Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:17, реферат
В результате Северной войны (1700 – 1721 гг.) Эстония вошлав составе Российской империи (1721 г.). Эстония стала для Петра Великого окном в Европу. Структура самоуправления остзейских губерней оставалась автономной - рыцарства, свободные города и лютеранская церковь имели до конца 19 века особый статус. Основным языком делопроизводства в городах и на губернском уровне был немецкий язык.
Предпосылки возникновения территориальных претензий
В результате Северной войны (1700 – 1721 гг.) Эстония вошлав составе Российской империи (1721 г.). Эстония стала для Петра Великого окном в Европу. Структура самоуправления остзейских губерней оставалась автономной - рыцарства, свободные города и лютеранская церковь имели до конца 19 века особый статус. Основным языком делопроизводства в городах и на губернском уровне был немецкий язык.
Остзейские губернии
В XIX веке по всей Европе прошла
волна национальных движений. В Эстонии
началась эпоха национального
Февральская революция 1917 г. в России вновь поставила вопрос о судьбе Эстляндской губернии. 30марта 1917 г. Временное Правительство Российской Республики приняло постановление "О временном устройстве административного управления и местного самоуправления Эстляндской губернии". По этому постановлению Эстляндской губернии передавалась эстонская (по этническому составу) часть Лифляндской губернии: Тартуский, Вырусский, Вильяндский Пярнусский и Сааресский уезды. Передача этих земель активизировало сепаратистское движение этнической группы сету, высказывается просьба о передаче в Эстляндскую губернию волостей компактного проживания народности сету, т.е. о переносе границы на линию от Миссо к югу от псковско-рижского тракта до Изборска и оттуда по прямой линии до Пскова.
Несмотря на то, что на данный документ неоднократно ссылались представители Эстонии, как на один из фактов, обосновывающих требование о передаче (или возврате) в Эстонию Печерского края (Петсеримаа), этот документ не легитимен. Лица, подписавшие прошение, не были уполномочены вести переговоры от имени всех проживающих в Печерском крае или от всего народа сету.
Примерно в это же время 2 июля 1917 г. Нарвским общественным комитетом было инициировано движение за присоединение к Эстляндии. Поскольку Временное правительство прекратило свое существование, Нарвская городская управа продолжила переговоры уже с революционным правительством и 14 ноября 1918 г. направила в Петроград заявление, в котором содержалась просьба о выделении Нарвы из состава Ямбургского уезда и передачи ее в Эстляндскую губернию. 21 декабря Нарва перешла в состав Эстляндской губернии.
10 февраля 1918 г. Германия
выдвинула ультиматум РСФСР с
требованием отказаться от
В ходе военных действий ЭТК была фактически вытеснена с территории Эстонии и 5 июня 1918 г. правительство ЭТК объявило о прекращении своей деятельности. Войска Юденича и эстонская армия продолжали теснить Красную Армию к Петрограду, и вместе с приближением к Петрограду росли и амбиции эстонских политиков. Это нашло свое отражение во временном Основном Законе Эстонской Республики от 4 июня 1919 г., согласно которому в состав Эстонской Республики входили: Вирумаа вместе с г. Нарва и его окрестностями, Тартумаа вместе с Пийрисааром, Петсеримаа, Панковиста и Лоботка. К этому времени вокруг Петрограда и в целом в Советской России сложилась очень сложная обстановка вплоть до 31 августа 1919 г. Тем не менее ситуация могла измениться не в пользу Юденича и Эстонии. В результате прямого британского вмешательства первоначально исключительно на английском языке британским генералом составляется "Северозападное правительство".
Текст договора, предложенного британским генералом Маршем 10 августа 1919 г. в Ревеле, для немедленного подписания от лица России и Эстонии.
"1. Правительство Русской
Северо-Западной области,
2. Эстонское Правительство
обещает оказать немедленную
поддержку Русской Северо-
Народный Комиссар Иностранных дел РСФСР предложил Эстонии начать мирные переговоры. Переговоры о мире начались 17 сентября 1919 г. в Пскове и вскоре были прерваны Эстонией в условиях похода армии Деникина на Москву. Позднее переговоры были возобновлены только 5 декабря 1919 г. Обсуждение вопроса границы началось 8 декабря с изложения позиции эстонской делегации, по которому России предлагалось отказаться от приблизительно 10 000 кв. км.
Российская делегация посчитала этот вариант неприемлемым и предложила свой вариант, по которому граница проходила бы значительно западнее. Эстония в свою очередь объявила этот проект аннексионистским, поскольку Эстония отказывалась по этому проекту от всего северо-востока и от Сетумаа (никогда ранее не входивших в состав Эстонии). 9 декабря обсуждение продолжилось. Российская делегация предложила второй вариант, по которому граница проходила бы по р. Нарва. Ивангород и острова на р. Нарва оставались бы за Россией. Эстонская делегация обещала рассмотреть этот вариант. Однако вновь выдвинула требования на Ивангород, острова на р. Нарва и на часть Петербургской и Псковской губерний, именуемых эстонской делегацией Сетумаа. 10 декабря российская делегация вновь предложила очередной проект, по которому р. Нарва отходила бы Эстонии. Столь же мало приемлемыми для России были и эстонские проекты прохождения границы. Ситуация продолжала оставаться сложной, и 31 декабря 1919 г. договор был подписан. Принципиально важно то, что граница по этому договору фактически проходила по линии фронта. На северном участке Красная армия была остановлена на линии реки Комаровка в 7 км от г. Нарвы, т. к. именно здесь заканчивалась зона обстрела артиллерии, установленной в нарвской крепости [5].
В ходе переговоров в Юрьеве российская делегация неоднократно обращала внимание Эстонской стороны на то, что линия границы должна определяться с учетом военностратегических интересов России и что предложения эстонской стороны не учитывают этого требования. Однако эстонская делегация отказывалась принимать эти аргументы. В конечном итоге и эта позиция была "сдана" российской делегацией. Это было обусловлено ситуацией, в которой велись переговоры: на территории России шла гражданская война и главным для России была не территория, а ликвидация угрозы на северо-западе страны, на подступах к Петрограду.
1.1 Тартуский мирный договор
Для России одной из главных целей договора была ликвидация угрозы со стороны армии Юденича и эстонских войск. Рассматривая этот договор, большинство советских исследователей заявляли о том, что этот договор аналогичен договору между Советской Россией и Германией, подписанный в Брест-Литовске (мир в обмен на территории и контрибуцию), и носит временный характер. При этом в большинстве исследований указывается на несправедливый характер этого договора. Фактически договор был подписан под угрозой применения силы, и с точки зрения современного международного права не может быть признан действующим. С другой стороны, переговорный процесс был инициирован Советской Россией. Главной целью этого договора для России было стремление обезопасить себя на северо-западе от возможного вторжения Белой гвардии и эстонских войск.
Юрьевский мирный договор между Россией и Эстонией 1920 г. не может служить правовой основой для решения вопроса о границе между обоими государствами, так как он утратил силу в момент включения Эстонии в состав СССР. Это следует из общеизвестного положения международного права, согласно которому государство, вступающее в федерацию, прекращает свое существование как субъект международного права и становится субъектом федерации. Такая позиция неоднократно озвучивалась и МИД РФ.
Граница между Эстонской
ССР и РСФСР была изменена с
их согласия в соответствии с Конституцией
СССР и конституцией Эстонии. Изменение
границы, произведенное с согласия
Эстонской ССР и РСФСР, имело
своей целью восстановление исторически
справедливой границы. Юрьевский договор
порочен не только с точки зрения
обстоятельств его заключения (давление
на государство), но и с точки зрения
его содержания, он санкционировал
аннексию Эстонией исконно русских
земель. Допустив пребывание и формирование
на своей территории армии одной
из сторон, участвовавшей в гражданской
войне в соседнем государстве, и
более его, поддерживая своими вооруженными
силами операции этой армии, Эстония
нарушала действовавшее международное
право, которое обязывало ее к
нейтралитету и соответственно к
интернированию указанной армии. Кроме
того, Эстония предоставила свою территорию
как опорную базу и оказывала
содействие армии, которая вела борьбу
за свержение правительства, признанного
Эстонией в качестве единственного
законного правительства
Тартуский мирный договор был подписан 2 февраля 1920 г. и является основой независимости Эстонии, подтверждающей ее государственность и правопреемственность. Президент Леннарт Мери назвал его "сертификатом рождения Эстонии". Вторая статья договора отмечает, что "Россия признает безоговорочно независимость и самостоятельность Эстонского государства и отказывается добровольно и на все вечные времена от всяких суверенных прав" В части пролегания границы на местности Тартуский мирный договор (статья 3) был конкретизирован межевой книгой государственной границы между Эстонией и Россией. В период с 1920 по 1940 гг. отношения СССР с Эстонией регулировались системой договоров. Согласно мирному договору 1920 г. и заключенном в 1932 г. договору о ненападении, участники обязались взаимно уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга при любых обстоятельствах. Пакт Молотова-Риббентропа 1939 г. и советская оккупация Эстонии в 1940 г. не повлияли на правовой статус указанного договора и документы, содержащие описание границы.
По договору к Эстонии, помимо земель к западу от реки Нарва, отошли также:
Рисунок 2. Административная карта Эстонской Республики 1922 г.[7]
Стороны обязались не допускать
на своей территории деятельности враждебных
другой стране сил. С учётом того, что
к моменту подписания договора в
Эстонии уже была интернирована
Северо-Западная армия под командованием Юденич
23 августа 1944 г. Президиум
Верховного Совета СССР
12 сентября 1991 г. Президиум
Верховного Совета Эстонской
Республики отменил все указы
и постановления Президиума
Рисунок 3. Эстонская ССР 1940 г. [8]
Границы, установленные международным договором, могут быть изменены только новыми международными договорами, которые заменяют предыдущие. Единственным документом, определяющим государственную границу между Эстонией и Россией, является Тартуский мирный договор, который ни одна из сторон не денонсировала и который, таким образом, продолжает существовать. Эстония рассматривает Тартуский мирный договор как основу в ее отношениях с Россией, а также как основу независимости Эстонии. Позиция Эстонии основывается на Конституции Эстонии, а также на Законе "О границе", принятом 30 июня 1994 г. Статья 122 Конституции устанавливает, что сухопутная граница Эстонии установлена Тартуским мирным договором и другими межгосударственными договорами о границе. Для ратификации договоров, по которым изменяются государственные границы Эстонии, требуется большинство в две трети голосов состава Государственного Собрания. Эстония готова решить пограничный вопрос на основе компромисса, но при обязательном условии признания Россией Тартуского мирного договора. Эстония считает, что пограничный вопрос следует решить путем двусторонних переговоров, а не путем односторонних решений. Эстония также неоднократно предлагала российской стороне участие третьей стороны в качестве посредника в обсуждении разногласий, как, например Международный суд в Гааге.
Информация о работе Предпосылки возникновения территориальных претензий