Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:14, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть геополитические перспективы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В связи с поставленной целью задачи работы являются:
Рассмотрение общей характеристики Азиатско-тихоокеанского региона;
Характеристика Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества;
Рассмотрение вступления РФ в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество;
Анализ главных геополитические проблем и целей Российской Федерации;
Характеристика Шанхайской организации сотрудничества.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона………………………………………………………………......................5
Глава 2. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество………………................................................................................7
Глава 3. Вступление Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество………………………………………………...12
Глава 4. Главные геополитические проблемы и цели Российской Федерации………………………………………………………………………17
Глава 5. Шанхайская организация сотрудничества…………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Большим препятствием на пути установления активных экономических связей, а тем более сотрудничества с дальневосточными соседями являются малонаселенность, отдаленность, труднодоступность, суровый климат российских территорий, прилегающих к Тихоокеанскому побережью. Австралийцы часто прибегают к понятию «тирания расстояний» для них оно означает отдаленность от главных центров ойкумены. Это понятие вполне может быть применено также к Сибири, Дальнему Востоку и Крайнему Северу. «Дальняя Россия» не раз на протяжении истории как бы «зависала» в геополитическом и особенно в геоэкономическом пространстве, что, конечно, никак не принижает жизнеспособности тихоокеанской России, наличия у нее потенциала развития.
В первой половине 1990-х гг. российский Дальний Восток оказался в некой серой зоне, когда, с одной стороны, возросла оторванность от заселенных и экономически развитых регионов России, а с другой отсутствовало сколько-нибудь значимое взаимодействие как с ближайшими соседями по Северо-Восточной Азии, так и со странами АТР в целом. Поэтому решение проблем российского Дальнего Востока оказалось в прямой зависимости от решения проблем реинтеграции с остальной Россией и экономической интеграции со странами региона.
Глава 3. Вступление Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.
В марте 1995 г. Правительством РФ направленно заявление в Секретариат АТЭС с просьбой о приеме в эту организацию. Одновременно постановлением Правительства была создана Межведомственная комиссия по делам форума АТЭС. В ее состав вошли представители федеральных министерств и ведомств, в том числе иностранных дел, финансов, транспорта, экономики. Руководство комиссией было возложено на министра иностранных дел. Комиссия, согласно этому постановлению, является постоянно действующим органом, созданным с целью повышения эффективности участия Российской Федерации в многостороннем торгово-экономическом, кредитно-финансовом и научно-техническом сотрудничестве стран АТР, а также для оказания содействия в решении социально-экономических, природоохранных, энергетических, транспортных, научно-технических, гуманитарных и других проблем регионов Сибири и Дальнего Востока.
Таким образом, российское правительство продемонстрировало понимание значения интеграции АТР для решения и внутренних, и внешних проблем.
АТЭС еще в 1994 г. приняла решение о трехлетнем моратории на прием в свои ряды. Кроме того, в организации действует принцип консенсуса, т. е. отсутствия возражений, а возражения против принятия Российской Федерации в АТЭС существовали, и довольно серьезные. Прежде всего, как упоминалось выше, при создании АТЭС был провозглашен принцип, согласно которому членами его могут быть только те страны, не менее половины внешнеэкономической деятельности которых приходится на регион. Среди аргументов, приводившихся против приема Российской Федерации в АТЭС, были неустойчивость ее экономического положения, непоследовательность реформ, законодательная неразбериха, отсутствие правовой защищенности иностранных инвестиций, неразвитость инфраструктуры, преобладание устаревших технологий и плохое управление предприятиями.
Преодолеть противодействие приему России в АТЭС удалось к середине 1997 г. За прием Российской Федерации безусловно и открыто выступал Президент КНР Цзянь Цзимин. Был за и президент США Б. Клинтон, который исходил из того, что членство в региональной организации будет налагать на Россию ряд обязательств и сделает ее политику более предсказуемой. Президенту России Б.Н. Ельцину на первой красноярской встрече «без галстуков» удалось добиться того, что японский премьер-министр Рютаро Хасимото не только снял все возражения и оговорки против российского членства, но и взял на себя обязательство всячески содействовать вступлению России в члены сообщества. На встрече «Большой восьмерки» в июне 1997 г. в Денвере лидеры ведущих экономических держав мира специально оговорили, что они дают добро на вступление России в АТЭС. Казалось, что все проблемы, связанные с расширением членства в АТЭС, решены, тем более что против приема Вьетнама и Перу, которые шли в одном пакете с Россией, никто не возражал.
Неожиданности для России начались на встрече министров иностранных дел, т.е. на заключительном этапе подготовки саммита. Пророссийское лобби на этом этапе составляли министры иностранных дел Китая и Японии, которые педалировали географический фактор и значение сотрудничества со столь важным и крупным государством, как Россия. Против географии, естественно, никто не возражал, но австралийский и сингапурский министры мотивировали свое отрицательное отношение тем, что у России весьма незначительные и вялые экономические связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Мексиканский и чилийский министры иностранных дел выступили против «особого подхода к большой державе». Австралийский и новозеландский представители опасались того, что вступление России может существенно изменить характер сообщества, нарушит сложившийся баланс сил и приведет к формированию в организации «всесильной четверки» (Китай, США, Япония и Россия), которая будет навязывать свою волю остальным участникам.
Были возражения и организационного плана. Поскольку на министерском уровне согласие не было достигнуто, решение проблемы было передано на рассмотрение глав государств и правительств.
Для России вступление в число государств - членов АТЭС политически очень важно, поскольку укрепляет ее статус как члена клуба наиболее влиятельных и преуспевающих стран мира и открывает возможность оказывать влияние на процессы, происходящие в регионе. По оценке специалистов тогдашнего Министерства внешних экономических связей и торговли РФ, при полномасштабном участии в работе АТЭС выгоды России могут достичь 10 млрд. $ в год.
Среди серьезных
плюсов членства в АТЭС тогдашний
заместитель директора Институт
Проблема заключалась в том, что выгоды и благоприятные перспективы не могли реализоваться автоматически. Требовалась активная, повседневная, кропотливая работа. Как минимум, от России ждали подтверждения заинтересованности в работе организации. Наиболее ярким свидетельством такой заинтересованности было бы участие Президента Российской Федерации в работе саммитов АТЭС. Однако на первых двух форумах после институционализации Россия была представлена премьер-министрами, что было расценено международными наблюдателями как свидетельство продолжения европоцентристской политики. В то же время крайне критическая ситуация, сложившаяся на рубеже второго и третьего тысячелетий, требовала рассмотрения мира в его интеграционной взаимозависимости, когда перспективы регионального и мирового развития зависели не от разделения или сталкивания стран и народов, а от объединения их возможностей и усилий как для определения национальных задач, приобретающих глобальное значение, так и для решения глобальных проблем, таких, как включение в единую всемирную информационно-коммуникационную структуру развития или защита окружающей среды, повышение уровня образования и квалификации населения планеты и т. д.
Доминирование глобальных тенденций не оставляет за скобками анализа и решения реальных конфликтов, проблем и противоречий современного мира. Мировой опыт позволяет находить пути и варианты их решения, не культивируя существующих противоречий и антагонизмов, а, напротив, нащупывая взаимоприемлемые моменты, т. е. прилагая усилия к объединению сил и средств для их разрешения.
Полнокровное участие России в работе форума АТЭС в 2000 г., активный подход, продемонстрированный Президентом РФ В.В. Путиным при обсуждении глобальных и региональных проблем в течение 2000 - 2001 гг., позволили России приступить к выполнению своих планов участия в региональных интеграционных процессах и создать более благоприятные условия для контактов с западными партнерами.
Российская Федерация на Дальнем Востоке получила от своего исторического предшественника тяжелое наследие. Главная проблема заключается в том, что все советское время в этом регионе доминировали узкопонятые военно-стратегические императивы, что превратило регион в малонаселенный и дотационный. Неоднократно делавшиеся заявления о необходимости уделять больше внимания развитию региона и его связей с соседями оказывались политическими декларациями, за которыми не следовало конкретных мер.
Российские европоцентристы не понимали того, что упрочить свои позиции в отношениях с Западом Россия сможет, лишь опираясь на расширение и диверсификацию отношений с Востоком. Именно в это время в странах, входящих в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии, возникла идея привлечь Россию к тесному сотрудничеству в регионе и превратить ее в противовес влиянию и США, и Китая, и Японии. Для соответствующих переговоров в Москву был делегирован наследный принц Таиланда. Но в Москве с ним не стали разговаривать.
Глава 4. Главные геополитические проблемы и цели Российской Федерации.
Главная геополитическая
проблема Российской Федерации состоит
в том, что Россия - евразийская
держава только с географической
и политической точек зрения. С
демографической и
В разработке и претворении в жизнь стратегии развития России в Азиатско-Тихоокеанском регионе важная роль отводится Байкальскому экономическому форуму. Он призван через формирование механизма эффективного использования в новых экономических и политических условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона добиваться его преимущественного участия в общероссийском и международном разделении труда.
На состоявшемся 19-23 сентября 2000 г. Первом Байкальском экономическом форуме получили поддержку идеи о соразвитии в XXI в. России и АТР. Кратко их можно сформулировать следующим образом:
Главной стратегической целью России в АТР является превращение ее в связующее экономическое, финансовое, коммуникационное, культурное звено европейской и азиатской экономики и шире - европейского и азиатского миров. Достижение этой цели предполагает участие России в создании в перспективе единого азиатско-тихоокеанского экономического, а затем и политического «дома», жизнь в котором будет строиться на принципах единообразия закона при множественности культур и цивилизационных различий. Россия при этом должна стать органичной частью азиатско-тихоокеанской экономической интеграции, активным интеллектуальным, экономическим, политическим участником многостороннего процесса поиска взаимоприемлемых и в глобальном масштабе наиболее эффективных путей адаптации национальной экономики каждой азиатской страны и всей региональной экономики АТР в целом к тенденциям экономической и политической глобализации и расширения сферы его влияния на мировые процессы.
В среднесрочной перспективе целью России и АТР является активное участие в экономической и финансовой интеграции в рамках АТЭС и на субрегиональном уровне и использование возможностей такой интеграции для поднятия экономики Сибири и Дальнего Востока и улучшения жизни россиян.
Краткосрочные
цели связаны с развитием
Средства достижения стратегических целей России в АТР включают:
Информация о работе Перстпективы развития Азиатско-Тихоокеанского региона