Религиозный туризм в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – состоит в ознакомлении с религиозным туризмом и особенностями его практической организации.
Достижению поставленной цели помогает выполнение ряда задач:
рассмотрение сущности и структуры религиозного туризма;
исследование религии как феномена социальной жизни, ее видов и роли в жизни общества и человека;
раскрытие особенностей размещения центров религиозного туризма.

Содержание

Введение…………………………………………...………………………………3
Глава 1. Религиозный туризм
1.1. Определение и разновидности религиозного туризма…………………….5
1.2. Паломнический туризм………………………………………………………6
1.3. Виды и особенности паломничества……………………………………….7
1.4. Основные регионы паломнического туризма………………………………9
1.5. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности….10
Глава 2. География религиозного туризма в мировых религиях
2.1.Религиозный туризм в христианстве……………………………………….12
2.2.Религиозный туризм в исламе………………………………………………14
2.3. География религиозных объектов в исламе……………………………….15
2.4. Религиозный туризм в буддизме………………………………………...…16
Глава 3. Характеристика религиозных объектов на территории РБ…………18
Глава 4. Наиболее интересные в туристическом отношении религиозные объекты в Уфе
4.1.Православные храмы.......................................................................................29
4.2.Мечети………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Азамат Курсовая.docx

— 3.19 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

Кафедра физической географии, краеведения и туризма

 

 

 

Султанов  А.Т. (3 курс ОДО)

 

 

 

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

 

(курсовая работа)

 

 

 

 

 

Допускается к защите:    Научный руководитель:

Заведующий кафедрой,    к.г.н., доцент   д.г.н, профессор      Хизбуллина Р.З.

Псянчин А.В.     

«___» ___________20__г.   «___»___________20__г.

 

 

 

 

 

 

УФА-2011

Содержание

Введение…………………………………………...………………………………3

Глава 1. Религиозный туризм        

1.1. Определение и разновидности  религиозного туризма…………………….5

1.2. Паломнический туризм………………………………………………………6

1.3. Виды и особенности паломничества……………………………………….7

1.4. Основные регионы паломнического туризма………………………………9

1.5. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности….10

Глава 2. География религиозного туризма  в мировых религиях

2.1.Религиозный туризм в христианстве……………………………………….12

2.2.Религиозный туризм в исламе………………………………………………14

2.3. География религиозных объектов  в исламе……………………………….15

2.4. Религиозный туризм в буддизме………………………………………...…16

Глава 3. Характеристика религиозных объектов на территории РБ…………18

Глава 4. Наиболее интересные в туристическом  отношении религиозные объекты  в Уфе

4.1.Православные храмы.......................................................................................29

4.2.Мечети………………………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………35

Приложения……………………………………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Религиозный туризм играет большую роль в системе  международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические  и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они  стремятся принять участие в  религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия  влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях – одним из важнейших.(1; стр. 4)

В XX веке бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, наступившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последние несколько десятилетий. И развитие религиозного туризма все более актуально. Следует отметить, что религиозная тематика довольно часто является составляющей комбинированных туров культурно-познавательной направленности.(7; стр. 17)

Религиозные туристы и в первую очередь  паломники пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность  совершить нечто большее, чем  обычные культовые действия в  условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу  и систему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны. (13)

Туристы отправляются в поездки:

  • индивидуальные или групповые
  • организованные при посредничестве турфирм или религиозных организаций и неорганизованные
  • с различными способами размещения - гостиничным и не гостиничным; в пределах своей страны или за рубеж
  • на короткий или длительный срок и т.д.

Объектами привлечения  религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки  туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими  в определенное время года. При  международных поездках туристам следует  пройти таможенные, валютные, визовые  и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма. (4; стр. 5-6)

Цель работы – состоит в ознакомлении с религиозным туризмом и особенностями его практической организации.

Достижению  поставленной цели помогает выполнение ряда задач:

  • рассмотрение сущности и структуры религиозного туризма;
  • исследование религии как феномена социальной жизни, ее видов и роли в жизни общества и человека;
  • раскрытие особенностей размещения центров религиозного туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Религиозный туризм

1.1. Определение и разновидности  религиозного туризма

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного  проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров  религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением  услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся  за пределами обычной для них среды. (13)

Очень важно  иметь четкое представление о  том, что такое религия, какие  мотивы побуждают людей отправиться  в паломничество или на экскурсию  по святым местам. Эти знания помогут  лучше осознать потребности туристов при создании и продвижении турпродукта, выделять целевые сегменты рынка  и т.д.

Религиозный туризм оказывает большое эмоциональное  воздействие на человека. Многие люди, после паломнических поездок  возвращаются преображенными, разрешившими некоторые жизненные противоречия, отдохнувшими и в хорошем состоянии духа. (4; стр. 6)

Религиозный туризм - древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых религиозных туристов были средневековые паломники – странствующие богомольцы. Сегодня паломничество – лишь одна из возможных вариаций: миллионы людей, пренебрегая расстояниями и природными условиями, по-прежнему едут преклонить колена у своих святынь.

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности: 
- паломнический туризм (в его составе также выделяется духовно-паломнический туризм); 
- религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. (4; стр.19) 

1.2. Паломнический туризм

Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам.

Среди причин для совершения паломничества  можно выделить следующие: 
- желание исцелиться от душевных и физических недугов; 
- помолиться за родных и близких; 
- обрести благодать; 
- выполнить богоугодную работу; 
- отмолить грехи; 
- выразить благодарность за блага посланные свыше; 
- проявить преданность вере; 
- стремление к подвижничеству во имя веры; 
- обрести смысл жизни. (4; стр. 21)

Паломничество предполагает определенное отношение  человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно  взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует  готовность человека пожертвовать преходящими  материальными ценностями во имя  вечных духовных. В индуизме, православии  и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Термин "паломничество", как полагают филологи, происходит от слова "пальма" - ветви именно этого дерева привозили первые паломники  христиане, побывавшие в Святой земле  во время праздника "Вход Господень  в Иерусалим". Во время триумфального  входа Иисуса Христа в Иерусалим  верующие усыпали его путь ветвями  пальмы. В России этот праздник получил  наименование "Вербное воскресенье". Традиции паломничества уходят корнями  в глубокую древность. В Индии  люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний. В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или "дорожники", от берегов Роны до реки Иордан. Однако самые первые путеводители для паломников, или "итенирарии", были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий "Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины", написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн человек. (1; стр. 7-9)

 

1.3. Виды и особенности  паломничества

В науке обычно выделяют несколько  видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам: 
1) по числу участников и семейной принадлежности - индивидуальные, семейные и групповые паломничества; 
2) по продолжительности - длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней); 
3) по сезонности - круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам; 
4) по объектам посещения - посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ); 
5) по местоположению объекта паломничества - внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры; 
6) по признаку обязательности - добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются  на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо  на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии - вегетарианская.

Духовно паломнический  туризм имеет узкую социально  психологическую базу и географическую направленность. Под духовно паломническим  туризмом понимаются поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовной практики в странах Востока, в  первую очередь в Индию, Тибет, Китай, Непал, Японию. Духовно паломнический  туризм тесно связан с лечебно  оздоровительным туризмом. Например, многие духовные центры в Индии являются центрами аюрведического лечения. В  Индии аюрведа - это комплексная  наука лечения, омоложения организма  и предотвращения заболеваний, которые  возникают как следствие нарушения  гармонии между энергией человека и  Вселенной. Всевозможные практики и  наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе, часто  выходят за рамки религий или  не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальность для людей  различных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких  практик - помочь человеку в решении  его проблем, а также в его  духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.

Следует отметить близость духовно паломнического туризма  и других видов туризма. Например, ежегодно многие туристы посещают Китай  для занятий цигун. Цигун - это  комплекс двигательных и дыхательных  упражнений. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил, или энергии ци, как полагают китайцы. Так что такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно оздоровительного туризма. (1; стр. 11-12)

 
1.4.Основные регионы паломнического туризма

- православные республики СНГ:  Россия, Украина, Белоруссия, Молдова; 
- зарубежная Европа с доминирующим католицизмом и протестантизмом (включая его многочисленные течения); 
- Северная Америка с доминирующим положением христианства; 
- Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения; 
- Северная Африка с преобладанием ислама; 
- Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований; 
- Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма; 
- Южная Азия с распространением индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, а также ислама; 
- Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и анклавами индуизма; 
- Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства и синтоизма; 
- Средняя Азия (Тибет), где доминируют ислам и ламаизм, религия бон; 
- Центральная Азия с преобладанием буддизма и отдельными анклавами ислама. (6; стр. 42)

Информация о работе Религиозный туризм в Республике Башкортостан