Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа
Актуальность темы: развитие рекреационной деятельности приводит к обострению проблем сохранения природных ресурсов. Общедоступность и бесплатность большинства естественных природных рекреационных комплексов влечет за собой недооценку их значимости, следствием чего является деградация экосистем. Средств на их сохранение выделяют всегда меньше, чем вкладывают в экономически значимые объекты, приносящие прибыль отраслям сельского, лесного или рыбного хозяйств, добывающей промышленности, промышленно-гражданского и транспортного строительства.
Объект: объектом и предметом исследования являются урбанизированные ландшафты Чувашской Республики, предмет исследования природно-рекреационный потенциал.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Историко-географический факультет
Кафедра физической географии и геоморфологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Природно-рекреационный потенциал района
Выполнил:
Студент гр. ИГФ-41-14
Краснова С.В
Научный руководитель:
кан. геогр. наук, доцент
Гуменюк А.Е.
Чебоксары 2013
Введение:
Актуальность темы: развитие рекреационной деятельности приводит к обострению проблем сохранения природных ресурсов. Общедоступность и бесплатность большинства естественных природных рекреационных комплексов влечет за собой недооценку их значимости, следствием чего является деградация экосистем. Средств на их сохранение выделяют всегда меньше, чем вкладывают в экономически значимые объекты, приносящие прибыль отраслям сельского, лесного или рыбного хозяйств, добывающей промышленности, промышленно-гражданского и транспортного строительства.
Объект: объектом и предметом исследования являются урбанизированные ландшафты Чувашской Республики, предмет исследования природно-рекреационный потенциал.
Цель работы: анализ природного рекреационного потенциала и выявление перспектив развития природоориентированных форм туризма в Чувашской Республике. Для достижения поставленной цели необходимо сделать следующее - изучить и дать характеристику.
Задачи работы:
В работе были использованы методы: описательный, сравнительно-описательный, статистический, картографический.
Россия хорошо обеспечена
природными ресурсами. Она занимает
первое место в мире по запасам
леса, угля и многих других полезных
ископаемых. Важная проблема для России
– эффективное использование
природных ресурсов.
Природно-рекреационные ресурсы – это
объекты и явления природы, которые можно
использовать для отдыха, туризма и лечения.
К ним относятся морские побережья, берега
рек и озер, горы, леса и другие. В этих
районах есть хорошие условия для отдыха,
спорта, охоты, рыбной ловли и так далее.
Таким образом, рекреация, являясь избирательным видом деятельности, становится необходимым условием нормальной жизни человека, средством компенсации напряжения и восстановления его работоспособности. Основная задача рекреации заключается в восстановлении и развитии физических и психических сил каждого члена общества, а также духовного мира человека, являющегося его высшей потребностью.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
Необходимым условием для
развития рекреации является наличие
рекреационного потенциала. Рекреационный
потенциал – это вся
Природные рекреационные ресурсы – это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы целей рекреации и туризма. [А.С. Кусков, О.В. Лысикова «Культурология и оздоровительный туризм» Учебное пособие Ростов-на Дону «Феникс» 2004 стр 291]
Рекреационная специализация - позитивное влияние на человека необходимого сочетания ингредиентов природной среды.
Методология - концепция развития теории на стадии перехода к практике (наука о принципах построения, формах и способах научного познания).
Метод - способ достижения цели (совокупность приемов - операций познания действительности).
Методика - совокупность приемов и способов исследования.
Система (от греч. «целое, составленное из частей») - множество элементов, образующих целостность - единство, взаимодействие которых направлено на выполнение единой функции - достижение единой цели.
Рекреационные ресурсы –
совокупность природных, историко-культурных
объектов и местностей, которые при
существующих социально-экономических
и инженерно-технических
Ресурс – вспомогательное
средство. В рекреационной географии
важно различать ресурсы
Природные ресурсы:
Рекреационные ресурсы характеризуются по следующим основным признакам:
Природные рекреационные
ресурсы характеризуются и
Климатические ресурсы:
- повторяемость (%) по сезонам
года комфортных и
- продолжительность периода с
погодами, благоприятными для
- число солнечных дней, число дней без ветра
- число дней, благоприятных для
принятия солнечных и
- продолжительность периода
(число часов) с
- высота и продолжительность сохранения снежного покрова
- повторяемость явлений, затрудняющих и ограничивающих отдых на открытом воздухе: сильные ветры (более 15 м/сек), грозы, ливневые дожди, туманы и др.
Горные ресурсы:
- общий характер рельефа: равнинный, предгорный, низкогорный, среднегорный, высокогорный
- абсолютные высоты над уровнем моря
- крутизна и длина склонов
- глубина и густота расчленения рельеф
- наличие и число природных достопримечательностей, памятников природы: скалы-останцы, горные хребты, перевалы, потухшие вулканы и др.
- ориентировочная
Ресурсы крупных озер, водохранилищ, рек:
- наличие и протяжённость рек,
пригодных для водного туризма
разной категории сложности (
- площадь акватории озер, водохранилищ,
пригодных для водных
- ветро-волновой режим озер и водохранилищ
- пейзажная привлекательность
- продолжительность периодов
- длительность периода с ледовым покрытием, толщина льда, наличие торосов и других опасных образований
Спортивно-рыболовные ресурсы зимнего периода:
- длительность периода
- санитарно-гигиеническое
- пригодность водоемов для
- повторяемость опасных для
Гидроминеральные ресурсы:
- число источников лечебных минеральных вод
- дебит источников, температура воды
- химический состав минеральных вод и его бальнеологическая оценка
- пригодность минеральных вод для лечения разных групп заболеваний
- формы использования
- характер существующего
- санитарное состояние бассейна формирования минеральных вод
- транспортная доступность
- привлекательность природы в местах выхода минеральных вод
Грязевые ресурсы:
- тип месторождения грязей (торфяные, сапропелевые, иловые и др.) эксплуатационные запасы грязей
- лечебные свойства грязей и их потребительская ценность
- освоенность месторождений (
- транспортная доступность
Лесные ресурсы:
- тип лесов, используемых для рекреациации, и их площадь
- транспортная доступность
- рекреационное обустройство
- наличие лесных угодий, пригодных для утилитарных видов отдыха (сбора грибов, ягод, орехов, лечебных трав и др. полезных дикорастущих)
- ресурсы охотничье-трофейного
- допустимая рекреационная
- наличие редких и исчезающих видов растений и животных
- эстетическая
- природоохранное значение лесов
Ландшафтные ресурсы:
- горизонтальная и вертикальная расчленённость лесных масивов
- количество планов и видов, дальность обзора
- контрастность элементов
- состояние сохранности
- экологическая и
- оценка риска особо опасных
природных явлений,
Вначале определяются технологические требования, предъявляемые видами рекреационных занятий к территории (природным комплексам). Каждое занятие предъявляет определенные требования к природным комплексам: для купания – водоемы с определенной температурой воды, для пляжного отдыха – солнце и воздушные ванны, для прогулочно-промыслового отдыха – лес с грибами, ягодами, для прогулок на водных лыжах – водоемом, период с отсутствием волнений, период с комфортной температурой воды, пространственная и временная характеристика этих явлений.