Предпосылки возникновения территориальных претензий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:17, реферат

Краткое описание

В результате Северной войны (1700 – 1721 гг.) Эстония вошлав составе Российской империи (1721 г.). Эстония стала для Петра Великого окном в Европу. Структура самоуправления остзейских губерней оставалась автономной - рыцарства, свободные города и лютеранская церковь имели до конца 19 века особый статус. Основным языком делопроизводства в городах и на губернском уровне был немецкий язык.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 1.86 Мб (Скачать файл)

Предпосылки возникновения  территориальных претензий

В результате Северной войны (1700 – 1721 гг.) Эстония вошлав составе Российской империи (1721 г.). Эстония стала для Петра Великого окном в Европу. Структура самоуправления остзейских губерней оставалась автономной - рыцарства, свободные города и лютеранская церковь имели до конца 19 века особый статус. Основным языком делопроизводства в городах и на губернском уровне был немецкий язык.

Остзейские губернии

В XIX веке по всей Европе прошла волна национальных движений. В Эстонии  началась эпоха национального пробуждения, пиком которой был первый Всеэстонский певческий праздник, состоявшийся в июне 1869 года. В 1862 году был опубликован эстонский национальный эпос «Калевипоэг» («Сын Калева»). Развивалась эстоноязычная журналистика и книгоиздание. Возникла национальная интеллигенция.

Февральская революция 1917 г. в России вновь поставила вопрос о судьбе Эстляндской губернии. 30марта 1917 г. Временное Правительство Российской Республики приняло постановление "О временном устройстве административного управления и местного самоуправления Эстляндской губернии". По этому постановлению Эстляндской губернии передавалась эстонская (по этническому составу) часть Лифляндской губернии: Тартуский, Вырусский, Вильяндский Пярнусский и Сааресский уезды. Передача этих земель активизировало сепаратистское движение этнической группы сету, высказывается просьба о передаче в Эстляндскую губернию волостей компактного проживания народности сету, т.е. о переносе границы на линию от Миссо к югу от псковско-рижского тракта до Изборска и оттуда по прямой линии до Пскова.

Несмотря на то, что на данный документ неоднократно ссылались  представители Эстонии, как на один из фактов, обосновывающих требование о передаче (или возврате) в Эстонию  Печерского края (Петсеримаа), этот документ не легитимен. Лица, подписавшие прошение, не были уполномочены вести переговоры от имени всех проживающих в Печерском крае или от всего народа сету.

 

Примерно в это же время 2 июля 1917 г. Нарвским общественным комитетом  было инициировано движение за присоединение к Эстляндии. Поскольку Временное правительство прекратило свое существование, Нарвская городская управа продолжила переговоры уже с революционным правительством и 14 ноября 1918 г. направила в Петроград заявление, в котором содержалась просьба о выделении Нарвы из состава Ямбургского уезда и передачи ее в Эстляндскую губернию. 21 декабря Нарва перешла в состав Эстляндской губернии.

 

10 февраля 1918 г. Германия  выдвинула ультиматум РСФСР с  требованием отказаться от Прибалтики  по линии Нарва-Псков-Двинск без права на дальнейшее самоопределение. В феврале 1918 г. германские войска вошли в Эстонию и, за несколько часов до входа немецких войск в Таллинн, была провозглашена Эстонская Республика. Несмотря на то, что независимая Эстония просуществовала всего несколько часов, был принят "Манифест ко всем народам Эстонии", где помимо всего прочего, оговаривался и вопрос границы. Окончательное определение границ республики в районах, граничащих с Латвией и Россией, будет проходить путем народного голосования после окончания мировой войны". Таким образом, эстонское правительство не видело никаких препятствий для прохождения границы по историческим рубежам. В дальнейшем эта граница была закреплена и в Брест-литовском мирном договоре от 3 марта 1918 г. "Восточная граница Эстонии проходит в общем по р. Нарва". Граница просуществовала до ноября 1918 г., когда вслед за уходящими из Эстонии немецкими войсками в Эстонию вошли силы Красной Армии. 29 ноября в Нарве была провозглашена Эстляндская Трудовая Коммуна (ЭТК). Характерно, что в Декрете о признании независимости Эстляндской Советской Республики вопрос о границе вообще не поднимался

 

В ходе военных действий ЭТК была фактически вытеснена с  территории Эстонии и 5 июня 1918 г. правительство ЭТК объявило о прекращении своей деятельности. Войска Юденича и эстонская армия продолжали теснить Красную Армию к Петрограду, и вместе с приближением к Петрограду росли и амбиции эстонских политиков. Это нашло свое отражение во временном Основном Законе Эстонской Республики от 4 июня 1919 г., согласно которому в состав Эстонской Республики входили: Вирумаа вместе с г. Нарва и его окрестностями, Тартумаа вместе с Пийрисааром, Петсеримаа, Панковиста и Лоботка. К этому времени вокруг Петрограда и в целом в Советской России сложилась очень сложная обстановка вплоть до 31 августа 1919 г. Тем не менее ситуация могла измениться не в пользу Юденича и Эстонии. В результате прямого британского вмешательства первоначально исключительно на английском языке британским генералом составляется "Северозападное правительство".

Текст договора, предложенного  британским генералом Маршем 10 августа 1919 г. в Ревеле, для немедленного подписания от лица России и Эстонии.

"1. Правительство Русской  Северо-Западной области, включая  прежние губернии: Петроградскую,  Псковскую и Новгородскую, признало  абсолютную независимость Эстонии.

2. Эстонское Правительство  обещает оказать немедленную  поддержку Русской Северо-Западной  области вооруженною силою, чтобы  освободить Петроградскую, Псковскую  и Новгородскую губернии от  большевистского ига, и установить  в Петрограде демократическое  правительство, которое будет  уважать человеческие права, как-то: жизнь, личную свободу и собственность имущества...".

Народный Комиссар Иностранных  дел РСФСР предложил Эстонии  начать мирные переговоры. Переговоры о мире начались 17 сентября 1919 г. в  Пскове и вскоре были прерваны Эстонией в условиях похода армии Деникина на Москву. Позднее переговоры были возобновлены только 5 декабря 1919 г. Обсуждение вопроса границы началось 8 декабря  с изложения позиции эстонской  делегации, по которому России предлагалось отказаться от приблизительно 10 000 кв. км.

Российская делегация  посчитала этот вариант неприемлемым и предложила свой вариант, по которому граница проходила бы значительно западнее. Эстония в свою очередь объявила этот проект аннексионистским, поскольку Эстония отказывалась по этому проекту от всего северо-востока и от Сетумаа (никогда ранее не входивших в состав Эстонии). 9 декабря обсуждение продолжилось. Российская делегация предложила второй вариант, по которому граница проходила бы по р. Нарва. Ивангород и острова на р. Нарва оставались бы за Россией. Эстонская делегация обещала рассмотреть этот вариант. Однако вновь выдвинула требования на Ивангород, острова на р. Нарва и на часть Петербургской и Псковской губерний, именуемых эстонской делегацией Сетумаа. 10 декабря российская делегация вновь предложила очередной проект, по которому р. Нарва отходила бы Эстонии. Столь же мало приемлемыми для России были и эстонские проекты прохождения границы. Ситуация продолжала оставаться сложной, и 31 декабря 1919 г. договор был подписан. Принципиально важно то, что граница по этому договору фактически проходила по линии фронта. На северном участке Красная армия была остановлена на линии реки Комаровка в 7 км от г. Нарвы, т. к. именно здесь заканчивалась зона обстрела артиллерии, установленной в нарвской крепости [5].

В ходе переговоров в Юрьеве российская делегация неоднократно обращала внимание Эстонской стороны  на то, что линия границы должна определяться с учетом военностратегических интересов России и что предложения эстонской стороны не учитывают этого требования. Однако эстонская делегация отказывалась принимать эти аргументы. В конечном итоге и эта позиция была "сдана" российской делегацией. Это было обусловлено ситуацией, в которой велись переговоры: на территории России шла гражданская война и главным для России была не территория, а ликвидация угрозы на северо-западе страны, на подступах к Петрограду.

1.1 Тартуский мирный  договор

 

Для России одной из главных целей договора была ликвидация угрозы со стороны армии Юденича и эстонских войск. Рассматривая этот договор, большинство советских исследователей заявляли о том, что этот договор аналогичен договору между Советской Россией и Германией, подписанный в Брест-Литовске (мир в обмен на территории и контрибуцию), и носит временный характер. При этом в большинстве исследований указывается на несправедливый характер этого договора. Фактически договор был подписан под угрозой применения силы, и с точки зрения современного международного права не может быть признан действующим. С другой стороны, переговорный процесс был инициирован Советской Россией. Главной целью этого договора для России было стремление обезопасить себя на северо-западе от возможного вторжения Белой гвардии и эстонских войск.

Юрьевский мирный договор  между Россией и Эстонией 1920 г. не может служить правовой основой  для решения вопроса о границе  между обоими государствами, так  как он утратил силу в момент включения  Эстонии в состав СССР. Это следует  из общеизвестного положения международного права, согласно которому государство, вступающее в федерацию, прекращает свое существование как субъект  международного права и становится субъектом федерации. Такая позиция  неоднократно озвучивалась и МИД  РФ.

Граница между Эстонской  ССР и РСФСР была изменена с  их согласия в соответствии с Конституцией СССР и конституцией Эстонии. Изменение  границы, произведенное с согласия Эстонской ССР и РСФСР, имело  своей целью восстановление исторически  справедливой границы. Юрьевский договор  порочен не только с точки зрения обстоятельств его заключения (давление на государство), но и с точки зрения его содержания, он санкционировал аннексию Эстонией исконно русских  земель. Допустив пребывание и формирование на своей территории армии одной  из сторон, участвовавшей в гражданской  войне в соседнем государстве, и  более его, поддерживая своими вооруженными силами операции этой армии, Эстония  нарушала действовавшее международное  право, которое обязывало ее к  нейтралитету и соответственно к  интернированию указанной армии. Кроме  того, Эстония предоставила свою территорию как опорную базу и оказывала  содействие армии, которая вела борьбу за свержение правительства, признанного  Эстонией в качестве единственного  законного правительства России, что подтвердила самим фактом вступления с ним в переговоры о мире. Юрьевский договор был  заключен в момент, когда на территории Российской империи еще продолжалась гражданская война. В момент заключения договора еще не были разоружены русские войска Северо-Западного фронта, руководимые генералом Н. Н. Юденичем. Именно войска Юденича, а не слабые и плохо подготовленные вооруженные силы Эстонской республики сыграли решающую роль в боях под Нарвой. Поэтому можно рассматривать Юрьевский договор не столько как договор между РСФСР и суверенной Эстонской республикой, сколько как временное соглашение, заключенное в ходе гражданской войны между представителями двух соперничающих армий - белой и красной. Во-вторых, подобная оценка подтверждается и тем неопределенным положением, в котором, с точки зрения международного права, находилась РСФСР к началу 1920 г. Единственным государством, признавшим Советскую Россию, был Афганистан, и в свою очередь, афганское правительство Амануллы было признано только Москвой. Юрьевский договор был, таким образом, первым договором, заключенным с европейской страной - прорывом той стены непризнания, которая возникла вокруг революционного государства [6].

Тартуский мирный договор  был подписан 2 февраля 1920 г. и является основой независимости Эстонии, подтверждающей ее государственность  и правопреемственность. Президент  Леннарт Мери назвал его "сертификатом рождения Эстонии". Вторая статья договора отмечает, что "Россия признает безоговорочно независимость и самостоятельность Эстонского государства и отказывается добровольно и на все вечные времена от всяких суверенных прав" В части пролегания границы на местности Тартуский мирный договор (статья 3) был конкретизирован межевой книгой государственной границы между Эстонией и Россией. В период с 1920 по 1940 гг. отношения СССР с Эстонией регулировались системой договоров. Согласно мирному договору 1920 г. и заключенном в 1932 г. договору о ненападении, участники обязались взаимно уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга при любых обстоятельствах. Пакт Молотова-Риббентропа 1939 г. и советская оккупация Эстонии в 1940 г. не повлияли на правовой статус указанного договора и документы, содержащие описание границы.

По договору к Эстонии, помимо земель к западу от реки Нарва, отошли также:

  • вновь образованная волость Нарва — включающая населённую ижорой и ингерманландцами территорию на правобережье реки Нарва, т.н. Эстонскую Ингерманландию (ныне в составе Кингисеппского района Ленинградской области)
  • вновь образованные волости Козе (позднее переименована в Пийри) и Скарятино (позднее переименована в Райа) — населённое этническими русскими правобережье Нарвы от устья реки Щучка до Чудского озера (ныне в составе Сланцевского района Ленинградской области России)
  • населённый русскими и сету Печорский край (ныне Печорский район Псковской области России) (рисунок 2).

Рисунок 2. Административная карта Эстонской Республики 1922 г.[7]

Стороны обязались не допускать  на своей территории деятельности враждебных другой стране сил. С учётом того, что  к моменту подписания договора в  Эстонии уже была интернирована  Северо-Западная армия под командованием Юденича, РСФСР впоследствии распустила воевавшую на Южном фронте дивизию Эстонских красных стрелков. Эстонцы, проживавшие в РСФСР, и русские в Эстонии получали возможность вернуться на родину. По Тартускому (Юрьевскому) договору Эстония освобождалась от каких-либо обязательств перед РСФСР, освобождалась от долговых и иных обязательств царской России. По договору РСФСР передавала Эстонии часть золотого запаса царской России в размере 11,6 тонны золота (15 миллионов рублей золотом), а также принадлежавшее российской казне движимое и недвижимое имущество, и получила право на лесную концессию на территории РСФСР площадью 1 миллион десятин.

 

    1. Советский период

 

23 августа 1944 г. Президиум  Верховного Совета СССР оформил  указ об образовании Псковской  области в составе РСФСР. По  данному указу часть земель  юго-восточной Эстонии общей площадью 1133 км2 ,где на 1 ноября 1944 г. проживало 40 709 человек, была включена в состав РСФСР. 24 ноября 1944 г. было принято решение, что 61 населенный пункт на восточном берегу реки Нарвы будет присоединен к Ленинградской области РСФСР. Из Печерского района (Петсеримаа) в юго-восточной части Эстонии в состав РСФСР были включены еще город Печоры (Петсери) и 471 населенный пункт. В 1957 г. 3 населенных пункта в восточной части Ряпинаского района вошли в состав РСФСР. От РСФСР к Эстонии отошли 2 населенных пункта (рисунок 3). Изменения границ после оккупации Эстонии Советским Союзом не имеют юридической силы с момента принятия соответствующих указов. Советский Союз игнорировал по отношению к Эстонии общепринятые нормы международного права и двусторонние соглашения с Эстонской Республикой. Постановление Верховного Совета Эстонской ССР от 30 марта 1990 г. "О государственном статусе Эстонии" утверждает, что "оккупация Эстонской Республики Союзом ССР 17 июня 1940 года не прервала существования Эстонской Республики.

12 сентября 1991 г. Президиум  Верховного Совета Эстонской  Республики отменил все указы  и постановления Президиума Верховного  Совета Эстонской ССР об изменении  границ в 1944-1957 гг., поскольку они  противоречат Тартускому мирному  договору и международному праву,  и нарушают принцип территориальной  целостности Эстонии. С весны  1992 г. вопрос государственной  границы стал объектом межгосударственных  переговоров. Эстония не имеет  территориальных претензий к  России. Правовым фундаментом позиции  Эстонской стороны служат общепризнанные  принципы международного права.  Эстонская сторона исходит из  того, что государственные границы  проходят там, где они зафиксированы  международными договорами.

Рисунок 3. Эстонская ССР 1940 г. [8]

Границы, установленные международным  договором, могут быть изменены только новыми международными договорами, которые  заменяют предыдущие. Единственным документом, определяющим государственную границу  между Эстонией и Россией, является Тартуский мирный договор, который  ни одна из сторон не денонсировала  и который, таким образом, продолжает существовать. Эстония рассматривает  Тартуский мирный договор как  основу в ее отношениях с Россией, а также как основу независимости  Эстонии. Позиция Эстонии основывается на Конституции Эстонии, а также  на Законе "О границе", принятом 30 июня 1994 г. Статья 122 Конституции устанавливает, что сухопутная граница Эстонии  установлена Тартуским мирным договором  и другими межгосударственными  договорами о границе. Для ратификации  договоров, по которым изменяются государственные  границы Эстонии, требуется большинство  в две трети голосов состава Государственного Собрания. Эстония готова решить пограничный вопрос на основе компромисса, но при обязательном условии признания Россией Тартуского мирного договора. Эстония считает, что пограничный вопрос следует решить путем двусторонних переговоров, а не путем односторонних решений. Эстония также неоднократно предлагала российской стороне участие третьей стороны в качестве посредника в обсуждении разногласий, как, например Международный суд в Гааге.

Информация о работе Предпосылки возникновения территориальных претензий