Наводнения как явления природных чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении чрезвычайной ситуации природного характера - наводнение.
Решению этой цели служат следующие задачи:
- дать характеристику и рассмотреть классификацию чрезвычайных ситуаций природного происхождения;
- раскрыть понятие наводнение;
- рассмотреть классификацию наводнений;
- выявить причины возникновения наводнения;
- охарактеризовать последствия наводнения для природной среды и человека;
- рассмотреть изучение наводнений в школьном курсе географии (5 по 10 класс);
- составить элективный курс по теме: «"Защита от наводнений правила МЧС".

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
Глава 1.Понятие наводнения, как чрезвычайной ситуации природного происхождения и классификация наводнений.
1.1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения........
1.2. Понятие наводнение.…………………………………………………………
1.3. Классификация наводнений по условиям формирования стока и возникновения наводнений.…………………..………………………………
1.4. Классификация наводнений по причинам возникновения.…………..
1.5. Классификация наводнений по масштабу……………………………..
1.6. Причины возникновения наводнений………………………………….
1.7. Последствия наводнений……………………………………………..…
1.8. Меры по защите от наводнений………………………………………..
Глава 2. Использование материалов курсовой работы в школьном курсе географии.
2.1. Анализ школьных программ и учебников по данной теме…………...
2.2. Составление элективного курса по теме: "Защита от наводнений правила МЧС"………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..…...
Список используемых источников………………………..……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Наводнение.docx

— 1.21 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса:

№ занятия

Занятие

Количество часов

Методы и приемы

  1. Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера»:

1

Понятие опасного природного явления, стихийного бедствия и чрезвычайной

ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов. Обсуждение, дискуссия.

2

РСЧС и ее задачи в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

природного характера.

1 час

Мозговой штурм, работа в малых группах с информационными источниками «Что такое РСЧС и её задачи»

3

1 час

Просмотр и обсуждение фильма «Действия населения при ЧС природного характера».

  1. Тема: «Наводнение»

4

Общее понятие о наводнении.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов.

5

Классификация наводнений по причинам возникновения.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов.

6

Классификация наводнений по масштабу.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов.

7

Первичные и вторичные поражающие факторы наводнения.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов.

8

Последствия наводнения.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов.

9

1 час

Просмотр и обсуждение фильмов: «Экологические последствия наводнения на Дальнем Востоке», «Экономические последствия наводнений на Дальнем Востоке», «Последствия наводнения на Кубани глазами жителей»

10

Мероприятия по защите населения от наводнения.

1 час

Сообщения учащихся. Мини-доклады.

  1. Тема: «Правила МЧС»

11

Действия населения при заблаговременном оповещении о наводнении.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов. Практическое занятие «Сбор набора для выживания и предметов первой необходимости»

12

1 час

Мозговой штурм, работа в малых группах с информационными источниками «Изучение местности и составление карт эвакуации»

13

Действия населения во время наводнения.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов.

14

1 час

Просмотр и обсуждение фильмов: «Действия при наводнении», «Правила поведения при наводнении»

15

1 час

Практическое занятие. Ролевая игра «Спасение утопающего»

16

Действия населения при ликвидации последствий наводнения.

1 час

Лекция с демонстрацией слайдов. Обсуждение, дискуссия.

17

1 час

Практическое занятие. «Фильтрация воды. Вода изо льда и снега».


Методическое обеспечение курса:

Работа по данному курсу строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, индивидуального подхода, занимательности, добровольности. По форме занятия могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.

Реализовать курс сможет учитель ОБЖ, учитель географии, владеющий теоретическими сведениями по предложенной программе.

Оборудование:

Презентации на темы курса, раздаточный материал по темам: «Сбор набора для выживания и предметов первой необходимости», «Изучение местности и составление карт эвакуации», «Спасение утопающего», «Фильтрация воды. Вода изо льда и снега»; подписки газет, интернет, СD-диски (файлы) с фильмами по теме курса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наводнение - значительно более распространенное стихийное бедствие по сравнению с другими экстремальными природными событиями.

Любые наводнения, а тем более масштабные, таят в себе опасность возникновения не только групповых заболеваний, но даже эпидемий, потому что в результате стихийного природного явления нарушается вся система жизнеобеспечения людей - снабжение водой, продуктами питания, возможность выполнения элементарных санитарно-гигиенических норм и требований. Наносится ущерб инфраструктуре населенных пунктов и коммунальному хозяйству. Последствия наводнений всегда неутешительны и плачевны.

Выделение темы «Наводнения как явления природных чрезвычайных ситуаций» в курсе школьной географии важно и очень своевременно. Причин, и достаточно серьезных, несколько. 

Стихийные природные явления в школе должны усваиваться не только и не столько как экзотические, эффектные, будоражащие и пугающие, хотя и экстремальные, относительно редкие, но, в сущности, закономерные и обязательные проявления жизни земных оболочек и Земли в целом. В середине прошлого века, изучая географию, то, что мы теперь называем стихийными бедствиями, катастрофами, преподносилось и воспринималось как нечто экзотическое, яркое, во многом загадочное, но далекое, к реальной жизни, тем более в нашей стране, отношения не имеющее. Ныне же не проходит недели, чтобы мы не узнавали из разных источников об экстремальных природных явлениях, бедствиях, катастрофах, и притом большей частью на просторах нашей необъятной Родины.

В чем дело? Причин несколько. В массовом сознании бытует представление о сильно возросшей активности земных, в первую очередь внутриземных, процессов. Это не так. Активизация земных недр, так же, как и наземных процессов, идет своим обычным чередом — неравномерно, циклично, в масштабах времени, большей частью не сопоставимых с нашей жизнью. Но изменения действительно произошли и происходят существенные. Главные из них следующие:

  1. Возросли население, его плотность, освоенность пространств, так что теперь события в местах, прежде глухих, малонаселенных или малозначимых, оказываются зафиксированными и общеизвестными. 
  2. На протяжении почти полувека в нашей стране существовал «запрет на катастрофы», так что радио и печать о них (даже самых крупных) или не сообщали вообще, или извещали скупо и невнятно. Ныне средства массовой информации не только информируют, но педалируют разного рода трагические, в том числе природные, события, фактически нагнетая в обществе атмосферу страха и нервозности. 
  3. Развитие цивилизации, а точнее, широкое распространение в географической оболочке результатов техногенной деятельности человечества привело не только к резкому возрастанию числа техногенных аварий и даже катастроф, но и резко увеличило число так называемых природно-техногенных бедствий и катастроф. Природные процессы в том или ином районе могут, даже не изменяя своей активности, но накладываясь на уязвимую искусственную конструкцию, систему производства или жизнеобеспечения, которая опасна уже сама по себе, вызывать аварийную, вплоть до экстремальной и катастрофической, ситуацию. Столь же нередко кажущаяся невинной техногенная деятельность может менять течение и интенсивность природных процессов. Так или иначе, факт заключается в возрастании не только собственно техногенных, но и природно-техногенных «нештатных ситуаций», приводящих подчас к бедствиям [14].

Есть еще один, очень важный аспект рассматриваемой темы именно в рамках курса школьной географии. Это аспект психологический, эмоциональный. Пожалуй, здесь даже два взаимосвязанных аспекта:

  • Детское и юношеское восприятие, способность к усвоению в значительной мере основываются на ярких эмоциях, сопереживаниях, жажде необычного, интересе к загадочному. В этом смысле именно экстремальные, в том числе бедственные, явления дают преподавателю гораздо больше возможности, чем системное изложение предмета, будь то характеристика компонентов природы в статике или даже явлений в динамике.
  • Второй аспект — это выигрышное для усвоения базового материала свойство любых процессов опасного или катастрофического характера изучаться по контрасту с обычными условиями. Тут можно использовать метод сравнения—контраста и в территориальном (свой район — район бедствия), во временном (в этом месяце, сезоне, году, столетии — и в прошлом), и в собственно географическом аспектах (при данных геологических, геоморфологических, климатических, ландшафтных условиях — и при иных). При умелом использовании случаев экстремальных явлений легче внедрить и знания о процессах постоянных, а потому подчас менее выразительных, кажущихся не столь интересными, хотя и не менее важных[14]..

Вот почему выделение специальных уроков в курсе географии совершенно необходимо на протяжении всех школьных лет, в школах разного профиля.

Надо ли после всего этого повторять, сколь важна жизненно, а не только в общеобразовательном плане тема стихийных бедствий, и она станет еще актуальнее, когда нынешние школьники будут определять стратегию и действия социума.

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Катастрофические наводнения начала 21 твека. Уроки и выводы. – М.Дэкс-Пресс, 2003, 352 с.
  2. Петров Сергей - Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс
  3. Авакян А.Б., Истомина М.Н. – Наводнение как глобальная проблема.
  4. Пясковский Р.В.,Померанец К.С. Наводнения (Математическая теория и предсказания).— Л. Гидрометеоиздат. 1982.— 176 с.
  5. Авакян А. Природные и антропогенные причины наводнений/2001, №9 – с.22-27
  6. Нежиховский Р.А. Наводнения на реках и озерах. – М.: Гидрометеоиздат, 1988.
  7. Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф. Мешков Н.  Основы безопасности жизни. 1998 г.
  8. Защита населения и объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов/ А. Г. Богданов, С. В. Бондарев, В. Н. Колобков, М. И. Постник; Под ред. М. И. Постника. – Мн.: Университетское, 1997. – 278 с.
  9. Гавриленко В. Н., Скрыпниченко О. А., Шереметова О. В. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: Пособие для студентов экономических специальностей. – Гомель: УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2004г. – 136с. 
  10. Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. Профильное обучение. Вопросы теории и практики. М, Педагогическая академия, 2005 г., 237 стр.
  11. Ермаков Д.СТР. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа, 2004 г., №3, стр. 6-11. 
  12. Осмоловская И.М. Элективная дифференциация. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе, М, Воронеж, 1998 г., стр. 76-78 
  13. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70210528/
  14. http://geo.1september.ru
  15. http://www.arspas.ru/mchs/spravochnik/1/navod.php
  16. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%E2%EE%E4%ED%E5%ED%E8%E5
  17. http://ria.ru/spravka/20130926/966016499.html
  18. http://crtdu.nilimsk.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/91-elektivnye-kursy
  19. http://school-collection.edu.ru

http://www.rusedu.ru

 

 

Приложение № 1

Половодье

  1. Река Коровка. Город  Рыбинск, Ярославская область


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Весеннее половодье на малой равнинной реке Коровка. Обычная ширина реки около 1,5 м.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Паводок

  1. Паводок в устье Совца. Поселок Желнино (город Дзержинск Нижегородской области, Россия), май 2006 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Паводок в Мордовии, март 2013 года.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Затор

  1. Ледовый затор запрудил реку Абакан в Хакасии, апрель 2011 года.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Река Лена, Иркутская область, май 2010 года.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Зажор

  1. Река Нева, декабрь 2009 года


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Остров Чернильщиковский в Томской области, апрель 2013года


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Ветровой нагон

  1. Подтопления в Ростовской области в результате ветровых нагонных явлений, март 2013 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

Наводнения при прорывах плотин

  1. Плотина на Киселёвском водохранилище, Россия, июнь 1993 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Плотина Саяно-Шушенской ГЭС, август 2009 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Наводнения как явления природных чрезвычайных ситуаций