Религиозный туризм в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – состоит в ознакомлении с религиозным туризмом и особенностями его практической организации.
Достижению поставленной цели помогает выполнение ряда задач:
рассмотрение сущности и структуры религиозного туризма;
исследование религии как феномена социальной жизни, ее видов и роли в жизни общества и человека;
раскрытие особенностей размещения центров религиозного туризма.

Содержание

Введение…………………………………………...………………………………3
Глава 1. Религиозный туризм
1.1. Определение и разновидности религиозного туризма…………………….5
1.2. Паломнический туризм………………………………………………………6
1.3. Виды и особенности паломничества……………………………………….7
1.4. Основные регионы паломнического туризма………………………………9
1.5. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности….10
Глава 2. География религиозного туризма в мировых религиях
2.1.Религиозный туризм в христианстве……………………………………….12
2.2.Религиозный туризм в исламе………………………………………………14
2.3. География религиозных объектов в исламе……………………………….15
2.4. Религиозный туризм в буддизме………………………………………...…16
Глава 3. Характеристика религиозных объектов на территории РБ…………18
Глава 4. Наиболее интересные в туристическом отношении религиозные объекты в Уфе
4.1.Православные храмы.......................................................................................29
4.2.Мечети………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Азамат Курсовая.docx

— 3.19 Мб (Скачать файл)

В начале 14 века башкирский хан Барыч Обратился в Туркестан с просьбой прислать в башкирские земли человека для распространения ислама. Ахмет Ясави практически без раздумий прислал Барычу Хусейн-бека.

В Башкирии он стал первым духовным лицом и  всегда находился при ставке хана. После определенных успехов в  распространении культуры Хусейн-бек  по мусульманскому обычаю отправляется в Мекку для совершения хаджа. По возвращению он уже имеет титул  «хаджи». Теперь он, Хаджи-Хусейн-бек, официально становится имамом.

Прожив долгую жизнь, он умер в 1341-42 году и похоронен  рядом с озером Акзират, на небольшом  холме. Теперь это территория поселка  Чишмы. В 1393-94 году хан Тамерлан начал свой поход на Русь. Вскоре он достиг Поволжья, где ограбил множество земель, но в Башкирии этого не случилось, так как ему оказали великолепный прием. Наткнувшись на могилу Хаджи-Хусейн-бека, Тамерлан узнал от жителей о нем и решил воздвигнуть в его честь величественную гробницу. Надгробную плиту привез хан Темир-Ленг из Туркестана на 12 волах. На ней написали : «Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн — беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди) имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные». Сейчас плита находится в Уфимском краеведческом музее.

Скоро гробница была построена. Она представляла собой  квадратное строение из крупных тесаных  глыб известняка, увенчанное сферическим  куполом.

На том  же холме, где была возведена гробница, Тамерлан со своим войском переждал зиму. Из-за неустановленой причины  часть войска погибла. И рядом  с Мавзолеем Хусейн-бека были похоронены шесть князей-военачальников. Их могилы и дали начало древнему мусульманскому кладбищу Акзират.

Время не пощадило мавзолей. Уже к 18 веку он был полностью  разрушен. И только в 1911 году уфимский муфтий принял решение о восстановлении гробницы, так как она была очень  почитаемой мусульманской святыней. В связи с этим начались раскопки гробницы. В результате были обнаружены 9 захоронений. В шести погребениях  были дети, а в остальных мужчина, женщина и сам Хусейн-бек. Археологи  реконструировали его облик: рост примерно 160 см, среднеазиатский тип лица.

Сооружение  построено из песчаного камня (этот строительный материал у нас и  сегодня в избытке). В. В. Вельяминов-Зернов, посетивший и осмотревший сооружение, приводит его размеры по сделанным  им обмерам. В основании оно имеет  форму квадрата размером 8 x8 м. Толщина  стен — около 1,5 м. Высота стен, зафиксированная  исследователем, составляла 4 м. Купольное  прикрытие и потолок в то время  уже не существовали. С южной стороны  в здание вела дверь высотой 2 м. и  шириной около 1 м. С наружной стороны  дверной проём был ограничен  двумя продолговатыми и низкими  платформами, которые оканчивались откосами. В северной, восточной и западной стенах было проделано по одному сводчатому окну высотой около 1 м. и шириной 0,7 м. Часть внутреннего пространства в центре здания отгорожена стеной, в то время развалившейся. Мавзолей построен по типу очень распространённому на мусульманском Востоке. Основание — куб, переходящий на высоте 2 м. в круглый купол. Вероятно, внутри купол был сферическим. Переход осуществлялся при помощи тромпов — приём широко известный на мусульманском Востоке. Внутренними тромпами соответствовали, по-видимому, наружные треугольные откосы. К сожалению, при перестройке средневекового архитектурного сооружения строители не стремились к точному воспроизведению первозданных форм мавзолея. Архитектурные формы каменных мусульманских мавзолеев Башкирского Приуралья генетически восходят к традициям зодчества Волжской Булгарии. (17)

Кэшэнэ Тура-хана. Много легенд и преданий сложено относительно исторического памятника мавзолея Тура-хана, который находится на горе, восточнее деревни Верхние Тирмы (Рис.2). По преданиям, сооружение Турахана, построенное в XIV-XV веках, являлось «Домом суда», где проходили судебные процессы. Рядом находилась каменная мечеть, входившая с мавзолеем в единый ритуально-архитектурный ансамбль. Жил Тура-хан столь давно, что информация о нём весьма незначительна: «Тура-хан – по преданиям потомок Чингис-хана, кочевал в районе Тобольска в XIV в., затем, из-за распрей с родственниками, откочевал с 8000 кибиток в пределы башкирских земель на р. Слак. Здесь же находятся развалины его резиденции». По другой версии, «Тура-хан был родным братом другого, более грозного башкирского хана Басмана, орда которого состояла из 17 тысяч кибиток. Под его властью были все земли по обоим склонам Уральского хребта. Тура-хан был вовлечен в междоусобную войну между предводителями двух враждующих орд — Би-Тюряком и Алтакаром, в ходе которой он погиб». Мавзолей Тура-хана построен из грубо обработанных камней. Основу его составляет прямоугольник размером 6,6х6 метров. На высоте 1,8 метра стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. У мавзолея есть небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен – более 1 метра, а высота до купола – 8 метров. По описанию В.С. Юматова (1845), в кровле была дубовая дверь с выступающей пяткой и штырем для укрепления в вырезах камня. Кроме того, с именем Тура-хана связывают такую легенду:  сказывали, что, переселившись в землю башкирскую, поначалу он жил на территории нынешней Уфы в «чёртовом городище» (теперь там санаторий «Зелёная Роща»). Но соседство у него было незавидное – ниже по горе, в пещере, на берегу Караидели  («чёрная река» по-русски) жил дракон, которого называли Зиланд, пожиравший людей. Из-за этого Тура-хану пришлось поднять свою Орду и уйти в те места, где и находится ныне его мавзолей (Башкирия, Чишминский район, между деревнями Верхние и Нижние Термы). О том, что стало потом с драконом, история умалчивает. Но поговаривают, что пещеру ту, в которой он жил, затопила поднявшаяся в уровне река…(20)

Мавзолей Бэндэ-Бикэ. В 1966 году при археологических раскопках на территории кладбища с.Максютово Кугарчинского района были обнаружены развалины монументального сооружения. В разрезе они характерны для археолого-архитектурного памятника - мавзолея (кэшэнэ).

Согласно  легенде, описанной в книге Мажитова Нияза Абдулхаковича «Тайны древнего Урала» - это кэшэнэ Бэндэ-Бикэ, очень  умной и храброй женщины, жившей в этих местах семь столетий назад. В легенде говорится, что в  давние времена башкиры страдали от междоусобных войн и взаимных набегов  казахских и башкирских племен. Решительная Бэндэ-Бикэ сумела уговорить своих соплеменников жить с соседями в мире и согласии. Она пользовалась большим уважением и популярностью не только у соплеменников, но и окружающих народов.

Бэндэ-Бикэ воспитывала мальчика Еренсэ-сэсэна, и когда он достиг совершеннолетия  и стал батыром, вышла за него замуж. Но с течением времени Бэндэ-Бикэ постарела, а Еренсэ-сэсэн, будучи в  расцвете сил, обольщенный боевыми  успехами, начинает подумывать о набегах  на казахов. Бэндэ-Бикэ решительно возражает  ему, предсказывает неудачу. Но, не послушав ее совета, Еренсэ-сэсэн отправляется в поход. Расстроенная этим Бэндэ-Бикэ умирает. Согласно легенде, башкиры исполнили ее просьбу. Бэндэ-Бикэ завещала: «Если умру, внесите меня в дом и завалите землей окна и двери. Пусть мой дом станет мне могилой».

А Еренсэ-сэсэн  терпит поражение и сам попадает к казахам в плен. Казахские  старейшины, узнав от Еренсэ-сэсэна, что он является мужем всеми уважаемой  святой Бэндэ-Бикэ, отпускают его  домой.

По дороге от встречных путников Еренсэ-сэсэн  узнает о смерти жены. От позора и  горя он, ударив кнутом своего коня, бросается  с высокой скалы. Местные жители деревни Ургин называют эту скалу  «Камчатау». Недалеко от этой скалы  башкиры хоронят его вместе с  атрибутами воина-батыра и с конем, соорудив над могилой курган из каменных глыб. Этот курган находится примерно в 18 км от кэшэнэ Бэндэ-Бикэ в труднодоступном  горном ущелье реки Лесная Ургинка.

Обнаруженные  развалины мавзолея Бэндэ-Бикэ представляют собой сооружение в плане размером около 7х9 м, выложенное из плохо обоженных  плит сырца. Судя по очертаниям плана, дом имел достаточно мощный портал, внутреннее помещение составляло около 5 х 4,5 м, по характеру расположения обвалившейся верхней части – это был ложный свод, что характерно для двух других подобных мавзолеев 14 века, находящихся на территории Башкортостана в первозданном (мавзолей Тура-Хана) виде, либо в перестроенном (мавзолей Хусейн-Бека).

Останки Бэндэ-Бикэ в ходе археологических раскопок под руководством профессора Мажитова Н.А. были вывезены за пределы республики. Местные старожилы не согласны с  такой постановкой вопроса и  связывают с этим различные погодные катаклизмы. В связи с тем, что  население республики все чаще поднимает  этот вопрос, назрела необходимость  возврата останков Бэндэ-Бикэ на историческую родину.

Мавзолей Бэндэ-Бикэ имеет архитектурную, историческую и культурную ценность не только для Кугарчинского района, но и для всей Республики Башкортостан. Над раскопанными стенами мавзолея Бэндэ-Бикэ ведется сооружение защитного  каркаса. Этот памятник культуры занесен в реестр «Юнеско». (18)

Гора Торатау. Среди множества уникальных памятников природы, которые спустя века и по сей день сохранены человеком, особое место занимает Торатау – гора, священная для юрматинцев и других родов коренного населения нашей республики (Рис. 6 и 7).

Еще в древние  времена башкиры выбрали ее плоскую  вершину для совершения культовых  обрядов. В летний день они, собравшись вместе, поднимались на самый верх и разбрасывали мелкие монеты, исполняя таким образом один из актов жертвоприношения. Взобравшись на вершину Торатау, древние башкиры считали, что они становятся ближе к главному божеству тюркских народов, богу неба – Кук Тарахэ. Они просили у него изобилия, благополучия, преимущества перед врагами.

После принятия башкирами ислама они сохранили  культ гор и другие обряды, связанные  с языческими обычаями. Торатау была особенно священна для племен рода Юрматы. Удобное географическое расположение, высота 402 метра над уровнем моря, дающая отличный обзор на десятки  километров, большая по площади, ровная и плоская вершина являлись наиболее подходящими условиями для проведения культовых обрядов. Территория вокруг горы, включая и озеро Тугар-Салган, была запретной для ведения хозяйственных  работ, она должна была оставаться такой  же чистой, как и сама гора, способствуя  очищению человеческой души от дурных помыслов. С древних времен у подножия Торатау устраивались праздники, сюда приезжали люди из близлежащих и  отдаленных селений, они пели и плясали, готовили на кострах национальные блюда. Уже позже, когда в окрестностях горы появилось множество населенных пунктов, именно отсюда отправлялись мужчины на ратную службу. На Торатау поднимались, чтобы проститься с родными местами, и юрматинцы, уходившие на Великую Отечественную войну. И там, на фронте, в жестоких боях они помнили, что сражаются за свой народ, за свой край, за священную гору.

Много веков  стоит она в живописном месте, состоящая большей частью из известняка. Скопление окаменелостей, принадлежащих  разнообразным представителям органического мира доисторической эпохи, представляет собой большую материальную и историческую ценность. Промышленная разработка горы может принести огромные доходы, что не дает покоя амбициозным личностям, мечтающим превратить уникальный памятник природы в сырьевой карьер. Нельзя допустить, чтобы священный символ нашего края превратился в промышленный объект и в итоге исчез с лица земли. Надо помнить о завтрашнем дне, о будущих поколениях, как это делают юные ишимбайцы – воспитанники эколого-биологического центра, которые стали инициаторами акции по защите Торатау. (15)

Могила старца Мужавира. Могила известного ясновидца и целителя прошлого века стала местом паломничества для жаждущих исцеления. Наделенный даром целительства Мужавир-хазрат вылечивал нуждающихся в медицинской помощи, в том числе и тяжелобольных. На лечение к нему приезжали даже крупные чиновники из Москвы и  Сибири. Пришедшие за помощью народного лекаря порой ждали своей очереди по несколько дней. До того, как увидеть больного, целитель уже знал, что за человек пришел к нему и  чем он болен.

Могила Ризаэтдина ибн Фахретдина. Ризаэтдин ибн Фахретдин Аль Булгари — выдающийся религиозный деятель, писатель, ученый и  историк. Ризаэтдин способствовал укреплению связей между мусульманами России и других стран, проводил исследования по истории и культуре народов Урала и Поволжья. Его журналистская и редакторская деятельность оказали значительное влияние на развитие духовной культуры народов Урало-Поволжья. Его имя было широко известно в Средней Азии и Казахстане. Закончил свой творческий и жизненный путь на посту муфтия России и Сибири в 1936 году в городе Уфе. Его могила почитается мусульманами не только Башкортостана, но и всей России.

Захоронение Первого муфтия Мухамеджана Гусейнова. Первый муфтий Духовного управления мусульман России Мухамеджан Гусейнов был не только религиозным, но и политическим деятелем. Султанай Уфимской провинции в 1785 году получает от Екатерины II звание Первого ахуна края («ахун» — мусульманский епископ). Сделал очень много для последующего появления в республике известных медресе «Галия» и «Усмания», в которых учились многие видные религиозные деятели, в  том числе и знаменитый Мужавир-хазрат. Могила Первого муфтия весьма почитаема всеми мусульманами республики.

Мощи Моисея Уфимского. Преподобный Моисей Уфимский — один из 11 святых-подвижников, жизнь и служение которых были тесно связаны с Уфимской Епархией. Скончался последний уфимский святой 3 июня 1982 года, и до сих пор живо много свидетелей его чудес: многочисленных исцелений и предсказаний. До сих пор многие верующие носят с собой маленькую фотографию отца Моисея, ездят к нему на  могилу и ходят поклониться его мощам.

Место явления иконы. Местом массового паломничества православных христиан является поселок Красноусольский (Рис. 3). На святой горе на территории курорта Красноусольский стоит храм в честь явления иконы Табынской Божьей Матери, а под горой — пещера со святым источником. Эта икона знаменита загадочной историей своего появления и обилием сотворенных чудес. Спустя полтора века она вновь явилась людям в том же месте и была перенесена в церковь Табынского села, откуда и получила свое название. Ежегодно десятки тысяч паломников на Крещение Господне приезжают сюда, чтобы совершить моление и искупаться в целебных водах источников.

Источник старицы блаженной  Варвары. Варвара Васильевна Архангельская родилась в 1890 году в семье сельского священника. До конца 20-х годов она была школьной учительницей в селе Скворчиха, пока не решила принять путь юродивой, оделась в тряпье, завела козочек, и пасла их  в молитвенном уединении, возвращаясь в дом поздним вечером. Еще через несколько лет Варвара перестала вести хозяйство, полностью посвятив себя Богу. Вскоре у затворницы открылся дар предвидения и исцеления. Впервые увидев человека, она могла рассказать про всю его жизнь. Умерла Варвара в 1966 году. Недалеко от дома остался источник, из которого брала воду блаженная старица. Эта вода считается целебной. Сейчас трудами благотворителей у источника поставлена часовня, за которой присматривают сестры местного женского монастыря.

Информация о работе Религиозный туризм в Республике Башкортостан