Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 22:42, реферат
Город в США - крупный населённый пункт, являющийся административным, промышленным, торговым и культурным центром, жители которого не заняты в сельском хозяйстве. Для отнесения населённого пункта к категории город ему необходимо получить статус города.
Ста́тус го́рода (городские права) — система законодательных установлений, благодаря которым населённый пункт приобретает определённые права, выделяющие его из ряда сельских населённых пунктов
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ГОРОДА И ЕГО РАЗВИТИЕ…………………..
1.1. Понятие города в США………………………………………….
1.2.Историческая справка о развитии Нью-Йорка ………………………….
ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ НЬЮ-ЙОРКА………………………………………..
2.1.Планировка и застройка города ………………………………………….
2.2.Территориальное зонирование города………………………………….
2.3. Типология города исходя из его функций…………………………….
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ УРБАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЬЮ-ЙОРКА …………………………….
3.1. Характеристика и отличительные черты урбанизации города ………….
3.2.Перспектива развития Нью-Йорка ……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………
Под историческим
ядром города обычно понимают графство
Нью-Йорк, занимающее небольшой о. Манхаттан.
Вместе с четырьмя соседними графствами
он образует собственно город Нью-Йорк
в муниципальных границах, или так называемый
Нью-Йорк Сити. Затем следует понятие Большого
Нью-Йорка, площадь которого более чем
в девять, а население– более чем в два
раза превышают площадь и население Нью-Йорк
Сити. В этом случае к Нью-Йорку в муниципальных
границах добавляются урбанизированные
ареалы, расположенные главным образом
к северу и к западу от него. Когда говорят
об агломерации Большого Нью-Йорка, то
учитывают и урбанизированные территории,
прилегающие к Нью-Йорк Сити с запада и
с юго-запада и расположенные уже в пределах
не штата Нью-Йорк, а штата Нью-Джерси.
Что же касается Нью-Йоркского планировочного
района, то это понятие, соответствующее
своего рода «сверхагломерации», употребляется
реже. В статистических источниках чаще
всего фигурируют данные либо о Нью-Йорк
Сити, либо об агломерации Большого Нью-Йорка.
Таблица 67
Шш
Нью-Йорк является настоящим чудом урбанизации, лидером по плотности и численности населения в США – только на одном Манхэттене проживает около 7 млн. человек, всего же нью-йоркский конгломерат вместе с пригородами насчитывает 18 млн. человек. Огромная концентрация населения откладывает свой особый отпечаток на характер рядового ньюйоркца: бесконечная спешка и суета большого города сопровождает его всю жизнь. Одни искренне любят Нью-Йорк, другие отчаянно его ненавидят, однако вот уже четыре сотни лет манящие огни мегаполиса привлекают миллионы людей с разных континентов.
Пространственная дифференциация процесса урбанизации в современном мире очень велика и мозаична.
На карте мировой урбанизации резко выделяются три основных региона – США, Западная Европа, Япония; их дополняют довольно дисперсно распространённые по большинству районов крупнейшие центры, прежде всего с населением свыше 1 млн жителей (в мире их свыше 300) . В последние два десятилетия эту картину несколько меняют быстрорастущие, достаточно мощные (хотя и менее включённые в мировые политические, экономические и культурные связи) городские агломерации в Восточной и Южной Азии, а также в странах Латинской Америки и меньше – Африки. Это связано с высокими темпами роста и концентрации в них городского населения, упоминавшимися выше.
Около половины горожан мира ныне сосредоточено в Азии (в 1950 г. – около 1/3) , более 20% – в Европе.
На пороге XXI в. отчётливо обнаруживается усиление юго-восточно-азиатского вектора в мировой урбанизации. Это связано, помимо известного феномена послевоенной Японии, со значительным увеличением во второй половине ХХ в. городской массы Китая, Индии и ряда прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии.
Азиатский вектор в урбанизации мира находит отражение в быстром росте сверхкрупных городских агломераций с населением свыше 5 млн жителей в 1970-1990 гг. Особенно выразительно в этом отношении пополнение в списке агломераций с населением свыше 10 млн жителей по прогнозу на 2000 г. В него к концу нашего столетия должны войти Джакарта, Карачи, Дакка, Дели, Манила, Бангкок, Тяньцзинь и другие агломерации в Азии.
Демографы ООН выделяют города с населением 8 млн и более жителей как мегагорода (mega-cities) . Эта группа сверхкрупных городских агломераций растёт за счёт развивающихся стран. В 1950 г. только Нью-Йорк и Лондон превышали указанную численность населения, в 1960 г. к ним присоединились Токио и Шанхай, а в 1970 г. количество мегагородов увеличилось до 11, в том числе 5 приходилось на развивающиеся страны (Пекин, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро) . В середине 1994 г. на развивающиеся страны приходилось уже 16 из 22 мегагородов, а по прогнозам, в 2015 г. из 33 городов с населением 8 млн и более 27 (81,8%) будут находиться в развивающихся странах, при этом 21 – в Азии.
Рост числа мегагородов в 1970-2015 гг.
|
1970 |
1994 |
2000* |
2015* |
Мир в целом |
11 |
22 |
25 |
33 |
Развивающиеся страны |
5 |
16 |
19 |
27 |
Азия (без Японии) |
2 |
10 |
12 |
19 |
Латинская Америка |
3 |
4 |
5 |
5 |
Африка |
0 |
2 |
2 |
3 |
Развитые страны |
6 |
6 |
6 |
6 |
Европа |
2 |
2 |
2 |
2 |
Северная Америка |
2 |
2 |
2 |
2 |
Япония |
2 |
2 |
2 |
2 |
* Прогноз.
Несмотря на значительное распространение концепции контрурбанизации известного американского географа-градоведа Б. Берри, получившей большой резонанс особенно как “лозунг” для нового направления региональных исследований, в целом в мире за счёт развивающихся стран в ХХ в. продолжается концентрация населения в сверхкрупных агломерациях свыше 1 и особенно свыше 10 млн жителей. Эта тенденция по прогнозам демографов ООН, сохранится и в начале XXI столетия.
В результате разрастания и постепенного слияния десятков соседних крупных городских агломераций вдоль транспортных магистралей во многих странах, прежде всего в упомянутых выше трёх регионах мирового масштаба, складываются обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации. Наиболее известная из них впервые была выявлена и исследована Ж. Готманном в 50-х гг. в северной части Атлантического побережья США. Её протяжённость около 1000 км, ширина достигает местами 200 км; она состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона – отсюда её название Босваш – и ряда других менее крупных (всего 40 агломераций) общей площадью 170 тыс. кв. км. Работавший многие годы в США известный французский географ Жан Готманн дал ей название Мегалополис, ставшее затем нарицательным. Мегалополис (Мегаполь) в Древней Греции – центр союза аркадских городов; он возник около 370 г. до н.э. в результате слияния более чем 35 поселений. Под таким же названием вышло его монографическое исследование в 1961 г. Население этой “главной улицы” Америки насчитывает около 50 млн человек (почти 20% всего населения) , здесь производится примерно 1/4 промышленной продукции США. Другой мегалополис – Чипитс (Чикаго – Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих Озёр путём слияния агломераций Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга и других – всего их 35; его площадь – 160 тыс. кв. км, а население примерно 35 млн жителей (а вместе с тяготеющей к нему агломерацией Торонто в Канаде – 40 млн) . Самый молодой мегалополис страны – Сансан находится в Калифорнии; он протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего и насчитывает 20 млн человек. Всего в этих трёх мегалополисах концентрируется почти половина населения США.
В Канаде важнейшим звеном расселения является линейно вытянутая урбанизированная зона (ось) от Квебека до Виндзора протяжённостью около 1000 км (и шириной до 300 км) ; в её пределах сосредоточено 55% населения страны (13,2 млн человек в 1981 г.) и 73% всех занятых в обрабатывающей промышленности.
Самый большой в мире по численности населения мегалополис – Токайдо (около 70 млн человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии. Эта обширная урбанизированная зона протяжённостью в несколько сотен километров включает в себя крупнейшие агломерации страны – Токио, Иокогаму и Кавасаки, образующие вместе с прилегающими районами столичный метрополитенский ареал (Кейхин) с населением почти 30 млн человек, Нагою, Киото, Осаку, Кобе и другие (всего около 25) . В мегалополисе Токайдо сосредоточено примерно 60% населения страны и около 2/3 её промышленного производства.
Мегалополисы формируются и в Западной Европе; там они, как правило меньше по масштабам концентрации населения, чем в США и Японии. Выделяются своими размерами Английский мегалополис (объединяет агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля, и др.) и Рейнский (“кольцевая” агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур, Рейн-Майн в ФРГ и др.) ; каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью по 50 тыс. кв. км и с населением по 30-35 млн человек. Развитие мегалополисов и здесь связано с быстрым расширением крупнейших агломераций. Так, население Лондонской агломерации (в границах метрополитенского района) составляет 12 млн человек, Парижской в рамках городского района) – 10 млн, агломерации Нижний Рейн-Рур – примерно 11 млн человек.
Всё отчётливее намечается формирование межгосударственных мегалополисов. В качестве примера укажем на мегалополис в Северо-Западной Европе; он охватывает сопредельные урбанизированные районы 5 стран общей площадью 230 тыс. кв. км с населением 85 млн человек при средней плотности населения 350 человек на 1 кв. км: Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, бельгийско-французский район (Антверпен – Брюссель – Лилль) и Парижский район.
Своеобразная урбанизированная зона мегалополисного типа в 80-90-х гг. нашего столетия складывается на юге Китая. Её основу составляют свободные экономические зоны Шэньчжэнь с населением 3,3 млн человек в 1995 г. (рядом с Гонконгом – 5,6 млн, который 1 июля 1997 г. Великобритания, согласно договору, возвратит Китаю) и Чжухай – 1 млн человек (недалеко от Макао, который Португалия в конце 1999 г. вернёт Китаю) и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с населением свыше 4 млн человек. В начале XXI в. здесь, видимо, сформируется мощный мегалополис с населением по рядка 30 млн жителей.
Быстрорастущие агломерации становятся ядрами складывающихся мегалополисов и в других развивающихся странах: Сан-Паулу – Рио-де-Жанейро – Белу-Оризонте в Бразилии, Каир – Александрия в Египте, Калькутта – Асансол – долина р. Дамодар в Индии и т.д.
Несмотря на всё более чёткое оформление в ряде стран мегалополисов в виде обширных высокоурбанизированных зон полосовидной конфигурации, образующихся в результате срастания соседних агломераций, представления о самой сущности мегалополиса, его качественной новизне по сравнению с городской агломерацией, возможностях и перспективах развития остаются всё ещё не до конца ясными. С этим связаны и весьма значительные расхождения во взглядах между разными авторами в нашей стране и за рубежом при оценке перспективности мегалополисов как наиболее обширной пространственной структуры расселения. Так, один из основоположников научной концепции мегалополиса, Ж. Готманн, считает, что мегалополис знаменует собой не только этап в организации территории и городской жизни, но и “возвещает новую эру в размещении населения и хозяйственной деятельности человека” . Перспективность этой структуры расселения подтверждают также многолетние исследования прогнозов расселения в глобальном масштабе, осуществлённые Международным центром экистики в Афинах в рамках программы “Город будущего” под руководством известного греческого архитектора К. Доксиадиса в 70-80-х гг.
Под влиянием западных работ понятие “мегалополис” всё более широко стало использоваться в советской литературе 80-х гг. для обозначения обширных территорий, охваченных процессами урбанизации, новых урбанистических структур. Первоначально преобладали гораздо более сдержанные оценки роли и перспектив развития мегалополисов. Но со временем осознаётся важность и принимаются попытки серьёзного изучения факторов и условий развития мегалополисов в разных странах, СССР, России, их структуры, функций, перспектив. Это способствует лучшему пониманию будущей урбанизации и в новой России.
План «Нью-Йорк 2030» (PlaNYC) — амбициозный градостроительный проект мэра города Майкла Блумберга. Его цель состоит в том, чтобы путем улучшения жилищных условий, экологической обстановки, решения транспортной проблемы и ряда других мер превратить Нью-Йорк в самый комфортный город мира.
Что Вы об этом думаете ? Сказать
О том, как
реализуется план, что из задуманного
получается, а что нет, рассказала на своей
лекции в рамках цикла «Современный город»
исполнительный директор Нью-Йоркского
института урбанистики Олимпия Каци.
Департамент городского планирования
появился в Нью-Йорке в 1927 г. Ему понадобился
31 год, чтобы создать генеральный план
города. Но по выходе в свет этот документ
подвергся острой критике и фактически
остался не востребованным, поскольку
практических решений для дальнейшего
развития Нью-Йорка в нем не содержалось.
Следующий генплан был разработан только
в 2007 г.; в него вошли 127 градостроительных
проектов. Этот документ, по мнению Олимпии
Каци, больше отвечает насущным потребностям.
Так, два года назад население Нью-Йорка
составляло 8 млн 250 тыс., а в ближайшее
время должно увеличиться еще на 1 млн
человек. Чтобы разместить такое количество
людей, в городе нужно многое изменить.
Например, следует задействовать пока
не освоенные территории, такие как побережье
Манхэттена. Под строительство домов можно
отвести и реорганизованные «коричневые
зоны» — городское пространство, занятое
ныне промышленными предприятиями. Все
это учтено в нынешнем плане.
Мегапроекты, как правило, оценивают во
многие миллионы, если не миллиарды долларов;
их строительство осуществляют на деньги
частных инвесторов. Но в кризисное время
ситуация меняется, и в подобных проектах
начинает участвовать государство. Олимпия
Каци считает такой расклад весьма благоприятным.
Ведь если раньше характер застройки определяли
в основном девелоперы, то теперь городские
планировщики получают возможность внести
в проект свои коррективы, учитывая потребности
мегаполиса и его жителей.
Одним из мегапроектов Нью-Йорка является
строительство Всемирного торгового центра
в Даунтауне. После событий 11 сентября
2001 г. было много споров о том, что должно
появиться на месте обрушенных башен.
Поначалу застройщик не прислушивался
к общественному мнению и не собирался
обсуждать с жителями Нью-Йорка свои планы.
Такая ситуация вызвала негативную реакцию
у американцев, поскольку это место стало
символом всеобщей скорби. Тогда был устроен
открытый конкурс проектов, в котором
победил архитектор Даниэль Либескинд.
Он предложил возвести комплекс зданий,
в центре которого будет находиться башня
Свободы высотой 1776 футов (примерно 541
м). Эта цифра выбрана неспроста — она
совпадает с датой объявления независимости
Америки. Жилья в башне Свободы не будет,
70 этажей здания займут офисы, два этажа
отведут под рестораны, а на 73 м уровне
разместится обзорная площадка. Вторым
знаковым объектом Всемирного торгового
комплекса станет мемориал жертвам теракта
в виде парка с двумя бассейнами, устроенными
в фундаментах разрушенных небоскребов.
На парапетах мемориальных бассейнов
будут начертаны имена 3000 погибших 11 сентября
2001 года.
Находить свободные площадки для новых
зданий в Нью-Йорке все труднее. В этой
связи планирование становится ключевым
фактором развития города. И принципы,
на которых оно основывается, должны, по
мнению Олимпии Каци, идти в ногу со временем.
В 1920-х гг. французский архитектор Ле Корбюзье
сформулировал правила застройки города
с населением в несколько миллионов человек.
Он полагал, что новые здания должны появляться
на достаточном удалении друг от друга,
занимая при этом всего лишь 5 % территории.
Остальные 95 % следует отводить под магистрали,
парки, пешеходные зоны и т. д. Увы, эта
теория перестала быть актуальной, потому
что сейчас городская среда уже сформирована.
Ее можно лишь более эффективно использовать.
Например, во внеурочное время детские
сады можно отвести под игровые площадки,
а парковки — под пешеходные зоны.
Кроме того, новое строительство нужно
вести деликатно, учитывая сложившиеся
сообщества городских жителей. Нарушение
их границ может привести к социальным
проблемам. Показательным примером в этом
смысле стала идея расширения Колумбийского
университета в Гарлеме. Проект вызвал
протест со стороны местных афроамериканцев,
посчитавших его посягательством на их
субкультуру. Многие обитатели Гарлема
проживают в зоне будущего строительства,
поэтому им придется сменить адреса, продав
свои дома государству. Обещания, что здесь
в скором времени появится 6000 рабочих
мест, служат для них слабым утешением.
Конечно, учебному заведению необходимо
развиваться, чтобы конкурировать с другими
вузами мира. Сейчас на одного студента
Колумбийского университета приходится
в два раза меньше места, чем на учащихся
в Принстоне и Гарварде. Да и почтенным
нобелевским лауреатам приходится читать
лекции в старых помещениях, нуждающихся
в реконструкции. Но местные жители опасаются
стать чужаками в своем районе, который
могут постепенно заселить более состоятельные
люди. Уже сегодня таунхаусы, в которые
вселялись чернокожие мигранты в 1990-х
гг., многократно возросли в цене. Покупка
собственного жилья стала недоступной
для большинства семей афроамериканцев,
и они вынуждены селиться в муниципальных
домах или вообще уезжать из Гарлема.
Еще одной проблемной сферой жизни города
является транспорт. Подмечено, что по
сравнению с другими городами Америки
в Нью-Йорке гораздо меньше жителей имеет
личный автомобиль. И неудивительно: в
мегаполисе неширокие улицы, мест для
парковки не хватает, а гаражи довольно
дороги. Тем не менее город наводнен автотранспортом.
Олимпия Каци рассказала, что в плане «Нью-Йорк
2030» поставлена цель сократить углеродные
выбросы на 30 %, в том числе и за счет уменьшения
количества машин. Для этого, в частности,
было решено сделать платным въезд в город.
Эта идея не нова, впервые к ней пришли
в Сингапуре, три года назад эту систему
ввели в Лондоне, в прошлом году в Милане.
В Нью-Йорке она была внедрена лишь на
Манхэттене, где живут состоятельные люди,
для которых цена въезда в 9 долл. незначительна.
Для остальных горожан сумма оказалась
довольно высокой. Поэтому, чтобы не покупать
билет, они стали парковать автомобили
в прилегающих районах, что создало дополнительные
сложности. Система, названная «экопасс»,
оказалась не совсем продуманной. Все
больше жителей Нью-Йорка стали сопротивляться
идее платного въезда, и в результате от
него пришлось отказаться.
Олимпия Каци полагает, что решение транспортной
проблемы во многом зависит от самих горожан:
«Нужно спросить себя: что можем сделать
мы, чтобы освободить город от транспорта.
Использовать вместо персонального автомобиля
велосипед? Так почему бы и нет? Я считаю,
что задача урбанистов состоит в том, чтобы
донести эту мысль до общества, создать
новое представление о чистом современном
городе с меньшим числом машин». Кстати,
скоро по всему Нью-Йорку проложат велосипедные
дорожки. Станут ли они эффективным средством
борьбы с пробками, покажет время.
Окружающую среду загрязняют и промышленные
предприятия, которые во множестве сосредоточены
в Бронксе — самом бедном районе Нью-Йорка.
«Говорят, что за воздух никто не платит,
но местные жители платят за него своим
здоровьем. Они на 50% чаще других горожан
страдают астмой», — подчеркнула Каци.
По ее мнению, при планировке города особенно
важно учитывать распределение производства.
Еще недавно в Бронксе было запланировано
появление новых предприятий. Но специально
созданный комитет по защите прав жителей
района сумел остановить деятельность
по расширению территорий, занимаемых
промышленными объектами.
«Вместе с тем наиболее негативное влияние
на экологию города оказывают отнюдь не
машины и заводы, а строительство», — заметила
Олимпия Каци. Поэтому, начиная реализацию
очередного проекта, необходимо думать
об используемых материалах, способах
их доставки, уничтожении отходов строительства.
Нужно учитывать и то, как здание будет
жить, обслуживать себя и умирать. Помня
о том, что глобальное потепление остается
главной угрозой для нашей планеты, архитекторы
должны создавать так называемые зеленые
постройки, сберегающие энергию и сокращающие
выброс парниковых газов.
Помимо прочего план развития Нью-Йорка
предусматривает оздоровление городской
среды. В течение ближайших 20 лет будет
посажено около 1 млн деревьев. Предполагается
создание множества скверов, которые будут
располагаться в десяти минутах ходьбы
от каждого дома. Возможно, на некоторых
городских крышах появятся… газоны. И
хотя гулять ньюйоркцам по ним не придется,
воздух должен стать немного чище. Но и
это не все. На месте неиспользуемых железнодорожных
путей, протянувшихся из Даунтауна до
12-й улицы, вскоре будет открыт парк, подобный
тому, что появился в Париже на заброшенном
железнодорожном виадуке Бастилия.
Подводя итог вышесказанному, Олимпия
Каци еще раз подчеркнула, что не все прописанные
в плане предложения работают, многие
из них приходится дорабатывать и корректировать.
И это нормальный процесс, ведь планировать
будущее нелегко, но необходимо.
Информация о работе Особенности и характерные черты развития городов на примере Нью-Йорка