Менталитет Пермяков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:46, реферат

Краткое описание

Выбранная тема всегда была актуальна, как и по сегодняшний день. Изучение менталитета очень важно для проведения политических и социально-экономических программ, так как не знание менталитета может негативно отразится на конечном итоге той или иной программы.
Цель работы: узнать специфику ментальности пермяков.
Задачи работы: найти материалы о Пермской ментальности; прочитать и проанализировать их; сделать выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Пермская ментальность……………………………………………4-11
Заключение…………………………………………………………...12
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

для закачки.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

конце XV в.

Современный облик значительной части  пермяков близок к антропологическим

характеристикам так называемых Волго-Камского и Приуральского комплексов. Для

этих комплексов наиболее характерны низкий рост, слабый рост бороды, относительно

темная пигментация кожи, невысокое, несколько уплощенное лицо, средневыступающий  нос с вогнутой спинкой. В Приуральском комплексе все перечисленные  черты заметно усилены. По своим  морфологическим особенностям оба эти комплекса занимают промежуточное положение между европейской и азиатской расами. Черты их присущи

многим народам Поволжья и Приуралья  – чувашам, марийцам, удмуртам, коми-пермякам, некоторым группам татар Предуралья и Поволжья [5].

Природно-климатические особенности региона, геохимия и структура ландшафтов, а также интенсивное (и не всегда оправданное) освоение природных ресурсов обусловили широкое распространение в Прикамье ряда природно-очаговых заболеваний: нарушение функций щитовидной железы, кариес, мочекаменная болезнь, дифиллоботриоз, описторхоз, клещевой энцефалит, болезнь Лайма и др.

Хотя по величине территории Пермская область далеко не самый крупный  субъект федерации – около 1 % площади всей страны, но на этой территории могли бы разместиться вместе взятые Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания и Швейцария. Область расположена на стыке Восточно-Европейской равнины и Уральских гор. Отсюда

разнообразие ландшафтов, разнородность  и масштабность природных ресурсов, и,

прежде всего, полезных ископаемых: калийные соли Верхнекамского месторождения

(около 30 % мировых запасов), нефть  и газ, уникальный глинистый  минерал зеленой

краски – волконскоит (безумно  ценимый таким знаменитым художником, как Пикассо),

поделочный гипс чудного лунного  цвета – селенит, изумрудно-зеленый гранат – уваровит, мрамор и габбро-диабазы, цитрин и горный хрусталь, медистые песчаники, хромиты, стронциевые руды, золото, платина, алмазы…

Богатство и разнообразие природных  ресурсов, чередование естественных

ландшафтов определили специализацию района и занятия пермяков. Край изначально

осваивался  как индустриальная база державы, вся  его жизнь подчинялась интересам

страны. Здесь возникли первые предприятия, определившие в дальнейшем производственный профиль всего уральского региона (например, первое в России предприятие цветной металлургии – Пыскорский медеплавильный завод [6]). Подобные обстоятельства серьезно повлияли на менталитет жителей, сформировав у них такие черты характера, как работоспособность, трудолюбие и творчество, и «наградив» бесхозяйственностью и потребительским отношением к природным ресурсам. По мнению большинства жителей, это «даровые блага», право на присвоение которых не только является значимым источником средств существования, но и неотъемлемой частью всего образа жизни. Непременным атрибутом образа жизни пермяков являются пассивность и консерватизм (проявляющиеся самым широким образом – от непременной оглядки в своей деятельности на Москву до почти полного отсутствия авторитетных общественных, в том числе и «зеленых», организаций), нежелание рисковать, отсутствие «жилки» предпринимательства и т. д.

Регион богат водными ресурсами, что повлияло на поэтичность и лиризм пермяков. Интересно, что многие пермские поэты и писатели отводят огромную роль в своем

творчестве рекам: Каме, Чусовой, Сылве  и др. Красота пермской природы  была воспета такими писателями и поэтами, как В. П. Астафьев, который написал рассказ «Васюткино озеро», В. Каменским, Ф. Решетниковым, Б. Ширшовым, А. Домниным и др.

Пермская область, расположенная  на стыке двух частей света –  Европы и Азии,

вобрала в себя черты  обоих субматериков, способов производства, цивилизаций… и

может служить иллюстрацией к концепции евразийства. С гордостью подчеркивая свое

европейское положение  мы не должны забывать и об азиатских  корнях, неоднократно

дававших густую «поросль»  на гостеприимных землях Пармы и  наложивших свой от-

печаток (как уже отмечалось раньше) даже на внешний облик пермяков. Во втором томе «Дальнейших приключений Робинзона Крузо» Д. Дефо пишет о том, как его герой возвращается из Индии и проезжает через Соликамск: «Наконец, перебравшись через

Каму, которая в этих местах служит границей между Европой и Азией, мы вступили в

Европу. Мы думали увидеть  здесь другой народ, другие обычаи, другую одежду, другую религию, но мы ошиблись». Уникальная черта в менталитете  пермяков – это то, что они  вобрали в себя черты и азиатов (ловкость и хитрость), и европейцев (стремление к познанию наук и рационализм).

Огромное влияние на менталитет пермяков (как и на российский) оказал суровый умеренно-континентальный  климат с продолжительной зимой  и непродолжительным летом (теплый период – со среднесуточной температурой выше 0°С – варьируется по области в пределах 55-48 % календарного года). Вообще Пермь считается самым холодным городом-миллионером на земном шаре. Средняя температура января в Перми

составляет -16° (минимальная -48°), средняя  температура июля - +18° (максимальная -

+38°). Пермяки с грустью смеются:  «В начале июня еще не лето, а в конце августа –

уже не лето». Преобладание в течение  года низких температур повлияло на темперамент, а холодные зимы способствовали развитию пьянства. Пермяки довольно медлительны и меланхоличны.

Природа заставила пермяков довольствоваться малым, быть терпеливыми. Но

«еще большее значение имело  то, что им приходилось вести упорную  борьбу с природой в суровой стране, и они вынуждены были издавна, наряду с земледелием, заниматься и всякого рода ремеслами. Этим объясняется практическая направленность их ума…, их ловкость», – так писал А. Геттнер в своей статье «Европейская Россия». Это свойство характера только усилилось и закрепилось в дальнейшем – на горнозаводском этапе эволюции хозяйства региона.

Суровость климата нашла свое проявление в стихийности и безудержности  характера, силе воли, упорстве в борьбе за жизнь и достижении цели, коллективизме  и

гостеприимстве. Природа часто  обманывает ожидания людей, и поэтому  им приходится

«…противопоставлять капризу природы  каприз собственной отваги. Эта наклонность

дразнить счастье, играть в удачу  и есть великорусский авось» [7]. Эта черта присуща как русским в целом, так и в частности пермякам. Одним из неистребимых качеств жителей Прикамья остается доверчивость, подкрепленная верой в чудо. По числу жертв

финансовых пирамид область  занимала 8-9-е место среди субъектов  РФ. Из 1,5 млн.

обманутых вкладчиков «РДС» оказалось 23 тыс. пермяков.

Жизнь на перекрестке миграционных путей, длительное существование бок о

бок представителей множества народов  и конфессий приучили к веротерпимости,

уважению соседей, взаимопомощи и взаимовыручке.

Православие пришло в Прикамье в XV-XVI вв. с русскими, ислам был занесен

татарами и башкирами, на севере большую роль сыграли старообрядцы. Это определило такие черты регионального характера, как стремление к образованию, отшельничество и уединение. Закреплению трудолюбия как отличительной черты социума способствовало широкое распространение старообрядчества. Общины старообрядцев, которых было много на севере Прикамья, где они скрывались в лесах, активно проповедовали идеал трудовой жизни.

Процесс формирования многонационального населения Прикамья шел в течение

многих веков, в нем принимали  участие различные этносы. Многие из них не дошли до

нашего времени, ассимилировавшись  в среде более крупных этнических образований,

другие возникают, живут и развиваются  в настоящий момент. Неизвестна судьба «чуди

белоглазой», которую русские встретили, придя на пермскую землю, практически исчезла некогда многочисленная еврейская диаспора, за последний межпереписной период более чем вдвое сократилась численность немцев в Прикамье. Зато по данным переписи 1989 г. в крае появился такой «коренной» народ как алеуты, а перепись 2002 г. уже обогатила этническую палитру края толкиенистами, уральцами, казаками…

Проявлением исторического сближения  вплоть до ассимиляции может служить

окультуривание коми-пермяков. Этническое сближение коми-пермяков и русских  шло

по разным направлениям: территориальное, хозяйственное, политико-правовое, обрядово-культурное, языковое, духовное и т. д. [8]. Смешение народностей привело к закреплению таких черт характера как оригинальность, интерес к чужой мудрости, терпимость к разным народностям. В Пермской области вы не найдете примеров национальной вражды, пермяк привык уважать своих соседей, не стесняется перенимать полезные навыки других народов.

Влияние пространственных и временных  факторов выходит далеко за пределы

физического облика пермяков, создавая и неповторимый склад души. Казаки во главе с

Ермаком остановились перед Уральским  хребтом с немым вопросом: как  пройти дальше? Затем отправили разведчиков  искать проход, разбили лагерь и  стали ждать. В данном случае сказались  свойства местного ландшафта. Древнее название северного пермского леса, чаще всего заболоченного [1] и состоящего из темнохвойных пород – Парма [9,10] и Парма заставляла людей быть очень осмотрительными и рациональными. При этом в данном случае абсолютно не важно, сколько длилась разведка, как оставшиеся казаки коротали время и пр. Важно то, что активное освоение пермских земель началось с ожидания. Долгое время пионеры, переселившиеся сюда, жили промыслом пушнины да грабежами других промысловиков. И в том, и в другом случае половина успеха зависела от умения ждать, поэтому умение это культивировалось. С тех пор многое изменилось, но навык ожидания в пермяках остался. Более того, ожидание, как процесс, накрепко срослось с биологическими изменениями организма и стало для каждого пермяка такой же неотъемлемой частью, как собственное кровообращение. Не исключено, что эта черта – результат воздействия пассионарного толчка, имевшего место в регионе в XVI в.

Эта особенность сказывается в  том, что житель Прикамья, в отличие  от других

аборигенов России, основательно медлителен. Он очень терпим к опозданиям, для объяснения которых, надо отметить, здесь идеальные климатические «отмазки»: слякоть

осенью и весной, непроходимые сугробы  зимой и рекоподобные разливы  в дождливое

лето. Ко всему прочему уже в сегодняшние дни добавляются (и по тем же причинам)

вечные проблемы с транспортом. Вообще ожидание и опоздание –  понятия одной плоскости. Так, с  поправкой на них и пульсирует жизнь в Пермской области.

Это бытовой аспект, но есть еще  и метафизический. Любое ожидание – это признание своей полной зависимости от времени, что, по сути, – еще одна форма язычества. И единственный Бог, которого пермяки чтят и которому действительно поклоняются, – Хронос. Все остальное – «суета сует». Показательно в этом отношении замечание немки, которая достаточно долго прожила в Питере, чтобы не спутать эту пермскую особенность с общенациональной: «Из-за каких-то проблем люди начинаются дергаться, волноваться, пытаться их разрешить, а пермяк махнет на нее рукой и скажет, что она со временем сама рассосется». Большей преданности верующего своему идеалу,

пожалуй, не встречается нигде. Трудно подобрать более исчерпывающее  объяснение, например, для динамики забастовочного движения среди учителей Прикамья  [11].

 

Таков пермский житель сквозь призму времени: медлителен, очень терпелив,

высокомерен к чужакам, с непомерно  развитым чувством собственного достоинства, с

собственным уникальным ощущением  времени, согласно которому пульсирует весь

организм.

Окраинность и северность сказываются на многих сторонах пермской жизни как

современной, так и прошлой, они  пронизывают менталитет жителей, диктуют  правила

общественных отношений, придают  всей местной жизни какую-то фатальную  раздвоенность. Ведь по мощи хозяйственного потенциала, да и просто по числу жителей область нельзя отнести к приполярным «изолятам»… Нет, Пермская область выглядит

вполне освоенным, добротным российским краем. Лишь самая северная ее часть  – это

настоящая глухомань, лесная чащоба, где жизнь приурочена даже не просто к очагам, а

к лагерям с уголовниками, осужденными  на лесоповал. Так что традиционное ощущение изоляции, оторванность от основного  ареала русской ойкумены – это  факт социальной психологии» [12].

Факт пермской замкнутости подтверждает и журнал «Эксперт», назвавший

Пермскую область «…самым закрытым для журналистов регионом» [13]. И это при

том, что областная пресса достаточно хорошо развита и находится на весьма высоком,

даже по сравнению с соседями, уровне.

В изоляции свои, особые представления  о физических законах, в частности о

пространственно-временных параметрах действительности. У пермяков пространство неизменно замыкается на человеке, оно лишено смысла без его присутствия. Пространство – это не некая данность, а уже интерпретированная и приспособленная  для нужд пермяка материя. Отношение к пространству хорошо иллюстрируют пермские фразеологизмы, в которых все действие неизменно замкнуто на герое с помощью местоимений «себя», «своим»: «Прежде, чем критиковать других, оглянись сам на себя!», «Жить своим домом» (в значении – жить отдельно от родителей, иметь собственное хозяйство), «Век свой» (в значении – всю жизнь), «Назад себя падать тоже плохо – голову

можно разбить» и т. д. Пространство не только на пермяке сосредоточено, но еще пермяком и приватизировано. Оно – его личная собственность. Пожалуй, ни в одном другом городе пассажиры общественного транспорта с такой остервенелой готовностью и лающим хамством не отстаивают свои права на место, принадлежащее им по какому-то неведомому праву. Ругань здесь – обычное дело.

Таково пермское пространство. В  его отражении, по мнению К. Духонина, пермский житель традиционно замкнут, резок в поведении, хамски эгоцентричен [14]. Замкнутость и изолированность, подкрепленные ощущением самодостаточности, служат

Информация о работе Менталитет Пермяков