и общий вывод этнографов о том, что население Среднего
Урала использует в быту северно-русскую терминологию, а также о том, что много общего у русских с коми-пермяками, манси и совсем мало заимствовано в быту у башкир и татар.
Представляют интерес и
в них могли появиться
Москвы, Твери, Балахны.
Судя по летописям, русские начинают проникать на Урал в XI в. В 1092 г. новгородцем Гюрятой Роговичем, одним из бояр или крупных купцов, был организован
поход на Печору и Югру, т. е. в места, где проживали предки современных манси. По-
ходы новгородцев на Урал предпринимались и в XII в. Их привлекали эти места, богатые пушниной, мехами. Русское оседлое население появилось в Верхнем Прикамье только в XIV-XV вв.
Есть и данные ономастики, свидетельствующие о проникновении в Прикамье
новгородцев. Вблизи современного города Красновишерска расположена гора Полюд,
название которой возникло от имени, распространенного только в Новгороде. Активное заселение Перми Великой, Соли Камской и переселение вниз по Каме вплоть до современного города Оса началось в XVI-XVII вв. Именно этот период становится временем возникновения старожильческих говоров на Западном Урале. Однако большие размеры осваиваемой территории и различные условия заселения отдельных районов привели к тому, что в пермских говорах разных регионов обнаруживаются различия, складывается множество говоров.
Заселялась Пермь Великая, как свидетельствует ономастика писцовых книг, из
Поморья, т. е. жителями Двины, Мезени, Пинеги, Виляди, Вычегды, Печоры, Вологды
и Вятки, где уже сложились в своей основе северно-русские говоры, генетически связанные с новгородскими. Земли Перми Великой в период их освоения русскими частично были заселены коми-пермяками. Прибывшие селились обычно на свободных землях, но входили в контакт с коми-пермяками, усваивали их топонимию. Создавались смешанные браки, дети в которых усваивали фонетические и другие особенности языка коми. Немало коми-пермяцких слов присутствует среди географических терминов и имен собственных.
Все это в совокупности и определило ту картину существования пермских говоров, какую диалектологи наблюдают последние полвека.
Отличительные особенности образа жизни населения Прикамья объясняются
уникальным географическим положением территории, суровостью и даже экстремальностью климата, разнообразием и контрастностью ландшафтов, богатством природных ресурсов, продолжительной, насыщенной событиями историей заселения и освоения края, длительным и многогранным взаимодействием самобытных культур, этносов и конфессий, участием территории в географическом разделении труда, специализацией в рамках хозяйственного комплекса страны, культурным, образовательным, квалификационным уровнем населения, низкой инфраструктурной обустроенностью территории и прочими факторами. Под длительным воздействием такого конгломерата разноплановых и разнородных причин у жителей сложился уникальный (в плане отличий от соседних регионов), во многом противоречивый образ жизни, воплотившийся в особенностях поведения и специфических чертах по-российски загадочной пермяцкой души.
Отражением менталитета народа, его психологии несомненно является антропологический облик, который формировался под влиянием многих факторов (в первую очередь расовых и этнических), в том числе и природных условий. На протяжении длительного исторического периода территория Прикамья, находящаяся на границе Европы и Азии, гор Урала и равнин, перекрывающая единственный удобный транспортный коридор в горной цепи, представляла собой контактную зону взаимодействия трех культур, каждая из которых в силу длительности существования в регионе вполне может претендовать на роль коренной. Это культура «истинных» аборигенов – финно-угорских народов, для которых Средний и Северный Урал является этнической родиной (считается, что именно их предки впервые появились в регионе 75 тыс. лет назад), культура кочевых тюркских народов (башкир, а позднее и татар), чьи племена периодически заходили на территорию Прикамья задолго до русских, и культура северо-русского субэтноса – поморов и новгородцев. Первые сведения о проникновении славян в край относятся к X-XI вв., а интенсивное освоение Перми Великой начинается в