Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 18:20, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении чрезвычайной ситуации природного характера - наводнение.
Решению этой цели служат следующие задачи:
- дать характеристику и рассмотреть классификацию чрезвычайных ситуаций природного происхождения;
- раскрыть понятие наводнение;
- рассмотреть классификацию наводнений;
- выявить причины возникновения наводнения;
- охарактеризовать последствия наводнения для природной среды и человека;
- рассмотреть изучение наводнений в школьном курсе географии (5 по 10 класс);
- составить элективный курс по теме: «"Защита от наводнений правила МЧС".
Введение………………………………………………………………………...
Глава 1.Понятие наводнения, как чрезвычайной ситуации природного происхождения и классификация наводнений.
1.1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения........
1.2. Понятие наводнение.…………………………………………………………
1.3. Классификация наводнений по условиям формирования стока и возникновения наводнений.…………………..………………………………
1.4. Классификация наводнений по причинам возникновения.…………..
1.5. Классификация наводнений по масштабу……………………………..
1.6. Причины возникновения наводнений………………………………….
1.7. Последствия наводнений……………………………………………..…
1.8. Меры по защите от наводнений………………………………………..
Глава 2. Использование материалов курсовой работы в школьном курсе географии.
2.1. Анализ школьных программ и учебников по данной теме…………...
2.2. Составление элективного курса по теме: "Защита от наводнений правила МЧС"………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..…...
Список используемых источников………………………..……………………
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
2.1 Анализ школьных программ и учебников по данной теме
Чтобы увидеть, как в школьном курсе географии формируется знания о наводнении как о чрезвычайной ситуации природного характера, мною были изучены и проанализированы учебники по географии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год [13].
5-6 класс | ||
Содержание курса: Материалы школьной программы разделены на три основных раздела:
В первом разделе изучаются два основных понятия: план местности и карта местности. Школьники учатся работать с картами и планами, изучают основные условные обозначения. При изучении раздела «оболочка Земли» школьники знакомятся с такими понятиями как атмосфера, гидросфера, биосфера, земная кора. Изучается их состав и особенности. В третьем разделе предусмотрено изучение основных человеческих рас и народов мира. | ||
Авторы, название учебника |
Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения» |
Комментарии автора курсовой работы |
Алексеев А. И., |
|
Не приведены примеры цунами, половодья, паводка и их последствий. Формальный подход автора к раскрытию темы: «Природных чрезвычайных ситуаций» не дает возможность школьникам осознать всю серьезность стихии и последствий для человека. Не дается понятие – наводнение. |
Домогацких Е. М.,
Введенский Э. Л., Плешаков А. А. |
Тема не затронута. |
- |
Дронов В. П., |
|
Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений. |
Климанова О. А., |
|
Из серии учебников за 5-6 класс самое лучшее изложение темы «Наводнение» |
Летягин А. А. / Под ред. Дронова В. П. География |
Тема не затронута. |
- |
Лобжанидзе А. А. География |
|
Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений. |
Петрова Н. Н., |
Тема не затронута. |
- |
7 класс | ||
Содержание курса: Школьный курс географии 7 класса посвящен изучению материков и океанов. Школьники знакомятся с основными особенностями и гипотезами возникновения природы Земли. Изучается различные формы рельефа земной поверхности. Далее подробно рассматриваются отдельные материки: Африка, Австралия, Океания, Евразия, Южная и Северная Америка, Антарктида. Изучаются особенности природы данных материков, история их открытия, население и государства, расположенные на них. | ||
Авторы, название учебника |
Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения» |
Примечание |
Коринская В. А., Душина И. В., |
В описании отдельных стран мира в разделе «Климат. Внутренние воды» рассказано о влиянии климата и режима рек на возникновение природных чрезвычайных ситуаций, в частности наводнений. |
Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений. |
Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География |
|
Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений. |
Душина И. В., |
В разделе «Материки и океаны» в параграфе 19 «Влияние человека на природу» в абзаце про стихийные бедствия понятие Наводнение дано в перечислении других природных чрезвычайных ситуаций |
Не раскрыта тема |
Климанова О. А., Климанов В. В., |
Тема не затронута. |
- |
Душина И. В., |
В разделе «Земля – наш дом» в параграфе 61 «Природа и человек» в одной строчке перечислены стихийные, которые человеку приходится преодолевать. |
Не раскрыта тема |
Кузнецов А. П., |
Тема не затронута. |
- |
Петрова Н. Н., |
В разделе «Северная Америка и Евразия. Сравним два материка» в параграфе 38 «Реки и озера» коротко рассказано о причинах наводнений и мерах защиты. |
Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений. |
8 класс | ||
Содержание курса: В 8 классе на уроках географии школьники изучают географию России. Сначала изучается географическое положение России. Далее происходит изучение рельефа и климата на территории России. Рассматриваются основные водные ресурсы страны и внутренние воды: реки, болота, озера, ледники. Изучаются виды почв на территории нашей страны, а также изучается её животный и растительный мир. Отдельно рассматриваются природные зоны России, а также природные ресурсы различных регионов. | ||
Авторы, название учебника |
Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения» |
Примечание |
Алексеев А. И., |
|
Мало примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений. |
Камерилова Г. С., |
|
Плохо раскрыта тема |
Пятунин В. Б., |
|
Относительно хорошо раскрыта тема. Хотелось бы больше примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений. |
Дронов В. П., |
|
Относительно хорошо раскрыта тема. Хотелось бы больше примеров и фотоматериалов, показывающих катастрофические последствия наводнений. |
9 класс | ||
Содержание курса: Уроки географии в 9 классе посвящены изучению основ экономической и социальной географии нашей страны. Россия рассматривается как отдельная часть в общей картине мира. Школьники посмотрят на географическое положение России относительно других стран, с точки зрения экономики, транспорта, геополитики и экологии. Подробно рассмотрено население страны: численность, национальный состав, миграция. Кроме того, на уроках школьники знакомятся с основными особенностями экономики страны, а различных её регионах. Изучат основные межотраслевые комплексы. Ученики знакомятся с районированием России и узнают особенности населения и хозяйства всех основных районов России. | ||
Авторы, название учебника |
Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения» |
Примечание |
Дронов В. П., Ром В. Я. |
Тема не затронута. |
- |
Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И., Клюев Н. Н. География |
Тема не затронута. |
- |
Алексеев А. И., |
Тема не затронута. |
- |
Дронов В. П., |
В разделе «География крупных регионов России» в параграфах 28 «Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-запада», 58 «Природа Дальнего Востока» говорится о влиянии наводнений на жизнь Санкт-Петербурга и Дальнего Востока. Приведены примеры и рассказано о последствиях. |
Слабо раскрыта тема. Мало примеров и фотоматериалов. |
10 класс | ||
Содержание курса: В 10 классе на уроках географии начинается изучение социально-экономической географии мира. Дается общая картина мира через призму социально-экономического развития различных стран. Изучаются основные природные ресурсы и их расположение. Кроме того, рассматривается мировое население и процессы, тесно связанные с ним: воспроизводство, миграция и д.р. Школьникам дается основное понятие о мировом хозяйстве, и изучается влияние научно-технической революции на структуру мирового хозяйства. Изучаются основные отрасли мирового хозяйства и их география. | ||
Авторы, название учебника |
Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения» |
Примечание |
Домогацких Е. М., |
Тема не затронута. |
- |
Ким Э. В., |
Тема не затронута. |
- |
Максаковский В. П. |
Тема не затронута. |
- |
Холина В. Н. География (профильный уровень) |
Тема не затронута. |
- |
11 класс | ||
Содержание курса: 11 класс посвящен продолжению изучения курса социально-экономической географии. Происходит рассмотрение отдельных мировых регионов: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания. Для каждого из рассмотренных регионов изучается его положение, климат, население, хозяйство, природные ресурсы и экономика. Кроме того, на каждом из рассматриваемых регионов выбирается несколько основных страны и дается их подробная социально-экономическая характеристика. Отдельно рассматриваются глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. | ||
Авторы, название учебника |
Как в учебнике раскрыта тема: «Наводнения» |
Примечание |
Гладкий Ю. Н., |
Тема не затронута. |
- |
Холина В. Н. |
Тема не затронута. |
- |
Наводнение, как неблагоприятное природное явление и стихийное бедствие рассматривается в общем обзоре при изучении соответствующих компонентов природы. Целесообразно выделить данной теме дополнительное время для систематизации и обобщения знаний, выходя за рамки школьной программы по географии. Для этого мною был разработан элективный курс: «Защита от наводнений. Правила МЧС».
2.3 Элективный курс: «Защита от наводнений. Правила МЧС»
Пояснительная записка
Программа элективного курса или курс по выбору рассчитан на полугодие. (17 часов). В неделю проводится 1 занятие.
Цель:
Задачи обучающие: дополнить и расширить знания учащихся об опасном природном явление гидрологического происхождения — наводнение, о его видах и причинах возникновения. Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий наводнений. Познакомить учащихся с основными рекомендациями специалистов МЧС России по безопасному поведению, разработанными для населения, проживающего в опасных зонах.
Задачи развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию.
Задачи воспитывающие: активизировать интерес у учащихся к вопросам собственной безопасности. Помочь преодолеть синдром боязни.
Информация о работе Наводнения как явления природных чрезвычайных ситуаций