Наводнения как явления природных чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении чрезвычайной ситуации природного характера - наводнение.
Решению этой цели служат следующие задачи:
- дать характеристику и рассмотреть классификацию чрезвычайных ситуаций природного происхождения;
- раскрыть понятие наводнение;
- рассмотреть классификацию наводнений;
- выявить причины возникновения наводнения;
- охарактеризовать последствия наводнения для природной среды и человека;
- рассмотреть изучение наводнений в школьном курсе географии (5 по 10 класс);
- составить элективный курс по теме: «"Защита от наводнений правила МЧС".

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
Глава 1.Понятие наводнения, как чрезвычайной ситуации природного происхождения и классификация наводнений.
1.1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения........
1.2. Понятие наводнение.…………………………………………………………
1.3. Классификация наводнений по условиям формирования стока и возникновения наводнений.…………………..………………………………
1.4. Классификация наводнений по причинам возникновения.…………..
1.5. Классификация наводнений по масштабу……………………………..
1.6. Причины возникновения наводнений………………………………….
1.7. Последствия наводнений……………………………………………..…
1.8. Меры по защите от наводнений………………………………………..
Глава 2. Использование материалов курсовой работы в школьном курсе географии.
2.1. Анализ школьных программ и учебников по данной теме…………...
2.2. Составление элективного курса по теме: "Защита от наводнений правила МЧС"………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..…...
Список используемых источников………………………..……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Наводнение.docx

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Ущерб был бы существенно больше, если бы к паводку не стали готовиться заранее, еще в марте. В частности, Тюмень была спасена от затопления в результате срочного сооружения дамбы длиной в 27 км. Искусственный земляной вал помог уберечь от разлива реки и значительную территорию нижней части Тобольска. В тех местах Тюменской области, где подготовка к встрече с паводком проводилась технически и экологически неграмотно, ущерб от стихии был ощутимее. Здесь оказались затопленными многие поселки. В общей сложности свыше 1 тыс. домов, 80 сел и деревень были отрезаны разливом от районных центров. В отдельных местах понадобилась срочная эвакуация людей. Множество небольших плотин, сооруженных без учета размеров стихийного бедствия, также оказалось разрушено.

 

1.9 Действия населения при угрозе и во время наводнений

 

Действия населения при угрозе наводнения зависят от скорости развития этого опасного гидрологического явления.

После получения прогноза о возможности наводнения осуществляется оповещение и информирование населения через существующую сеть проводного и радиовещания, телевещания. Поэтому, услышав сигнал «Внимание всем!» (вой сирен), прослушайте по радиоприемнику, громкоговорителю или телевизору сообщение, в котором указывается ожидаемое время затопления и его границы, порядок действия населения тех или иных населенных пунктов при наводнении, включая проведение эвакуации из опасных мест.

При наличии времени перед эвакуацией жители для защиты своего дома должны выполнить следующие действия:

    • отключить газ, электричество, воду;
    • потушить огонь в печах;
    • перенести на верхние этажи здания или чердаки ценные предметы и вещи;
    • убрать со двора или закрепить все плавучие предметы;
    • закрыть окна и двери, а при необходимости обить окна и двери первых этажей досками или фанерой;
    • подготовить и завернуть в целлофановый пакет документы, деньги, драгоценности, ценные бумаги;
    • подготовить медицинскую аптечку, непромокаемую одежду и обувь, запас продуктов;
    • запасти питьевую воду на случай, если колодцы станут непригодными для использования, а водопровод не будет функционировать;
    • заправить баки автомобиля горючим. Вещи и продукты следует положить в удобные сумки или рюкзаки.

При получении информации о начале эвакуации необходимо быстро собраться и взять с собой: пакет с документами и деньгами; медицинскую аптечку; трехдневный запас продуктов; постельное белье и туалетные принадлежности; комплект верхней одежды и обуви.

После этого надо прибыть в установленный срок на заранее назначенный эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасное место. Эвакуация может быть осуществлена пешим порядком, общественным или личным автотранспортом.

При внезапном поднятии уровня воды необходимо как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к эвакуации по воде с помощью различных плавсредств или пешим порядком по неглубоким и небыстрым бродам. В такой обстановке не следует терять самообладания, надо подать сигналы бедствия спасателям. В светлое время суток сигналы подаются с помощью белого или цветного полотна, вывешенного на высоком месте, а в ночное время — электрическим фонарем, факелом. До прибытия помощи или спада воды необходимо оставаться на верхних этажах или крышах зданий, на деревьях и других возвышенных местах, что поможет обнаружить вас с помощью плавсредств или вертолетов. При подходе спасателей нужно спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности перейти в плавательное средство. Во время его движения следует строго выполнять указания экипажа, нельзя покидать установленных мест и садиться на борта.

Самостоятельно из затопленного района можно выбираться лишь в безвыходных ситуациях, когда надежды на прибытие спасателей нет. Такое решение должно быть продуманным и хорошо подготовленным. Прыгать в воду можно только в том случае, если она вплотную поднялась к месту вашего укрытия.

При этом следует использовать любые подручные спасательные средства: доски, автомобильные камеры, связку пустых пластмассовых бутылок. Оказывайте помощь людям, плывущим в воде или тонущим. Людей, подобранных с поверхности воды, следует переодеть в сухую одежду, дать успокаивающие средства, а извлеченным из глубины воды или со дна водоема — сделать искусственное дыхание, если даже у них нет видимых признаков жизни. Нельзя переезжать через затопленные места на колесных транспортных средствах (автомобиль, велосипед): есть риск попасть в глубокую яму.

После спада воды следует остерегаться порванных и провисших проводов. Нельзя использовать в пищу продукты, попавшие в воду, без предварительной проверки представителями санитарной инспекции. Запасы питьевой воды перед употреблением должны быть проверены, а имеющиеся колодцы с питьевой водой осушены.

Прежде чем войти в дом или здание, следует убедиться, что вход не представляет опасности. В помещении необходимо на несколько минут открыть окна и входные двери для проветривания. При осмотре внутренних помещений нельзя применять спички или светильники из-за возможного присутствия газа в воздухе, лучше использовать для этих целей электрические фонари на батарейках. До проверки специалистами состояния электрической сети и водопровода пользоваться ими категорически запрещается.

Информация о действиях населения передается штабом ГОЧС и после спада воды, поэтому для получения подробных рекомендаций транзисторные радиоприемники следует держать включенными.

Указанные основные правила поведения и порядок действий населения при наводнении позволяют существенно снизить ущерб и, главное, сохранить жизнь людей, проживающих в опасных районах.

 

 

ГЛАВА 2.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 

В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

 

2.1 Анализ школьных программ и учебников по данной теме

 

Культура безопасности личности должна развиваться с раннего детства и совершенствоваться на протяжении всей жизни.

Для обеспечения безопасного поведения личности в конкретной, в том числе экстремальной, ситуации формируются нормы, правила, требования по отношению к какой-либо сфере жизнедеятельности. Эти требования включают в себя необходимые знания, умения, навыки и определенные личностные качества.

Воспитание культуры безопасности личности школьников включает в качестве составных частей следующие аспекты:

  • формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);

  • специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (овладение знаниями в области безопасности);

  • психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (развитие таких качеств, как смелость, решительность, готовность к разумному риску и т.д.);

  • развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательность, дальновидность, гуманность, оптимистичность).

Чтобы увидеть, как в школьном курсе географии формируется знания о наводнении как о чрезвычайной ситуации природного характера, мною были изучены и проанализированы учебники по географии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год [13].

5-6 класс

Содержание курса:

Материалы школьной программы разделены на три основных раздела:

    • изображение земной поверхности
    • оболочка Земли
    • население Земли

В первом разделе изучаются два основных понятия: план местности и карта местности. Школьники учатся работать с картами и планами, изучают основные условные обозначения.

При изучении раздела «оболочка Земли» школьники знакомятся с такими понятиями как атмосфера, гидросфера, биосфера, земная кора. Изучается их состав и особенности.

В третьем разделе предусмотрено изучение основных человеческих рас и народов мира.

Авторы, название учебника

Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения»

Комментарии автора

курсовой работы

Алексеев А. И., 
Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География

  • В разделе «Гидросфера – водная оболочка Земли» в параграфе 32 «Воды Океана» дано понятие цунами. Сказано, что цунами опасно катастрофическими разрушениями.
  • В разделе «Гидросфера – водная оболочка Земли» в параграфе 34  «Реки – артерии Земли», даны понятия половодье и паводок.
  • В разделе «Гидросфера – водная оболочка Земли» в параграфе 37  «Гидросфера и человек» очень коротко рассказано о необходимости знаний человека об опасностях природы.

Не приведены примеры цунами, половодья, паводка и  их последствий. Формальный подход автора к раскрытию темы: «Природных чрезвычайных ситуаций» не дает возможность школьникам осознать всю серьезность стихии и последствий для человека. Не дается понятие – наводнение.

Домогацких Е. М., Введенский Э. Л., Плешаков А. А. 
География. Введение в географию

Тема не затронута.

-

Дронов В. П., 
Савельева Л.Е. / Под ред. Дронова В. П. География

  • В разделе «Гидросфера» в параграфе 36 «Движения воды  в океане» даны понятия цунами, шторм. Говорится о последствиях этих природных явлений.
  • В разделе «Гидросфера» в параграфе 43 «Человек и гидросфера» говорится о водной стихии, как о причине природных катастроф. Дается понятие наводнение. Рассказывается о причинах и последствиях наводнений.

Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Климанова О. А., 
Климанов В. В., 
Ким Э. В. / Под ред. Климановой О. А. География

  • В разделе «Географическая оболочка – среда жизни» в теме 17 «Природа и человек» раскрыты вопросы: Какие бывают стихийные бедствия?, Когда стихийные бедствия особенно опасны?, Как человек защищается от стихийных бедствий?
  • Даны понятия: наводнение, цунами, смерч, торнадо и т.п.
  • В домашнем задании школьникам дана возможность узнать о природных стихийных бедствиях в той местности, где они проживают. Дано задание создать памятки о правилах поведения в ЧС.
  • К учебнику прилагается электронный файл «Стихийные бедствия и человек»

Из серии учебников за 5-6 класс самое лучшее изложение темы «Наводнение»

Летягин А. А. / Под ред. Дронова В. П. География

Тема не затронута.

-

Лобжанидзе А. А. География

  • В разделе «Гидросфера – водная оболочка Земли» в параграфе 33 «Движение воды в  Океане» дано понятие цунами. Сказано, что цунами опасно катастрофическими разрушениями.
  • В разделе «Гидросфера – водная оболочка Земли» в параграфе 34 «Реки» даются понятия паводок, половодье, наводнение. Рассматриваются причины наводнений.

Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Петрова Н. Н., 
Максимова Н. А. 
География

Тема не затронута.

-

7 класс

 

Содержание курса:

Школьный курс географии 7 класса посвящен изучению материков и океанов.

Школьники знакомятся с основными особенностями и гипотезами возникновения природы Земли. Изучается различные формы рельефа земной поверхности.

Далее подробно рассматриваются отдельные материки:  Африка, Австралия, Океания, Евразия, Южная и Северная Америка, Антарктида. Изучаются особенности природы данных материков, история их открытия, население и государства, расположенные на них.

Авторы, название учебника

Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения»

Примечание

Коринская В. А., Душина И. В., 
Щенев В. А. 
География

В описании отдельных стран мира в разделе «Климат. Внутренние воды» рассказано о влиянии климата и режима рек на возникновение природных чрезвычайных ситуаций, в частности наводнений.

Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География

  • В первой части в разделе «Атмосфера -воздушный океан» в параграфе 9 «Климатообразующие факторы» рассказано о влиянии морского ветра (муссона) на климат материка. Приведен фотопример наводнения в Индии после муссонных дождей.
  • В первой части в разделе «Мировой океан – синяя бездна» в параграфе 11 «Движение вод Мирового океана» немного затронута тема цунами, их причины и последствия для человека.

Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Душина И. В., 
Коринская В. А., 
Щенев В. А. / Под ред. Дронова В. П. География

В разделе «Материки и океаны» в параграфе 19 «Влияние человека на природу» в абзаце про стихийные бедствия понятие Наводнение дано в перечислении других природных чрезвычайных ситуаций

Не раскрыта тема

Климанова О. А., Климанов В. В., 
Ким Э. В. и др. / 
Под ред. Климановой О. А. География

Тема не затронута.

-

Душина И. В., 
Притула Т. Ю., 
Смоктунович Т. Л. 
География

В разделе «Земля – наш дом» в параграфе 61 «Природа и человек» в одной строчке перечислены стихийные, которые человеку приходится преодолевать.

Не раскрыта тема

Кузнецов А. П., 
Савельева Л. Е., 
Дронов В. П. 
География

Тема не затронута.

-

Петрова Н. Н., 
Максимова Н. А. 
География

В разделе «Северная Америка и Евразия. Сравним два материка» в параграфе 38 «Реки и озера» коротко рассказано о причинах наводнений и мерах защиты.

Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

8 класс

 

Содержание курса:

В 8 классе на уроках географии школьники изучают географию России. Сначала изучается географическое положение России. Далее происходит изучение рельефа и климата на территории России.

Рассматриваются основные водные ресурсы страны и внутренние воды: реки, болота, озера, ледники. Изучаются виды почв на территории нашей страны, а также изучается её животный и растительный мир.  Отдельно рассматриваются природные зоны России, а также природные ресурсы различных регионов.

Авторы, название учебника

Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения»

Примечание

Алексеев А. И., 
Низовцев В. А., 
Ким Э. В. и др. / 
Под ред. 
Алексеева А. И. 
География

  • В разделе «Природа и человек» в параграфе 14 «Климат и человек» буквально в одном абзаце упоминается наводнение, как стихийное бедствие.
  • В разделе «Природа и человек» в параграфе 15 «Реки» рассказывается о половодьях и паводках на территории России. Приведены примеры (фото). Говорится о последствиях наводнения.

Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Камерилова Г. С., 
Елховская Л. И., 
Родыгина О. А. 
География

  • В разделе «Природа  России» в параграфе 24 «Климат и человек» упоминается о наводнении, как о последствиях климатический условий России

Плохо раскрыта тема

Пятунин В. Б., 
Таможняя Е. А. / 
Под ред. 
Дронова В. П. 
География

  • В разделе «Природа России» в параграфе 24 «Зависимость речной сети от климата» рассказывается о режиме рек, дана классификация наводнений, раскрыты причины наводнений, приведены примеры наводнений.
  • В разделе «Природа России» в параграфе 27 «Воды и человек. Водные ресурсы» говорится о водной проблеме, обусловленной природными особенностями объектов гидросферы России, о стихийных явлениях, связанных с водой. Приведены примеры таких явлений.
  • В словаре терминов дано понятие наводнения.

Относительно хорошо раскрыта тема. Хотелось бы больше примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Дронов В. П., 
Савельева Л. Е. 
География

  • В разделе «Природа  России» в параграфе 27 «Внутренние воды России» приведены примеры наводнений. Указаны причины наводнений, но не показаны последствия.

Относительно хорошо раскрыта тема. Хотелось бы больше примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

9 класс

 

Содержание курса:

Уроки географии в 9 классе посвящены изучению основ экономической и социальной географии нашей страны. 

Россия рассматривается как отдельная часть в общей картине мира. Школьники посмотрят на географическое положение России относительно других стран, с точки зрения экономики, транспорта, геополитики и экологии. 

Подробно рассмотрено население страны: численность, национальный состав, миграция. Кроме того, на уроках школьники знакомятся с основными особенностями экономики страны, а различных её регионах. Изучат основные межотраслевые комплексы.

Ученики знакомятся с районированием России и узнают особенности населения и хозяйства всех основных районов России.

Авторы, название учебника

Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения»

Примечание

Дронов В. П., Ром В. Я. 
География

Тема не затронута.

-

Домогацких Е. М.,

Алексеевский Н. И., Клюев Н. Н. География

Тема не затронута.

-

Алексеев А. И., 
Низовцев В. А., 
Ким Э. В. и др. / 
Под ред. 
Алексеева А. И. 
География

Тема не затронута.

-

Дронов В. П., 
Баринова И.И. 
География

В разделе «География крупных регионов  России» в параграфах 28 «Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-запада», 58 «Природа Дальнего Востока» говорится о влиянии наводнений на жизнь Санкт-Петербурга и Дальнего Востока. Приведены примеры и рассказано о последствиях.

Слабо раскрыта тема. Мало примеров и фотоматериалов.

10 класс

 

Содержание курса:

В 10 классе на уроках географии начинается изучение социально-экономической географии мира. Дается общая картина мира через призму социально-экономического развития различных стран. Изучаются основные природные ресурсы и их расположение. Кроме того, рассматривается мировое население и процессы, тесно связанные с ним: воспроизводство, миграция и д.р.

Школьникам дается основное понятие о мировом хозяйстве, и изучается влияние научно-технической революции на структуру мирового хозяйства. Изучаются основные отрасли мирового хозяйства и их география.

Авторы, название учебника

Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения»

Примечание

Домогацких Е. М., 
Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни)

Тема не затронута.

-

Ким Э. В., 
Кузнецов А. П. 
География (базовый уровень)

Тема не затронута.

-

Максаковский В. П. 
География (базовый уровень)

Тема не затронута.

-

Холина В. Н. География (профильный уровень)

Тема не затронута.

-

11 класс

 

Содержание курса:

11  класс посвящен продолжению изучения курса социально-экономической географии. Происходит рассмотрение отдельных мировых регионов: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.

Для каждого из рассмотренных регионов изучается его положение, климат, население,  хозяйство, природные ресурсы и экономика.

Кроме того, на каждом из рассматриваемых регионов выбирается несколько основных страны  и дается их подробная социально-экономическая характеристика. Отдельно рассматриваются глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

Авторы, название учебника

Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения»

Примечание

Гладкий Ю. Н., 
Николина В. В. География (базовый уровень)

Тема не затронута.

-

Холина В. Н. 
География (профильный уровень)

Тема не затронута.

-


 

 

Как видно, из анализа учебников школьного курса географии, который был табулирован и приведен выше становится понятным, что  тема: «Наводнения как явления природных чрезвычайных ситуаций» в школьной программе раскрыта очень слабо. Не во всех учебниках дано понятие наводнения. Поверхностно раскрыта классификация, причины и последствия наводнений. Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений.

Так как наводнения занимают первое место в России среди стихийных бедствий по частоте, площади распространения, материальному ущербу и никто не застрахован от этого опасного природного явления, поэтому необходимо подрастающему поколению предоставить полную, внятную информацию о наводнении как о явлении природных чрезвычайных ситуаций и о мерах безопасности.

Наводнение, как неблагоприятное природное явление и стихийное бедствие рассматривается в общем обзоре при изучении соответствующих компонентов природы. Целесообразно выделить данной теме дополнительное время для систематизации и обобщения знаний, выходя за рамки школьной программы по географии. Для этого мною был разработан элективный курс: «Защита от наводнений. Правила МЧС».

 

 

 

2.2. Элективные курсы: понятие, виды, задачи и особенности

Понятие «элективный» (от лат. Electus– избранный) избирательный. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана [18].

Особенности курсов по выбору в предпрофильной подготовке

(9-ом классе)

Основная функция курсов по выбору - профориентационная, то есть ориентирующая в выборе будущего профиля обучения. Поэтому их число должно быть избыточным по сравнению с тем количеством элективных курсов, которые обязан выбрать учащийся. Они должны носить краткосрочный характер. Оптимальная продолжительность элективного курса в предпрофильной подготовке 8-12 часов. Максимальная продолжительность элективного курса - 34 часа, по 2 часа в неделю.

Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).

Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи:

1. Реализация учеником  интереса к учебному предмету.

2. Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне.

3. Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, предметно-ориентированные (пробные) курсы направлены на то, чтобы дать возможность ребенку попробовать сможет ли он осваивать знания на повышенном уровне по какому-то предмету, интересны ли ему виды деятельности, которые необходимы для обучения на этом профиле.

Задачи межпредметных (ориентационных) курсов:

1. Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий.

2. Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

3. Поддерживание мотивации к тому или иному профилю [18]..

То есть ориентационные курсы должны помогать ребенку в самоопределении, вызывать интерес к определенной области знаний. В качестве учебных материалов для межпредметных курсов для предпрофильной подготовки может использоваться научно-популярная литература, информация СМИ, Интернет и т.п.

Особенностями курсов по выбору в 9 классах, являются нестандартизированность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору предполагает, что в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои силы в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Элективный курс: «Защита от наводнений. Правила МЧС»

Пояснительная записка

Программа элективного курса или курс по выбору рассчитан на полугодие. (17 часов). В неделю проводится 1 занятие.

Цель:

  • Формирование у учащихся правильного восприятия места и роли человека в глобальной системе «природа – человек - общество»
  • Осознание факторов опасностей в повседневной жизни
  • Получение знаний и навыков предвидеть, распознавать и оценивать негативное воздействие факторов риска.

Задачи обучающие: дополнить и расширить знания учащихся об  опасном природном явление   гидрологического    происхождения — наводнение,  о его видах и причинах возникновения. Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий наводнений. Познакомить учащихся с основными рекомендациями специалистов МЧС России по безопасному поведению, разработанными для населения, проживающего в опасных зонах. 

Задачи развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию.

Задачи воспитывающие: активизировать интерес у учащихся к вопросам собственной безопасности. Помочь преодолеть синдром боязни.

Информация о работе Наводнения как явления природных чрезвычайных ситуаций