Перстпективы развития Азиатско-Тихоокеанского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть геополитические перспективы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В связи с поставленной целью задачи работы являются:
Рассмотрение общей характеристики Азиатско-тихоокеанского региона;
Характеристика Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества;
Рассмотрение вступления РФ в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество;
Анализ главных геополитические проблем и целей Российской Федерации;
Характеристика Шанхайской организации сотрудничества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона………………………………………………………………......................5
Глава 2. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество………………................................................................................7
Глава 3. Вступление Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество………………………………………………...12

Глава 4. Главные геополитические проблемы и цели Российской Федерации………………………………………………………………………17
Глава 5. Шанхайская организация сотрудничества…………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Азиатско-Тихоокеанский регион.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 

     Таким образом, Байкальский  экономический форум имеет своей  целью подготовку документов, которые  могли бы стать основой для  разработки азиатско-тихоокеанской  политики России. В то же время форум  служит цели продвижения в сознание российской экономической и политической элиты представлений о возможностях России и возможностях АТР в плане развития взаимовыгодного сотрудничества между Сибирью, Дальним Востоком и странами АТР.     

Байкальский экономический  форум, проводимый на регулярной основе, должен содействовать институциализации процесса включения России в целом, Сибири и российского Дальнего Востока в частности в азиатско-тихоокеанскую экономику. Наряду с обсуждением институциональных вопросов, касающихся введения поста вице-премьера или заместителя министра иностранных дел по Сибири и Дальнему Востоку, необходима еще и активизация работы межрегиональных экономических ассоциаций «Сибирское соглашение» и «Дальний Восток и Забайкалье». Необходимо превращение их в эффективные консультационные и координирующие органы взаимоотношений участников ассоциаций, во-первых, между собой внутри каждой из таких ассоциаций, во-вторых, между двумя межрегиональными ассоциациями и, в-третьих, между этими ассоциациями и федеральным центром.     

Пусанская декларация, в которой участники саммита подтвердили свою приверженность свободе торговли, энергетической безопасности и борьбе с терроризмом и выразили поддержку усилиям России и Вьетнама по завершению переговоров о вступлении в ВТО, содержит также «дорожную карту», в которой определяется «маршрут» к созданию в 2020 г. в АТР зоны свободной торговли. Участники пусанской встречи выразили готовность развивать тесное сотрудничество и координацию действий на национальном, региональном и международном уровне по борьбе с эпидемиями, в том числе и с птичьим гриппом. Итак, АТЭС прошло стадию становления и институализации и превращается в инструмент действенного решения актуальных экономических и политических проблем современности.     

Основными инструментами  российского сотрудничества с АТР стали региональные организации, такие, как «Сибирское соглашение», Байкальский экономический форум и другие, а во внешнем плане такая роль все больше переходит к «Шанхайской шестерке» - так неофициально именуется Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). 

 

 

 

 

 

Глава 5. Шанхайская  организация сотрудничества.      

Шанхайская  организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.      

Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.     

Деятельность  этой организации - еще одно подтверждение  того, что нельзя пренебрегать никакими организационными рамками, открывающими возможность хотя бы для частичного сотрудничества, даже если в данный момент они кажутся малоперспективными.     

В 1996 г., когда  политической элитой еще не было осознано, что активизация азиатской политики укрепляет внешнеполитические позиции  России на западном направлении, было оформлено частное соглашение о сотрудничестве в приграничной стокилометровой зоне четырех соседних государств - России, Китая, Казахстана и Таджикистана. Стороны договорились провести демилитаризацию приграничных районов, оказывать друг другу поддержку в пресечении контрабанды и т. п. ШОС, начав с решения конкретных локальных задач, логикой жизни была подведена к необходимости превращения в организацию многостороннего стратегического сотрудничества.     

В деятельности ШОС все большее место занимают проблемы экономического взаимодействия ее участников. В частности, на состоявшейся в Алма-Ате 14-15 сентября 2001 г. встрече глав государств и правительств стран - членов ШОС был подписан Меморандум между правительствами государств - участников Шанхайской организации сотрудничества об основных целях и направлениях регионального экономического сообщества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестировании. В этом документе подчеркивается необходимость создания условий для сближения (взаимодополняемости) экономики шести государств, развития транспортных коридоров, снижения таможенных барьеров, т. е. решения тех проблем, которые стояли перед странами - участницами АТЭС в первой половине 1990-х гг.      

В середине июня 2006 г. в Китае (Шанхай) состоялся саммит ШОС, посвященный 5-летнему юбилею организации, в которой, по заявлению Президента Российской Федерации, «сложились отношения подлинно равноправного партнерства». Общим итогом этого юбилейного саммита было принятие важнейших документов, касающихся общей программы действий на ближайшую перспективу: Декларации, принятой к 5-летию ШОС; Заявления глав государств по международной информационной безопасности; решений организационного характера, в частности о создании Делового совета ШОС; Соглашения о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территорию стран ШОС лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности.     

Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 года) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС - Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Еще два государства-наблюдателя Организации были представлены Министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и Министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.     

В отличие от Североатлантического блока Шанхайская организация сотрудничества выступает за новую концепцию общей безопасности, за невступление в союзы, противостоящие третьим странам.     

Деятельность  ШОС - это пример плавного перевода двусторонних отношений, решающих локальные задачи, в многостороннее сотрудничество. Из двусторонних приграничных отношений родилась полноценная региональная система безопасности и экономического сотрудничества из пяти, а затем шести государств Центральной Азии. Сотрудничество в ШОС укрепляет международные позиции России и повышает ее значение как равноправного партнера в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение    

Динамичная  политика нынешнего руководства  страны и Президента В.В. Путина вернула  России положение активного участника азиатской и мировой политики. Дан импульс углублению многостороннего сотрудничества в интересах взаимного развития.   

Ассоциация  экономического сотрудничества стран  Тихоокеанского региона за годы своего развития превратилась во влиятельную экономическую и политическую организацию, оказывающую существенное влияние на всю совокупность международных отношений. Она сумела разработать и отладить механизм сочетания интересов стран, находящихся на различных этапах социально-экономического развития, принадлежащих к разным культурам и конфессиям.   

У Российской Федерации  появился шанс занять в АТР и в  мире место, адекватное ее политическим и экономическим возможностям. Без  активного и деятельного участия  в работе АТЭС Россия не сможет оказывать  существенное влияние на развитие АТР, который представляет для нее сферу важных экономических и политических интересов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы 

  1. Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В.А. Михайлова; Отв. ред. Л.О. Теоновая, С.В. Фокин. – М.: Изд-во РАГС, 2007. -368 с.
  2. Дугин А.Г. Философия политики. - М.: Аркогея, 2008. 614 с. 
  3. Колосов А.В., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2009, - 479 с.
  4. Быстрицкий С.П., Басова С.Н., Заусаев В.К., Царионова Ю.В. Предпосылки создания международного транспортного коридора «Харбин -о. Большой Уссурийский – Ванино» //Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика право. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. – № 2. – С. 18–29.
  5. http://russiancouncil.ru/
  6. http://atr.wl.dvgu.ru/
  7. http://rosenergo.gov.ru/

 


Информация о работе Перстпективы развития Азиатско-Тихоокеанского региона